Успешный Р-38 Лайтнинг

Дмитрий Марченко 2
1.
Среди исследователей и любителей авиации второй мировой войны бывают возникают споры какой из истребителей второй мировой войны лучше. У каждого конечно свои предпочтения и свои обоснования в этих предпочтениях.

Один из известных на просторах ЖЖ специалистов по авиации заявил, что он на первое место ставит американский "Лайтнинг" Р-38. Основания весомые, на этой машине воевали лучшие асы США, "Лайтнинг" имел мощное вооружение и по мнению этого специалиста: "имел боевые закрылки плюс гидроусилители элеронов = высокая маневренность, благодаря которой Р-38 мог успешно драться на горизонталях даже с верткими японскими истребителями. Скороподъемность 1440 м/мин (у тандера поздней модификации N - всего 844, у мустанга D - 1060)."

На что у меня сразу возник вопрос, что такая маневренность и скороподъемность вероятно появилась не сразу, а у модификаций начавших боевые действия в 1944 году. Впрочем этот вопрос остался без ответа, а на мои утверждения, что "Лайтнинги" на просторах Средиземноморского ТБД были биты немецкими истребителями как говорится "и в хвост и в гриву" оппонент потребовал подтверждения.


Я изучаю историю воздушного противоборства в воздухе ВМВ уже давно, и как раз на предмет выяснения реальных успехов сторон.

По боям на Средиземноморском ТБД есть известные итоговые работы историка Шореса по которым я и выявлял реальные успехи сторон.


И результаты действий частей американцев вооруженных Р-38 были таковы:



За ноябрь 1942 (победы только подтвержденные данными противника):

1я F.G. сбила 1 Ме-109, потеряла в в/боях - 2 Р-38

14я F.G. сбила 17 самолетов, из них только 1 Ме-109 из разведчиков, потеряла 4 Р-38 от ИА противника



За декабрь 1942 (победы только подтвержденные данными противника):

1я F.G. сбила 7 самолетов: из них 1 Ме-109, 2 ФВ-190 штурмовиков, потеряла 24 Р-38: из них 20 в воздушных боях (19 от ИА), 4 от З/А.

14я F.G. сбила 11 самолетов: из них 2 Ме-109, потеряла 18 Р-38: из них 14 в воздушных боях (13 от ИА), 4 от З/А.

Всего смогли сбить 4 Ме-109 из истребительных частей Люфтваффе, а потеряли от их действия 37 Р-38 (еще 1 Р-38 сбили итальянцы).



Соотношение в боях с немецкими истребителями Ме-109 получается 9,25 к 1, не в пользу американцев. Эти результаты весьма контрастируют результатами действий "Лайтнингов" на Тихоокеанском ТБД.


Также мне известны результаты действий частей "Лайтнингов" и за январь 1943 (победы только подтвержденные данными противника):

 

1я F.G. - сбила 5 самолетов: из них 4 итальянских транспортника и 1 Ме-109.

Потери- 11 Р-38: из них 2 сбиты З/А, 9 сбито ИА, из них 1 Р-38 сбит итальянцами, 8 сбито немецкими истребителями.



14я F.G. - сбила 3 самолета (возможно еще 2 бомбардировщика): 2 Ме-323, 1 Ме-109.

Потери - 15 Р-38, все сбиты ИА, из них 1 Р-38 сбили итальянцы, остальные 14 Р-38 сбиты немецкими истребителями.



82я F.G. - сбила 11 самолетов: 3 итальянских бомбардировщика, 2 МС.202, 2 немецких бомбардировщика, 2 Ме-110, 1 Ю-52, 1 Ме-109.

Потери - 22 Р-38: из них 3 сбиты З/А, остальные 19 сбиты в воздушных боях. Из них 2 Р-38 сбиты итальянскими ИА, 1 Р-38 сбит в бою с бомбардировщиками немцев, остальные 16 сбиты немецкими истребителями.


Всего американским "Лайтнингам" в январе 1943 удалось сбить 19 самолетов "Оси" из которых только 3 истребителя Ме-109 немцев.

Потери их составили 48 Р-38х, из них:

сбито З/А - 5 Р-38

сбито итал. ИА - 4 Р-38

сбито бомбардировщиками - 1 Р-38

сбито немецкими ИА - 38 Р-39



Соотношение потерь в боях между истребителями осталось таким же неблагоприятным для американцев, и даже хуже, чем в предыдущие два месяца, на один сбитый немецкий Ме-109 приходится 12  истребителей Р-38 (1 : 12,6)


Итого в Северной Африке за первые 3 месяца боевых действий пилотам "Лайтнингов" удалось сбить 55 самолетов стран "Оси", за потерю 97 своих машин сбитыми (включая от З/А). Из сбитых "Лайтнингами" самолетов было только 7 Ме-109 из истребительных частей немцев, а от их действия Группы вооруженные Р-38 потеряли 75 своих машин, почти 11 к 1 не в пользу американцев.

