Воскресение из мёртвых

Нина Богдан
          Воскресение мёртвых или восстановление физических тел людей в новом состоянии при втором пришествии Иисуса Христа по словам апостола Павла, произойдет во мгновенье ока и во всей полноте – человеческие души соединяться с человеческими телами.  Воскресшее тело  будет нетленно и бессмертно, вследствие чего оно не будет нуждаться ни в пище, ни в питии. По словам св. апостола Павла: «наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя Господа Иисуса, Который уничиженное тело наше преобразит сообразно с телом Своей славы так, как Он может по действию силы Своей».

          Не то только удивительно, что тела сперва сгниют и потом восстанут, и не то, что восставшие после гниения будут лучше нынешних, и не то, что перейдут в гораздо лучшее состояние, и не то, что каждый получит собственное, а не чужое тело, но и то, что столь многие и столь великие дела, превосходящие всякий  ум и всякое разумение, совершатся в мгновение ока…

 
          Вдруг, во мгновение ока, пишет свят. Иоанн Златоуст, при последней трубе вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие"
Слово – «мы», здесь относится  к тем, которые тогда окажутся живыми. «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление» (1Кор.15:52–53). Чтобы кто-нибудь слыша, что плоть и кровь царствия Божия не наследят, не подумал, что тела не воскреснут,  святой Иоанн Златоуст  присовокупляет: «тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие». Тленное – это тело, и мертвенное тоже тело; тело остается, потому что оно есть то, что облекается, исчезают же смертность и тленность, когда оно облекается в бессмертие и нетление. Потому не сомневайся на счет того, как тело будет жить бесконечно, когда слышишь, что оно будет нетленно.
 
         Свт. Григорий Богослов говорит о воскресении следующее (приводя всё тот же отрывок из Послания Коринфянам: "…вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся")
        "Что же мне малодушествовать в надежде? Что стремиться к временному? Я ожидаю архангельского гласа, последней трубы, преобразования неба, претворения земли, освобождения стихий, обновления целого мира. Тогда я увижу самого Цезария уже не отходящим, не выносимым, не оплакиваемым, не вызывающим жалость, но святым, прославленным, превознесенным, каким ты неоднократно и являлся мне во сне, возлюбленнейший из братий и братолюбивейший, потому ли, что так изображало мое желание, или потому, что это была истина.
         Вот ещё свидетельства иных святителей:
         Погребальная речь в честь брата Цезария (Слово 7). Свт. Григория Нисского.
 
        "Ты, Господи,  разрешил нас от страха смерти. Ты сделал конец здешней жизни началом жизни истинной. Ты в положенный нам срок упокоеваешь сном тела и снова пробуждаешь их при послед- ней трубе. Ты на время вверяешь земле «нашу землю», которую образовал Своими руками, и снова взимаешь то, что дал, нетлением и благодатью преображая наше смертное и безобразное.

          Святитель Феофан Затворник:
         "Между повелением Божиим о воскресении и самим воскресением и мгновения времени не пройдет (Феодорит). Они современно последуют. Как глас трубы, возвещающий Божие повеление, прозвучит, так в то же мгновение мертвые восстанут, а живые изменятся, то есть примут нетленное тело, в каковом воскреснут и умершие. «Слово – мы здесь относит Апостол не к себе, а к тем, которые тогда окажутся живыми. Так, после многого сказанного о воскресении он теперь открывает в нем весьма дивное. Ибо не то только удивительно, что тела сперва сгниют, а потом воскреснут, и не то, что восставшие после гниения будут лучше нынешних, и не то, что живые перейдут в лучшее состояние, и не то, что каждый получит собственное, а не чужое тело, но и то, что столь многие и столь великие дела, превосходящие всякий ум и всякое разумение, совершатся вскоре, то есть во мгновение времени, или, как он яснее выражает это, во мгновении ока, так быстро, как смежаются вежды» (святой Златоуст).
          Блаж. Августин:
         "Взгляд нашего глаза не достигает того, что ближе расположено, быстрее, или находящегося на отдалении медленнее. Напротив, он достигает их с равной скоростью. Подобным образом, когда, как говорит апостол, воскресение мертвых осуществится во мгновение ока, для всемогущего Бога и Его невыразимого изволения столь же легко будет восстановить недавно умерших, как и давно превратившихся в тлен. Для некоторых людей все это невероятно, потому что лежит за пределами опыта, хотя весь мир полон чудес, которые не кажутся достойными осмысления и исследования, и не потому, что их легко постигает разум, но потому, что мы привыкли их видеть. Я же, вместе с теми, кто присоединяется ко мне и стремится постигать невидимое Бога через сотворенный мир, удивляемся, ни много ни мало, тому, что в одном крошечном семечке заложено все то, за что мы восхваляем дерево."
          Он хочет, чтобы под трубою мы понимали очень ясный и яркий знак, который в другом месте он называет гласом Архангела и трубой Божией (1 Фес. 4:16). Вместе с этим звуком и воскресением мертвых, когда уже не будет сомнения в том, что суд наступил, упразднится любое утешение человеческой похвалой. Тогда не будет времени об одном рассуждать, о другом судить, проявлять благосклонность или поддержку другому. Для всемогущего Бога и Его невыразимого изволения столь же легко восстановить недавно умерших, как и давно превратившихся в тлен.
            В кратчайшее и неуловимое время, в какое можно только смежить ресницы, совершится столько и таких дел. Это весьма чудно. Ибо должно удивляться не только тому, что воскреснут сгнившие тела, и тому, что каждый получит свое собственное, но и тому, что все это совершится так быстро, что нельзя и выразить. Слова при последней трубе некоторые понимали о той, о которой написано в Откровении (глава 8, 9 и 10) евангелиста Иоанна. Он говорил, что есть семь труб, первые из них производят поражение людей, ибо не все вместе умирают, но по частям, и это, говорит, по устроению Божию, дабы остающиеся, видя первых погибающими, сами раскаялись. А последняя труба произведет воскресение и изменение уже воскресших, вскоре, в мгновение ока.
            Силой Слова  Бога! Ибо -  Он сказал - и сделалось (Пс. 32:9). Ибо труба означает не что иное, как повеление и мановение Божие, предшествующее всему...

            В Символе Веры мы говорим, что чаем воскресения мертвых. Церковнославянское слово «чаять» означает ожидать с верой, ожидать с усилием. «Чаю воскресения мертвых» — значит, не просто пассивно жду, а серьезно готовлюсь к этому событию, прилагаю усилия к изменению самого себя. Ведь мы чаем не только воскресения мертвых, но и грядущей за этим жизни будущего века, тем самым, исповедуя свою веру в то, что наша земная жизнь — это, помимо всего прочего, еще и приготовление к вечной жизни, к полноте бытия с Богом и в Боге.
            
            И в Ветхом, и в Новом Заветах немало мест, где говорится о всеобщем грядущем воскресении. Например, пророк Иезекииль созерцал воскресение умерших, когда сухие кости, которыми было усеяно поле, начали сближаться друг с другом, обрастать жилами и плотью и, наконец, ожили, и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище (Иез. 37, 10). В Новом Завете Сам Господь наш Иисус Христос неоднократно говорит о грядущем воскресении: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 54). Кроме того, в Евангелии от Матфея говорится о том, что в момент смерти Христа …гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим (Мф. 27, 52–53). Ну и, конечно, 25-я глава Евангелия от Матфея, где совершенно ясно и недвусмысленно говорится о всеобщем воскресении и последующем Страшном Суде: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы (Мф. 25, 31–32). Аминь!