Спецоперация. О любви

Вадим Дикан
   Я родилась в небольшом таёжном селе Медвежий Рай. Соглашусь, на первый взгляд, довольно странное название. Но только на первый взгляд.
   На самом деле, у нас раздолье для косолапых. Их, живущих рядом с нами, очень много. Хищники, не оставляющие шансов на жизнь. Однако наши предки научились жить с ними в мире.

    Дедушка рассказывал мне, тогда еще малышке, мы с ними давным давно договорились - они не трогают нас, а мы их. Не знаю как проходили переговоры, но случаев нападения медведей на людей не было.

     Селу больше 150 лет. Сколько конкретно - не знаю. История, в том числе родного края, не была моим любимым предметом в школе. Мне нравились точные науки.
   Особенно полюбила алгебру. Наука странная, потому интересная. Зацепила меня. Нравились непонятные сначала формулы. Потом оказалось - как же все просто!
    Забегая вперёд, отмечу - аэродинамика сплошь состоит из формул. И это мне здорово помогло в будущем.
   Но всё по-порядку.

    Рядом протекала великая сибирская река Енисей. Ходить, разговаривать и рыбачить научилась почти одновременно. Однажды папа закинул спиннинг, клюнуло, вытаскивала крупную рыбину, потащила меня за собой в реку, силёнок не хватало, не удержалась на берегу, стала захлёбываться, отец вовремя подбежал, спас.

   Папа мечтал о сыне, а родилась я. Папочка, ну извини, так получилось! Я почти не виновата!
   Поэтому он учил меня всему, чему учат мальчишек. В семь лет я первый раз была с ним на охоте.

    Поздний, но точно не балованный ребенок. Со мной не сюсюкались. Лет с пяти, наверное,  могла уже приготовить на костре еду, которую папа хвалил и ел с удовольствием. Во всяком случае, хотела в это верить.

    Я тяжело далась маме в желании жить. Больше детей у неё быть не могло.

    Папа был лучшим охотником в нашем селе. Всегда приходил с добычей. Помню, однажды завалил косулю, вернулся и мы с ним на снегоходе притащили её домой. Потом раздавали мясо всему нашему маленькому селу..

    Срочную отслужил в ВДВ в спецназе снайпером. Воевал в Афганистане, Герой Советского Союза. Об этом узнала позже, да и то случайно, по сути.

    Как-то к нам приезжали на папин юбилей его боевые товарищи. Ох, и наревелась тогда, слушая их рассказы! Представить, что папы нет, просто не могла. А он захотел, чтобы я это узнала. Позже поняла.

     Звезду Героя дали за то, что сумел удержать духов, пока наши меняли позиции. Задачу выполнил.
    Его забрали уже без сознания. Повезло ему. И мне тоже. Тогда бы и я не родилась. Впрочем, узнала об этом подвиге не от него самого. Родители почему-то не хотели это афишировать.

   Накануне очередного Дня Победы папу пригласили в школу на урок Мужества. Он надел все награды и зашёл в класс. Учительница начинает:
   - Сейчас перед нами выступит..
   Я немного отвлеклась, меня дёргали за косички, повернулась дать сдачи, услышала - Герой Советского Союза, увидела отца и упала в обморок. Урок Мужества не получился, всем классом помогали привести в чувство...

   Звезда Героя, несколько орденов и медалей. Вот такой у меня папа!

   Продолжаю про охоту. Отец недолго думал. Зарядил карабин, вкратце пояснил как нужно стрелять. Поставил свою любимую армейскую кружку на пенёк в качестве мишени. Дистанция - метров 10. Говорит мне:
   - Аня, давай!

   Карабин для меня тяжёлый. Едва удерживаю, плотно прислонила к плечу, долго прицеливаться не могла. Нажала на курок. Отдача отбросила на землю. Не ожидала, ушибла плечо. Папа смеётся.
   Понимаю, учит, но про отдачу ничего не сказал! Мне 7 лет, напоминаю. Стреляю первый раз в жизни. Не ною. Разозлилась. Папа сияет. Говорю ему:
   - Ещё!
   Зарядил. Учла ошибки, опять промазала. Через 3 месяца уже попадала из карабина в бутылки, стоявшие метрах в 20-ти. Я - настырная!