Если сравнивать с показателями "Лайтнингов" на Тихоокеанском ТВД, то в боях на Средиземноморье все было зеркально наоборот для них. Они теряли в боях много своих истребителей, а реально сбивали в разы меньше своих противников (истребителей). В боях с японцами пилоты "Лайтнингов" сбивали больше их истребителей, чем теряли сами от их действия, тоже скорей всего в разы. Но врядли соотношение было такое большое не в пользу японцев в 1942 - 43 годах, как на Средиземноморском ТВД не в пользу "Лайтнингов".

----------------------------------------------------

2.
Продолжим тему успехов и неудач "Лайтнингов" в боях против авиации Люфтваффе и К.

Как указывалось в предыдущей части летчики "Лайтнигов" за первые три месяца борьбы в Северной Африке с ноября 1942 по январь 1943 достоверно сбили (подтверждается противником) - 55 самолетов стран "Оси". В это число входят только полностью уничтоженные самолеты, например поврежденный 30.01.43 на 50% Bf 109G из состава II./JG51 (при этом погиб его пилот Gefr. Ludwig Weiler) сюда не входит.

За эти успехи Группы вооруженные "Лайтнингами" заплатили потерей 97 Р-38 сбитыми, из которых 13 сбила З/А, 84 сбиты в воздушных боях. Из которых в свою очередь 80 были сбиты ИА противника ( 5 сбили итальянцы, 75 сбили немцы).



По Группам успехи и потери были таковы:

группа - победы - потери от ИА - потери от БА - потери от З/А - потери всего

1я F.G. - 13 - 30 - 1 - 6 - 37

14 F.G. - 31 - 32 - 1 - 4 - 37

82 F.G. - 11 - 18 - 2 - 3 - 23

Всего — 55 — 80 — 4 — 13 — 97



1я F.G. - сбила 13 самолетов: 3 Bf 109G (один из них под - ?), 2 Fw 190 штурмовика, 1 итальянский бомбардировщик, 3 немецких бомбардировщика, 4 итальянских транспортника.

14 F.G. - сбила 31 самолет: 3 Bf 109G, 7 немецких бомбардировщиков, 7 итальянских транспортников, 6 Ю-52, 2 Ме-323, 4 Ме-210, 1 Bf 109 разведчик, 1 МС.202 итальянцев.

82 F.G. - сбила 11 самолетов: 1 Bf 109G, 2 Bf 110, 2 немецких бомбардировщика, 3 итальянских бомбардировщиков, 1 Ю-52, 2 МС.202.

Довольно успешна была 14я F.G., ее летчикам удалось сбить почти столько же самолетов противника в воздущных боях, сколько потеряли сами - 31 победа против 33 потерянных. Летчикам Группы везло на встречи с транспортными самолетами противника, которых они сбили 13.

Всего из 55 сбитых "Лайтнингами" - 20 были транспортными самолетами.

Также довольно часты были встречи с ударной авиацией стран "Оси", летчики Р-38х сбили всего 16 бомбардировщиков: 12 немецких, 4 итальянских.

Одномоторных истребителей (из истребительных частей) удалось сбить 10 (7 Bf 109G, 3 МС.202). Американские летчики истребители уступили и своим итальянским "визави", они достоверно сбили 3 МС.202, а потеряли от их огня 5 своих Р-38.

Немецких Bf 109G было сбито максимум - 7, а потери от их действия составли - 75 Р-38 (максимум). Так как из последней цифры некоторые (по крайней мере один) были сбиты двухмоторными истребителями немцев, при этом соотношение в сбитых останется ни как не меньще, чем 1 к 10 не в пользу пилотов Р-38х.



В дальнейшем истребители летавшие на "Лайтнигах" на этом ТВД вели интенсивные боевые действия и многие эпизоды хотелось бы осветить.  В 1943 году столкновения с истребителями Люфтваффе также приводили к значительным потерям среди "Лайтнигов".

А на данный момент есть возможность рассмотреть статистику действий "Лайтнингов" год спустя после начала их боевых действий на Средизимноморье - в ноябре - декабре 1943 года. В этот период "Лайтнингам" уже не приходилось сталкиваться с бомбардировщиками и транспортными самолетами противника, все бои велись только с истребителями немцев и их союзников.



Ноябрь 1943 был для летчиков трех Групп "Лайтнингов" относительно спокойный, воздушных боев было не много и они были не сильными.

