Взлеты и падения

Алексей Гречко
Пропустим короткий зимний период обучения, разным секретным дисциплинам, на центральной базе в Волгограде и продолжим осваивать авиатехнику. На этот раз мы опять в Бекетовке, это нас устраивает полностью, можно периодически попадать в увольнение в Волгоград, многие уже женаты или потенциально к этому готовы. В лётном плане осваиваются интересные упражнения, на имитацию отказа двигателя, полеты парой, полеты на перехват воздушной цели.

Ну и конечно пилотаж - это просто песня. Полеты во вторую смену. Развивается кучевая облачность баллов 5-6. Мы еще не допущены к полетам в сложных метеоусловиях, и по прибытии в зону пилотажа следует доклад - «метеоусловия выполнению задания соответствуют». И тут самое интересное, у нас нет гор и ущелий, полеты в которых впечатляюще красивы, но в условиях хорошей кучевой облачности можно получить не меньшее эстетическое наслаждение. Сначала носишься по верхнему краю облаков облетая торчащие пики, перекладывая крен влево и вправо до 90 градусов. В нескольких метрах от кромки облаков скорость ощущается особенно остро. Нахожу тёмный провал между облаками, через который видно землю. Делаю полубочку, теперь облака и провал у меня над головой. Бросаю Элку вниз, то есть вверх, ну вы поняли… Самолет летит отвесно вдоль белых стен, скорость растет, выскакиваю ниже облаков. Горизонт уже просматривается, корректирую крен, начинаю петлю Нестерова. Тяну на себя, просвет в облаках кончается, втыкаюсь в молоко. Дальше по приборам и ощущениям. Высота растет, скорость падает. Пробиваю облачность, выскакиваю на яркую кучёвку верхнего края в перевернутом положении. Чуть зависаю в невесомости и валюсь на нисходящую часть петли. Немного добавляю крен, чтобы опять попасть в просвет. Снова лечу к земле набирая скорость. Какой восторг! Перегрузка давит на 5-6 единиц. Впереди снова сплошное облако. Можно вправо боевой разворот сделать, там светлее и разрывы видны. Так и делаю. И снова ношусь по верхнему краю, облетая нагромождения облаков. Вон отверстие, прямо в туче, направляю самолет туда и делаю бочку. Мало кто из наших современников, кроме некоторых артистов, олигархов и предводителей тоталитарных сект, ощущали или видели, как весь мир вращается вокруг них. А вокруг меня, он, как раз, весь и вращался.

- 27-й уточните положение в зоне – меня возвращает к реальности голос руководителя дальней зоны. Он намекает, что я выхожу за границу пилотажной зоны.

- 27-й в 3-й, высота 4000,- смотрю азимут, дальность, доворачиваю в сторону центра зоны. Снова цепляя крылом выступы облаков. Заканчиваю задание и везу на аэродром с позывным «Алазан», свой счастливый организм, полный насыщенных эмоций, адреналина и усталости.



А примерно в это-же время на аэродроме с позывным «Былина» постепенно распространялась, обнаруженная в прошлом году нашей летной группой, возможность безнаказанно выключать в полете САРПП (система автоматической регистрации параметров полета). Диапазон использования этого приема расширялся. Для некоторых курсантов режимы полета теперь ограничивались только фантазией, чувством самосохранения и здравым смыслом, а его было не у всех в достатке. На пятом курсе стало понятно, что мы по программе не получим полеты на высший пилотаж, полеты на малой высоте, а это то, о чем многие мечтали, как будущие истребители.

Виталик самостоятельно подготовился к полету на малой высоте, планируемому им вне программы. Придя в пилотажную зону с заданием выполнить сложный пилотаж в диапазоне средних высот (1500 – 4000 метров), он установил прямолинейный полет, выключил регистратор параметров полета и отбросив сомнения решительно выполнил пикирование наметив ориентиром большой луг с коровами. Проведя несколько пикирований и проходов на малой высоте, остался удовлетворен разбегающимися в ужасе животными. Ощущения от полета были совершенно другими, чем на средних высотах, где нам разрешалось выполнять пилотаж не ниже 1500 метров. Тут на высоте 100 – 200 метров контроль скорости и особенно высоты ощущался особенно остро и нужно было распределять внимание и на приборы, и на ориентиры на земле. Теоретически Виталий все это знал и старался применить на практике. Еще немного пройти вдоль лесополосы ниже 100 метров. Ну пора и честь знать. Руководитель дальней зоны молчал, азимут и дальность самолета не выходили за пределы зоны пилотажа. Виталий набрал высоту установил прямолинейный режим на заданной высоте и включил САРПП. Нужно было еще отлетать сложный пилотаж по заданию. Находясь на подъеме и адреналине от проведенной операции, сложняк открутил на автомате, это задание уже не казалось чем-то сложным. После полета, на «квадрате» делились впечатлениями с друзьями, обсуждая кто как отлетал, когда проходящий мимо Сашка крикнул:

- Виталик, беги на КДП, там твой шеф хмурый моросит, тебя ищет.

Веселость ушла вместе с удаляющимся Сашкой. Виталик пошел в сторону КДП, прокручивая в голове варианты возможных косяков и отмазок.

