Как можно решить социальные проблемы капитализма

Аникеев Александр Борисович
     "Привычка терпеть и приспосабливаться превращает людей в бессловесных скотов."
     /Братья Стругацкие/.


     А как известно, те, кто родился и с детства жил в скотских условиях, нормальными людьми никогда уже не станут и это подтверждает так называемый порог мауглизации, который замечался людьми ещё в древности. И это естественная защита психики человека от потрясения, за порогом которого может стоять только смерть и сама мауглизация есть процесс регрессивный во всех человеческих отношениях.

     Как мы видим, социальные проблемы современного капитализма это всё те же проблемы, которые были во все века развития человеческой цивилизации после появления классов угнетателей и класса угнетённых.  Как и сегодня, тогда в науке уже господствовал позитивизм, но он уже тогда подвергался критике со стороны Гегеля, а ещё раньше классовое строение общества и товарное производство критиковалось Аристотелем.  И лишь затем, уже на основании развивающейся социальной философии Маркса, даже Ницше обличал маскарадность буржуазной идеологии.

     До сих пор миллионы людей бормочут молитвы монотеистическим богам и до сих пор в политической надстройке при буржуазно-демократическом парламентаризме всё яснее проявляется то, что в сущности является условием развития экономического базиса капитализма, когда даже на своей высшей ступени развития, рабочая сила трудящихся продолжает оставаться товаром, а неимущее трудящееся население остаётся в наёмном рабстве у капитала.

    Здесь имеется в виду господство и всеобъемлющий характер товарного способа производства, который основан на эксплуатации рабочей силы неимущего класса. Этот класс при капитализме почти всегда свободен в выборе как своего образа жизни, так и своего работодателя с его эксплуататорскими условиями труда и жизни, ибо наёмный трудящийся почти всегда лишён тех средств, которые необходимы человеку для производства необходимого для продолжения своей жизни. А в другом случае зачем ему искать работу, если у него всё будет для счастливого продолжения жизни? Как и сегодня, в 19-м веке уже господствовало крупное машинное производство в виде фабрик и заводов, что обесценило труд одиночек-ремесленников, а земля скупалась богачами для её аренды крестьянам для их же эксплуатации.

     Капитализм породил сельский и промышленный пролетариат, довел его до предельного обнищания, а общество стало претерпевать один социально-экономический кризис за другим.  Именно эти кризисы и породили как революционную теорию об обществе социальной справедливости, так и сам революционный класс необходимый социалистам и коммунистам для слома эксплуататорских законов капитализма.

      Революционная теория заключалась в диалектико-материалистическом понимании настоящего как результата всего предшествующего развития, его экономического базиса и его политической, юридической, моральной и прочей надстройки. Таким образом, была в достаточной степени вскрыта диалектическая логика развития любого общества и стало ясно, к чему идёт капитализм и классовое общество в целом. 

     Именно таким образом и была выявлена действительная сила, которая проделает революционную работу для развития новой формации без классов и где эксплуатация человека будет запрещена законом. Необходимо только, зная законы развития общества, помочь свершиться революционному процессу с переходом от изжившего себя качества к новому, более высокому качеству развития.

     Итак, стратегия – организация парламентарной партии трудящихся масс с социально прогрессивной программой развития,  целью которой должна быть победа в парламентских выборах и смена монополии капитала на монополию закона о социальных гарантиях по количеству и квалификации труда!  Чтобы с правом на общественно необходимый труд или службу на благо общества, у каждого было право на необходимые и законные, достойные человека нормы производимых в обществе и необходимых каждому социальных благ в виде добротного жилья, качественных продуктов питания и фактуры на одежду от их общего, производимого в обществе количества!

      Альфред Маршалл, английский экономист, основоположник неоклассического направления в экономической науке и представитель кембриджской школы экономики, говорил в своё время, что общественные экономические законы при товарном производстве касаются тех областей человеческой деятельности, где любой труд и поведение людей может измеряться деньгами.

      Одним из таких законов можно считать тот, который гласит, что при рыночной экономике можно получить всё, что пожелаешь, если сможешь сторговаться и заплатить требуемую цену.