    Потом уже не промахивалась. И вообще, урок запомнила навсегда - никогда не промахиваться!

    Неожиданно в моей жизни появилась новая страсть. Рядом с селом было огромное поле, на которое раз в неделю садился из Красноярска Ан-2. Привозил пассажиров, почту, продукты..

    Знала, что прилетает самолёт. Он всегда прилетает. Ну, прилетает, и прилетает...

   Однажды что-то ёкнуло внутри. Так бывает. Словно кто-то сверху нашептал...

    Подошла поближе. Увидев пилота, такого красивого, в летной форме, отважного парня, захотелось с ним познакомиться.
   Думаю - управлять самолётом могут только отважные!
   На тот момент мне было 12 лет. Познакомилась, разговорились. Его звали Алексей.
   Про родителей рассказывала, какие они замечательные у меня...

    Однажды пришла к самолёту вместе с мамой. Забирали посылку, отправили родственники из краевого центра. Смотрю на самолёт с упоением. Пилот заметил:
   - Ну что, Аннушка, полетишь на Аннушке? Сейчас в Егорьевку, потом обратно. Ты со мной?
     Смотрю на маму. Она:
    - Не против, видя твои глаза!
    И пилоту:
    - Береги её!
    - Марина Поликарповна, не волнуйтесь! Через час верну вашу красавицу!

     Залезла по лесенке в самолёт. Запустили двигатель. Пилот тоже понимает - для девочки не просто полёт. Её влечет нечто большее.
   После взлета предложил мне сесть в правое кресло, мол, что ты будешь стоять за мной!? Вижу, тебе это интересно.

     Боже мой! Зачем он это сделал?! Он перевернул мою душу и изменил судьбу! Ведь я хотела стать врачом! Чтобы папа не болел. И мама! Всех вылечу!!!

    Взяла штурвал в руки. Сначала ничего не получалось. От слова совсем. И это не фигура речи. Кто имеет навыки управления самолётом, согласятся со мной.

    Пилот помогал. Подсказывал, объяснял подробно, что и как, если будешь делать так-то и так-то, то будет то-то и то-то. При вводе в разворот подъемная сила падает. Чтобы её сохранить, необходимо взять штурвал на себя. При этом начнёт падать скорость, надо добавлять обороты двигателя. Чтобы не было скольжения, отклоняй руль направления...
    О назначении приборов говорил. Я сильно волновалась, ничего не запомнила с первого раза!

    Потом заметила - самолёт стал реагировать на мои нелепые телодвижения и даже как-то управляться.

   Пилот говорит - у тебя неплохо получается! Думаю про себя - у меня все неплохо получается...

   Теперь в мыслях осталась одна авиация. Алгебра уже вторична...

   Зачастила в школьную библиотеку. Начала читать все книги, где говорилось про авиацию. Про эту загадочную страну. Нравились рассказы про наших летчиков Героев. Особенно полюбила повесть трижды Героя Советского Союза Покрышкина "Небо войны". Два раза перечитала!! А там свыше 400-т страниц!!
   Анализизировала, даже стала понимать ошибки наших летчиков... Я девочка!! Ну почему мне это нравится??!!

    Когда Алексей прилетал, бросала все дела и бежала на поле. Не к Алексею, к самолёту!

   Однажды сказал:
   - Анечка, теперь сама взлетай!
   Мы были в самолёте вдвоем. Правого пилота не было. Иногда Алексей прилетал один. Особенно, если маршрут был коротким.

   У Ан-2 были особенности как на взлёте, так и на посадке. И дело тут совсем не в малых скоростях.
   Впрочем, об этом узнала позже.

   Кто помнит - Ан-2 на стоянке стоит, как на постаменте. Впечатление - будто уже летит с большим углом атаки (угол атаки - угол между продольной осью самолёта и вектором скорости, в полете всегда положительный, кроме полетов самолётов с отклоняемым вектором тяги на пилотаже, - прим. автора).
   И на взлёте необходимо сначала слегка отдать штурвал от себя. Совсем немного, тут же, по мере нарастания скорости, взять его на себя, создавая необходимый взлётный угол. На посадке примерно так же.

