Смерть как необходимое условие трансформации

Артём Соломонов
Тема смерти всегда волновала человечество. Или, во всяком случае, с того момента, как наши прародители Адам и Ева отведали запретный плод с Древа Познания Добра и Зла и были изгнаны из земного рая, лишившись прежней беззаботности и чистоты. 
Словом, того, что у нас ассоциируется со счастливым временем. Этот мотив воспроизводится и в сюжете, повествующем о падении Вавилонской башни, ставшей воплощением человеческой гордыни, и в древнегреческом мифе о любопытной Пандоре, из-за которой по всему миру разлетелись всевозможные бедствия и несчастия. Впрочем, не всё так плохо, ведь где-то на донышке эта прелестница оставила нам надежду. 

Безусловно, падение первых людей по сей день во многом осуждается, особенно, когда речь заходит о человеческой порочности и о том, чего это падение всех нас лишило. Однако, если посмотреть с другой стороны, можно прийти к выводу, что эти люди проживали детскую пору своей жизни. А она, как известно, не обходится без падений.

Будучи ребёнком, человек пребывает в этаком состоянии «райского блаженства», так как ещё не знает, что ждёт его во взрослой жизни. Но именно с утратой этого состояния человек как бы умирает и рождается для нового.

Подобную инициацию мы можем проследить, к примеру, в древнем шумеро-аккадском «Эпосе о Гильгамеше», когда главный герой теряет лучшего друга Энкиду, а вместе с ним и часть самого себя. Только после потери Энкиду перед ним встаёт глубинная экзистенциальная проблема, которую, как известно, невозможно решить каким-либо конкретным образом. Примерно то же самое происходит и с одним из героев Джека Лондона, незаурядным индивидуалистом Мартином Иденом, который подобно Гильгамешу переживает смерть своего близкого друга Расса Бриссендена. Правда, в случае с Иденом всё куда трагичнее, тем более, если учитывать его печальный финал с погружением на дно мрачного океана. Невольно даже вспоминается, пожалуй, самое великое в истории человечества судно – Титаник, которое оказалось не настолько неуязвимым, как считали многие, и, несомненно, стало символом всех катастроф эпохи модерна.

И, как мне кажется, самый яркий пример трансформации мы можем встретить на страницах «Комедии» Данте. Напомню, что в начале герой блуждает в сумрачном лесу, который представляет нашу обыденную жизнь с её заблуждениями и суетой:

«Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.

Каков он был, о, как произнесу,
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу!»

Встретив на своём пути Вергилия, герой проходит все круги ада, полные ужаса и безысходности, затем совершает восхождение на гору Чистилище. И только после этого встречает свою донну Беатриче и познаёт Свет Божественной Любви.

Смерть как необходимое условие трансформации (эссе)