Боевая подготовка, декабрь 1944

Андрей Бухаров
  Из леса у Кобрина наша дивизия передислоцировалась к небольшому городку, между Белостоком и Варшавой - Оструву-Мазовецкому. Поначалу мы не знали, что рядом с нашим расположением находится полигон, на котором еще до войны наши войска, находившиеся на охране границы, проводили занятия по стрельбе и тактической подготовке. Расположились части дивизии по лесам в землянках, часть из которых уже была построена. Недостающие мы построили сами, обеспечив каждую из них печкой "буржуйкой", укрыв весь личный состав от ненастной осенней погоды. Было где отдохнуть после напряженных занятий и обсушиться. Разместились и стали основательно готовиться к прорыву сильно укрепленной полосы обороны противника и ведению боя в глубине его обороны.

  В конце ноября, комдив решил провести показательное учение усиленного стрелкового батальона по прорыву первой полосы противника с боевой стрельбой для всех офицеров дивизии. Учения прошли, можно сказать - успешно. В ходе этого учения я прошел все этапы с ячейкой управления командира действующего батальона, и мне были хорошо видны положительные стороны и недостатки, допущенные подразделениями в ходе наступления.
  Командир дивизии сделал разбор и дал оценку действующим подразделениям, а в конце спросил:
- Кто еще хочет высказать свое мнение?
  Я поднял руку и представился.
  Все оторопели. Среди офицеров пошел шум: "Вот еще нашелся умник, после комдива выступать…"
- Не надо шуметь. Пусть капитан говорит. Послушаем, – предупредительно отреагировал комдив.
- Товарищи, я не буду говорить о значении этого учения и тем более давать оценку. Многие из нас такое учение увидели впервые. Я хочу сказать о тех недостатках и просчетах, которые могут привести к неоправданным потерям в бою. Первое. Несколько сто двадцати миллиметровых мин, после обработки переднего края, легли позади ячейки управления комбата, а могло бы быть и хуже – по боевому порядку наступающих. Почему это случилось? Командно-наблюдательного пункта батареи не было вместе с командиром батальона. Он бы не допустил залпа по себе. Второе, танки оторвались от цепи наступающей пехоты на расстояние большее, чем допускается Боевым уставом. Противнику только этого и надо - отсечь пехоту от танков и огнем прижать ее к земле. В результате, наступление сорвано – задача не выполнена. Третье - самоходно-артиллерийские установки не выполнили свою задачу, они смешались с танками, и пошли в атаку. Их задача – передвигаться от укрытия к укрытию и своим огнем обеспечивать наступление, своевременно обнаруживать огневые точки противника и уничтожать их. Спасибо за внимание.
- А что? – комдив обратился к офицерам, – Капитан дельно сказал. Кто еще хочет высказать свое мнение? – но больше желающих не нашлось.
  После этого показного учения в дивизии ежедневно, батальон за батальоном проводили учения с боевой стрельбой. Каждому батальону удалось повторить наступление по несколько раз.

