Экипаж машины боевой

Ирина Ракша
  На фото: Мой отец и его легендарный танк Т-34. Танкист Ракша Евгений Игоревич (крайний справа) с соратниками. 1943г. Гвардии капитан Е.И.Ракша. Карточка фронтовика. Места службы в период ВОВ.
               
                ЭКИПАЖ МАШИНЫ БОЕВОЙ
                рассказ
    
    Мой папа-танкист вернулся после войны  живой и здоровый. Он был даже не ранен. Но для меня война открывалась как бы с другой стороны, с тылу. Именно через Москву, через наше Останкино все демобилизованные возвращались на родину, разъезжались по домам. Ехали и летели, летели и ехали дальше. С запада на север, на юг, на восток. По родным сёлам,  городам, посёлкам, местечкам, по всей необъятной нашей стране. И все проездом, транзитом через наш дом... Пересадки, покупки билетов на электрички, поезда, самолёты. И очереди, всюду очереди, даже в воинские кассы...
 И все они жили у нас. Кто день, кто два, а кто и неделю.               
   Сколько разных гостей видела я в нашем Останкино. Однополчане отца, друзья, друзья друзей, да и вовсе незнакомые люди. Причём из разных родов войск. Лётчики, пехота, артиллерия... Мама стелила им спать на диване в столовой. А порой, когда много, и на полу, на полосатом ватном матрасе... И тогда в квартире начинало  остро пахнуть войной (как в блиндажах и окопах). Куревом, потными гимнастёрками, твёрдой кожей ремней-портупей, кобурами без пистолетов. Парой костылей поставленных в угол. Вонючими портянками и сапогами, снятыми у входных дверей. И моя гостеприимная мама кому-то что-то даже стирала, что-то гладила. И всё это сохло, развешанное по форточкам и подоконникам (чтоб во дворе не украли). Моей сердобольной маме всегда хотелось отправить героев Победы к их семьям пригожими, с гордо звенящими на груди медалями-орденами, с блестящим золотом погон и звёздочками на плечах. И эти счастливые дембели (которые поутру разлетались от нас навсегда), в прощальном скромном застолье, где порой блестела банка сгущёнки или тушёнки, их подарок из армейского пайка, нескладно но дружно пели под мамин аккомпанемент любимые армейские песни: "Артиллеристы, Сталин дал приказ! /Артиллеристы, зовёт Отчизна нас! / Из сотен тысяч батарей /За слёзы наших матерей, /За нашу Родину. Огонь! Огонь!" (В моей памяти эти песни живы и по сегодня).
                ***
                В дверь негромко так, осторожненько постучали, когда я была дома одна. Я замерла, бросив игрушки. Мне было запрещено открывать дверь посторонним. И вообще "кому бы то ни было", когда родители на работе. А это был как раз тот самый случай.
   Папа, вернувшийся с фронта, работал теперь по специальности инженером сельхоз-машин в сельхоз-министерстве в центре Москвы. Угол  Садового  кольца с Орликовым переулком. А мама поехала на трамвае из нашей окраинной дыры, из Останкино, "в город" на Мещанскую улицу. В "приличный дом" давать урок музыки на фортепиано "приличным детям".
В дверь опять постучали. Уже настойчивей.
-- Кто там? всё-таки спросила я тихонько.
Женский голос ответил:
-- Скажите, Ракши здесь проживают?
-- Здесь. Только их нету дома - ведь обманывать старших мне тоже было запрещено.
-- Мы к ним в гости приехали из Угры. - это был уже густой мужской голос. - Я с твоим папкой на фронте был. Однополчанин. Воевали вместе. 
  Я совсем растерялась. Что делать?
А из-за двери слышалось:
-- Открой нам. Я его друг, механик-водитель танка. Поддавашкин... Дядя Федя.
А может и правда, открыть? Всё-таки друг. дядя Федя. Не какой-нибудь серый волк или вор... И я, помедлив, всё же открыла.
  Передо мной на пороге стояла небольшая невзрачная женщина с очень большим животом. А за её спиной высокий дядька с палкой. Он почему-то держал широкую руку на её хрупком плече. Это была странная, необычная пара. И как я поняла -  он был слепой, а она, вероятно, ждала  ребёнка.
