Русь православная. Гл. 23 Звоните колокола, собира

Лариса Даншина
     Часть 4: Русь православная до Романовых. Патриаршество
     Глава 6: Звоните колокола, собирайте народ, не дадим землю русскую на поругание

«Буде нам хотети помочи государству, ино не пожалети животов своих, да не токмо животов своих, ино не пожалети и дворы своя продавати, и жены и дети наши закладывати…» – Слова Минина перед народом

Колокола, колокола, звоните, собирайте народ, гибнет Россия в междоусобице, предательстве. Самозванцы с ляхами топчут землю родную, православную; грабят, жгут, убивают, поднимают нестойких на буйство, мятежи. Страшное время пришло, никого не щадят: ни старого, ни малого, поднимают руки на святыни; грабят их и убивают священнослужителей.

Колокола, колокола, звените на всю Россию, поднимайте тех, кому ещё дорога Матушка-земля русская, вера православная, дом родной. Многие русские святители не приняли поляков, самозванцев и предателей, видя, как уничтожается страна.

«Митрополит Казанский Ефрем изрёк проклятие за измену на город Свияжск и этим поразил горожан, что они просили снять с них святительскую клятву, обещая впредь быть верными Шуйскому. Тверской архиепископ Феоктист так воодушевил свою паству, что в 1606 году мятежные войска были отбиты от Твери: но в 1608 году город был взят и сам святитель был убит. Галактион Суздальский умер в изгнании за то, что не хотел благословить самозванца. Геннадий Псковский долго удерживал свою паству от перехода на сторону самозванца и не пережил измены своего города. Исидор Новгородский успел поддержать в новгородцах верность царю, не смотря на измену Пскова. Иосиф Коломенский сопротивлявшийся первому самозванцу по вопросу о браке с Мариною, был схвачен воинами второго; его привязали к пушке и всюду волочили за собой. Когда толпы изменников заняли Ростов (1608 г.), митрополит Филарет (Романов) с верными гражданами заперся в соборе, приготовляясь к мученической смерти приобщением Святых Тайн». (Знаменский П.В.)

Как не вспомнить и о подвигах монастырей и их обитателей, которые стойко оборонялись от поляков и их приспешников: выдерживали осаду, благодаря защитникам-монахам и народу, собиравшемуся под защиту их стен, защищая святыни.

Ляхи землю Руси разоряли,
Не мирились, что Лавра богата,(1)
Её ценности ляхи желали,
Всё готово у них для захвата.

Всем прельщала(2) удобны дороги,
Есть казна и запасов довольно.
Только стены крепки и глубоки(3)
Были рвы – содрогнёшься невольно.

Царь Василий дружину направил(4)
Ещё раньше, чтоб Лавру держали,
Казаков и стрельцов он прибавил,
Чтобы Лавру врагу не отдали.

И народ потянулся за стены,(5)
Одевали доспехи для боя.
Быть иль нет в этих стенах измены?
Выбор каждого, каждого воля!

И смиренные иноки к рати
Подготовив себя, помолились:
«Здесь не будут кощунствовать тати!»(6)
И в доспехи они облачились.(7)

Осень, осень, листва опадает,
Враг пришёл: на Клементьевском поле.(8)
На святыню свой меч поднимает,
Он не радость несёт, только горе.

Сколько бед претерпели в осаде,(9)
Сколько мужества, стойкости было,
И не думал никто о награде,
Память это навек сохранила.

Сохранила, как Лавру терзали:
Ядра падали, всё разбивали,(10)
И святые иконы страдали,
И людей не щадя убивали.

Устояла, она устояла,
Сколько жертв, но уже не до драки –
На борьбу Русь народ поднимала,
Отступили от Лавры поляки.(11)

«Не смотря на всю крайность своего положения, Лавра во время самой осады нашла возможность послать правительству 2000 рублей. Когда Москва тоже была осаждена тушинцами Лжедмитрия и терпела сильный голод, Троицкий монастырь дважды открывал свои житницы, пуская хлеб в продажу по обыкновенной цене, подрывая этим своекорыстных торговых людей, которые бессовестно пользовались народным бедствием для своих барышей. Кириллов монастырь обратился в крепость и целых 5 лет выдерживал постоянные осады буйных полчищ. Соловецкий монастырь в два раза переслал в Москву более 17000 рублей. Спасо-Прилуцкий монастырь отдал на жертву отечеству всю свою наличную казну. Кроме того из монастырских стен шли религиозные воззвания, одушевлявшие народ на борьбу с врагами». (Знаменский П.В.)

Измены, измены, Россия пылала, стонала, и казалось, дни её сочтены. Но так ли это? Когда ещё Лавра была осаждена, царь Василий Шуйский призвал своего родственника князя Михаила Скопина-Шуйского…

Царь Василий подумав, решился:
Надо к шведам ему обратиться, – (12)
Польше враг, Скопин(13) с ним согласился,
Может к лучшему что-то решится.

