Диалектика Мирового Духа и Холодинамика IT

Сергей Горский Москва
СЛОВО О СЛОВАХ

Диалектика есть диалектика, то есть древнегреческое «искусство спорить, вести рассуждение» и вытекающее из этого древнего и весьма мудрого искусства спора философическое учение о движении всего и вся, о закономерностях развития, о мире, не застывшем в вечности, но пребывающем в состоянии перманентного изменения, развития, непрерывной динамики.

А главный диалектик в «царице наук» — философии — живший и творивший 2 века назад немец, насквозь впитавший в себя древнюю греческую любовь к мудрости, Георг Вильгельм Гегель. После себя он оставил философам — «любителям мудрости» — своё диалектическое и объективно-идеалистическое учение о рациональных закономерностях развития мира.

А что такое холодинамика? Буквально холодинамика (англ. — “holomovement”) означает «движение целого». Слово «холос» в переводе с древнегреческого означает «целое, целый, цельный». Это слово — «Целое» — но с большой буквы знаменует уже целое (простите за тавтологию) направление философское мысли — холизм, диаметрально противоположное редукционизму, который сейчас в почёте у учёных мужей. Если редукционисты привыкли рассекать Целое на части и исследовать их по отдельности всеми возможными способами, выводя из свойств отдельных частей свойства Целого, то холисты ставят свойства Целого превыше свойств отдельных частей. Аристотелю приписывается фраза: «Целое больше, чем сумма составных частей».
 
Исходя из данного философского дискурса, возникает новое холистическое мировоззрение, в котором во главу угла ставится не движение материи в пространстве и времени, как у материалистов, а холодинамика информации (англ. — “Information”) в потоке физического времени (англ. — “Time”).  Это и составляет суть новой диалектической холистической информационно-временнОй (IT)-модели мира.


ДИАЛЕКТИКА ГЕГЕЛЯ и ХОЛОДИНАМИКА: СХОДСТВО и РАЗЛИЧИЯ

У идеалистов, начиная от чудо-богатыря умом и телом Платона, жившего и творившего ещё за 3–4 века до Рождества Христова, в основе мира лежит не материя, как у сторонников Демокрита, Маркса, Энгельса, Ленина и иже с ними, а некий потусторонний, трансцендентный, нематериальный мир идей. Живший и творивший спустя 18 веков после Рождества Христова Вильгельм Гегель подхватил и развил эту древнюю идеалистическую мысль. В его понимании диалектический процесс развития нематериальной первоосновы мира —  «Абсолютной Идеи» (нем. — “die absolute Idee”), или «Мирового Духа» (нем. — “Weltgeist”)  — проходит 3 важнейшие стадии:


1. Развитие идеи в её собственном лоне, «стихии чистого мышления».


ДЛЯ СРАВНЕНИЯ: в диалектической, вполне идеалистической, а к тому же модерновой модели HIT-мироздания* (HIT — “Holos, Information, Time” — «Целое, Информация, Время»), появившейся на свет в XXI веке от Рождества Христова, это «собственное лоно», вслед за основателем голографической парадигмы Дэвидом Бомом, можно было бы назвать «скрытым», или «импликативным» порядком бытия. Как утверждает Майкл Талбот в книге «Голографическая Вселенная»:

«Поскольку импликативный порядок является основой, произведшей на свет все сущее, он должен по крайней мере содержать каждую элементарную частицу, которая была или будет; каждую возможную конфигурацию материи, энергии, жизни и сознания, от квазаров до стихов Шекспира, от двойной спирали ДНК до сил, контролирующих размеры и формы галактик».

Не менее справедливо вслед за Робертом Антоном Уилсоном это космическое лоно можно было бы назвать «нелокальным квантово-информационным контуром». Саму же «Абсолютною Идею» Гегеля, не знакомого в силу объективных причин (время было не то, батенька) ни с квантовой механикой, ни с квантовой нелокальностью, ни с теорией квантовой информации, — «Абсолютной информацией», или «квантовой информацией Абсолюта». Здесь под Абсолютом имеется в виду скрытый, импликативный, нелокальный, всеобъемлющий, творческий порядок бытия. Именно к этому подводит модерновый научный дискурс, о чём глаголил уже два десятилетия назад широко известный в узких научных кругах Пол Дэвис на страницах небезызвестного научного журнала “New Scientist”. Это было ещё в конце прошлого века и прошлого тысячелетия, аж в январе 1999 года:

«Обычно мы думаем о мире, как о составленном из простых, подобных сгусткам, материальных частицах, и под информацией понимаем производную характеристику объекта восприятия, относящуюся к особого рода организованным состояниям вещества. Но возможно, что всё наоборот: похоже, что Вселенная на самом деле — шалость первичной информации, а материальные объекты являются её сложным вторичным проявлением».

