Секретный Косберг

Котя Ионова
Несмотря на великолепие похорон смерть Сергея Королева считается в народе какой-то подозрительной. Сейчас становятся известны многие эпизоды его жизни, которые тщательно скрывались. Чтобы лучше разобраться в событиях последних дней жизни главного конструктора, необходимо ознакомиться с деятельностью одного из его многочисленных помощников и единомышленников Семеном Косбергом.

После успешного запуска баллистической ракеты с весовым макетом водородной бомбы и выведением спутника на орбиту Королев уже имел возможность приступить к выполнению замыслов Циолковского и Цандера, послать ракеты на Луну. Он обратился к Устинову, но поэтому из-за оборонительных дел Луна была ненужна. В нашем небе парили чужие самолеты-шпионы. Все силы шли на сокращение огромного отставания нашей страны в авиации, ну и в других видах вооружений. Сергей Павлович нашел союзника в лице Мстислава Келдыша. Вместе они 28 января 1958 отправили в ЦК партии письмо с формулировкой двух главных пунктов лунной программы:

«1. Попадание в видимую поверхность Луны. Когда мы достигнем поверхности Луны, произвести там взрыв, который можно будет наблюдать с Земли. Один или несколько первых пусков можно обойтись без взрыва с телеметрической аппаратурой, что позволяет осуществить регистрацию движения ракеты к Луне и установить факт ее попадания.

2. Полет вокруг Луны с фотографированием ее обратной стороны и передачей изображения на Землю. Передачу на Землю предполагается осуществить с помощью телевизионной аппаратуры при сближении ракеты с Землей...»

Месячная программа Королева, как и первый спутник, снова позволяла обогнать американцев! Из-за разведки Хрущев знал, что американцы хотят первыми послать ракету на Луну. Так что к осуществлению месячной программы приступили немедленно.

Теперь Королев мог сделать то, о чем мечтал в Германии: «Мы этому фонбраунишке еще нос утрем...» И утер, еще и не раз. Американцы хвастались, что первыми запустят спутник Земли, но Королев их обогнал! Никита Сергеевич обладал вниманием Королева. Этот таранный тандем многое дал нашей стране!

В сентябре 1958 года за выдающиеся заслуги в области межпланетных соединений Академия наук наградила Королева золотой медалью имени Циолковского. Королев добился присуждения этой же медали своим соратникам Глушке и Пилюгину. Тогда, конечно, никаких межпланетных соединений еще не было, но хитрый Хрущев решил, что аванс пригодится. Да и американцев заставит задуматься, что же за межпланетные сообщения задумал осуществить неугомонный Хрущев!

Первое совещание по созданию месячников Главный конструктор провел в духе Хрущева. «Товарищи! Мы получили задачу: доставить герб Советского Союза на Луну! Срок – два года. Совещание объявляю закрытым».

Расчеты показали, что проблема не так проста, как изначально казалось. Если даже все будет идеально, то как доказать миру, что в Луну попали? Никто ничего не признает, ведь даже бип-бип первого спутника не хотели признавать. Обычный взрыв при ударе о поверхность Луны в телескоп не увидишь, а высаживать атомный заряд опасно и глупо. К тому же академик Зельдович объяснил мечтаемым светилам, что на Луне нет атмосферы, поэтому при взрыве там нечем светиться. Тогда решили на космическом путешественнике установить сильный радиопередатчик. В момент удара ему предстояло прекратить работу, и это могли зарегистрировать те, кто этим очень интересуется на Земле. Конечно, им потребуется хорошие антенны, но это уже не наше дело.

Королев понимал, что сил у него мало. Ему нужно было увеличить свою лунную ракету на еще одну ступень – так называемый блок «I». Делать этот блок было некому, поэтому Королев начал искать новых помощников. Так возник крепкий и плодотворный союз Королев - Косберг.