 ... До прихода родителей я была сама не своя. Всё напряженно думала,- ну, конечно, накажут. Это уж ясно - накажут. Или просто отшлёпают  - "выдерут, как "сидорову козу". Или в угол поставят. Ведь сто раз было говорено -"не открывай никому". Но как ни странно, за шумом радостной встречи, за возгласами и разговорами взрослые про меня словно забыли.
 -- Неужто ты это, Фёдор? Живой!
 -- Так точно, товарищ гвардии капитан, живой. И, как видите, не один, с женой. Да ещё  прибавления ждём.
-- Ну молодец, Молодец гвардеец, разыскал...
--Да Вот, выбрались из своего захолустья - вставила словечко жена-тихоня.- Федя сказал, давай съездим сейчас, а то потом уж не до этого будет...
И тут отец, понизив голос, деликатно спросил:
- А как без глаз-то приспособился  к жизни?
Но гость обрадовано оживился:
-А как же иначе-то, командир? Мы же гвардейцы! Теперь я укрепляю советскую
 кооперацию.  Корзины плету из лозы. А из ольхи всякую мебель.. Разные кресла дачные. - и заразительно рассмеялся. - Вяжу даже веники. Расходятся хорошо. На хлеб хватает.
 И показал свои большие грубые ладони с тёмной дубовой кожей:
 -- И сырьё дармовое. Жена вон с реки таскает. Там немеренно ивы растёт.
 ...А про меня родители ,и правда, на весь вечер забыли. Только спать отправили слишком рано. И мама, поцеловав меня в лоб, выключила свет и плотно закрыла дверь в спальню.
  Однако мне было не до сна. Весь вечер за стеной продолжалось весёлое застолье. То взрывы смеха, то музыка, то тишина. И то и дело слышались возгласы:"А помнишь, командир? А помнишь, Фёдор?..А помнишь переправу на  Буге ...Или: "А помнишь нашего заряжающего Гиви? Шутника из Гори?" "А Лёху Рязанца помнишь?..."  И эти возгласы звучали порой под мамину музыку - игру на пианино. А тут вдруг услышала, как мама спросила:"А кого ж вы ждёте? Мальчика или девочку?" И гостья смущённо вздохнула. "Мне хотелось бы девочку. Мы и имя уже придумали. Назовём Победа". И мама обрадовалась, подхватила: Ну, конечно, Виктория - Вик-то-рия... А если мальчик, то Виктор..." - и  победно ударила по клавишам пальцами. Мама как всегда могла удобно вращаться на табурете между круглым столом в центре комнаты и пианино, что у стены...
  А потом... А потом у меня уже слипались глаза, а я всё слушала: "А помнишь бои в Польше...под Белостоком? А сержанта Седых?"
  Ну как же им было не помнить эти кровавые бои под Белостоком, когда сгорал на глазах танк Коли Седых? Как он вылезал из башни, но был убит и бессильно повис на краю...   
  Тогда я- малышка конечно не знала, и не могла знать, что случилось после того рокового боя под Белостоком. Об этом я узнала гораздо позже. А вспоминали они вот о чём.
 ...А танки всё шли вперёд, всё наступали. И в грохоте гусениц горели уже и справа, и слева. И от батальона в двадцать три машины осталось только шесть. И всё-таки эти шесть геройски взяли это местечко. После артподготовки на полном ходу ворвались вместе с пехотой, бегущей  и следом, и между танками. Но немец уже отступил. Оставил местечко. И опустевший посёлок горел. Там и сям полыхал пожарами. Густой, удушливый дым стлался над чешуёй черепичных крыш, над переулками и перекрёстками. А по пустой площади  ветер гонял какие-то бумаги и документы. Одним из первых выскочил из танка, из смотрового люка, с пистолетом комбат, гвардии капитан. И придерживая хлопающий по бедру офицерский планшет, бросился в комендатуру. Но она тоже была пуста и разгромлена. Всюду в комнатах вонь и мусор, пепел и гарь, груды сожжённых, обугленных документов. На полу разбитая пишущая машинка. Хлопали двери и окна. Под ногами звенели гильзы, хрустело стекло. 