Похоже, что так оно и есть. Творчески развивая эту вполне себе идеалистическую мысль, можно было бы утверждать, что носителем и двигателем Абсолютной информации является Время с большой буквы, физическое время, на которое вся необъятная Вселенная проецируется одной точкой, превращаясь в неоплатоническое Единое или голографический Holos, Целое. В потоке Времени голографический Holos, Целое трансформируется из привычной застывшей оптической голограммы в динамическое и голографическое вселенское “Holomovement” (движение Целого). В этой холодинамике (“Holomovement”) движется информация (“Information”) посредством Времени с большой буквы (“Time”), воздвигая HIT-мироздания, а также реализуются информационные технологии (“IT”) Вселенских масштабов. Такая вот многозначная холодинамика IT.
 
Вся история мира, все формы бытия, все измерения пространства, всё разнообразие материи, все творения природы, все виды жизни и все психические явления таятся в этом внепространственном мире идеалистической истинной реальности, истинного бытия, существуя в некоем потенциальном, свёрнутом виде: в виде бестелесной, внепространственной, инертной Сверхорганизации, мерой которой служит информация.

В сумме Holos, который объединяет весь мир, Информация, которая служит первоосновой и мерой всех форм организации, антихаоса, порядка, и Время, которое является Вечным двигателем Вселенной, составляют три кита мироздания, на которых стоит голографический, динамический и насквозь идеалистический мир.

            *HIT-мироздание XXI века: http://proza.ru/2017/02/08/668

В этом скрытом голографическом порядке бытия, как в поэтическом зеркале мира Навои, отражается весь мир:

             весь мир в многообразии своём,
             все тайны тайн отображались в нём.
             События, дела и люди — всё,
             И то, что было, и что будет, всё.
             С поверхности был виден пуп земной.
             Внутри вращались сферы — до одной.

Бесконечное Время — Творец и Вседержитель мира — приводит мир в движение. В процессе движения единый мир изначально разделяется на две диаметрально противоположные части:

- единый, вечный, творящий и животворящий духовный внепространственный импликативный исток бытия — нелокальное, нематериальное и негэнтропийное «НеБО» (Нелокальный Бассейн Организации) и

- развёрнутая в пространстве, преходящая и сиюминутная, обречённая на неизбежную смерть материальная  проекция бытия — мирок иллюзорной материи, не имеющей самобытия, возникающей и исчезающий, как брызги гейзера в потоке всемогущего Бесконечного Времени, мир скоротечной жизни и неизбежной смерти, «земная» обитель зла, в которой царствует Князь Хаоса, Энтропии и Тьмы.

И был Big Bang: День один.


2. Развитие идеи в форме инобытия, то есть в форме природы, которую Гегель называл «окаменевшим духом», а мы назовём «заматеревшей (от слова «материя») информацией».


ДЛЯ СРАВНЕНИЯ: подобно «Абсолютной Идее» Гегеля, в нашей диалектической и идеалистической модели HIT-мироздания сущая на нелокальных, негэнтропийных «небесах» нетленная и нематериальная Сверхорганизация*, она же — Абсолютная информация (квантовая информация «небесного» Абсолюта») проходит в динамическом потоке Времени процесс развития в форме пространственного инобытия.

              *Напомним основателя кибернетики Норберта Винера: «Как энтропия есть мера дезорганизации,
               так и передаваемая рядом сигналов информация является мерой организации».

«Небесное» импликативное внепространственное Единое в процессе своего развития перманентно распадается на множество элементарных частиц физики и психики, постоянно рождающихся и гибнущих в пространстве, связанных законом взаимозависимого происхождения, порождая тем самым одушевлённую и неодушевлённую материальную природу, Вселенную, Метагалактику.