В путь Михайло отправился, ждали,
Что за вести прибудут в столицу.
Неизвестность давила, страдали,
И суровыми делались лица.

Всем казалось: союз ненадёжный –
Уговоры, оплата… согласны
Биться шведы, порой было сложно,
И казалось, надежды напрасны.(14)

Скопин шведов к Москве посылает,
Не желают идти: «Пусть заплатят!»(15)
Их условие он принимает,
Серебра для уплаты им хватит.

Вести быстро летят: всех поляков
Скоро Скопин побьёт и прогонит.
Отбивали поляков атаки,
Враг силён ещё, Русь от них стонет.

Недоверие тоже гнездилось,
Мятежи кое-где возникали,
Хоть и трудно порой приходилось,
Но отряды уже возникали…(16)

Защитив Лавру, князь уж в столицу
Возвращался, увенчанный славой,
И врагов поосунулись лица,
И заполнились думой коварной

Их сердца. Слава князя тревожит,
Зашептали царю: «Князь опасен,
При поддержке народа он может
Захватить власть».(17) Был план их ужасен.

Делагари предупреждал князя, что в Москве оставаться опасно. Он чувствовал, что плохое затевается против Михаила, они оба мечтали поскорее уехать в Смоленск, но всё получилось не так как хотелось. На пиру у Дмитрия Шуйского, Михаилу стало плохо после выпитой чаши, потерял сознание, его унесли домой, где он скончался. Москва пришла в ужас. Народ обвинял в смерти князя царя Василия и его брата Дмитрия. Царь оплакивал Скопина-Шуйского, но народ считал, что слёзы притворные. Всё рушилось, опять беда стояла у порога, князя Михаила нет, некому казалось защитить страну, опять поражение.(18) Поляки ликовали и мечтали, чтобы царём стал королевич Владислав. Салтыков, Ляпунов и некоторые бояре насильно постригли царя Василия в монахи.(19)

«Но Бог не восхотел расширения правды католицкой. Слухи о притязаниях поляков на Московское государство и о будущих опасностях для веры производили в народе сильное волнение. Патриарх взывал к православным о защите отеческой веры и всех освобождал от присяги королевичу, если он не крестится». (Знаменский П.В.)

«…в октябре 1611 года одна Троицкая(20) грамота пришла в Нижний и произвела здесь сильное впечатление. Сам пр.Сергий явился во сне земскому старосте Козьме Минину и повелел будить спящих». (Знаменский П.В.)

И Козьма кинул клич: «Поднимайтесь,
Сколько можно терпеть этих ляхов!
Вы на битву скорей собирайтесь,
Не подвластны сердца наши страху!»

Клич Козьмы подхватили мгновенно,
Кто, что мог, для борьбы отдавали.
И врага будут бить непременно,
И начальником князя признали.(21)

Ополчение Дмитрий возглавил,
Грозной тучей к Москве продвигались.
Поскорей от врагов бы избавил,
И поляки, узнав, испугались.

Из темницы напутствие шлётся,(22)
Гермогеном: «На подвиг идите! –
Его сердце почти уж не бьётся. –
Русь святую вы освободите!»

Лавра всё раздала, что имела,
И Аврамий(23) при войске, речами
Вдохновлял: «Вы не бойтесь, а смело
В бой идите, Господь будет с вами!»

И горела Москва, сотрясалась –
Ляхи жгли, не желая сдаваться.
Знать погибнуть им только осталось,
Продолжали они огрызаться.

Враг повержен, Москва ликовала, –
Ляхов нет, жизнь другая настанет,
Победителей звоном встречала,
Вновь Россия из пепла восстанет!

27 ноября 1612 года Москва наконец была освобождена от поляков,  а  21 февраля 1613 года  земской собор  избрал на царство
Михаила Фёдоровича Романова, сына Филарета. Закончилось смутное время.

«…Дмитрий Михайлович Пожарский (1578 – 1642 гг.), боярин и воевода, выдающийся полководец, спаситель России в 1612 году, освободивший вместе с Кузьмой Мининым и князем Д.П. Трубецким Москву от поляков и вторично спасший столицу от войск Речи Посполитой в 1618 году, сын стольника князя Михаила Фёдоровича, по прозвищу Глухой». (Пчелов Е.)

Немеркнущую славу уготовила судьба Пожарскому и Минину, и тем, кто так же как и они защищали свою страну от захватчиков «не жалея живота своего»: князь Михаил Скопин-Шуйский; князь Трубецкой; князь Горчаков; архиепископ Сергий; воевода Шеин; Иван Куракин бил Сапегу под Дмитровом; воевода Давид Жеребцов, пал в битве с шайкой Лисовского; Софийский протопоп Аммос погибший в пламени вместе с жителями у себя во дворе; св.Дионисий ставший архимандритом Троицкой обители в дни царя Василия, помогал во время осады Лавры, призывал очистить землю от врагов и другие.