1я F.G. достоверно сбила 3 Bf 109G (по одному из которых есть вопросы), а потери Группы составили 1 Р-38 сбитый З/А.

14 F.G. - воздушных побед не добилась, а потеряла в этом месяце 1 Р-38, который по данным американцев сбит З/А, но при этом у истребителей Люфтваффе есть заявка на такой самолет, подходящая по времени и месту.

82 F.G. - сбила 3 Bf 109G (два болгарских, один из IV./JG27), а потеряла 4 "Лайтнинга". Из них два стали жертвами болгарских "Мессершмиттов", а два были сбиты зенитками.



Всего в ноябре "Лайтнингам" удалось достоверно сбить 6 истребителей противника, а потери их составили также 6 своих машин, прада только 3 из них (максимум) были сбиты ИА противника. Таким образом в воздушных  столкновениях баланс для американских пилотов оказался положительным - 6 (5) : 3 (2) в их пользу.



В декабре столкновений с воздушным противником у пилотов "Лайтнингов" было больше и воздушные бои были более кровопролитные. Успехи и потери по Группым были таковы:

группа - победы - потери в в/боях - от З/А - пропало б.в.

1я F.G. - 2 - 7  + 1 пропал б.в.

14я F.G. - 3 - 3

82я F.G. - 8 - 15 + 1 З/А

Всего - 13 - 25 + 1 Р-38 сбит З/А и 1 Р-38 пропал без вести.

Как видно из этих данных "Лайтнинги" в боях с истребителями "Оси" в декабре месяце потерпели поражение. На одну реальную победу приходится две своих потери.

Если сравнивать эту статистику с такими же данными об успехах и потерях "Лайтнингов" годичной давности, то сразу можно заметить, что американские истребители в боях против истребителей немцев (и их союзников) значительно выровняли положение. Если год назад соотношение по потерям в воздушных боях было 10 к 1 не в пользу Р-38, то в конце 1943 года соотношение стало менее 2 к 1 все еще не в пользу "Лайтнингов".

Так как боевая и летная опытность пилотов сторон в это время были примерно одинаковы, то можно прийти к выводу, что немецкий Bf 109G все еще сохранял превосходство над "Лайтнингом".


3.
Ситуация в воздухе с февраля месяца 1943 года начала менятся в лучшую для "Лайтнингов" сторону. Численный перевес авиации союзников над авиацией "Оси" в Африке все более увеличивался.



2.02.43 с воздушным противником столкнулись пилоты 82я F.G., они при эскорте В-25х, заявили 8 побед, из которых в данных о потерях противника находят подтверждение две: Bf 110 и Ju 88. Потери Группы составили 1 Р-38, сбитый судя по всему летчиком из III./ZG26.



3.02.43 по две восьмерки "Лайтнингов" из 1й и 82й F.G. сопровождали 15 В-26 на атаку аэродрома Габез. Формация была атакована "Мессершмиттами-109" из состава II./JG51, которые по итогам 40 минутного боя заявили сбитыми 2 Р-38 и 1 В-26. Эти заявки точно соответствуют потерям американцев, двух "Лайтнингов" лишилась 82я F.G.. II./JG51 потерь не понесла.

В другом вылете 12 Р-38 82й F.G. сопровождали 11 В-26 на противокорабельную "зачистку". Летящие над водой "Мародеры" попытались атаковать "разрушители" Bf 110 из III./ZG26, которых в свою очередь внезапно сверху атаковали  "Лайтнинги". В результате боя немцы потеряли 3 Bf 110 (в поименых списках потерь Шореса только 2 Bf 110) , а американцы 1 Р-38.

Также в этот день был сбит в воздушном бою еще 1 Р-38 из 1й группы, который был позаимствован летчиками 82й F.G.. Вероятно он был сбит в одном из описаных выше боев.

4.02.43 "Лайтнинги" 1й Группы эскортировали две группы "Летающих Крепостей", а "Лайтнинги" 82й F.G. сопровождали В-26е. Все бомбардировщики были нацелены на удар по аэродромам "Оси" в районе Габеза. Истребители Люфтваффе не заставили себя долго ждать и атаковали В-17е и их эскорт, также в бой вступили и пилоты 82й F.G.. В упорном бою "Лайтнинги" 1й F.G. заявили сбитыми 2 истребителя противника (еще один повредили), а потери американцев составили 3 Р-38 (два из 82й F.G., один из 1й F.G.) и 1 В-17. Немецкие истребители лишились в этом бою 3 Bf 109G (все пилоты спаслись), при чем по их данным все они стали жертвами стрелков американских тяжелых бомбардировщиков. Последние сделали многочисленные победные заявления, но я все же посчитал, что одна реальная победа за пилотами 1й F.G.