С запредельных, нелокальных, голографических «небес» скрытого порядка бытия Абсолютная информация ниспадает в мир развёрнутого бытия жизни и смерти (Вот оно, библейское «грехопадение»!) Таким образом она из мира внепространственного Единого проецируется на вселенский экран трёхмерного пространства, дабы создать грандиозную, насыщенную всеми цветами радуги, звуками, запахами, но тем не менее иллюзорную 3D картинку материального мирка в его непрерывном движении (“Holomovement”), единственно доступную глазу наблюдателя этого космического голографического шоу.

«Одно из самых революционных предположений Бома заключается в том, что наша осязаемая повседневная реальность на самом деле — всего лишь иллюзия, наподобие голографического изображения. Под ней находится более глубокий порядок бытия — беспредельный и изначальный уровень реальности, — из которого рождаются все объекты и, в том числе, видимость нашего физического мира аналогично тому, как из кусочка голографической пленки рождается голограмма. Бом называет этот глубинный уровень реальности импликативным (то есть «скрытым») порядком, в то время как наш собственный уровень существования он определяет как экспликативный, или раскрытый порядок.

Бом использует эти термины потому, что видит проявление всех форм во вселенной как результат бесконечного процесса свёртывания и развёртывания между двумя порядками. Например, Бом считает, что электрон — это не отдельный объект, а полнота (totality), или множество, возникшее в результате свёртывания пространства. Когда прибор определяет присутствие отдельного электрона, это происходит потому, что в данный момент проявляется только один аспект электронного множества, аналогично тому, как чернильная капля обнаруживается из глицеринового пятна. Если электрон кажется движущимся, это вызвано непрерывной серией таких свертываний и развертываний.

Другими словами, электроны и все другие частицы — не более материальны и постоянны, чем форма, принимаемая гейзером, когда он фонтанирует из земли. Они поддерживаются непрерывным притоком из импликативного порядка, и когда частица предстаёт перед нами как распадающаяся, на самом деле она никуда не девается. Она просто свёртывается обратно в глубинный порядок, откуда произошла» [1].

Информация в потоке Времени сначала овеществляется в материи, порождая таким образом все виды элементарных частиц и их комбинаций, а позже порождает жизнь —  все формы и виды материальной жизни на основе клеток: от жизни простейшей в виде простейших одноклеточных бактерий до жизни разумной в виде человека.

(Парадоксально, но сам Гегель, яростный поборник идеи развития, становления, с негодованием отвергал эволюцию живого. Так же, впрочем, как и Кант. Согласно Гегелю, человек «не мог развиться из животной тупости». Поэтому работа Чарльза Дарвина «Происхождение видов» была революцией не только в науке, но и в сознании. Сейчас же это просто азы, которые проходят дети в школе. Без всяких революций.)


3. Развитие идеи в мышлении и истории.

          «В представлении Гегеля и природа, и история неуклонно движутся навстречу Абсолюту: 
          вселенский Дух выражает себя в пространстве как природа, во времени — как история» [2].


Самопознание «Абсолютной Идеи», воплотившейся в человеке разумном, проходит, согласно Гегелю, через этапы  СУБЪЕКТИВНОГО ДУХА (индивидуальная человеческая душа в трёх ракурсах: антропологическом, феноменологическом, психологическом; диалектика души: сознание, самосознание, разум),  ОБЪЕКТИВНОГО ДУХА («подлежащий порождению духом и порождённый им мир» — сфера социальной жизни, понимаемая как надындивидуальная духовная целостность и проявляющаяся через безличные общественные связи и отношения: право, мораль и нравственность, которая, в свою очередь,  предстаёт в виде семьи, гражданского общества и государства) и АБСОЛЮТНОГО ДУХА  (искусство, в котором «Абсолютная Идея» себя созерцает, религия, в которой она себя представляет, философия, в которой она себя познаёт).

