5. Новоделы

Александр Гаврилов 7
   5. НОВОДЕЛЫ


   Животные уходили туда, где ещё не было людей.
   Люди шли за животными и тоже уходили от людей, не менее опасных, чем они сами.
   Так, когда-то небольшая, группа людей заселила все континенты планеты.

   Человечество оказалось разделённым: пространствами, горными цепями, реками и пустынями.
   Но главное – звериным желанием одних людей отобрать у других землю, воду, имущество и жизнь.
   И это - вместо человеческого желания - всем вместе создавать всё, что тебе необходимо.

   Так образовались этнические группы, первоначально смертельно враждебные друг другу. Не считавшие людьми никого, кроме себя, и, значит, не имеющими права жить на Земле.
   Конечно, такой была злая простота дочеловеческих отношений людей, каждый день находящихся на грани жизни и смерти от голода, холода, зверей, болезней и собственной злобы.
   Первобытная идея избранности собственного племени жива до сих пор.

   В атмосфере ненависти к «чужим» возникли древние государства.
   Эта древняя ненависть, вспыхивая с разной степенью ярости, прошла через всю историю человечества и осталась в характере государств.
   Она жива и сегодня. В той мере, в какой человек всё ещё не стал Человеком.

   Достигнутый экономический уровень развития общества не даёт человеку объективных оснований враждебно относиться к другому человеку.   
   Сегодня человек не обязан быть людоедом.
   Человек способен по-человечески относиться к другому человеку.

   Но люди живут в социумах, унаследовавших древнюю форму государств.

   Государство - не человек, и относиться «по-человечески» к другому государству не может. Только по государственному – рационально и беспощадно.
   Древний «воздух» врывается в атмосферу сегодняшнего дня. И тогда государство стремится пробудить в человеке древнего зверя и возродить лично немотивированную ненависть к «чужим», которые совсем не чужие для человека, но живут во враждебном государстве.
   
   В последние примерно два века появилось множество новых государств.
   Большинство из них не внесло в жизнь человечества ничего нового, но принесло много бед в жизнь людей.

   Наибольшее влияние на историю Новейшего Времени оказали три крупных государства-новоделы.

   Первым из этих новоделов были появившиеся в конце восемнадцатого века Соединённые Штаты Америки.
   Впрочем, в момент появления они были малозаметны и даже малоценны для метрополии – Британии.
   
   Государство развивалось без конфликтов с равновеликими государствами-соседями – таковых просто не было. И оно быстро заняло половину североамериканского материка, легко стирая простые культуры каменного века своих предшественников в Новом Свете.

   Технический прогресс заметно опережает духовное развитие человека и неизбежно ведёт человечество к состоянию «обезьяны с гранатой».
   Ускорение такого прогресса ускоряет приближение конца цивилизации, ставшей техногенной.
   Мудрость диктует необходимость разумного замедления технического прогресса – для уравнивания его с духовным ростом человека.    
   Мудрость иногда посещает человека, но цивилизация - не человек, и мудрость ей не свойственна.

   Соединённые Штаты Америки - неисторическое государство.
   Как ГолЕм, оно было интеллектуально сконструировано «отцами-основателями», и стало новоделом с множеством неглубоких «корней».
   Но сконструированная структура нового государства была освобождена от ряда архаичных наслоений, оставленных историей в государствах Старого Света, и оказалась привлекательной для людей с развитым живым интеллектом, которые находили здесь себе гораздо более эффективное применение, чем в отягощённой своей историей Европе.
   Это вызвало бурное экономическое развитие и рост нового государства.
 
   Соединенные Штаты Америки, может быть, неожиданно для себя, выступили техногенным ускорителем негативных процессов Западной Цивилизации, приближающих её естественный конец: заработал мощный механизм интеллекта, но «тормозных» механизмов мудрости не оказалось.
   Интеллект, отпущенный на свободу, стремительно повёл разум к безумию.

   В девятнадцатом веке в Европе важным новоделом стала Германия.
   В отличие от Соединённых Штатов Америки, государство возникло на базе исторического германского этноса, веками разделенного на сотни квазигосударств.
   Характерно, что до объединения в одно государство, германский этнос многое дал человечеству в области философии, науки, религии, литературы и искусства.
   После возникновения Германии, философии, литературы и искусства как-то Убыло, но от её «достижений» в области государственного строительства неоднократно содрогнулось человечество.
   Но это было уже не творчество этноса, а проявления государства-новодела.