V

  Рядом со своим расположением, на открытой поляне, мы построили полосу обороны "противника". Открыли окопы полного профиля со всеми элементами долговременной обороны, прикрыв подходы проволочными и минно-взрывными заграждениями, где и обучали батальон действиям в ночных условиях.
  По обстановке ощущалось, что наша подготовка идёт к концу. Я решил провести контрольное занятие в составе батальона. В полном объеме: с проведением разведки и действиями саперов по разминированию и проделыванию проходов в заграждениях противника. Мне не известно, знали ли об этом в штабе полка или нет, но на это занятие прибыло два заместителя командира полка – заместитель по политчасти майор Иванов и первый заместитель командира полка майор Дробатый. Первый вопрос:
- А где командир батальона?
- Не знаю. По плану, занятие провожу я, а он быть на этом занятии не обязан.
  Пока мы беседовали, батальон занял исходное положение. О том, что все готовы к действиям, мне дали знать сигналом, и я, так же, дал сигнал «Вперёд!». Для действий в условиях ночи, чтобы не дать противнику понять о начале атаки, нами были разработаны условные беззвучные сигналы. Команды в подразделениях подавали в полголоса по цепи. В качестве противника выступал один из взводов под руководством заместителя командира батальона по политчасти старшего лейтенанта Якобсона. И вот "замы" задают мне вопросы:
- Когда начнете учение? Когда начнет действовать батальон?
- Учение уже идет. Мне доложили, что "противник" на месте; разведка находится в его расположении, саперные группы проделали проходы…
  Как так? Посмотрели вокруг – пусто, никого, кроме нас нет.
- Ну что будете смотреть?
- Да-да! Мы для этого и прибыли, – и тут же их вопрос, а где люди? Вокруг никого нет. – А когда?.. А команда?
- Команды не было, были сигналы. Когда мне сообщили, что проходы проделаны, я дал им сигнал "Вперед!"
- Как? Уже ушел целый батальон, и не было "ни стука - ни грюка?"
- Вот и хорошо. Значит, мы добились своей цели – не выдать противнику своих намерений. Прошу вас пройти к проходам в заграждениях.
  В это время из непроглядной темноты показалась группа воинов.
- Стой! Кто идет?
- Разведка. "Языка" тащим, - все остановились.
- Давайте, развязывайте, а то "язык" скоро там задохнется, - приказал я.
  Они вывалили из матрацной наволочки связанного человека с полотенцем-кляпом во рту.
- Ба! Да, это же наш замполит Якобсон, скорее развязывайте. Молодцы! Догоняйте своё подразделение.
"Замы" ахнули…
- Фух! Чуть не задохнулся. – с трудом вымолвил Семен Яковлевич.
  Мы нагнали наступающую цепь, когда она без шума атаковала первую траншею, прошли вместе при атаке второй, и за тем - захватив траншею. Стрелковые роты, выполнив задачу, закрепилась на достигнутом рубеже. Батальон задачу выполнил. Отбой.
  Построил батальон, доложил заместителям комполка об окончании занятия и попросил их высказать свои замечания.
- Подводите итоги сами, а мы послушаем.
  При разборе я указал:
- Разведка сработала отлично. Не хуже поработали и наши саперные группы при разминировании и проделывании прохода. Надежно работала наша система управления и связь. Нет особых замечаний и по действиям стрелковых подразделений, при атаке траншей действовали они четко и согласованно. Считаю, что если бы пришлось применять ручные гранаты и короткие очереди из автоматов, то вы бы и с этим неплохо справились. Ведь за время учебы вы получили достаточный опыт в ведении огня. Дорогие воины, сегодня вы показали, что ежедневные тренировки не прошли даром. Вы и ваши действия достойны похвалы. Я думаю, что приобретенный опыт поможет не только выполнить боевую задачу, но и сохранить вашу жизнь.
  Заместители командира полка наблюдали и ни во что не вмешивались. С их разрешения я объявил личному составу батальона благодарность за отличные действия и усердие на учении. Замы меня поблагодарили:
- Мы получили полное удовлетворение от всего увиденного.
- Разве такое возможно?! – спросил замполит Иванов.
- Возможно! Все возможно! Ведь мы почти два месяца шли к этому результату.

  Описанное учение проходило ночью с 8 на 9 декабря 1944 года. Тогда я не знал, что это учение станет для меня последним в первом батальоне. А что комбат? Капитан Архипов до этого ни на одних ночных занятиях не был. Я же считал, что учеба личного состава не его забота.
  Старший лейтенант Якобсон потом долго переживал за тот случай, когда он оказался в мешке. Ведь он считал себя хорошим борцом и имел первый разряд по классической борьбе. Но почему-то, злился именно на меня. Сам же он рассказывал:
- Все произошло так мгновенно, что я пикнуть не успел, руки заломили, кляп в рот, связали по рукам и ногам, засунули головой вниз в чувал и потащили.