Диалектическая философия, по мнению Гегеля, даёт человеку возможность постичь незримую Суть мира, чтобы войти в абстрактную область чистого мышления. На этом важнейшем этапе происходит самопознание «Абсолютной Идеей» самой себя посредством человека. Точнее, самопознание «Абсолютной Идеей» себя посредством человека при помощи религии и философии, причём философии Гегель отдавал явный приоритет, называя её «царицей наук». Прежде всего, своей собственной философии, как квинтэссенции и диалектическому венцу развития всей человеческой мысли. (Скромный был человек, что уж там говорить!)

У Гегеля диалектически движется сам «Мировой Дух», являющийся нематериальной основой мира. Человеческое сознание является не порождением и отображением материи, а выражением самопознания «Мирового Духа».

Небезызвестный Джон Арчибальд Уилер диалектическую метафизику Гегеля XIX века выразил физикой ХХ века. Сначала создав научную концепцию творения мира из информации — “It from bit”. Затем поставив вопрос о самопознания мира, Вселенной посредством человека:

             «Порождая на некотором этапе своего существования наблюдателей-участников,
             не приобретает ли в свою очередь Вселенная посредством их наблюдений ту осязаемость,
             которую мы называем реальностью?»


ДЛЯ СРАВНЕНИЯ: в диалектической и идеалистической модели HIT-мироздания трансцендентная информация, имеющая самобытие, самосуществование, приходит в движение под воздействием движения Времени, являющегося Вечным двигателем Вселенной. Движение Информации в потоке Времени порождает иллюзию движения материи в пространстве, подобно тому как движение киноплёнки на кинопроекторе создаёт иллюзию движения материи на плоском двумерном киноэкране. Во Вселенной таким киноэкраном служит объёмное трёхмерное пространство.

Абсолютная Идея у Гегеля познаёт сама себя посредством человека, посредством человеческого разума. Как «Мировой Дух», так и человеческий разум являются проявлениями именно рационального начала. Высшим методом изучения этого рационального начала как раз и служит диалектика и логика Гегеля. Иррационализм Шопенгауэра абсолютно чужд гегелевскому панлогизму.

В модели HIT-мироздания изначальное бытие Сверхорганизации, или Абсолютной Информации в своём нелокальном лоне также иррационально для двойственного человеческого сознания, делящего мир на «я» и «не-я», на «ты» и «то», на субъект и объект, как и Воля к жизни Шопенгауэра, как и индуистский Брахман, как и буддийская Таковость (Ятха-бхутам — буквально — «как есть»). Гегелевский панлогизм и панрационализм холодинамике информации в потоке Времени абсолютно не свойственен. Истинное бытие, истинная реальность не приемлет любую человеческую логику и познаётся отнюдь не разумом.

Гегелевская триада — тезис-антитезис-синтез — рассматривает любое явление исторически, в движении, в динамике, в процессе отрицания своей сущности и восхождения к высотам развития на качественно новом уровне бытия. Это касается и природы, и общества. Знаменитый Гегелевский трактат «Феноменология духа» посвящён философии истории.


ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

Философия истории у Гегеля есть шествие «Мирового Духа» по пути к свободе. Оно начинается в деспотиях Древнего Востока, где свободен лишь один человек — правитель, деспот. Оно набирает силу в античных городах-полисах, где свободны все граждане (но не рабы, которые гражданами не являются). Наконец, оно завершает свой величавый многовековой путь в европейских государствах, где свободно подавляющее большинство населения (в смысле прав человека).

Таким образом, философия истории сводится к возникновению и развитию государства, а конкретная личность для истории и «Мирового Духа» — не цель, а средство. С учётом того, что второе подобное средство — война как движущая сила прогресса, то «человек» у Гегеля звучит не очень гордо, порой превращаясь просто в пушечное мясо, а не в частицу «Мирового Духа». Если он, конечно же, не Александр Македонский или Наполеон Бонапарт, которых Гегель боготворил, ибо в них, по представлениям Гегеля, вселился сам «Мировой Дух». («Мировой дух верхом на коне» — так Гегель воспринимал Наполеона.)

Неспроста в пику этой «философии Цезарей и Чингисханов», в которой простой человек — лишь пешка в руках «Мирового Духа», а Наполеон — шахматный король, ферзь и непобедимый гроссмейстер в одном лице, и возникло учение экзистенциалиста Кьеркегора, в котором в центре мира — не государство, не народ, не общество, не толпа, не всемогущие цезари и наполеоны, не всеподавляющее движение истории, а отдельный, уникальный и неповторимый человек со всеми его жизненными заботами, целями, сомнениями и треволнениями.