8.02.43 Этот день ознаменовался наверное первой победой "Лайтнингов" над своими самыми опасными противниками - одномоторными истребителями Люфтваффе, с момента начала боев в Северной Африке в ноябре 1942.

При сопровождении бомбардировщиков В-25 и В-26 на удар по аэродрому Габез, 14 Р-38 из 82й F.G. вели бой с "Мессершмиттами-109" из I./JG77, III./JG77 и II./JG51. Итоги боя между истребителями оказались не в пользу Люфтваффе, последнее потеряла 3 Bf 109G ( один из III./JG77, два из II./JG51), а 82я Группа потеряла только 1 Р-38. Правда при этом пилотам "Лайтнингов" не удалось отстоять своих подопечных, немецкими истребителями были сбиты 5 В-25 из 310й Бомбардировочной Группы.



15.02.44 Летчикам 82й F.G. удалось сбить один Fw 190A из состава II./JG2, не понеся при этом потерь, хотя пилоты упомянутой Группы из Эскадры "Richthofen" заявили сбитыми не много не мало - 9 "Лайтнингов". По три победы назаявляли известные асы Рудорффер и Бюлиген.



17 числа истребители 82й F.G. сбили итальянский самолет-амфибию, а потеряли 1 Р-38 от огня З/А. В этот день у этой Группы числятся не вернувшимися 2 Р-38, но не известны какие либо подробности или фамилии пилотов, так , что эти потери под вопросом.



21.02.43 был очень успешный день для пилотов 82й F.G.. Над вражеским морским конвоем они вели бой с воздушным эскортом противника, который состоял в основном из Ю-88х. "Лайтнинги" сбили не менее 7 самолетов противника: 5 Ю-88, 1 Ме-210, 1 итальянский самолет-амфибия. Из сбитых Ю-88х, один был из состава II./KG30, у этой части еще 3 Ю-88 записаны в документах как не вернувшиеся на следующий день - 22.02.43. Шорес предпологает, что эти потери могли произойти 21 числа и успехи "Лайтнингов" таким образом могут быть и выше.

Также из числа пяти сбитых Ю-88 один был разведчик, в бою с ним ответным огнем был сбит 1 Р-38. А еще один "Лайтнинг" Группы врезался в воду во время штурмовки сидящего на воде самолета противника.

В дальнейшем до конца месяца летчики 82й Группы достоверно сбили еще 2 самолета противника: Ю-88, 1 итальянский самолет-амфибия. А потери составили также 2 Р-38, один из них вероятно сбит огнем стрелков с самолета-амфибии, другой сбит ИА.



Всего летчики 82й F.G. в феврале сбили не менее 18 самолетов противника, а потеряли в боевых вылетах составили 12 "Лайтнингов", из них 9 были сбиты истребителями, а 2 сбиты огнем стрелков.



Пилоты 1й F.G. за февраль сбили 3 самолета: 1 Ю-52, 2 Bf 109G (один из них под вопросом), а потери Группы составили 6 "Лайтнингов", три из них сбиты З/А, 3 из них сбиты ИА.



14й F.G.  боевых действий в феврале не вела судя по всему.



Всего американские "Лайтнинги" в феврале сбили 21 самолет (не менее) стран "Оси", из которых 6 истребителей немцев. Потери "Лайтнингов" в боевых вылетах составили 18 Р-38, из которых 12 были сбиты истребителями немцев.

Соотношение в боях между истребителями таким образом составило 2 : 1 не в пользу "Лайтнингов". И такое соотношение радикально отличается в

пользу американцев, от соотношения которое было в предыдущих месяцах. Пилоты "Лайтнингов", не смотря на значительные потери, смогли во многом выровнять ситуацию в боях с немецкими истребителями.



В марте месяце "Лайтнинги" продолжали напряженную боевую деятельность, по прежнему двумя Группами: 1й и 82й. Основная задача у них была - сопровождение ударной авиации (в том числе В-17,В-24), в подавляющем большинстве на удары по морским конвоям противника и по аэродромам.

В марте месяце "Лайтнинги" сражались с истребителями противника практически на равных, о чем говорят реальные их победы - подтверждаемые данными противника.



1я F.G. достоверно сбила 8 самолетов противника, все истребители: 5 Bf 109G, 1 Fw 190A (или Bf 109G), 1 Bf 109 - штурмовик, 1 МС.202.

Свои потери составили 7 Р-38, все были сбиты истребителями немцев.