   Всё это знала пока в теории, внимательно наблюдала за действиями Алексея. Теперь предстояло всё это выполнить самой. Ура!!! Получилось! Я взлетела сама!
    Правда, пилот немного подправил, говорит:
   - Не увеличивай угол, сорваться можем, не истребитель всё же!

    Ан-2 в штопор сорвать невозможно. Единственный самолёт в стране, который не штопорил. Он сваливался на крыло, как правило, вправо, из-за вращения винта, и тут же выходил из сваливания по мере нарастания скорости. Даже половины витка не было.
   Алексей сгущал краски и старался добиться, чтобы я нежнее работала со  штурвалом на взлетно-посадочных режимах.

   Без знания аэродинамики сделать это было невозможно. Метод тыка, когда не понимаешь сути вещей - не для меня. В школьной библиотеке таких книг не было...

   И тогда поняла - мне нужно небо и скорость! Пока не закончила школу в селе, летала постоянно. Раз в неделю. Могла уверенно запускать мотор, взлетать, идти по маршруту, а летали мы не только в Егорьевку, садиться, рулить...
   Но только в том случае, если были вдвоем. Алексей боялся, что кто-нибудь его может сдать. Тогда сразу спишут на землю. Когда в кабине был второй пилот, стояла сзади за креслом Алексея, внимательно наблюдала за его действиями и мысленно анализировала свои - как бы я поступила в этой ситуации? Это мне тоже помогало. Потом, уже дома, ложась спать, ещё раз в уме проигрывала все этапы полёта. Найдя решение, засыпала. Почему-то мне снились полёты на истребителях, а не на Аннушке. Короче, заболела небом. Навсегда!!!

   В нашей школе не было 11-ти классов. Закончила только 9. Гуманитарные науки еле вытащила на четверки. Не лежала к ним душа! Кроме русского языка, на нем писала без ошибок. Это немного успокаивало маму. Остальные предметы - 5.

   Физрук мне - как девочка может так подтягиваться на перекладине?! Я тогда сделала всех!
    Турнир был. Одноклассники спрашивали:
    - Аня, к чему ты готовишься? Ты и так у нас лучшая!
    А вот не скажу!!!
   
     Родители недолго думали, отправили меня в интернат, где я могла бы закончить полную школу.
   На домашнем совете решили - надо нашей девочке двигаться дальше.

   Папа смахнул слезу, сажая в автобус. Папочка, я всегда с вами, успокойся, мой родной!

    Так и закончилось моё детство...

    Алексей, узнав, что уезжаю, сказала ему в крайнем полёте, тут же примчался на машине к нам домой. Родители удивились, особенно папа.

   Пригласили за стол, мама постаралась, все приготовила, пока я водила пилота по нашей территории.
   Показала ему папин городок. Папа сделал для себя какой-то тренировочный лагерь! Там было все, включая тир.

   У нас была огромная территория, папа обнес её высоким глухим  забором,  стрелял из винтовки с глушителем. Я тоже там постоянно тренировалась. Папа научил меня и рукопашному бою.
    Соседи ни о чём не догадывались.

   Однажды спросила папу:
   - Зачем тебе это?
   Отвечает:
   - Всегда должен быть в форме. Могут позвонить...

    Стол ломился от нашей еды. Здесь и копчёная оленина, и стерлядка, и мясо кабана - вчерашний папин трофей! Всё сдобрено жаренной картошечкой.
    Скромно, по-сибирски. Не люблю икру, мама её тоже поставила на стол. Особенно обожаю соленые грузди. В сметане и с луком! Готова за них родину продать!

   Родители разлили по рюмкам настойку на кедровых орешках. Мне - брусничный морс. Папу уже выучила, как себя. Понимаю, будет допрос со свидетелями!
   Пилот после экскурсии сразу сник, ест молча, почти не поднимая головы от тарелки. Предполагаю, он просто не угадал мелодию. Так бывает, увы...

   Папа тоже пока молчит. Наверное, так же молчал в Афганистане, выполняя задачи. Взгляд жёсткий. Моему небесному учителю может не поздоровиться.

    Понимаю - теперь мой выход! Папочке:
    - Папа, Алексей научил меня летать. Ты же знаешь, как мне интересно. И у меня получается. Алексей, получается же? Я научилась взлетать и садиться сама. Мне очень нравятся полёты.