Маркс отбросил гегелевскую идею «Мирового Духа», как и саму «Абсолютною Идею». У Маркса материя первична, сознание вторично, весь мир является внутренним развитием и отображением материи в гладком зеркале сознания. Маркс вывернул учение Гегеля наизнанку. Вместо диалектики развития «Мирового Духа» в природе и обществе у него появилось диалектическое развитие материи в природе и восходящее движение общественно-экономических формаций в истории. Этому служат 3 основных закона материалистической диалектики Фридриха Энгельса, которая является материалистическим прочтением идеалистической философии Гегеля: закон единства и борьбы противоположностей, переход количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания.

Согласно Марксу, познание и развитие неисчерпаемы, высшая цель общественного развития — коммунизм, основной экономический закон которого — «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям», а Основной закон (Конституция) социально-политической надстройки:

          «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех».

По Марксу, коммунизм вызревает в антагонистических противоречиях капиталистического способа производства и утверждается путём коммунистической революции, во время которой власть в свои руки берёт пролетариат, а экспроприаторов экспроприируют. На капитализме заканчивается предыстория развития человечества и начинается собственно история, вечная и бесконечная. (Красивая теоретическая модель. И очень притягательная одно время. Но не работающая, как показала практика, являющаяся критерием истины, согласно самому Марксу.)

Новые времена — новое прочтение диалектики Гегеля. У Гегеля человек, прежде всего,  немецкий бюргер — существо общественное, социальное, которое выковывается в процессе производительного труда. Идеал общественного развития по Гегелю — “Burgerliche  Gesellschaft”, то есть «гражданское (бюргерское) общество», девиз которого — «каждый для себя — цель, все другие — суть для него ничто». Мировой Дух Гегеля закончил своё величественное многовековое шествие в закостенелой прусской конституционной монархии. Какая проза истории после такой поэзии мысли! (Может быть, именно по этому критерию Евгений Торчинов назвал несомненно выдающуюся философскую систему Гегеля «философским фэнтези»?)

«Мировой дух, начавший свой путь в бескрайних просторах Азии, пировавший с греческими богами на Олимпе, водивший в походы римских цезарей, крестоносцев и санкюлотов, ныне обосновался в Берлине; он обрёл покой в должности чиновника, одряхлел и мирно дожидается выхода на пенсию. Грандиозный замысел осмыслить всемирно-исторический процесс как единое целое обернулся наивной попыткой оправдать окружающую философа унылую действительность» [3].

А для сравнения в стиле фьюжн, в буддийском учении, Дхарме, любой человек является в первую очередь существом, интегрированным не в общество, это гегельянское царство «объективного духа», а во Вселенскую  неумолимую динамику жизни-смерти, в вечный циклический круговорот  бытия — сансару, наконец, в «сантану» — нескончаемое движение, вечный поток дискретных элементарных психофизических элементов, «дхарм». Этот поток «дхарм» органически сочетает в себе непрерывность (континуум) и дискретность (квантованность) во времени наподобие киноплёнки, в которой отдельные кадры дискретны, а их движение со скорость 24 кадра в секунду кажется нам непрерывным.

А буддистский худосочный монах (хотя в буддийском монастыре Шаолинь крепкие китайские ребята могут с этим не согласиться) интегрирован отнюдь не в общество достопочтенных бюргеров с брюшком, наевшим своё брюшко на основе производительного труда, а в буддийскую общину (сангху), где производительный труд запрещён, а вместо гражданских прав и Конституции существует монашеский устав — Виная-питака. Это, во-первых.

Во-вторых, вместо индивидуалистического девиза Гегеля и гражданского общества «каждый для себя — цель, все другие — суть для него ничто» используется буддийский холистический принцип целостности, единства и неразрывной связанности мира на основе важнейшего закона буддизма — закона взаимозависимого возникновения:

          «Вещи черпают своё существование и природу во взаимозависимости, и не являются ничем сами по себе».

Так говорил не Заратуштра, а Нагарджуна (на санскрите — «серебряный змей»)!

