Мангистауская область. Не просто точка на карте

Александр Ерошкин
Название этой области я услышал в начале 2022 года, когда в Казахстане обострились события. Я даже не знал, где она находится, эта Мангистауская область. И названия городов мне не знакомы.  Просто узнал, что утром 2 января 2022 года жители Жанаозена перекрыли дорогу в знак протеста против повышения цен на газ и против дефицита топлива.

Оказывается, Жанаозен - нефтедобывающий город. А вся нефтянка под прочным контролем  международных нефтедобывающих корпораций, находящихся под британским контролем и мечтающих о высоких доходах для себя.

Ещё в начале 2010-х годов в Жанаозене и во всей Мангистауской области прошла серия демонстраций и забастовок рабочих с требованиями улучшить условия труда и повысить зарплаты.

 В 2011 году в связи с 20-й годовщиной Дня независимости, который отмечается в Казахстане 16 декабря с 1991 года,  в городе вспыхнули беспорядки, силы безопасности Казахстана открыли огонь по демонстрантам, которые требовали улучшения условий труда,  в результате, по официальным данным, погибло 16 человек и около 100 человек ранено. Как говорится, капитал показал своё рыло.

В 2011 году цена на сжиженный автомобильный газ составляла около 30—35 тенге, и с тех пор она неоднократно повышалась. В январе 2020 года в Жанаозене прошла акция протеста, на которой жители города требовали снижения цены на газ, которая поднялась с 55 до 65 тенге, а в январе 2022 года выросла до 120 тенге.

Не менее тысячи  жителей собрались 3 января на центральной площади Жанаозена ночью. Их требования включали в себя не только социально-экономические требования, но и политические.  Выступление акима области и директора газоперерабатывающего завода не убедили демонстрантов.

В последующие дни в других городах и областных центрах, например, в
Актобе прошли демонстрации, протестующие установили юрту, разожгли костры.  4 января 2022 года  власти Казахстана заявили о снижении цен на сжиженный газ в Мангистауской области до 50 тенге за литр. Тем не менее, протесты продолжились.

4 января президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев записал видеообращение, призвал участников протестов «проявить благоразумие» и не совершать незаконных действий. Но  основные события связаны уже с Алматой, а это далеко на восток. Между Мангистауской  областью и южной бывшей столицей  1700 километров. Спусковой крючок протестов был приведён в действие в самой нефтеносной области Казахстана.

Похоже, контролирующие добычу нефтегазовые гиганты Запада (Chevron, Exson Mobil, Shell и т.д.) и стоящие за ними «глубинные государства» англосферы сделали ставку на отделение нефтеносной Магистауской области от основной территории Казахстана.  Тогда прибыли будут максимальными и отпадут заботы о социальной сфере всей страны. Такая практика хорошо показала себя в Ираке, Ливии, Сирии, ряде других стран.

У Мангистауской  области репутация мятежной области.  Площадь у неё немалая - 165 000 кв. км, а населения совсем чуть-чуть  - 720 000 человек, это же чудовищно низкая плотность населения – 4,3 человека на квадратный километр.

Именно в Мангистауской области добывается 30 процентов всей казахстанской нефти и  всего казахстанского газа, это  огромное количество, потому  это регион-донор, от него зависит  благополучие Казахстана, если равномерно распределять доходы. А если одни думают о яхтах и дворцах, а другие не могут свести концы с концами…  То есть на добычу нефти и газа выпадает  90 процентов  экономики области. В России такую же роль играют  Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Стоило сопоставить территорию области с географической картой, и я понял, что эта территория мне неплохо знакома. Я не был там никогда, но читал рассказы и повести Константина Паустовского, который описал историю исследования и хозяйственного освоения залива Кара-Богаз-Гол, а в   повести «Кара-бугаз» изложил туркменские легенды о нём. А это совсем рядом, просто область и города переименовали, а мне об этом не доложили, а  я не  сразу признал, что на этой территории, рядом с легендарным заливом, была построена атомная станция с атомными опреснителями воды, был чудесный город Шевченко, где  жили и работали русские, украинские, белорусские, немецкие, армянские и прочие специалисты. Жили мирно и много сделали и для развития этого края, и для повышения обороноспособности  Великого Советского Союза.

