Octavia - оставил я. Охота на слова

Александр Ерошкин
В нынешнем году, видимо, не без влияния экономического кризиса, спровоцированного в последние восемь лет американскими марионетками в правительствах стран Евросоюза, многие владельцы оставляют свои машины на ночь вдоль дорог, хотя всё большее число  людей пользуются общественным транспортом. Похоже, ставить в гараж – себе дороже. Потому легковые автомобили множества марок стоят вдоль обочин днём и ночью.

Еду на велосипеде, слежу за марками автомобилей. Вольво. Фольксваген. Шевроле. Дакия. Киа. Лада Гранта. Рено.  Тойота. Пежо. Хэндей.  Оставия… Не может быть. Возвращаться, чтобы уточнить, не стал. Но мысль заработала.

Оставия и  ost – восток, осемь, осмица, осьмушка, остерегись, осторожно, остожье, острога, астра, острый, немецкое acht – восемь, achten – уважать, ценить, обращать внимание,  Achtung  - внимание. Что-то в этом есть общее и в русском,  и в немецком языке.

Вспомнилось из раннего детства. «Баба шва, шва, шва, пиважок нашва, сева, поева, опять пошва». Малолетняя соседка все звуки « л»  меняла на «в», а потом был короткий момент, когда «л» и «р» оказывались вместо «в». Мы смеялись, а она выдавала: зевкаро (зеркало), голка (горка), ларота (ворота), Шувка (Шурка, это обо мне), озево (озеро).

Оказывается, латинское название шкоды OCTAVIA я прочитал как русское, и появилась возможность взглянуть на фальсифицированную мировую историю.

Придумав нулевой год и связав его с рождением Христа, фальсификаторы отправили его на тысячу и даже больше лет в прошлое и стали наполнять это «прошлое» не столько былями, сколько  небылицами и их многократными отражениями - фантомами.

Время от времени я с интересом перечитываю «Письма русского путешественника» Николая Карамзина, который 18 месяцев в 1789 - 1790 годах провёл в командировке по странам Западной Европы, где учился писать фальшивую историю.

Поездку Карамзина финансировал английский банк, а чтобы будущий историк не вздумал своевольничать, ему вдруг резко прекратили финансирование  и срочно вызвали в Санкт-Петербург. Он ехал на корабле голодный, и его накормили матросы, наловившие рыбы. В столицу он прибыл именно в тот день, когда начался суд над Александром Радищевым и того приговорили к смерти за книгу «Путешествие из Петербурга в Москву».

Глобальная власть на планете показала Карамзину, потомку татарского мурзы,  его место. И вовсе не случайно Николай Михайлович Карамзин умер 22 мая (3 июня)  1826 года, ему не было и 60 лет, а пятерых участников восстания декабристов (14 декабря 1825 года) казнили двумя месяцами позднее - 25 июля 1826 года. Он понял, что его эпоха кончилась. Но «Письма …» Карамзина – очень честная книга. Многие её страницы детально сообщают, как формировалась и переписывалась мировая история.

Один абзац из записи «Дрезден.12 июля» (это был 1789 год):

«После картинной галереи и зеленой кладовой третья примечания достойная вещь в Дрездене есть библиотека, и всякий путешественник, имеющий некоторое требование на ученость, считает за должность видеть ее, то есть взглянуть на ряды переплетенных книг и сказать: «Какая огромная библиотека!» – Между греческими манускриптами показывают весьма древний список одной Эврипидовой трагедии, проданный в библиотеку бывшим московским профессором Маттеем; за сей манускрипт, вместе с некоторыми другими, взял он с курфюрста около 1500 талеров. Спрашивается, где г. Маттей достал сии рукописи?»

«Древние манусрипты» во все времена достоверной истории создавались по заказам и продавались весьма дорого. Создавались длинные  и не столь длинные династии. Если, допустим, какой-то художник не укладывается в рамки отведённой ему эпохи, то жизнь этого художника удлиняется, появляются «отцы» и «деды» с такими же именами, уходящие в глубину веков, а с другой стороны – «сыновья» и «внуки», приближенные к нам. Проходят годы, десятилетия, и никто уже не в состоянии отличить подлинное лицо истории от фантомного отражения.

Вот и я во время велопрогулки почему-то решил, что в мировой истории должен быть некто с именем ОКТАВИЙ, а в его жизни – факт, выраженный глаголом ОСТАВИЛ.

Октавий и оставил. OCTAVI и ОСТАВИЛ. Оставил – это одна из заслуг Октавия.

Долго искать не пришлось. В истории Древнего Рима был деятель, живший на переломе эпох, включая нулевой год. Он жил и до новой эры, и после установления новой эры. Представляете, как трудно  было человеку раздвояться?

