Выборы. Записки провинциального политтехнолога-15

Михаил Сафиканов
     УРОКИ ОДНОГО ПОРАЖЕНИЯ НА ВЫБОРАХ С КАНДИДАТОМ В ГОРСОВЕТ

    Выборы – штука непредсказуемая. Политтехнолог, имиджмейкер –
не Бог, чтобы всегда развернуть выборную компанию в победную сторону, если кандидат слушает советы вполуха или проявляет самоуверенность,  подпитанную  прошлыми успехами на выборах. Именно с таким кандидатом довелось работать в марте 1999 года. Вот как это было и что из этого получилось.

             ПЕРВЫЙ РАЗГОВОР.
    НА «ДЖИПЕ» В ГОРСОВЕТ НЕ ВЪЕЗЖАЮТ»

   С какими только кандидатами на выборную должность не приходилось работать. Особенно непросто строить выборную компанию с теми, кто уже раза два подряд становился депутатом. Они, как знатоки местной политической кухни, очередные выборы  почему-то считают легкой прогулкой. Именно в такой персоной довелось работать мне в 1999 году  на мартовских выборах  в городской совет.  Расимов  по жизни удачливый человек – создал торговую фирму, заработал средства и учредил местный городской телеканал, в которой мелькали представители городской элиты.
   Первая встреча с Расимовым произошла в его кабинете телестудии.  Разговор я начал с традиционного вопроса:
   – Как вам удалось победить на прошлых выборах?
   – На прошлых выборах за две недели так я обработал избирателей, что подавляющее большинство проголосовали за меня. И сейчас народ должен меня поддержать.
   – Выборы на выборы не приходятся, - возразил я. - В таком случае, зачем вам я, как имиджмейкер?
   – Теперь мода теперь такая – на выборах приглашать политтехнолога. Ваше дело предлагать, как вести кампанию, моё выбрать ваши идеи для победы.
   – Каждый должен пройти свой путь,- возразил я. - От кандидата зависит 51 процент успеха. Надо не просто ухватиться за идею, но и поработать над её реализацией. Я  - свои    49 процентов сделаю. Для начала нельзя терять время, осталось до выборов три недели. Требуется информационный повод, чтобы вновь о вас заговорили. Надо составить план действий.  Предлагаю сформировать избирательный блок «Наш город – наш Дом» и вам его возглавить. В этом случае  масштаб вашей личности возрастет. Избиратели поймут, что вы не в одиночку  будете отстаивать их интересы, а с единомышленниками.
   –  А где эти единомышленники?- полюбопытствовал собеседник.
   – Я  познакомился с пятью кандидатами в горсовет и в библиотеке провел с ними первое занятие  по выборным технологиям. Это  люди разные: детский врач – действующий депутат, директор коммунального хозяйства,  директор коммерческого института, редактор частной молодежной газеты,  главный специалист градообразующего предприятия.  Я провел с ними семинар. Был обстоятельный разговор об эффективных способах предвыборной кампании в нашей стране и США.
   – Почти все новички, никогда не избирались, им это нужно.
   – Верно, пусть так, но они хотят быть избранными, готовы поработать. А это главное.
   – У меня времени нет, чтобы ходить на занятия.- Заявил Раксимов.- Как устроены выборы  и власть, я знаю не понаслышке. У меня влиятельные знакомства в руководстве республики. Если что, по телефону позвонят нашему мэру.  Если что-то новое есть, то вы подскажете. Не так ли?