      Ещё один подобный закон убеждает, что при капитализме ограниченные ресурсы часто обладают повышенной стоимостью и приносят огромные прибыли их владельцам. А именно это приводит к несоответствию между товарной и денежной массами и к социально-экономическим кризисам!

      Едва ли кто-либо будет отрицать невозможность развития социальной справедливости в обществе, если не будет законов, гарантирующих с правом на честно и справедливо нормированный общественно необходимый труд или службу на благо общества по сложности, трудоёмкости, опасности для здоровья и прочее.  И не будет законного права на необходимые каждому и производимые обществом средства для жизни по достойным человека нормам от их общего производимого в обществе количества. И чтобы качество благоустройства жилья, приготовления блюд питания и изготовления одежды каждый мог сам формировать для себя и своей семьи по зарплате от результатов квалификации своего труда, а не только будет получать зарплату пропорционально труду без всяких социальных гарантий. При сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества и при жёстком общественном контроле за соблюдение такого закона и строгом наказании за его нарушение.

     Ведь если деньги можно распределять относительно равномерно от относительного равенства рабочего времени по результатам квалификации труда на рабочем месте в экономике страны, то почему по этому принципу нельзя распределять необходимые каждому и достойные человека нормы производимых для общества базовых средств для жизни?

     Необходимых каждому для полноценного морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития по достойным человека нормам от их общего производимого в обществе количества в виде жилья, качественных продуктов питания, фактуры для одежды!  Причём относительно равномерно, от относительного равенства рабочего времени, как относительно равного для всех количества труда!

      Чтобы качество благоустройства жилья, приготовления блюд питания и изготовления одежды каждый мог формировать для себя и своей семьи по зарплате от результатов квалификации труда на рабочем месте труда или службы на благо общества по категориям, по разрядам, по классам или по другим критериям определения результатов квалификации трудящихся! Чтобы сразу было видно, кто как работает!

     При этом сохраняя рынок на производимое сверх законных социально-коммуникационных норм необходимых для социального благополучия общества.  А если общество будет объединено и организовано подобным образом, то что здесь утопичного? Ведь делается подобное в некоторых социально развитых странах по своим национальным традициям, где народ сплочён политической партией с такими целями и имеет по труду всё необходимое для своей счастливой жизни!  А лентяи и бездари есть в любой стране, но ведь и живут они там как лентяи и бездари. А ведь даже медведя можно научить ездить на велосипеде и даже на мотоцикле при некоторой тренировке, используя определённые методы его питания при воспитании…    

     Сегодня – развитие способностей человека для производства и для роста капитала собственников средств производства и производимой продукции. Завтра – производство для равномерного удовлетворения социально-коммуникационных потребностей всех трудящихся и их семей для нормального морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития всего населения страны! Сегодня –   узкий специалист как придаток машины или компьютерной программы. Завтра – всесторонне развитая личность, обогащенная всеми достижениями человечества и творящая свой вклад в развитие человечества!

     А вместо товарного производства того, что выгодно капиталистам, причём независимо от того, отдельный это капиталист или совокупный в виде буржуазно привилегированного государственного чиновничества, производство необходимого для полноценного развития всех членов общества!  Именно поэтому и необходимо плановое производство необходимого для развития общества от действительного количества населения и его насущных потребностей для полноценной и продуктивной жизни!  Именно это действительно необходимо сделать для физического и морально-нравственного здоровья, а также для интеллектуально-духовного развития всего трудящегося народа страны и нетрудоспособным членам их семей.

     Прибегая к аналогии с переходом предков людей в физиологически полноценного современного человека можно представить, что первая революция в этом процессе – это производство орудий труда и коллективный труд по добыванию необходимого для жизни, используя ресурсы своих территорий, свершилась!  А результатом  такого биологического приспособления человека к выживанию стал качественно новый, способ для выживания нашего биологического вида в виде разумного коллективного добывания необходимого для жизни при помощи орудий труда, что выделило этот вид из всего многообразия животного мира, который пришёл на смену использования только силы мышц и челюстей с зубами. 