     Алексей судорожно кивнул. Думаю про себя, и этот трус - мой будущий муж?! Ведь ты для этого сейчас приехал? Познакомиться с родителями, подождать, пока закончу школу, и жениться на мне??!!

     Едим молча, словно на поминках. Папа посмотрел на меня с укором. Взгляды встретились, отрицательно покачала головой. Успокоился. Нам не нужны слова.

     Вежливо проводили пилота. До ближайшего поселка, где есть пост ГАИ, почти 150 километров, одна рюмка по дороге выветрится. Достойно так проводили. Мама в дорогу дала пироги с омулем, папа - свою настойку со словами:
    - Спасибо, Алексей! Удачи тебе по жизни!

    Насколько знаю, больше он к нам не прилетал. Не раз потом думала - повел бы себя смелее...

      В интернате влюблялась, конечно. Не святая. Тоже хотелось любить и быть любимой. Однако быстро понимала - недостойны они меня! Не достойны!!!

    Маму люблю, но отца сильнее. Чаще с ним была. Даже не в этом дело! Родители меня любили. Мама иногда ревновала меня к отцу. Поначалу пыталась вылепить из меня девочку. Хотела дать мне то, о чём сама мечтала в детстве.
   Быстро сообразила, что родила немного не дочь...

   Папа меня боготворит. Сказал однажды:
    - Сын, Анечка, я дал тебе все! Дальше плыви сама, родная.

    Ком в горле. Плыву, папа! Не запятнаю честь нашей семьи! Обещаю!

    После окончания школы взяла направление из военкомата. Хотела летать. Хотела летать на сверхзвуке. На тех скоростях, которые можно обуздать!

   Поступила в Краснодарское высшее лётное училище. Единственное училище в стране, выпускавшее летчиков-истребителей. И, к тому же, принимавшее девушек.

    Мой первый летчик-инструктор удивился - откуда в тебе это?!
    Я летала лучше всех на учебных реактивных самолётах. Обучение давалось легко. Словно в прошлой жизни была птицей...

    Дальше предстояли полёты на сверхзвуковых самолётах, стоявших у нас на вооружении. Много читала о них, понимала, что и я тоже смогу. Должна суметь!
 
    Настраивала себя мысленно на каждый вылет. Даже во сне думала о полётах на этом красавце.
    Сдала зачёты, прошла вывозную программу без дополнительных полетов, вылетела сама.

    Переучивание далось непросто, признаюсь честно. Другие скорости, два двигателя... Да много ещё чего! Справилась...

    Командир полка слетал со мной на спарке. Открутили сложный пилотаж. Всё время молчал. Просто молчал. Я уже и забыла, что лечу не одна. Хотя прекрасно знаю, такое молчание бывает хуже смерти...

    Девчонки рассказывали, которых он списывал с летного обучения. Жёстко и без вариантов. Не щадил слабых. Не помогал им. Вершитель судеб...
   Он - командир полка. Под ним  минимум 5 человек, отвечающих за курсанта, которые считают, что курсант может влиться в ряды нашей славной авиации. Или не влиться...

     Закончила задание в зоне, зашла на посадку, села. Красиво так села, раскрутила колеса по стылому бетону.
    Зима. Выпускаю тормозные парашюты, зарулила на стоянку, выключилась. И себе - Аня молодец!

    Техник самолёта быстро поставил две стремянки. Стою на кубанской земле, немного нервничаю. Доложила командиру:
   - Разрешите получить замечания?

   Отвёл в сторону от самолёта. Молчит. Смотрит на меня. Вижу, в глазах читается - ты кто??!!
    Начинает:
    - Знаю, приехала к нам из глубинки, сибирского села. Меня другое удивляет. Есть первоначальная практика? Должен понять - на что ты вообще способна?