Читаем Википедию. Даю с сохранением орфографии, стиля и знаков препинания:

Гай Юлий Цезарь Октавиан Август (лат. Octavianus Augustus [;kta;wi;a;n;s au;;g;st;s], при рождении — Гай Окта;вий Фури;н, Gaius Octavius Thurinus; 23 сентября 63 года до н. э., Рим — 19 августа 14 года н. э., Нола) — римский политический деятель, основатель Римской империи. 13 раз занимал должность консула (43 год до н. э., 33 год до н. э., ежегодно с 31 до 23 гг. до н. э., 5 год до н. э., 2 год до н. э.), с 12 года до н. э. — великий понтифик, с 23 года до н. э. обладал полномочиями трибуна (tribunicia potestas), во 2 году до н. э. получил почётный титул «отец отечества» (pater patriae).

Происходил из незнатной богатой семьи, приходился внучатым племянником Гаю Юлию Цезарю. В 44 году до н. э. был усыновлён им по завещанию и оказался в центре политической жизни Римской республики, пользуясь поддержкой многих сторонников Цезаря. В 43 году до н. э. вместе с цезарианцами Марком Антонием и Марком Эмилием Лепидом создал второй триумвират для борьбы с общими противниками. После побед над Марком Брутом и Секстом Помпеем между триумвирами началась борьба за власть, завершившаяся войной между Антонием и Октавианом, в которой победил последний.

В 27—23 годах до н. э. Октавиан сконцентрировал в своих руках ряд обычных и чрезвычайных должностей, позволивших ему управлять Римским государством, избегая установления открытой монархии. Для характеристики нового строя используется термин «принципат», а Октавиан считается первым императором в современном смысле этого слова. За время своего правления Октавиан значительно расширил границы Римского государства, включив в его состав большие территории на Рейне и Дунае, в Испании, а также Египет, Иудею и Галатию. Проведение активной внешней политики стало возможным благодаря развитию экономики, освоению провинций и военной реформе. Правление Октавиана ознаменовалось уменьшением влияния сената на римскую политику и зарождением культа императора (среди проявлений последнего — переименование одного из месяцев в август). Поскольку у императора не было сыновей, в течение своего правления он рассматривал различных возможных наследников. В конце концов, он оставил власть своему пасынку Тиберию, а основанная Августом династия Юлиев-Клавдиев правила Римской империей до 68 года.

Вот и нужное слово найдено: «В конце концов, он ОСТАВИЛ власть своему пасынку Тиберию, а основанная Августом династия Юлиев-Клавдиев правила Римской империей до 68 года». Есть и ОКТАВИАН и ОСТАВИЛ. Понятно, что доказать ничего невозможно, просто совпадение.

Но я не жалею, что нашёл имя ОКТАВИЯ-ОКСТАВИАНА во многих энциклопедиях и лексиконах, имеющихся у меня. В основном они на немецком языке. Учение Октавиана очень актуально для нынешнего времени вселенской лжи.


Октавиан придавал большое значение восстановлению общественной морали по староримским образцам. Представление об упадке нравов как первопричине всех раздоров и гражданских войн было широко распространено в Риме в I веке до н. э. (один из самых известных популяризаторов этой идеи — историк Гай Саллюстий Крисп), а из окружения первого императора подобные идеи отстаивали Тит Ливий и, более усердно, Гораций.

В 18—17 годах до н. э. Октавиан провёл по меньшей мере два закона, регламентировавших римский брак. Все мужчины из сословий сенаторов и всадников в возрасте до 60 лет и женщины до 50 лет должны были состоять в браке, причём сенаторам запрещалось жениться на дочерях вольноотпущенников, какими бы богатыми они ни были. Наказаниями за несоблюдение закона стали запрет на посещение торжественных мероприятий и ограничения на получение наследств.

Закон о супружеских изменах (lex de adulteris) был весьма суровым: любовникам замужних женщин грозили крупные штрафы и ссылка, а сам муж получал право развестись с неверной женой по упрощённой процедуре. Муж даже получал право убить любовника без суда, если он был рабом, вольноотпущенником этой семьи, а также гладиатором или актёром (эти и некоторые другие профессии определялись в законе как люди, которые зарабатывали на жизнь телом — qui corpore quaestum facit).

Впрочем, привлечение жены и любовника к ответственности становилось не правом, а обязанностью: мужчину, который по каким-то причинам не донёс на них, закон предписывал самого привлечь к суду как сводника.

Если же отец заставал с любовником дочь, он и вовсе получал право убить обоих без суда (правда, закон не позволял казнить любовника и оставить в живых дочь).

Мужчин же могли привлечь к суду лишь за связь с женщиной, которая не была зарегистрированной проституткой. Закон Папия — Поппея  9 года н. э. закрепил и уточнил положения прежних законов (современные историки не сомневаются, что за принятием этого закона стоял Октавиан).