А ещё узнаваемым было плато Устюрт, расположенное между  Мангышлаком и заливом Кара-Богаз-Гол на западе, Аральским морем и дельтой Амударьи на востоке. Плато это было поделено между республиками Советского Союза: Казахстаном, Туркменией и Узбекистаном.

Площадь около 200 тысяч кв. км. Это глинистая полынная и полынно-солянковую пустыни, юго-восточная часть плато — глинисто-щебнистая пустыня. Большая часть этого плато покрыта растительностью, переходной от подзоны северных (полынно-солянковых) пустынь к подзоне южных (эфемерово-полынных) пустынь. В физико-географическом отношении Устюрт является самостоятельным округом Мангышлак-Устюртской провинции северной подзоны пустынь.
В центре плато расположена возвышенность — увал Карабаур.
На плато Устюрт выделена айдаболская культура эпохи мезолита и неолита, ранее включавшаяся в состав кельтеминарской культуры. Учёные считают, что Устюрт — это дно высохшего моря, имевшегося тут в раннем и среднем кайнозое (21 миллион лет назад). Из Википедии

Я пересмотрел наверное сотни видов с плато Устюрт. И чем больше всматриваюсь, тем больше убеждаюсь, что это не природные объекты, а рукотворные. Очень уж они похожи на карьеры. Такие древние карьеры есть и в Америке, и в Австралии, и в Африке, и в Евразии. Уверен, что и под толщей ледяной шапки в Антарктиде тоже есть следы древнего карьера. Из того грунта, который снят землеройными машинами древних цивилизаций, вполне может быть изготовлена Луна, этот спутник Земли, замедляющий движение планеты по спирали-орбите  вокруг Солнца.
Это не просто равнинная местность, занятая пустыней. Это гигантская выемка, опускающаяся до отметки  132 метра ниже уровня моря. Это
самая низкая точка Казахстана и одна из самых низких точек мира.

В 1980-х годах в юго-восточной части Устюрта (в окрестностях посёлка Жаслык) действовал военный полигон «Восьмая станция химической защиты», предназначенный для испытания химического оружия и средств защиты от него. Полигон эксплуатировался военнослужащими из расквартированных в Нукусе войсковых частей: испытательный химический полк (в/ч 44105) и центр по разработке средств защиты от химического оружия (в/ч 26382). Полигон закрыт в начале 1990-х годов.

Кроме того, на территории плато было проведено несколько подземных ядерных взрывов, три из них на территории Мангистауской области Казахстана в 1970-х годах (в районе полуострова Мангышлак в урочищах Актоты, Мулькаман и Киндикти).

До распада СССР население Мангистауской области на 30 процентов  состояло из русских. После 1991 года русские начали массово уезжать и сейчас их доля составляет всего около 5 процентов, а в отдельных районах и населенных пунктах доля русского населения и вовсе менее одного процента.  Таким образом, Мангистауская область самая "неруссифицированная" область Казахстана. В Петропавловске, к примеру,  русских около 60 процентов, а в Алмате – 25 процентов.

В конце этой статья я приведу несколько примеров из практики вытеснения русских из Казахстана. Должен отметить, что процесс этот управляемый, как правило, из-за рубежа. Доказательства тому – запуск антирусского, антироссийского проекта в связи со строительством газопроводов в Европу, попытки создать дополнительные трудности, в том числе использовать трубу для прокачки альтернативного газа – это технологическое преступление, а после 24 февраля 2022 года гонения на русскую культуру, русскую историю, запрет книг, концертов и угрозы удара ядерным оружием по территории России.  Это вообще безголовость политиков и их кукловодов. Впрочем, некоторых уже «ушли».

Несколько слов о столичном областном центре Актау.

Актау с казахского буквально Белая гора. Строительство началось в  1961 году как посёлка  Актауский, в  1963 году получил статус  города Актау. Но с  1 июля 1964 года переименовали в город Шевченко в честь украинского поэта Тараса Шевченко, находившегося в середине XIX века здесь в ссылке.