   – Ну, это само собой. Только нужно, чтобы дело не дошло до телефонного разговора, чтобы стать депутатом. Наверху не всегда всесильны   и всемогущи, чтобы  повлиять на исход выборов. Это хорошо, когда вы в правительство республики подъезжаете на «Джипе», а вот на встречу  с жителями во дворах – не очень.
   – С чего вы взяли?- спроси кандидат в депутаты.
   –  Мне кажется, что на встречу во дворах, у подъездов с народом не стоит подъезжать на «Джипе». Люди сразу увидят, что между ними и вами – дистанция огромного размера. Надо бы машину поскромнее.
   – На прошлых выборах «Джип» не помешал.- не согласился со мной Расимов.
   – Значит, вам повезло, но давайте спорить не будем, лучше поговорим  о деле. Вы слышали, что в конце февраля городская администрация решила провести благотворительную акцию по оказанию помощи в строительстве в городе  Православной церкви и Мусульманской церкви.  Местное телевидение и городская газета должны освещать это событие. Думаю, что вам  целесообразно участвовать в богоугодном деле и создать информационный повод, что мы можете реально помочь в строительстве храмов для верующих.
   –  Я об этом знаю, собираюсь сделать свой вклад.
   – Сумма должна быть впечатляющей. Мы по этому поводу подготовим листовку и расклеим  по подъездам. После этого надо бы сделать телеролик  щедрого мецената с вашим светлым образом. Я работал на телевидении и знаю, как создать красивый запоминающийся ролик.
   – Идея принимается,- ответил кандидат.
   – Хоть в чем-то вы согласились.- с улыбкой сказал я, в расчете, что кандидат согласится и со сценарием ролика.
   – А как же!- неопределенно поддакнул Расимов.
   Я представил, что кандидат лично сообщит на городском мероприятии о помощи своей фирмы строительству  церкви и мечети. Но в назначенный день кандидат сделал неожиданную рокировку: вместо того, что самому сделать прилюдно широкий жест, отправил  доверенное лицо, который от имени фирмы вручил гарантийное письмо о перечислении 50 миллионов (старые деньги). Так сорвалась выигрышная картинка с участием кандидата для предвыборного ролика.  Пришлось ограничиться подготовкой и выпуском листовки.
   Но при этом от идеи  телеролика  не отказались, потому  как из сотни кандидатов выдвиженцев лишь единицы могли выпустить  рекламный телеролик.
   Я написал текст   для нашего кандидата, который заканчивался словами:
«Если вы  ЗА поддержку производства, если вы ЗА активную социальную политику, если вы ЗА реальную помощь нуждающимся людям, то голосуйте ЗА нашего кандидата Расимова".
   Видеоряд получился красивым. Герой идет на фоне Дворца культуры лучшего в городе дворца культуры и сосен. Падают снежинки. После этой романтичной картинки был  показ различных направлений деятельности фирмы кандидата: производство зеркал, занятия секции акробатики, которой помогает наш кандидат, и  эпизод с благотворительной акции – демонстрация гарантийного письма с кругленькой суммой 50 миллионов (тогдашних рублей) о помощи в строительстве  культовых сооружений.