     О том, что летала раньше, никто не знал. Понимаю, теперь надо говорить правду:
    - Ан-2. Научили, пока была в школе. Люблю летать. Садилась даже в тумане...
    - Так и понял. Чувство приближения к земле у тебя исключительное. Ты очень хорошо её видишь (здесь необходимо пояснение - примерно половина курсантов не сумела определить момент окончания глиссады и начала непосредственно самой посадки, когда нужно оценить высоту, от типа истребителя обычно не зависит, примерно 8-10м - прим. автора). Сам удивился. Забудь тот самолёт, если хочешь закончить училище. По самолетовождению, пилотажу и посадке вопросов нет.
    Продолжает:
   - Ты просто очень сильный курсант. Однако заметил, странно вводишь истребитель в вираж на форсажах. Словно боишься...
   Осмелилась возразить:
   - Плавно ввела, товарищ командир, не сломала перегрузку. На одной высоте и скорости выполнила, шарик в центре (имеется в виду угловое скольжение, вираж выполняется, в том числе, при помощи педалей, отклоняющих рули направления. Рост скорости гасится перегрузкой, меняя крен. Это очень сложно, - прим. автора)...

    Помолчал. Стоит, думает. Понимаю, придраться надо. Командир полка всё же! Говорит мне:
   - Я списал своего летчика - истребителя, превысил ограничения на сверхзвуке, не смог потом летать на Ан-2. Это совершенно другая аэродинамика. Забудь!!! Ты меня поняла?
   - Поняла, товарищ командир!
   
   Сама думаю, ты что хочешь услышать от меня??!! Деликатно промолчала.
 
    Закончила с красным дипломом. Выбрала фронтовую авиацию. Сама выбрала. Истребители - хорошие самолёты. Но мне понравилось работать по земле. Бомбы, НУРСы (неуправляемые реактивные снаряды, находятся в блоках, - прим. автора), пушка... Хотя перехваты тоже интересны. Были и такие полеты. Но не  зацепило.

   Полёт на перехват - это, практически, полёт по маршруту. Тебя с командного пункта наводят на цель, подсказывают высоту и курс. Потом загоняешь в прицеле марку (местонахождение цели, марка - круг, -прим. автора) в крест (строительная ось самолёта, - прим. автора), включаешь форсажи, разгоняешься и ждёшь, когда цель войдёт в разрешенную зону пуска ракеты, загорается ПР (пуск разрешен) на прицеле, нажимаешь на боевую кнопку. И нет врага! Также нет динамики, которую люблю!!!!

   По земле, которую защищаю, больше понравилось. Особенно, когда руководитель полетов на полигоне говорил после выхода из атаки:
   - Молодец! Прямое попадание!

   Так и славила наше училище!

    Переучилась на Су-24 в Липецке. Удивилась - после истребителя фронтовой бомбардировщик дался мне легче! Опыта ещё нет. Просто я его стала ... чувствовать. Нельзя описать словами. Через это нужно пройти. С такой характеристикой и вернулась в полк.

     В моем полку командир рискнул своей должностью, поверил в меня, и в штатном расписании у нас появился первый в стране женский экипаж на фронтовом бомбардировщике...

   После выпуска из училища приехала в свой Медвежий Рай. Папа буквально носил меня на руках! Говорит:
   - Анечка, ты летала на сверхзвуке?!
    - Летала, папуля! Летала!!!
    - Не страшно?
    - Нет, у нас отличные самолёты!
    - А видела? Видела что??!!
    - Папа, там некогда скучать, выполняла задание. Звёзды днём видела! Вот!

    До красноярского аэропорта Емельяново папа молчал всю дорогу, пока ехали в машине. На прощание сказал:
    - Береги себя, сын! Ты у нас одна!
     Уже говорил. Уезжать не хочется...

    В боевом полку быстро встала на крыло, что называется. Через полтора года уже водила пару...

   Началась наша спецоперация. Мы - на переднем крае. Перелетели всем полком на один из южных аэродромов страны.
   Задачи понятны. Мне в экипаж зачем-то добавили штурмана мужчину. Возможно, нужен опытный штурман. А мой штурман, Валентина, таким не была. С точки зрения командования.

    Думаю, ну ладно. Посмотрим, что ты за гусь!
    Сделала с ним несколько боевых вылетов. Сама удивилась - штурман реально на своем месте!

    Очередное боевое задание - надо подавить точки, откуда нацисты наносят удары по Донецку.

    Запустились, вырулили, взлетаем парой. При подходе к цели ведомый доложил о неполадках в одном из двигателей.
    Спрашиваю:
   - Продолжать задание можешь? До цели 2 минуты.
   - Могу, командир!
   - Давай, дружище, помогай Донбассу!