Город был построен с нуля в чистом поле по решению властей Советского Союза о создании ядерного щита страны с участием министерства среднего машиностроения и под управлением тогдашнего министра Ефима Славского.

Город был построен по генеральному плану, разработанному Ленинградским проектным институтом (в рамках развития новых молодых городов Советского Союза). Куратором от института выступал архитектор Михаил Левин.

В качестве градообразующего предприятия был построен Прикаспийский горно-металлургический комбинат (ПГМК), который включал в себя добычу урановой руды, её переработку и обогащение. Сеть предприятий этого комплекса обеспечивала основное производство химическими реагентами (азотно-туковый и сернокислотный заводы), теплоэлектроэнергией, водой (ТЭЦ, БН-350). Была построена инфраструктура города, обеспечивающая проживание людей в безводной пустыне.

Это был оазис посреди пустыни, эдакое чудо света, по проекту ленинградских архитекторов. Кстати, во время Великой Отечественной войны архитекторы из Ленинграда внесли немалый вклад в строительство Челябинска, ставшего в народе Танкоградом. Так что опыт создания городов с нуля у них был.

Строительство города велось Прикаспийским управлением строительства (ПУС) под руководством Л. Н. Томашевского.

Для обеспечения жизни людей была построена вся необходимая инфраструктура, в том числе – опреснители воды. Между прочим, это были первые в мире опреснители воды на атомной энергии.
Главное назначение города в советские времена – добыча и переработка урана. Город Шевченко  играл важную роль в создании единого ядерного щита СССР, хотя его ядерный статус не афишировался.

Но  вместе с отъездом русских, "отъехала" и атомная промышленность. Город занят  добычей нефти, это  попроще, но, судя по акциям протеста,  в последние годы доходы идут мимо карманов горожан.

Шевченко/Актау не имеет естественных источников питьевой воды, город полностью обеспечивается переработанной морской водой: пресная вода производится из сильноминерализованного природного источника путём её разбавления дистиллятом, производимым из морской воды в промышленных многокорпусных испарительных установках («самоварах»). Для водоснабжения города и предприятий были построены промышленные опреснители, использующие вторичный пар с ТЭЦ (в том числе и реактора на быстрых нейтронах БН-350, в настоящее время остановленного и заглушённого), который являлся первой в мире атомной опреснительной установкой мощностью 120 000 кубометров  воды в сутки. 

После распада СССР Шевченко стал  Актау   с  13 сентября 1991 года.

В 2018 году в Актау проводился пятый саммит Прикаспийских государств, участие в котором приняли президенты Казахстана, России,  Ирана,  Азербайджана  и Туркмении.

На начало 2020 года  население города — 183 097 человек, в составе территории городского акимата 187 690 человек. На начало 2022 года  - 182 033 человек.

Привожу эти цифры для того, чтобы сравнить их с численностью в ближайшие годы. Тенденция наметилась. Если всё останется так, как сегодня, то численность населения будет снижаться. Владельцам нефте- и газодобывающих предприятий  не выгодно содержать социальную сферу, она будет сокращаться и постепенно деградировать. Ведь главная задача в условиях капиталистического предприятия – это получение прибыли. Город в пустыне без наличия естественной питьевой воды содержать сложно, требуются большие затраты, и хозяева с лёгкостью пойдут на использование вахтовых методов организации труда, а малоквалифицированных исполнителей можно завезти из соседних стран.

Следы деградации города, социальной сферы уже заметны. Из комментариев к другим публикациям мне стало известно, что в прошлом в Шевченко был когда-то хороший ботанический сад, переходивший в сосновый лес, чернозём с "большой земли" завозили железнодорожными составами. Но и сад,  и лес высохли. Железную дорогу разобрали и сдали в металлолом. На их месте уже соорудили  высотные дома-человейники.

