Блок. Поздней осенью из гавани... Прочтение

Виталий Литвин
«Поздней осенью из гавани…»
 





                Поздней осенью из гавани
                От заметенной снегом земли
                В предназначенное плаванье
                Идут тяжелые корабли.
               
                В черном небе означается
                Над водой подъемный кран,
                И один фонарь качается
                На оснеженном берегу.
 
                И матрос, на борт не принятый,
                Идет, шатаясь, сквозь буран.
                Всё потеряно, всё выпито!
                Довольно – больше не могу…
 
                А берег опустелой гавани
                Уж первый легкий снег занес…
                В самом чистом, в самом нежном саване
                Сладко ли спать тебе, матрос?
                14 ноября 1909


     - «…тяжелые корабли» – корабли у Блока – это выход на еще одну (не)реальность.  В одной из вариант «Её прибытие» ожидалось и с ними. Но потом пришло резкое осознание, что «Она не ездит на пароходе.» И корабли стали атрибутом появления другой героини:

Пьеса  «Незнакомка»:
     «
     …По обеим сторонам моста дремлют тихие корабли с сигнальными огнями. За мостом тянется бесконечная, прямая, как стрела, аллея, обрамленная цепочками фонарей и белыми от инея деревьями. В воздухе порхает и звездится снег.
     …По небу, описывая медленную дугу, скатывается яркая и тяжелая звезда. Через миг по мосту идет прекрасная женщина в черном, с удивленным взором расширенных глаз. Все становится сказочным – темный мост и дремлющие голубые корабли. Незнакомка застывает у перил моста, еще храня свой бледный падучий блеск.
     »
     А потом – и ещё одной (книга «Снежная маска»):

                «В снежной пене – предзакатная –
                Ты встаешь за мной вдали,
                Там, где в дали невозвратные
                Повернули корабли.

                …Ты услышишь с белой пристани
                Отдаленные рога.
                Ты поймешь растущий издали
                Зов закованной в снега.
                3 января 1907»

     Правда, теперь плаванье – «предназначенное», то есть то, которое – строго по расписанию, и строка про них – «Идут тяжелые корабли» – старательно лишена всякой «поэтичности – даже ритмики…
     И подтверждением всего этого «В черном небе означается // Над водой подъемный кран». Нет больше ни Прекрасной Дамы, ни прекрасной Незнакомки, ни прекрасной  Снежной девы – «всё потеряно, всё выпито…»  Как он тогда, в снежном прошлом, предрекал? – «Крещеньем третьим будет смерть»? –

                В самом чистом, в самом нежном саване
                Сладко ли спать тебе, матрос?


     В первоначальном наброске всё было гораздо однозначнее.

А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
     «
     Первоначальный набросок (ЧН ЗК29[черновой набросок, 29-ая записная книжка])

                Как из сумрачной гавани,
                От родимой земли
                В кругосветное плаванье
                Отошли корабли,
                Так и вы мои –
                Золотые года
                В невозвратное –
                Отошли навсегда.
     »

     …но Блок тогда ещё избегал называть чувства. Чувства должны возникать у читателя сами. И читатели чувствовали.

Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     «
     Корней Чуковский привел свидетельство об отношении Леонида Андреева к этому стих.: "Как-то в Ваммельсуу я пошел с Андреевым на лыжах, и он неподалеку от станции Райвола рухнул в снег и не встал, а когда я попробовал помочь ему встать, оттолкнул мою руку и повторил со слезами:

                И матрос, на борт не принятый,
                Идет, шатаясь, сквозь буран.
                Все потеряно, все выпито:
                Довольно – больше не могу...

     И назвал эти стихи гениальнейшими" (Воспоминания, 2. С. 233).

     »