В-третьих, если использовать терминологию Гегеля, а не Дхармы, то «Мировой Дух», неким аналогом которого служит буддийская Таковость, «Ятха-Бхутам», познаёт себя не путём рациональной философии (в частности, диалектики и логики Гегеля), а путём иррационального созерцания  в процессе изощрённой психотехники. Так, помимо гегелевского панлогизма своё понимание «отрицания отрицания» даёт мистическая дзэнская мудрость:

             «Пока ты не знаком с учением дзэн, горы — это горы, реки — это реки;
             когда ты изучаешь дзэн, горы перестают быть горами, а реки — реками;
             но после того, как ты достиг просветления горы — это снова горы, а реки — снова реки».

Наконец, в современном целостном мире формы общественной самоорганизации самым тесным образом связаны с новым качеством сознания личности, «субъективного духа» в терминологии Гегеля. Диалектика развития феноменов сознания (феноменология) уже не столько общественного человека — достопочтенного бюргера, озабоченного биовыживанием, ценами на газ и продовольствие, правами человека, а также иерархией в человеческой стае, сколько человека космического, стремящегося к труднодостижимому идеалу нелокальной личности, способной объять необъятное, стоит на повестке дня. И это стремление весьма и весьма напоминает индийское метафизическое стремление к Пробуждению и Высшему Освобождению, о сути которых и не догадывался Гегель, который несколько опрометчиво вычеркнул восточную мысль из истории философии.


ОТЧУЖДЕНИЕ, ПРОБУЖДЕНИЕ и ОСВОБОЖДЕНИЕ

В центре гегелевской «Феноменологии духа» стоит проблема отчуждения, которая частично была востребована и ранним Марксом. Эта проблема снова требует своего рассмотрения через призму отчуждения человека социального от человека космического, человека локального от его скрытой внутренней сущности — нелокальной личности, объявшей необъятное, человека-индивидуума от человека-неразрывной-части-Целого. В процессе этого отчуждения на свет божий, как правило, появляется не «венец творения», а «биоробот», чьё представление о мире запрограммировано социально-классовой структурой общества, бессознательным началом психики, языком и стереотипами различных культур:

«Маркс поистине гениально показал социальную детерминированность знания, и прежде всего философского знания.

Потом появились Фрейд и мыслители-психоаналитики, показавшие зависимость познания от подсознательного и бессознательного, которые сами для познания отнюдь не прозрачны.

Далее лингвофилософы... показали обусловленность нашей картины мира и самого нашего восприятия нашим языком...  Слова, по существу, подменили вещи, лишь слегка просвечивающие сквозь семантические оболочки слов.

Культурологи и культурные антропологи довершили процесс, убедив мыслящее человечество в том, что наше познание в любых его формах жёстко детерминировано стереотипами наших культур.

Оказалось, что мы живем во вполне призрачном мире, в мире, который отнюдь не есть физическая реальность, фотографически копируемая нашими чувствами; скорее это МИР АРХЕТИПОВ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО, МИР СЛОВ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ.

ГЛАВНЫМ ПЛОДОМ ПРОСВЕЩЕНИЯ ОКАЗАЛОСЬ ПРЕВРАЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ЗАПРОГРАМИРОВАННОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РОБОТА, свободного лишь в рамках, оставленных для него языком, культурой и социальной ролью" [4].

Этими марионетками бытия, у которых «лица стёрты, краски тусклы», движут не «дум высокие стремленья» и не «души прекрасные порывы», а насквозь эгоистичная Воля к жизни. «Биоробот» есть существо не свободное, а запрограммированное на жизнь тела четырьмя низменными контурами мозга и животными инстинктами, прежде всего, инстинктами выживания, размножения и иерархии в человеческой стае. Хотя есть, есть в человеческой истории великие примеры самопожертвования во имя высших целей.

У Гегеля бытие и мышление тождественны, реальный мир есть проявление движения «Абсолютной Идеи», «Мирового Духа». Высшая степень самопознания «Мирового Духа» — рациональная философия Гегеля. Высшая степень развития «Мирового Духа» в истории — “burgerliche Gesellschaft”, гражданское общество.