Вместе с развалом СССР началось и насильственное выселение из квартир. Методы разные, а результат один – люди уезжали. Продукты были по талонам, хотя многие помнили безупречное обеспечение товарами атомных городов.  А если талоны выдавал не совсем честный человек? Если попрекал русского, что он чужой хлеб ест? Если совсем не знакомые казахи приходили в квартиры и требовали продать их. «Трёшки» продавали за 500 долларов.  Кто-то же подогревал такие настроения?


Вот комментарий от 29 января 2018 года, Svetlana Sharova:


«Любимый город!!!! Любимый Шевченко!!! Все дети 70-х годов в нем родившиеся и выучившиеся, но потом,  к сожалению, уехавшие оттуда.
Шевченко, как город оазис СССР или КазССР,  уникальный по архитектуре и по природе. Был зеленый,  пока в нем были русские и соответственно этому уделяли внимание. Ведь надо было сдерживать натиск пустыни!!!!!! Даже около Абая росли шикарные голубые ели. Для них, конечно, специально делали высокий насыпной и привозной грунт. Летом были цветы: ковер, бархатцы, розы, А какая медуница сладкая цвела в клумбах около моря на спуске из парка с 5го мкр!!!!!!!!!!!! Этот парк летом был очень зеленый, всегда его вечером поливали и для нас, детей,  этот полив был как развлечение. Играли,  бегали, обливались водой.
Обожала ехать на автобусе № 2, если не ошибаюсь из 5го мкр в 11-й. Он шел по берегу моря,  и море было видно. А сейчас весь берег застроен. Моря не видно…  Жалко, что такой город потерян навсегда...».


Ещё одно мнение. Andrei Averin: 

«Жил в Шевченко/Актау до 1991 года. После введения национальной валюты начался полный бардак. Русские инженеры уехали. Станция на быстрых нейтронах остановилась, потому что там банально стало некому работать.
Город остался без пресной воды. Мы ходили всей семьей за водой: раз или два в неделю приезжал ГАЗ с цистерной. Поскольку воды было мало, то разрешалось взять столько, сколько может унести один человек. Даже дети брали свои крохотные пластиковые ведерки - хватит на чай, уже хорошо.
Уезжали в спешке, поскольку по городу стали методично убивать русских. Соседка с 5 этажа не вернулась домой. Оставшиеся русскоговорящие жители стали организовывать дружины и ходить по микрорайону, провожать тех, кто поздно возвращался домой. С 9 вечера объявлялся комендантский час - детям запрещали выходить на улицу.
На нашем этаже казахи ходили по квартирам и предлагали добровольно отдать квартиру. Затем уже ходили целенаправленно, определив квартиры с хорошей мебелью, ремонтом и техникой. Благо советские люди пускали внутрь, ещё не поняв новых законов и что прошлая жизнь навсегда закончилась.
Соседке настойчиво рекомендовали отдать квартиру за какой-то сраный орден из драгметалла. Всё чаще стали приходить новости о зверских убийствах детей и женщин.
Новый год 1990-1991. Папа уезжал в непонятную и пока ещё очень далекую Россию, вернулся под Новый Год. Я обижался, что он мне ничего не привёз в подарок. В канун Нового Года на столе внезапно оказалось что-то вкусное. Как я узнал позже, родители ничего не ели на работе и несли еду из столовой на работе, чтобы мы с сестрой могли покушать. В городе уже несколько месяцев продукты выдавали по талонам. Разумеется, талонов на всех не хватало.
Весна 1991. Квартира уже пустая - большую часть вещей мы уже отправили в Россию. Мы загружаем остатки вещей в 3-тонный контейнер. Как потом оказалось, контейнеры надо было сопровождать лично, а потом караулить на жд станции до погрузки.
Никогда не забуду последнее утро: мы ехали на раннем автобусе до жд станции в 4 часа утра. Над степью стала разгораться утренняя заря, озарив небо розовым цветом. Такого красивого восхода я не видел больше в своей жизни. В кармане нащупал жевачку Love Is с приторно земляничным вкусом, которую мне подарил какой-то сердобольный мужчина. В этом эпизоде соединились мои последние часы Советского Союза, моего счастливого казахстанского детства и города, который я потерял навсегда».