    Отбомбились удачно. Все бомбы в цель. Авианаводчик с земли подтвердил. Да я и сама это увидела. Сделала полубочку, вижу разрывы на земле.
    На выходе из атаки и у нас проблемы, не могу вывести из крена, самолёт начал плавно уходить вправо. Его тянет к земле. Почувствовала удары по фюзеляжу.

    Видимо, обстреляли из пулемета, перебиты тяги управления. Ничего сделать уже нельзя. Ведомому приказываю уходить. Катапультирую штурмана и прыгаю сама. Ух!

   Приземляемся возле лесопосадки. При приземлении штурман сломал ногу. Уже не боец. Кричу ему:
    - Автомат можешь держать?
    Не ответил, потерял сознание... Блин... Опять все одной....

    Вспомнила папины уроки. Методично завалила всех наступающих, словно в тире. Да и было их всего лишь человек 10! Одного рожка хватило...Еще обратила внимание, что они шли, а не прятались. Либо были уверены в себе и в победе, либо под наркотой. Когда падал один, второй шёл дальше. Правда, недолго. Метров 5 всего.

     Что же касается любви на войне. Это будет уже потом...

     Оттащила штурмана подальше. Приготовилась ко второй атаке. Не было её!!!

    В 7-м классе уже попадала белке в глаз, чтобы шкурку не испортить. Даже папа удивился тогда. Как может ребенок так метко стрелять??!!

    Выхожу из укрытия. Никто не стреляет! Ура!!! Вижу, мой штурман потихоньку приходит в себя. Спрашиваю:
   - Сильно болит?
   Морщится от боли. Разрезала парашют, взяла его автомат, отстегнула магазин, проверила отсутствие патрона в патроннике, приложила автомат к сломанной ноге и стала заматывать ногу парашютным шелком. Парашютной же стропой зафиксировала. Короче, как сумела, так и наложила шину.

    Штурман, через силу, улыбнулся:
    - Как с ребенком возишься!
    - Да вы для нас всегда дети!
    Ему полегчало, вытащил из кармана сигареты, предложил мне. Я не курила.

    Закурил. Разговорились. Пока ждали наши вертолёты, наверное, всю свою небольшую жизнь успел рассказать. Из детдома, сирота. Сам себя сделал. Тоже любил читать про авиацию...

    Посмотрела на него внимательно - простой русский парень, не избалованный судьбой. И очень толковый штурман. Оглянулся на поле, понял, что я сумела пережить:
    - Командир, спасибо за чудесное спасение!

    Думаю - ну да, чудеса всегда делаю сама! А хочется ведь иначе! Я - девушка, между прочим!!!

    Подхожу к тем, кто хотел нашей крови. Двое живы! О, боже! Смотрят в глаза, умоляют о пощаде, стонут:
    - Не убивай!
    Твари... Ненавижу вас!! Отложила автомат в сторону. Начала их перевязывать. Мы же не звери...

     Потом на вертолёте сразу переправили их в госпиталь в Донецк, который они же его и обстреливали...

     Теперь насчёт любви на войне.

   Потом за него замуж вышла. Чем-то он сумел меня зацепить...
   Нет! Не жалость к нему! Я подумала тогда о другом. Ему просто не повезло..

   Перелом ноги был очень сложный, несколько операций перенес. За это время я ещё сделала больше десятка боевых вылетов со своим штурманом Валентиной, напомнила командиру полка, что мы в штатном расписании вообще-то. Задачи выполняли и перевыполняли, после сброса бомб расстреливали колонны нацистов из пушки. Нас наградили орденами.

    Там, прямо в госпитале, нас и расписали. Увидела в его глазах нечто большее, чем любовь. Медсестры плакали от нашего счастья.

    И растаяла... Не от жалости к нему. Я - сильная. Тогда не только его спасала.
    Любовь. К папе сначала. Если бы сдалась - проклянул навеки, я его знаю...

     После госпиталя увезла мужа в Сибирь. Папа знает, как быстро встать в строй. Понравился ему мой штурман. Оценил выбор. Знает всё о том полёте, ему друзья из Генштаба отзвонились...
   Говорит:
   - Летай, воюй! Я мысленно с тобой, дочка! Только будь сдержаннее. Без фанатизма. Ты у нас одна...

    Первый раз в жизни назвал меня дочкой...

     А я опять на передовую, добить надо уродов...