82я F.G. достоверно сбила 13 самолетов: 4 Bf 109G, 1 МС.202, 1 МС.200, 1 Ме-210, 2 Ю-88, 2 SM-84, 2 итальянских самолета-амфибии.

Потери Группы составили 9 Р-38, все были сбиты истребителями немцев.

Также 1 Bf 109G из II./JG51 был сбит по немецким данным "Лайтнингом" 26 марта, в день когда летчики 1й и 82й F.G. заявок на победы над таким самолетом не делали. Вероятно дата в немецких документах ошибочна и этот "Мессер" был сбит в другой день.


Всего таким образом пилоты "Лайтнингов" смогли в марте сбить не менее 22 самолетов противника, за потерю своих 16. Как и в предыдущий месяц успехи превысили потери. Соотношение в боях между истребителями оказалось практически равным: сбили 15 истребителей "Оси", а потеряли от их действия 16 Р-38. Если же брать соотношение в боях с немецкими истребителями, то пилоты "Лайтнингов" все же уступили им 12 против 16.



Всего за февраль - март 1943 реальные успехи "Лайтнингов" составили - 43 победы, за потерю 34 Р-38, из которых 30 в воздушных боях. За этот же период сбили 21 истребитель "Оси", а потеряли от их действия - 28 Р-38.

---------------------------------------------

4.
В апреле 1943 союзники начали операцию по воздушной блокде противника в Тунисе, именуемую - "Флакс". В этой операции активно приняли участие и дальние истребители американцев "Лайтнинг".

В первые дни апреля событий было мало, 3 числа был сбит 1 Р-38, судя по всему огнем З\А, так как заявок немцев на "Лайтнинги" не было.



5.04.43 Утром группа в составе 26 Р-38х из 1й F.G., при сопровождении на "зачистку" над морем группы "Митчелов", перехватила воздушный караван в составе 31 Ю-52 с эскортом в составе: 10 Bf 109G, 6 Bf 110, 4 Ю-87, 1 Ме-210 и 1 Fw 190A. "Лайтнинги" 1й Группы вступили в бой, в то же время и в том же месте появились 26 Р-38х 82й F.G., выполнявших самостоятельный поиск в рамках операции "Флакс", и они также атаковали немецкую формацию. В завязавшемся бою летчики 1й F.G. заявили 19 побед: 11 Ю-52, 3 Bf 109G, 2 Ю-87, 2 самолета (?), 1 Fw-187.

Летчики 82й F.G. заявили сбитыми 17 самолетов "Оси": 9 Ю-52, 3 Bf 109G, 3 Ю-87, 1 Ме-210, 1 Bf 110.

Всего из заявленных сбитыми 20 транспортников "Юнкерс-52" подтверждаются - 14. Можно полагать, со-относительно заявок на победы, за 1й F.G. - 8 реально сбитых Ю-52, а за 82й F.G. - 6.

Заявки на одномоторные Bf 109G числом - 6 не подтверждаются данными немцев. Летчики I./JG53 и III./JG53 Эскадры "Ас Пик" которые были противниками "Лайтнингов" в этом бою потерь не понесли. Эти группы потеряли в этот день по одному Bf 109G, но оба они были сбиты "Спитфайрами" в других боях.

Заявки истребителей 82й Группы на двухмоторные 1 Ме-210 и 1 Bf 110 с лихвой подтверждаются данными о потерях немцев. 8./ZG26 потеряла от огня "Лайтнингов" два Bf 110, а  III./ZG1 лишилась двух Ме-210х, один из которых записан как сбитый Р-38м, а другой пропавшим без вести. Таким образом пилоты Р-38х из 82й F.G. при двух заявках сбили не менее 3 двухмоторных тяжелых истребителей.

Заявки американских истребителей на 5 Ю-87 не подтверждаются, пишет Шорес, хотя в поименных списках потерь за этот день у немцев числится 2 Ю-87х из части под наименованием - Fl.Leitst.Luftfl 2. Пилоты обоих "Юнкерсов" пропали без вести, воздушных стрелков судя по всему не было, они в потерях не значатся.

Всего американцы достоверно сбили в этом бою 17 самолетов: 14 Ю-52, 2 Bf 110 и 1 Ме-210. А потери их составили 6 Р-38, четыре из 82й F.G., два из 1й F.G. У истребителей JG53 в заявках числится четыре сбитых "Лайтнинга", летчики 8./ZG26 также заявили 4 Р-38х, в том числе один заявил воздушный стрелок. Думается что все четыре заявки летчиков JG53 соответствуют действительности, а пилоты 8./ZG26 сбили 2 Р-38.