Семен Косберг космонавтикой не увлекался, поскольку занимался созданием важных агрегатов авиадвигателей и ракетных ускорителей для самолетов (это с его жидкостными ракетными двигателями истребители МиГ устанавливали рекорды высоты и быстроподъемности). В отличие от многих соплеменников, он, сын бедного еврейского кузнеца, стремился поступить не в ЧК, а в Ленинградский политехнический институт, и ему это удалось. Но диплом инженера упорный еврей получил в Московском авиационном.

После учебы работал инженером-конструктором в Институте авиационного моторостроения. В первый год войны было создано новое ОКБ-296, которому суждено было стать знаменитым КБ химавтоматики (КБХА). Косберг на долгие годы стал руководителем этого важнейшего предприятия. Приказ о назначении его главным конструктором был подписан 17 октября 1941 г., когда немцы уже стояли под Москвой. ОКБ в количестве 30 человек были эвакуированы в г.Бердск Новосибирской области. Приступили к работе практически на голом месте. Сталин ценил Косберга, потому что не было случая, чтобы его предприятие сорвало выполнение задачи. Не ценить этого, без сомнения, очень талантливого человека было невозможно.

В условиях сибирской зимы горстка специалистов очень быстро разработала и внедрила в серийное производство агрегат непосредственного впрыска НВ-ЗУ бензина для авиационного мотора АШ-82ФН, применявшегося на истребителях Ла-5. Этот неприметный на вид агрегат существенно повысил мощность «Лавочкина». Наш Ла-5ФН превзошел лучшие немецкие истребители.

С 1954 г. ОКБ начало создавать авиационные жидкостные реактивные двигатели. Они должны были многократно включаться в полете и обладать большим ресурсом работы, поскольку их использовали в течение длительного времени. Более того, потребовалось и регулирование тяги. Один из таких двигателей СК-1 работал на сжиженном кислороде и этиловом спирте. На нем стояла камера сгорания, разработанная в ОКБ С.Королева. Исследовательский истребитель Е-50А Микояна достиг с этим вспомогательным двигателем огромной скорости и высоты полета. Вариант СК-1К устанавливался на истребитель Як-27В. Наши BBC выметали небо от непрошеных заокеанских гостей, и здесь огромная заслуга Косберга.

В августе 1957 г. ОКБ-296 было реорганизовано в самостоятельное Государственное союзное опытно-конструкторское бюро №154. Предприятие получило задачу создания жидкостных реактивных двигателей для зенитных ракет. Отчеты об испытаниях ракетных двигателей Косберга были представлены Королеву, и тот немедленно решил, что именно такой человек нужен для космического дела. Так, Косберг практически полностью перешел в космонавтику. Двухступенчатая ракета-носитель Королева успешно вывела на орбиту три первых искусственных спутника Земли, но дальнейшее покорение космического пространства было невозможно без третьей степени, который обеспечил бы разгон корабля до второй космической скорости. В тесном контакте с ОКБ Королева, где уже начали работать над двигателем блока "И", Косберг за девять месяцев сдал свой новый двигатель РД-0105 на испытания.

Применение третьей ступени с двигателем Косберга позволило увеличить массу искусственных спутников Земли с 1400 до 4500 кг и достичь второй космической скорости. На орбиту можно было выводить атомное оружие, «орбитальную бомбу», перед которым был беззащитен весь мир. Стали возможны полеты космических объектов в район Луны и на Луну, ее облет и фотографирование обратной стороны. С.Косбергу было присуждено звание доктора технических наук и удостоено Ленинской премии.

Затем последовал кислородно-керосиновый ракетный двигатель РД-0109 третьей степени большей и, главное, очень надежной ракеты-носителя «Восток», применявшейся при запуске спутников с их возвращением на Землю. Именно на такой ракете летал в космос Ю.Гагарин. Тогда он радостно воскликнул: "Косберг сработал!" Что означало идеальный выход на орбиту.

Ракета-носитель "Восток" вывела в космос первые автоматические межпланетные станции "Луна", "Венера" ;;и "Марс". С помощью ракеты "Союз" выполнялись все выводы на орбиту космических кораблей этого же типа с космонавтами на борту и грузовых кораблей типа "Союз-Т" для обеспечения длительной эксплуатации орбитальных станций "Салют" и "Мир". Нелишне напомнить о феноменальной надежности ракет-носителей «Союз» — никакой аварии ракеты!