Отныне холостяки лишались права получать имущество по завещанию, а бездетные могли получать не более половины от суммы, указанной завещателем.

Тацит упоминает, что практика применения закона привела к многочисленным злоупотреблениям, и второй император Тиберий создал специальную комиссию для улучшения ситуации. При этом римский историк замечает, что за время действия закона рождаемость почти не изменилась. Кроме упомянутых мер, в законы вносились дополнения и уточнения в 11 году до н. э. и 4 году н. э.

О целях семейного законодательства Октавиана нет единого мнения. Называются такие цели, как восстановление традиционных устоев для стабилизации государства, получение повода к преследованию оппонентов, пополнение казны благодаря штрафам. Рассматриваются и чисто демографические задачи — увеличение количества солдат в будущем и преломление тенденции к увеличению доли граждан из числа провинциалов и вольноотпущенников по сравнению с коренными жителями Италии.

Семейное законодательство Октавиана было крайне непопулярно. Римляне старались их обойти, используя лазейки в законах: например, стали распространёнными фиктивные помолвки с девочками добрачного возраста, которые впоследствии расторгались, но позволяли около двух лет фактически оставаться холостяком и при этом не подвергаться дискриминационным положениям законов.

Время для реставрации традиционного патриархального брака оказалось неудачным: именно в правление Октавиана ускорилась  эмансипация  женщин, а самого императора упрекали в том, что его собственная семья отнюдь не является примером добропорядочности.

Овидий в поэме «Наука любви» прямо пародировал семейное законодательство  Августа, что ускорило ссылку поэта в далёкие Томы  (современная Констанца).

Другой поэт эпохи Августа, Проперций, в стихах к возлюбленной писал:
Зачем мне отдавать своих сынов для триумфа отечества?
Нет, ни одного воина не породит моя кровь!

Политика «исправления» нравов выражалась и в проведении законов, ограничивавших роскошь.

В 18 году до н. э. Октавиан установил очень скромные предельные траты на пиршества. Вскоре он издал законы, ограничивавшие применение богатых материалов в женской одежде и строительство чересчур пышных сооружений, включая и надгробия. Поскольку Тиберий вновь пытался ограничить траты на роскошь, предполагается, что меры Октавиана оказались неэффективными. Сам Октавиан вёл скромный образ жизни по сравнению со многими богатыми современниками, хотя, например, его дочь жила на широкую ногу.

Наконец, император пытался восстановить патриархальные староримские традиции рабовладения и всячески затруднял освобождение рабов хозяевами. «Особенно важным считал он, чтобы римский народ оставался неиспорчен и чист от примеси чужеземной или рабской крови», — заключает Светоний. Для реализации этих целей он добивался принятия различных законов.

Создавались препятствия для освобождения рабов, не достигших 30 лет; рабы, однажды подвергшиеся суровому взысканию, не могли стать полноправными римскими гражданами.

Рабовладелец больше не мог отпускать рабов больше определённой доли — от 1/5 до 1/2, в зависимости от их общего числа.

Устанавливался и запрет на освобождение рабов, если это могло повредить интересам кредиторов или патронов их хозяев. Для некоторых завоёванных племён, целиком проданных в рабство, устанавливались длительные сроки до возможности освобождения, или ставилось обязательное условие, что их увезут с родины.

Продолжал существовать пятипроцентный налог на освобождение рабов (vicesima libertatis). По одной из версий, именно к правлению Октавиана относится и закон Юния – Норбана о наделении рабов, освобождённых в упрощённом порядке, правами не полного римского, а ограниченного латинского гражданства. Причинами этих мер, вероятно, стали ослабление притока новых рабов и увеличение численности безработных горожан из вольноотпущенников.

Император демонстративно не вмешивался в отношения между рабами и хозяевами, включая и самые вопиющие случаи самоуправства. В 10 году н. э. сенат заново утвердил древний закон о том, что в случае убийства человека в своём доме всех находившихся в доме рабов следовало казнить.


17 сентября 14 года н. э., через месяц после смерти, сенат признал Октавиана богом и учредил государственный культ в его честь. Это решение опиралось прежде всего на заявление римского сенатора, будто он видел, как душа Августа возносится на небо, и на прочие благоприятные знамения. По аналогии с Цезарем обожествлённого правителя стали называть «божественным Августом» (divus Augustus).

Новый император Тиберий всячески приветствовал почитание своего приёмного отца. Вскоре в честь Октавиана заложили храм в Риме (его строительство завершил Калигула) и учредили коллегию старших жрецов (фламинов) для отправления его культа. Первым фламином стал Германик, а жрицей нового культа — Ливия. Организовали и другую коллегию sodales Augustales из самых знатных сенаторов. До завершения строительства храма Октавиану поклонялись в храме Марса-Мстителя, где установили его золотую статую. Статус праздников, связанных с жизнью умершего императора, повышался. По материалам Википедии