Позже в этот день "Лайтнинги" из 82й F.G. в составе 18 машин сопровождали "Митчелы" на удар по аэродрому на западе Сицилии - Бо Риццо. В районе цели американцев атаковали по их оценке до 20 - 25 "Мессершмиттов-109", к которым присоединились 3 или 4 МС.200. Пилоты 82й Группы провели бой без потерь, заявив сбитыми 1 Bf 109 и 1 МС.200. Экипажи бомбардировщиков 310й Бомб.Группы заявили сбитыми 4 Bf 109. Противники американцев в этом бою были пилоты II./JG 27, которые потеряли в бою 2 Bf 109 и заявили 6 побед: 3 Р-38 и 3 (почемуто ?) В-24х. Заявки немцев на "Лайтнинги" как мы видим не подтверждаются, а вот пилотам 82й F.G. удалось сбить оба "Мессершмитта", так как по данным самих немцев они были сбиты Р-38ми. Американцы потеряли 4 В-25х (в том числе два из 310 Группы), но все по их данным были сбиты З/А.



10.04.43 - утром 25 Р-38 из 1й F.G. перехватили формацию противника состоявшую только из итальянских самолетов, числом около 40 транспортников S.82 и S.75, под прикрытием минимум 6 МС.200. По итогам боя пилоты "Лайтнингов" заявили 28 побед: 7 МС.200, 1 Fw 190 и 20 Ю-52 (S.82 и S.75). Реальные потери итальянцев составили ровно в двое меньше в транспортниках - 10 машин (8 S.82, 2 S.75), а истребителей было потеряно только 2 МС.200. Американцы потерь в бою с итальянцами не понесли.

Позже в этот день группа "Лайтнингов" из 82й F.G. , во время эскорта группы В-25х на морскую "зачистку", перехватили группу транспортных самолетов в составе не менее 24 Ю-52, которую сопровождал эскорт из двухмоторных истребителей и Ю-88х.  В завязавшемся бою летчики "Лайтнингов" заявили 12 побед: 10 Ю-52, 1 Bf 110 и 1 Ю-88, за потерю 1 Р-38. Потери немцев в этом бою составили 6 Ю-52 и как минимум 2 Ме-210 ( возможно было сбито еще 2 Ю-88) из III./ZG1. Также в этом бою принимали участие "Митчелы" 310й Бомб. Группы, экипажи которых заявили сбитыми также 10 Ю-52 и 2 Ю-88. "Лайтнинги" как истребители наверняка были более точны в своих претензиях, чем экипажи В-25х. Думается, что на счет пилотов 82й F.G. можно отнести 5 Ю-52х и 2 Ме-210х.



11.04.43 - снова в утренней "зачистке" над морем над Сицилийским проливом "Лайтнинги" из 95 Эскадрона 82й F.G.   перехватили группу Ю-52 в составе 20 машин, под прикрытием 4 Bf 110, 4 Ю-88 и 7 Bf 109. В завязавшемся бою американцы заявили сбитыми 19 Ю-52, 3 Bf 109, 2 Ю-88, всего 24 самолета. А потери в этом бою составили 3 Р-38 с пилотами.

Другая группа "Лайтнингов" 82й Группы из 96го Эскадрона чуть позже также перехватила "Юнкерсы-52" и заявила сбитыми 5 Ю-52, за потерю 1 Р-38. Из четырех потерянных "Лайтнингов" один погиб в столкновении с Ю-52, два были сбиты летчиками 7./ZG26, а один завалили стрелки Ю-52х.

Всего немцы потеряли в этот день 20 транспортных самолетов: 19 Ю-52 и 1 S.82 сбитыми истребителями, из которых 16 сбили пилоты "Лайтнингов" 82й F.G., а остальные 4 Ю-52 были сбиты британскими "Спитфайрами". Еще летчикам 82й Группы удалось сбить 2 Bf 110 из 7./ZG26.

Также два Р-38х из 82й были повреждены в бою и совершили аварийные посадки (crash-landed), пилоты не пострадали. Судьба самолетов не ясна, скорей всего они были списаны.



16.04.43 - "Лайтнинги" 82й F.G. атаковали бомбами корабли противника, при этом американцы были атакованы группой Bf 109G из состава II./JG27.

Пилоты последней заявили сбитыми 3 Р-38, а из состава 82й Группы не вернулось 4 "Лайтнинга", еще 1 Р-38 был поврежден. Американцы из четырех потерянных Р-38х, три числят сбитыми за З/А. Но видимо все же 3 из них (минимум 2) были сбиты истребителями Люфтваффе. При всем этом "Лайтнингам" удалось потопить один паром Зибель.