   В двадцатом веке черёд новоделов коснулся Европы, Азии и Африки. Очень по-разному: в Европе рассыпАлись империи, Африку уходящие колонизаторы расчертили на лоскуты никогда не существовавших государств так и не возникших народов. В Азии древние культуры вспомнили себя и вновь становились государствами.

   Уникальным социальным явлением стала трансформация Российской Империи в Союз Советских Социалистических Республик (СССР) – в государство, в идеале, базирующееся на неимущественной шкале гуманистических социальных ценностей.
   Никаких объективных предпосылок для этого не было: ни экономического потенциала, ни достаточного уровня социальной развитости очень разнородного населения, ни опыта государственного строительства у группы  революционеров, пришедших к власти. Не хватало элементарной грамотности. 
   Страна лежала в организационных и, в значительной части, реальных, руинах.

   За отсутствием объективных предпосылок, строительство нового общества началось, в значительной степени, субъективно, поэтому - со всеми объективными издержками: социальными драмами и человеческими трагедиями.
   
   Возникновение нового государства – процесс не гуманный: строительным материалом государства становятся судьбы и жизни людей.
   А эти судьбы и жизни складывались в предшествующую эпоху, поэтому им трудно становиться «кирпичами» нового общества.
   
   Социальной этики у возникающего государства ещё быть не может.

   После острой внутрипартийной борьбы, руководство взяло на вооружение традиционный для страны политический механизм феодально-бюрократической диктатуры, но под прогрессивными социальными лозунгами.

   И всё же, учитывая стартовые условия и сильнейшее внешнее противодействие, достигнутые результаты можно считать исключительными.
   Изменилось всё, кроме политического механизма феодально-бюрократической диктатуры, в котором погиб созидательный порыв первого поколения революционеров.

   Далее, руководство, эволюционировавшее в своём замкнутом социальном пространстве (одним из направлений биологической эволюции является дегенерация; в данном случае можно говорить о социальной дегенерации) привело страну к состоянию рядового новодела, оказавшегося на соответствующем его новым способностям месте среди традиционных государств.
   К этому добавились фантомные боли по утраченному величию, которое состояло не столько в экономических и военных достижениях, сколько в провозглашённом стремлении к созданию общества с новыми отношениями между людьми.
   На это люди надежду имели, и именно это не совершилось.
   
   Впрочем, сегодня руководящие круги любого традиционного государства идут в том же, дегенерационном, направлении эволюции, вызывая всё бОльшее разочарование людей, потому что все политики находятся в «своём» социальном пространстве, правда, разной степени замкнутости.
 
   Когда сегодня что-то делается по образцу, созданному в ушедших временах, это оставляет ощущение неуместного новодела, даже если сделано хорошо.
   Но чаще - делается плохо.
   Особенно – государства-новоделы, потому что, сработанные по традиционному образцу, по отношению к человеку они оказываются злее прототипов.

   У только что появившегося государства слишком много образцов для копирования, и к нему тянется много щупалец, стремящихся оказать на него влияние. Противостоять этому оказывается невозможно, поэтому любой сегодняшний новодел не становится находкой для человечества, выходом в новое качество существования человека.
   И для этноса, не столько создавшего, сколько получившего этот новодел, он не становится обретением себя.

   Небольшие новоделы становятся упрощёнными копиями существующих государств и ни на что существенного влияния не оказывают.
   В лучшем случае (а может быть, и в худшем) они становятся «подпевалами» в сложившемся «хоре».

   Крупные новоделы, тоже построенные по существующим образцам, создают новые опасности для человечества: традиционная форма государства во многом не соответствует ожиданиям человека: человек ощущает дискомфорт недостаточной самореализации, а государство, в традиционной форме, по-прежнему, не помогает ему понять, а в чём должна состоять эта самореализация, не говоря уж о том, чтобы помочь ему самореализоваться.

   Поэтому сегодня по-новому совершаются старые злодейства.

   И всё-таки, от нового государства человек ожидает чего-то нового.
   Иначе – зачем оно?
   Потому что, наверное, опять назрела необходимость «совлечь с себя ветхого человека».
   И стать новым человеком.
   А в одиночку, при всём желании, это так трудно сделать!