Никому не говори, как мы умрем

Лада Баснина
"Никому не говори, как мы умрем" (рецензия на фильм Александра Ханта "Межсезонье")

С конца июня в российском прокате идет фильм Александра Ханта «Межсезонье» - криминальная драма о двух подростках, переживающих время бунта.

Замыслившая «личную революцию» «трудная» Саша невольно увлекает за собой «пай-мальчика» Данилу, влюбленного в нее, и вместе подростки отправляются, что называется «во все тяжкие». К чему это приведет? Спойлер можно найти в имевшем место в реальной жизни случае, который был взят за основу фильма: трагедии 15-летних Дениса Муравьева и Кати Власовой, произошедшей в 2016 году в Псковской области. Подростки неоднократно сбегали из дома, обвиняли родителей в непонимании и жестокости. Последний трехдневный побег стал для них роковым.
 
Хант, который до этого отличился отличным фильмом «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», выбрал непростой материал для экранизации, что сказалось, на мой взгляд, на ней заметно. С одной стороны, фильм можно назвать серьезным публицистическим высказыванием – видеоряд с подростками на самых первых минутах, вкрапления интервью об удовлетворенности жизнью в середине фильма – довольно веская заявка на журналистский подход. С другой, - удачный видеоряд, художественно подчеркивающий эту публицистичность: пробегающая на заборе мимо героя «жизнь», раскрашенный депутат в характерной позе, герои с плакатами «делай как все». Особенно удались тандему режиссер-оператор кусочки со сменяющимися объявлениями и с пейзажами Свердловской области. Это вкрапление репортажной зарисовки поражает – настолько оно правдивое. Словно видишь то, чего воочию насмотрелась в апреле на Урале. Никакого приукрашения или сгущения красок. Все с фотографической точностью.
 
Наверно эта публицистичность убила в фильме очарование художественного мира. Ну ладно, не убила, но очень хорошо отодвинула на второй план. «Межсезонье» - прежде всего громкое высказывание, и уже потом – фильм. Высказывание о чем? Тут сложнее.
 
На поверхности лежит самый «толстый» смысл: подростковый бунт. Конфликт поколений, гормональные всплески, несостоятельность родителей, которые сами не сумели выбраться из детства. Все это есть. Но вот осмысления – нет… В фильме (как и в жизни) подростки на меня производят впечатление не совсем здоровых людей. А если быть точным, то совсем нездоровых. Что у реальных Дениса и Кати, что у экранных Данилы и Кати нет отправной точки, за которую можно зацепиться: зачем, где логика их действий? Подростки тоже люди, несмотря на все свои перегибы, и в своих поступках все равно руководствуются логикой. Пусть своей, зачастую недоступной взрослым, но все же логикой. В истории ее нет. Нет осмысления мотивов, нет раскрытия внутреннего мира, нет даже попыток приоткрыть завесу в диалогах. Саша уже почти в самом конце признается Даниле, что во всем виновато появление отчима – раньше они с мамой были как сестры, а потом появился он.
 
Но этого недостаточно, чтобы ребенок пошел угонять тачки у этого самого отчима и стрелять в полицию. Не хватило мне самого важного – раскрытия подростковой сущности, осмысления, что сподвигает их сворачивать не туда, где та точка невозврата, после которой можно говорить об отклонении? А ведь без этой простой мысли весь фильм со всеми его манифестами – просто колыхание воздуха. Это как призыв ради призыва. Лозунг с советского плаката, повисший в воздухе при капитализме. Красивый, но абсолютно безжизненный.
 
Картина ходит где-то на грани арт-хауса (к счастью, не переходит эту грань и смотреть ее можно) и пустоватой подростковой драмы. Есть что-то от «Вам и не снилось», но плоское, нет того объема, той душещипательности что ли… Нет сочувствия к героям, несмотря на то, что актерская игра на отличном уровне. Оба главных персонажа сыграли на твердую пятерку. Но не зацепило.
 
Поэтому, если делать общие выводы, итог получается такой: фильм – неплохая вольная интерпретация реального случая, с обилием острых камешков в огород нынешнего мироустройства. Но для звания хорошей картины ей не хватает глубины.