 

17.04.43 - группа "Лайтнингов" из 1й F.G. сопровождали 46 в-17 на удар по целям в Палермо. 30 истребителей "Оси", преимущественно двухмоторные, атаковали формацию американцев и сбили 2 В-17, также летчиком III./JG53 был сбит и один Р-38. Летчики "Лайтнингов" заявили сбитыми 3 Ю-88 и повредили несколько одномоторных и двухмоторных истребителей противника, но эти заявки не находят подтверждения в данных о потерях противника.

В другом вылете 1я Группа потеряла еще один Р-38, судя по всему от огня З/А.

Позже истребители 82й F.G. к югу от Сицилии заявили четыре победы над BR.20 и одну Ю-88. Вероятно последний сбитый это реальная потеря, остальные не подтверждаются.



20.04.44 - 1я F.G. потеряла один Р-38 пропавшим без вести, вероятно самолет был сбит З/А.



23.04.43 - "Лайтнинги" оперировали в районе Сардинии, при этом летчики 82й F.G. сбили два итальянских самолета - амфибии, а пилоты 1й F.G.  сбили один бомбардировщик итальянцев.



28.04.43 - 22 "Лайтнинга" 82й F.G. сопровождали группу "Митчелов" на удар по кораблям противника. Над последними появились истребители противника с которыми американцы завязали бой, по итогам которого было заявлено 6 побед, среди которых было 4 Bf 109G и 1 МС.202. Из этих претензий по данным противника подтверждается только гибель одного МС.202. Потери 82й Группы в этом бою составили 2 Р-38, один из них был сбит итальянским МС.202, другой был сбит стрелком Bf 110го из 8./ZG26.



29.04.43 - утром 26 "Лайтнингов" 82й F.G., во время эскорта В-25х на поиск кораблей, были атакованы 10 Bf 109G из II./JG27. Два "Лайтнинга" были сбиты, а немцы лишились в бою одного Bf 109G.

В послеобеденное время 26 "Лайтнингов" 82й Группы, в том числе двенадцать с бомбами, вылетели на удар по кораблям. Им также пришлось вести бой с "Мессершмиттами - 109" из II./JG27 и вероятно из  JG53. Американцы заявили сбитыми 6 Bf 109G, а потери их составили 4 Р-38. Из которых один потерян не от действия противника - упал в море после того как прервал вылет и повернул назад раньше, до боя. Два были сбиты и упали в море, а один достиг побережья на одном двигателе и совершил вынужденную посадку (вероятно не безвозвратная потеря).

Летчики II./JG27 в этом бою потерь не имели, а из состава JG53 вероятно пилотам "Лайтнингов" удалось сбить 1 Bf 109G.



30.04.43 - 1я F.G. потеряла сбитым 1 Р-38, так как у авиаторов противника заявок на победы над "Лайтнингами" нет, то вероятно он был сбит огнем З/А.



5.05.43 - группа в составе 17 Р-38 из 82й F.G., при эскорте В-25 на удар по кораблям, встретила четверку итальянских транспортных самолетов S.82, с многочисленным прикрытием в составе 16 МС.202 и МС.205. В завязавшемся бою американцы заявили сбитыми 6 S.82 и 3 истребителя, а в реальности им удалось сбить 3 S.82 и 1 МС.202. При этом было потеряно 3 Р-38, которые были сбиты истребителями итальянцев, скромно заявивших 7 Р-38 сбитых предположительно.



6.05.43 - 14 Р-38 из 1й F.G. сопровождали "Воздушные Крепости" на удар по Трапани. Во время рейда велся бой с истребителями противника, в котором был заявлены сбитыми 2 Bf 109G, а потери составили 2 Р-38.

В этот день после большого перерыва приступила к боевым действиям 14я F.G., ее летчики предположительно также участвовали в этом рейде и также потеряли 2 Р-38, которые в поименном списке потерь записаны как сбитые З/А. У немцев в это время записано 4 заявки на победы над "Лайтнингами" и по крайней мере оба Р-38х из 1й Группы они сбили.

Также в этот день 1 Р-38 из 82й F.G. не вернулся после атаки наземных целей (82я Группа заявила 1 Bf 109G и 2 Ме-210) , а всего в боях 6 мая было потеряно 6 "Лайтнингов" (один не известно из какой Группы). Из них минимум 3 были сбиты истребителями немцев. Заявки "Лайтнингов" также обоснованы, немцы числят потерянными в бою в это время 2 Bf 109G почему то от действия "Киттихауков", которые заявок на одномоторные истребители не делали. И таким образом можно утверждать, что летчики 1й и 82й F.G. сбили по одному Bf 109G.