    Это были уже не животные, но еще и не полноценные люди: уже плохо выживали по-старому, но еще плохо и по-новому. В ходе ряда сложных этапов отбора одни ветви первобытного человека вымерли, а некоторые из них развились и в процессе межвидовых скрещиваний получился современный вид человечества – полностью прямоходящего, с развитыми, умелыми руками, большим сложно организованным мозгом, живущего благодаря коллективной трудовой деятельности.

     Еще один, более близкий пример – переход человечества от первобытного бесклассового общинного способа жизни без классовых привилегий к обществу с классовыми привилегиями через повышение производительности труда и захватнических войн в борьбе за более выгодные территории и ресурсы для жизни, что явно кое-где наблюдается и до сих пор.

     Каждое предшествующее состояние порождало условие для следующей за этим более прогрессивной формации, но и в этом процессе тоже была масса ветвей развития. Но первые формы классового общества смогли произойти только от первобытнообщинной формы общества или не произойти и развиваться в более высокое социально-общинное общество без классовых привилегий. 

     В этом случае остальные переходные формы просто растворялись в обществе, даже не включаясь в конкурентную борьбу людей за социальные привилегии и в этом случае жизнь людей была подчинен идеалам взаимовыручки и братства. То есть когда жизнь каждой взрослой особи формировалась по отношению к труду на благо общества, чтобы иметь необходимые блага для себя и своей семьи, которые требуются каждому для относительно счастливой жизни по достойным человека нормам от их общего производимого количества по общинным традициям этой общности. И это часто зависело от природных ресурсов территории проживания этой человеческой общности.

     Во всех других случаях имеем исторически ряд переходных форм, но в итоге качественный скачок от одной формации к другой происходил при постепенном количественном изменении как массы производимых благ, так и интеллектуально-духовного качества членов общества в своём социально-экономическом и историческом процессе развития.  Процесс перехода к  более высокой форме развития общества через революционные периоды, начиная с восстания рабов с последующей отменой сначала рабства, потом крепостничества, а затем и наёмного рабства трудящихся от класса власть и богатство имущих.

     Люди, осознанно и целенаправленно помогающие этому процессу, действующие в нём с всё большим знанием дела, то есть социалисты и  коммунисты, которые последовали за созданной революционной теорией перехода от капиталистической формации к коммунистической через объединение трудящихся масс.  И это объединение требуется с пониманием трудящимися своей цели для смены монополии капитала на монополию законов о социально-коммуникационных гарантиях по количеству и квалификации труда! И эта смена есть закономерный процесс развития любого общества, что и предсказывали Маркс и Энгельс в своих трудах.

     Понятно же, что представители рабочего класса в то время не могли самостоятельно проделать эту работу потому, что были лишены свободного времени и доступа к образованию и если бы не фабрикант Энгельс, который почти с юношества стал другом Марксу, то и они не решили бы, пусть и теоретически, эту проблему. Но теория – лишь научное отражение, идеальная квинтэссенция реального материального процесса, действующие лица в котором в данном случае – буржуазия и простые трудящиеся массы. Эта теория должна была помочь им выковать из наёмных трудящихся тот революционный  класс, который и смог стать в некоторых страх могильщиком безраздельной монополии капитала.

     Первый коммунистический социальный взрыв в Европе произошел раньше, чем Манифест Маркса стал известен широким кругам европейцев. Парижская Коммуна 1871 г. стала первым шагом коммунизма в начавшейся ожесточенной схватке с властью капитала. До точки кипения парижан довела политика горе-императора Луи Бонапарта, метавшегося от реакционных идей до попыток предотвратить кризис капиталистического перепроизводства, и закончившего провальной военной авантюрой против Пруссии.

     Буржуазные политики были отстранены от власти в результате вооруженного восстания, рабочие прогнали хозяев и захватили предприятия. Состоялись выборы в парламент,  но коммунары не решились в критический момент идти на штурм Версаля, а сельское население в должной мере не поддержали восставших трудящихся революционного Парижа и в итоге коммуна продержалась всего 72 дня. После него европейское общество уже не было прежним, кроме того, коммунистическая теория Маркса и других сторонников социально прогрессивных мыслей извлекла важные уроки из поражения Парижской Коммуны.