   КАНДИДАТ НИ ТОГО НИ С СЕГО
       ИСЧЕЗ НА ТРИ ДНЯ

   После просмотра в студии этого ролика, кандидат остался доволен, А дальше было неожиданное,  о чем мы не договаривались. Расимов взял да  уехал в  столицу республики …  Три дня его не было.
   Когда он вернулся, мне пришлось ему серьезным тоном сказать:
   – Отключаться  в канун выборов это неразумно.  Три дня пропали, а надо было встречаться с избирателями во дворах и у подъездов. Эту работу не заменит  даже самый  удачный телесюжет.
   – Надо было поехать по делам, - оправдывался кандидат.
   – Для начала надо было мне сказать, что едете на три дня. А то было не понятно, куда вы делись. Насколько я знаю  ситуацию, вам проигрывать выборы нельзя. Это может оказаться началом конца. Есть немало людей, который хотели бы вашего провала, хотя в лицо они вам и улыбаются.
   – И кто же это?- заинтересованно спросил Расимов.
   – Некоторые из них работают в администрации. А там люди сведущие. Не надо забывать, что ваш главный соперник сын прокурора. От такого противника всего можно ожидать все, что  хочешь и не хочешь.
   – Он же простой работяга  на заводе.
   – Вы его недооцениваете,- сказал я прямо.- Именно это и козырь на выборах.  По профессии он слесарь- электрик, с  техникумовским образованием.
   – Знаю, знаю,- подтвердил Расимов.
   – Но это не главное. Парень по характеру бунтарь, народный заступник. Такие люди и без депутатского мандата стоят за интересы народа.  Это непросто электрик, а сын прокурора. 
   – У него  же денег нет на выборы, Что он может сделать для людей?
   – Такому кандидату деньги не нужны. Нашим агитаторам не надо педалировать,  что наш кандидат богатый, может реально помочь людям, а конкурент – бедный. С него нечего взять.  Эта в корне неправильная позиция. Наш противник избрал самую простую и эффективную форму работы с избирателями «От двери – к двери». Его главная мысль – богатый кандидат ничего не делал и делать не будет.
    У меня  сложилось впечатление, что  Расимов слушает меня, но не слышит, что говорю о сложившееся ситуации.  Раз так, то я напрямую я заявил ему:
   – В канун выборов это работяга преподнесет нам сюрпризы, которые  испортят настроение. Парню терять нечего. А вам есть. Давайте не отменяйте то,   что планируем. Не стоит тянуть с выпуском целевой газеты. Это плохо кончится. 

      РЕАЛЬНЫЙ ПРОТИВНИК – СЫН ПРОКУРОВА

   Когда мы наклеили первые листовка у входа в подъезды домов о благотворительной акции, то встретились с неприятным фактом: кто-то на второй день сорвал их. Этот сюрприз в те времена был неслыханным дело.
На заседании штаба я предложил:
   – Надо срочно организовать дежурство членов штаба на машине, что бы поймать с поличным тех, кто срывает и портит политрекламу.
   На вторую ночь поймали двух подростков. Один из них оказался сыном главного конкурента на выборах – действующего депутата. Горячие головы предлагали побить его  для острастки.  Я  настаивал: никакого самосуда.
   Итак, наиболее сильный конкурент проявил себя.
   Этот случай с листовками заставил Расимова задуматься об ускорении выпуска газеты. К подготовке агитматериалов привлекли редактора молодежной газеты «Время" . Заглавным стало интервью с кандидатом «Что сделано? Что предстоит?». Интервью сопровождалось фотоснимками об участии кандидата в различных событиях. Газета была издана тиражом в тысячу экземпляров Но  наш кандидат вовремя не оплатил типографии  редакции ее издание. Такая безответственность  кончилась тем, что она вышла в самый последний момент.
   Тем временем негативное мнение о нашем кандидате уже насаждалось главным конкурентом. Надо было перебить его, выпустить вторую газету, в которой  сделать контрудар. Но  по  не понятной причине наш кандидат не согласился.  И я уже пожалел, что взялся вести его выборную компанию такого непослушного подопечного.
    Но не в моих правилах покидать полю боя. Когда-то я прочитал, что канадские хоккеисты придерживаются девиза «Биться на хоккейной площадке до последней минуты». Мне этот лозунг понравился, поэтому ни разу не сошел с дистанции выборной компании.