Сколько вас героев, защитников отечества, слава и вечная вам память!

Колокола, колокола, звоните на всю Россию, разливайте свой чарующий звон по всей земле русской, напоминайте о тех, кто защитил её в лихую годину!

_________________________________________
1 - Не мирились, что Лавра богата – Св. Троице-Сергиевская Лавра.
2 - Всем прельщала… – Лавра была к тому времени богата: золотая и серебряная утварь, каменья, образа, кресты и пр. Также было удобно сообщение с Москвой, с Севером и Востоком России, к царю оттуда шли на помощь: дружины, казна и запасы.
3 - Только стены крепки и глубоки – при Иоанне IV Лавра была защищена каменными стенами (вышиной в четыре, толщиной в три сажени), с башнями и глубоким рвом.
4 - Царь Василий дружину направил – царь Василий Шуйский предполагал, что поляки захотят захватить Лавру и направил туда: «дружину Детей Боярских, казаков верных, стрельцов и с помощью иноков снабдил всем нужным для сопротивления долговременного».
5 - И народ потянулся за стены – т.е. семьями, спасаясь от поляков под защиту стен Лавры и становились её защитниками.
6 - «Здесь не будут кощунствовать тати!» – т.е. враги, которые грабят и убивают.
7 - И в доспехи они облачились – иноки наравне с дружинами и народом, прибывшим в Лавру, защищали свою обитель.
8 - Враг пришёл: на Клементьевском поле – 23 сентября 1608 г. Сапега с Лисовским и другими знатными ляхами и изменниками, остановились на Клементьевском поле, на виду у монастыря.
9 - Сколько бед претерпели в осаде – 16 месяцев длилась осада Лавры, из-за скопления людей не хватало продовольствия, зимой не было дров, гнилая вода, свирепствовала цинга – от неё умирали; не говоря о людских потерях во время сражений. Было и предательство – слуга монастырский Селевин бежал к полякам (его брат, чтобы смыть позор предательства с рода, сражаясь, погиб).
10 - Ядра падали, всё разбивали – ядра поляков попадали в Лавру, нанося ущерб: ударило одно в большой колокол, в церковь, раздробило иконы; другим убило инокиню; третьим в день Архангела Михаила оторвало ногу у старца Корнилия, он тихо скончался и др.
11 - Отступили от Лавры поляки – 12 января Сапега снял осаду Лавры и бежал в Дмитров, инок Макарий со святой водой прибыл в Москву и объявил царю, что «Лавра спасена Богом и князем Михаилом».
12 - Надо к шведам ему обратиться – т.е. к королю шведскому Карлу IХ, в то время враждовавшему с польским королём Сигизмундом.
13 - Скопин – князь Михаил Скопин-Шуйский (1587 – 1610 гг.), племянник царя Василия.
14 - И казалось, надежды напрасны – король Швеции не сразу согласился на просьбу о помощи, шведский полководец Делагарди требовал оплату вперёд.
15 - Не желают идти: «Пусть заплатят!» – после нескольких побед князь Михаил хотел направить шведов на помощь Москве, но те заупрямились, не желая идти вглубь России, на свою погибель, что им не выдано жалование. Князь выдал серебро, генерал Зоме с частью пехоты и конницы вернулся к князю.
16 - Но отряды уже возникали… – для защиты от поляков.
17 - Захватить власть – князь Дмитрий, брат царя, был одним из первых, кто нашёптывал, наушничал на Михаила, боясь его славы, и того, что бездетный брат умрёт и власть достанется князю Михаилу.
18 - …опять поражение – князь Дмитрий Шуйский возглавив войска, показал себя плохим военачальником, потерпел поражение от поляков, а шведы отступили. Делагари не смог их остановить и согласился на условия поляков: оставить Шуйского и, взяв его казну, удалиться.
19 - …постригли царя Василия в монахи – когда свергли царя, Жолкевский, уезжая к королю, захватил с собой поверженного Василия.
20 - …одна Троицкая грамота – в октябре 1611 г. архимандрит св.Дионисий дал наказ писцам писать грамоты, призывая народ к «очищению земли».
21 - И начальником князя признали – ополчение возглавил князь Дмитрий Михайлович Пожарский, помогали Кузьма Минин и князь Трубецкой.
22 - Из темницы напутствие шлётся – т.е. патриарх Гермоген благословил из заточения ополченцев и вскоре скончался от голода и жажды.
23 - И Аврамий… –- келарь Аврамий находился при войске Пожарского и Минина, вдохновляя и увещевая своими речами (келарь Аврамий Палицын).

Используемая иллюстрация: Рассохин В.В. «В ожидании сигнала Ивана Великого»