Большой заслугой Косберга и Конопатова было создание мощной испытательной базы с хорошо оснащенными экспериментальными лабораториями. Отработка систем осуществлялась на Земле, в космический полет попадали хорошо проверенные аппараты.

Косберг проработал в космонавтике менее семи лет, а сделал на удивление многое. Сегодня из-под грифа «Секретно» оживают картины событий тех триумфальных, но столь непростых лет. Королев со своими единомышленниками, среди которых С.Косберг занимал одно из ведущих мест, оставил далеко позади американцев и долго заставил их уничтожить. Вот так он со своими соратниками одержал блестящие победы. Без их титанической работы не было бы спутника, полетов «месячников», запуска космического корабля с Гагариным, полетов других космонавтов, в конце концов, была бы раздавлена ;;Куба.

Трагическая гибель Семена Косберга ошеломила всех участников космической программы Советского Союза. Следом за ним ушел (если не помогли уйти) из жизни и С.Королев. Только недавно были опубликованы подробности гибели Косберга. Сейчас очень часто появляются намеки на то, что в смерти Косберга прослеживается «автомобильная катастрофа Москвы». Кому это было нужно?

В конце 1964 г. товарища Хрущева сместили. Брежнев, как это всегда бывает, начал с реорганизаций. В частности было решено разделить Министерство авиационной промышленности и создать Министерство космической техники. Многие специалисты, и Косберг в частности, понимали: такая реорганизация системы, принесшая стране под руководством Хрущева столько триумфов, губительно подействует и на авиацию, и на космонавтику. Тогда как будто сам собой сложился очень успешный комплекс из огромного числа предприятий, научных институтов и учреждений.

В декабре 1964 года Косберг начал часто ездить в Москву, доказывая, что нельзя дробить успешный комплекс. После одной из таких командировок его «Волга» опрокинулась на покрытой льдом трассе. Что, казалось бы, здесь удивительного. Однако после уточнения подробностей гибели в автокатастрофе Машерова родственники Семена Ариевича склоняются к версии запланированного убийства. Впоследствии водитель Косберга впоследствии рассказал, что ему по дороге постоянно мешал какой-то автомобиль. Тогда у места аварии затормозил грузовик. Косберг спросил водителя: "Ты меня знаешь?" «Знаю. Вы Косберг», – ответил тот. «Тогда вези меня на завод!». Его, тяжело травмированного, увезли, конечно, не на завод, а в больницу. Откуда Косберга, засекреченного конструктора, знал в лицо водитель случайного грузовика, так и останется загадкой. Туда Семен Арьевич вызвал всех заместителей и устроил производственное совещание. Внезапно ему стало хуже. В Воронеж срочно прибыли светила реанимационной медицины из Москвы. Врачи плохо оснащенной больницы Воронежа растерялись и потеряли контроль над больным. В результате никто не обратил внимания, что у Косберга сломано ребро. На месте перелома образовался тромб, который и послужил причиной смерти.

Его похоронили в Москве. На похороны съехались все руководители авиации и космонавтики. Был там, конечно, и С.Королев. Ему осталось совсем мало времени, хотя он и не достиг пенсионного возраста.

Сегодня можно только подозревать преступные замыслы. Однако подробностей, которые бывают сильнее множества официальных заявлений, нет. Причины для устранения из жизни были: планировался полет и посадка на Луну, уже были расчеты полета до Марса. Если бы не такая «небрежная медицина», достижений было бы больше. Марс облетела бы космическая ракета с нашим космонавтом на борту. И без двигателей Косберга не обошлось бы. После смерти Косберга и Королева, после брежневского «реформирования» успешной отрасли советской космонавтике был нанесен большой удар.

Семен Косберг был и остается одним из тех великих ученых, которого мир не вправе забыть. И, очевидно, не забывает, если один из самых больших кратеров на обратной стороне Луны назван его именем!