      ПЕРЧАТКА ЧЕРНОГО ПИАРА БРОШЕНА
 
    Расимов, чувствуя, что прессинг соперника усиливается, спохватился и предложил на заседании штаба:
   – Хочу встретиться с сыном прокурора, чтобы договориться и он перестал  мазать меня грязью и не охаивал. Может ему денег предложить?
   – Поздновато это,- первым ответил я.- С договорится с таким конкурентом в принципе невозможно. Он сын прокурора. Он –  боец.  Будет драться до конца.
   – Что делать? – несколько потерянно спросил Расимов.
   – Надо выпустить зубодробительную листовку о противнике, - сказал начальник нашего штаба , известный своим демократическим прошлым.
    Редактор газеты газеты поддержал эту идею.
   – Нельзя же подставлять левую щеку, если ударили по правой, - высказал я свое мнение.-  В мировой политике не обязательно применять ядерную бомбу, но иметь ее надо. Пусть слухи дойдут до конкурента, что, если  он не успокоится, то и против его светлого имиджа может быть применена черная краска.
   Когда настал решающий час, Расимов ни с того ни с чего проявил мягкость: не применять  ответную чернуху.
   – Гуманность может дорого обойтись,- подвел я итог.
   Но члены штаба не привыкли перечить Расимову.  На дворе был 1999 год. В итоге решили завершить работу в «белых перчатках». Тогда в  городе  не принято было наносить удар ниже пояса.
     Сегодня, глядя на ту листовку о противнике, сравнивая с  настоящим «черным пиаром», с которым доводилось в своей практике встречаться,  понимаю, что была это довольно безобидная прокламация.
   Для полноты картины еще добавлю, по предвыборной  традиции о каждом кандидате в городской газете публиковалась информация биография и его платформа. Такой материал я подготовил для  печати. Отдал его кандидату Расимову, но он затерял текст , а мне не сказал об этом, Когда принес он в редакцию написанное, то оказалось, что поздно – напечатать не успевают. 
   Для избирателей города это как бы сигнал: раз нет в газете информации о кандидате, значит, и его самого нет.

    P.S. Напомню, что перед выборами я сказал Расимову , что проигрыш на выборах может стать   для него  началом  конца.  Он отмахнулся от этой  мысли  и не хотел верить, что положение его станет шатким, если не получит мандат депутата.  В результате он считал, что его за прошлые заслуги внесут в горсовет. Он на своем «Джипе» проехал мимо горсовета. Бизнес его стал разваливаться, вытеснили его из городского телеканала.Он перестал быть влиятельным человеком в городе. Ему пришлось уехать.

    Из горького опыта этой выборной компании бизнесмена-телемагната, я сделал следующие записи под общей рубрикой:

    ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ: УРОКИ ПОРАЖЕНИЯ

   1. Самоуверенность на выборах  противопоказана кандидату. Победа на предыдущих выборах никакой гарантии не дает.
   2. Никаких особых палочек-выручалочек в форме выборных технологий не существует. Без личного участия кандидата в выборной кампании не обойтись.  Он должен пройти свою часть пути в борьбе за голоса избирателей, а его штаб и имиджмейкер – свою. Только вместе можно прийти к заветному депутатскому мандату.
   3. Переоценка  собственной значимости от занимаемой должности и наличия финансовых ресурсов так же вредна как  переоценка своих ораторских способностей, усердия агитаторов.
   4. Поддержка на словах известных людей, авторитетных в обществе - это лишь часть имиджа кандидата. Он сам должен конкретными делами показать, что имеет личные достоинства и заслуги, за которые его нужно выбрать.
   5. Отсутствие реального бюджета, несвоевременная оплата выполненных заказов тормозит ход выборной кампании, снижает заинтересованность команды, мешает своевременную и эффективному ответу на выпады противника
  6. Идея сделать выборную кампанию в «белых перчатках» должны поддержать и противники, иначе они в черных рукавицах грязных технологий утопят кандидата.
   7.«Отказ от хождения в народ» самый большой грех кандидата. Только личные контакты дают знание о реальных проблемах людей, помогают наметить программу действий.

     Таким образом, работа с кандидатом-бизнесменом – это  всегда сложно , непредсказуемо.

     P.S.
    Эти мартовские 1999 года прошли для меня не так уж печально.  Расимов был шестым, с кем я работал тогда на выборах в горсовет. В предвыборном блоке " Наш город - наш Дом", который я создал, кандидаты были более послушнышными и  серьезно отнеслись к моей помощи, а также советам. и рекомендациям. Главный специалист градообразующего предприятия,  директор коммунального хозяйства,
детский врач победили на выборах и стали депутатами горсовета. Они говорили, что мои консультации оказали очень полезными.