9.05.43 - "Лайтнинги" 1й и 14й F.G. участвовали в массированном ударе по Палермо, сопровождая 125 В-17х, а также группы В-25х и В-26х. В завязавшихся воздушных боях с истребителями "Оси" пилоты "Лайтнингов" заявили сбитыми 2 Bf 109G и 1 МС.202, а также 1 S.79, а стрелки В-17х - 15 Bf 109Gх и 3 двухмоторных истребителя. Немецкие истребители по мимо бомбардировщиков заявили 2 Р-38, но американцы потерь в "Лайтнингах" не понесли, а вот у последних были реальные успехи. Итальянцы лишились 1 МС.202 и 1 S.82 которых сбили "Лайтнинги" 14й Группы, а немцы потеряли 4 Bf 109G, из которых минимум один также на счету американских двухмоторных истребителей,    вероятно из 1й F.G..



10.05.43 - В районе 100 В-17х атаковали аэродромы на Сицилии, их сопровождали "Лайтнинги" 1й и 14й F.G. Формация американцев была атакована "Мессершмиттами-109" из III./JG53 и II./JG27. По итогам боя немцы заявили сбитыми 8 Р-38 и 1 В-17, а американцы лишились в реальности только 2 Р-38 (по одному из 1й и 14й Групп) и 2 В-17. Немцы в воздушном бою с В-17ми потеряли 1 Bf 109G из III./JG53, а на земле один Bf 109G из II./JG27 был поврежден на 65%, другой на 50%.



11.05.43 - 43 "Лайтнинга" сопровождали В-17е на удар по целям в районе Марсалы, в рейде также участвовали и средние бомбардировщики В-25 и В-26. Противниками американцев были снова летчики из III./JG53 и II./JG27, которым удалось сбить один Р-38 из 14й Группы и видимо 1 В-25й (по данным американцев сбит З/А), еще один В-25й совершил аварийную посадку на базе. Заявки пилотов "Лайтнингов" в числе трех (2 МС.202, 1 Bf 109G) не подтверждаются, так как немцы потерь в воздухе не понесли.



13.05.43 - 51 "Лайтнинг" из 1й, 14й и 82й Групп эскортировали В-17е, В-25е и В-26е из семи Групп на удар по Гаглиари, Сардиния. Рейд отражали итальянские МС.202е (не менее девяти) и "Мессершмитты-109" из II./JG27.

Немцы заявили сбитыми 2 Р-38, а итальянские истребители - 1 Р-38, плюс 2 Р-38 и 2 В-17 предположительно. Но реально был сбит только 1 Р-38 из 14й F.G. и 1 В-26. Пилоты "Лайтнингов" заявили сбитыми 2 МС.200 и 1 Bf 109G, но истребители "Оси" безвозвратных потерь не понесли.


Апрель и половина мая 1943 года были для американских "Лайтнингов" довольно успешными, им удалось добиться 72 воздушных побед, подтвержденных данными противника. Больше половины этих побед было достигнуто над транспортными самолетами стран "Оси", коих было сбито - 49.

Потери в боевых вылетах составили 38 (39) Р-38, из которых 31 были сбиты в воздушных боях. По Группам успехи и потери распределялись так:



группа - победы - потери - из них в воздушных боях

1я F.G. - 23 - 10 - 6

(сбили: 8 Ю-52, 8 S.82, 2 S.75, 1 Cant.Z.1007bis, 2 МС.200, 2 Bf 109G)



14я F.G. - 2 - 5 - 3

(сбили: 1 S.82, 1 МС.202)



82я F.G. - 47 - 23 - 22 (+ 3 Р-38 совершили в.п. после боевых повреждений)

(сбили: 27 Ю-52, 3 S.82, 4 Bf 110, 3 Ме-210, 2 МС.202, 1 нем. бомб-к, 2 ит. самолета-амфибии, 5 Bf 109G)



Можно отметить не малые успехи летчиков 82й Группы, но и потери они понесли больше других.



Поединки "Лайтнингов" с одномоторными истребителями противника окончились не в пользу американцев, последние сбили 12 таких истребителей (включая два устаревших МС.200), а потеряли от их действия - 23 Р-38, соотношение примерно 1 : 2.

В боях с итальянскими истребителями МС.202/205 было сбито - 3 МС.202х, а от их действия потеряно 4 Р-38х.

"Мессершмиттов-109" "Лайтнинги" сбили - 7, а от их действия потеряли 19 машин, соотношение примерно 1 : 2,5 не в пользу американцев.

Бои с тяжелыми двухмоторными истребителями немцев были в целом на равных, "Лайтнинги" сбили 7 таких машин (4 Bf 110, 3 Ме-210), а потеряли от их огня 6 Р-38.