Для Гегеля, который детально исследовал категорию отчуждения, отчуждение в самом широком смысле слова есть инобытие Духа, его опредмечивание, самополагание в виде объекта. Снятие отчуждения равносильно познанию, которое ликвидирует «разорванное» сознание. Ликвидировать разрыв двойственного человеческого сознания от своего информационного холистического инобытия, субъекта от объекта и является нашей задачей.

На Востоке, в древней Индии, поклонники учения Будды считают, что в основе развития общества лежит «безличный мировой процесс жизни, безначальный, вечно меняющийся, развивающийся в неизбежных гранях, поставляемых законом причины и следствия. Ничто не является без соответствующей достаточной причины. Процесс такой жизни тягостен, это процесс страдания, это процесс, заключающий в себе самом зерно совершенствования и свободы. Это убеждение, именно убеждение, что мировой процесс жизни ведёт к совершенству и конечному ОСВОБОЖДЕНИЮ от горестных оков, налагаемых законом причины и следствий, — это убеждение есть единственная вера, единственная догматическая предпосылка буддизма» [4].

В модели HIT-мироздания и мир материи, и человеческое сознание проистекают из скрытого импликативного информационного бытия, информационный «Мировой Дух» первичен, материя (овеществлённая информация) вторична, производна, иллюзорна и не имеет самосуществования, самобытия. Весь материальный мир есть многогранное проявление изначальной Абсолютной информации и воплощение созидательной работы энергии Бесконечного Времени. Жизнь и сознание есть высокоорганизованные формы Абсолютной информации в потоке Времени, а не формы существования материи.

Высшая степень самопознания «Мирового Духа» — иррациональное Пробуждение, дающее возможность сверхчувственно и сверхразумно познать мир таким, каков он есть, мир в его Таковости, мир в его истинной реальности, недоступной дихотомическому сознанию. Конечной целью развития не является ни “burgerlich Gesellschaft” Гегеля, ни коммунизм Маркса. Высшая цель общественного развития — снятие всех видов отчуждения человека социального, локального, индивидуального от человека космического, нелокального, целостного.

Если в диалектике Гегеля мышление тождественно бытию, то в диалектике Маркса материальное бытие определяет сознание. Это означает для марксистов, что необходимо в первую очередь путём революционной практики изменить общественное бытие, чтобы новое, прогрессивное общественное бытие породило новое, прогрессивное общественное и индивидуальное сознание.  А вот в диалектике HIT-мироздания необходимо путём революционной психотехники и настойчивой работы над собой ликвидировать «разорванное» двойственное сознание, заменив его холистическим недвойственным Знанием, иррациональным Гносисом.

Под влиянием собственных титанических усилий сознание человека движется от хилотропического, которое подразумевает «представление о себе как о физическом существе с чёткими границами, в "рамках" физических органов чувств, которое живёт в линейном времени в одной "объективной" реальности», к холотропическому, которое, по Станиславу Грофу, «подразумевает поле сознания без определённых границ, которое имеет неограниченный опытный доступ к различным аспектам реальности даже без посредства физических органов чувств» [5].

Диалектическое отрицание «разорванного» сознания, в котором субъект оторван от объекта, даёт возможность обрести Абсолютное Знание, которое автоматически ведёт в плерому, полноту истинного бытия, в покой нирваны и позволяет вырваться из оков сансары и достичь Освобождения от неизбежной юдоли страдания в нескончаемой череде жизни-смерти раз и навсегда.

В такой диалектической мировоззренческой системе цель индивидуального самопознания и развития (субъективного духа в терминологии Гегеля) — нирвана, высшая ступень общественного развития — свободное от любых форм отчуждения общество.

АБСОЛЮТНАЯ СВОБОДА, ВЫСШЕЕ ЗНАНИЕ, МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ ГОЛОГРАФИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО — вот суть холистической диалектики времяцентрического Мирового Духа не по Гегелю.


Примечания:

1. Майкл Талбот «Голографическая Вселенная», Скрытый порядок и раскрытая реальность
2. Р. Тарнас «История западного мышления»
3. А.В. Гулыга «Гегель», глава 8.
4. Ф.И. Щербатской «Философское учение буддизма»
5. Е.А. Торчинов «Пути философии Востока и Запада»



         2 августа 2022