  А на площади тем временем танкисты изнурённые боем с красными лицами устало вылезали из грозных гусеничных машин. Кто через верхнюю башню орудия, кто через нижний люк. Стаскивали с потных голов толстые шлемофоны. Негромко, как бы нехотя,  переговаривались друг с другом и с пехотинцами. И понемногу вместе с солдатами  всё больше заполняли площадь. А поодаль, возле комендатуры почему-то стояла, словно забытая, метровая алюминиевая фляга, похожая на молочную. От неё сильно тянуло спиртом. И к ней один за другим подходили победители. Окружали. С кружками, фляжками. Звякал металл о металл. И вскоре вокруг фляги собралась небольшая толпа. Каждый хотел зачерпнуть прохладной, прозрачной влаги. С устатку хлебнуть алкоголя, чистого спирта.  И по очереди зачерпывали, глотали. Крякая и утирая мокрые подбородки. Но тут вдруг  с порога комендатуры раздался отчаянный крик комбата: "Отставить!.. Отставить!"  Он подбежал к ним и, растолкав, и сапогом со всей силы ударил по фляге. И та с грохотом повалилась, покатилась, расплёскивая прозрачную "драгоценную" жидкость.
 Кто-то испуганно выкрикнул. - Да это же спирт. Чистый спирт. Командир.
Но комбат заорал:
-- Идиоты! Это же чистый яд! - и повернулся к стоящим. - Кто пил!? Спрашиваю, кто пил?! - и шагнул к своему водителю танка - Поддавашкин, ты пил?- 
Тот попятился, опуская пустую кружку.
-- Ну, пил...
-- В госпиталь! Немедленно в госпиталь! Это же яд! Это же спирт смертельный, метиловый! Фашист нарочно для вас, идиотов, это оставил!
  Но в госпитале умерли только трое:  пехотинцы и сержант-наводчик тридцать четвёрки... А Поддавашкина откачали. Любимый механик-водитель Федя остался жив. Однако ослеп. Полностью. На оба глаза. И вскоре, конечно, из армии был комиссован.
   И вот за стеной всё звучал густой его голос: "А помнишь..." Ну как, как же они могли не помнить страшные эти бои под Белостоком?...
  ...В темноте спальни я-малышка, конечно, не сплю. Из-под одеяла опускаю босые ножки. И в длинной ночной рубашонке, сшитой бабушкой из старых дедовых кальсон, крадучись по холодному  полу ступаю к двери. Светлый луч из замочной скважины пронзает тьму. Я наклоняюсь к дверной этой скважине, смотрю в столовую. Эти странные гости пируют и поют совсем неизвестную мне, грозную, военную песню:
"Hа поле танки гpохотали,/Солдаты шли в последний бой,/А молодого командиpа/Hесли с пpобитой головой./...По танку вдаpила болванка,/Пpощай pодимый экипаж./Четыpе тpупа возле танка/Дополнят утpенний пейзаж..."
  Сколько же всего важного, нужного видела и слышала я через эту дверную скважину.  Но если сказать точнее - это было окно, распахнутое в большой мир. И этот мир проявлялся, являлся мне, как на ладони, вот за этим круглым, гостеприимным столом с его прошлым и настоящим. Он звучал в разговорах и песнях среди этих солдат и офицеров. С боями прошедших Европу, победивших фашизм. Танкистов, связистов, лётчиков, пехоты. Передо мной открывалась жизнь не только родителей и гостей, не только на войне и до неё. Передо мной была судьба всей страны, моей Родины. И навсегда врезались в детскую память мелодии -  песни победы, которые  нравились больше всего:
"...И добили — песня в том порука —/Всех врагов в атаке огневой/Три танкиста — три весёлых друга -/Экипаж машины боевой!"
   А когда уже далеко за полночь отец (тот самый комбат, гвардии капитан) открыл дверь из столовой в спальню, то увидел свою дочь-малышку. Она сидела на полу босичком, в ночной рубашонке. Её кудрявая головка была запрокинута на косяк двери. Она крепко спала. Крепко и сладко. И нежный лобик её был чист и светел.