 «Выключение САРППа — это серьезное нарушение безопасности полетов. За это не то, что курсанта – летчика-инструктора могут из рядов вооруженных сил попросить. Может сказать, что случайно локтем выключил, а потом заметил и включил? А может это колхозники пожаловались, что стадо распугал? Вряд ли, на малой высоте инструктора сами летали и сами не прочь были попугать стадо животных или коллектив колхозников, поэтому местные должны были привыкнуть. А может САРПП не выключился и записал всё моё безобразие на малой высоте?»

Шеф был возле группы объективного контроля, где расшифровывали пленки САРППа. Хреново…

- Виталик, что-ж ты конь педальный делаешь?

Ситуация не прояснилась и суть претензий осталась не ясна.

- Да я, собственно, не хотел…

- Еще бы ты хотел, бл@… Пятый же курс уже! Как же так можно было?

- Нууу…это…

- Какая высота должна быть на выводе из петли? Что ты там мычишь?

Ну наконец-то, прояснилась суть претензий, гора упала с плеч. Не мог он спрашивать про вывод из петли, если бы проявился полет на малой высоте.

- Не ниже 1500 метров! – весело отрапортовал Виталий.

- А чего радостный такой? Инцидент нам запишут. Я же говорил, ниже 1800 метров вам вообще нечего делать, а ты на 1400 снизился. Или ты еще чего-то вытворять пытался?

- Никак-нет, действовал по заданию. Виноват, прозевал высоту чуток.

- Пока я тебе придумываю наказание – распишешь в тетради всё задание и особые случаи в полете.

- Есть. – Виталий по-строевому развернулся, пошагал на квадрат, улыбаясь до ушей. Пронесло.

Вечером, когда Виталий выгребал бумаги из уличного туалета находясь в атмосфере далекой от приемлемых параметров для дыхания, он был уже не так доволен разрешившейся ситуацией. «Заставлять курсанта пятого курса наводить порядок в туалете – это уже слишком. Да что они о себе возомнили эти котельниковские инструктора? Сидят тут в жопе мира, учат нас… Что они видели в жизни? Нужно будет себя порадовать чем ни будь…»

…Виталик торопился в расположение 704 УАП в надежде успеть на вечернюю поверку во 2-ю эскадрилью 5-го курса Качинского ВВАУЛ. И хоть в темноте путались мысли и путь его движения по частному сектору, он не принимал это на свой счет и был в отличном настроении. Местные ребята, с которыми пили что-то заменяющее водку, быстро вышли из строя и Виталик наслаждался общением с двумя местными девицами, которые были в восторге от его общества и хорошели на глазах. Но в подсознании чувство долга звало на службу, и веселые посиделки пришлось закруглить. Поэтому тело на автопилоте двигалось в сторону военного аэродрома, а проблески сознания, поглядывая на часы, делали вывод о катастрофической нехватке времени. «Нужно тормознуть мотор, иначе не успею». «Наверняка все местные жители спят и видят, как бы угодить этим небожителям, подвезти куда нужно, угостить сигареткой. Ходят тут, завидуют». А вот и жигули едет в сторону аэродрома. Поднимается рука, машина останавливается. Силуэт водителя вопросительно застыл, осматривая курсанта в лётном комбезе. Завидует видимо.

- Шеф, до аэродрома подбрось, - вопросительная интонация тут не прослушивалась.

- Ну, садись. А ты там служишь?

- Да, конечно, летчик-истребитель! Пока курсант, скоро офицером буду!

- Здорово. А тебя ругать не будут.

- Меня? Неее, мы тут третий год летаем, я все ходы-выходы знаю. Офицеры наши и не в курсе как мы тут бухаем и ходим куда хотим. Вчера на дискотеке отрывались, сегодня с девками веселились.

-Тут вечером, наверное, и бухла не достать?

- Ой, да сейчас навскидку назову три точки круглосуточные, где самогон можно взять, даже в долг. Нас тут девчонки любят, пацаны завидуют, мы же соль земли…

- А начальники не хватятся, а если командир полка застукает?

- Да кто там хватиться, у них свои заботы. Мы же тут самые главные. Вокруг нас вся служба крутиться. А командиров мы знаем, как облупленных, там одни дебилы. Командиру полка вообще всё по барабану… Ты зачем к воротам, тебя не пустят?

ВАЗ 2106 подъехал к КПП, выбежал прапорщик дежурный по КПП, отдал воинское приветствие, распахнул ворота. Самомнение Виталика, раздутое парами алкоголя, было велико, но не настолько, чтобы не начать подозревать что-то нехорошее разворачивающееся вокруг.

-Товарищ командир, за время дежурства происшествий не случилось – доложил прапорщик.

- Да, а это что? – командир кивнул на застывшего на правом сиденье курсанта. Проехал в сторону штаба.

У штаба к командиру с аналогичным докладом вышел дежурный по полку.

- Собери-ка мне командиров звеньев и комэска второй. У меня лектор есть, который прочтет нам лекцию про мир развлечений и злачные места Котельниково…

Что происходило дальше Виталик никому рассказывать не хотел. От офицеров тоже почти ничего не узнали. Летчики-инструктора ходили хмурые, а комэска и КэЗы были веселые и предлагали летчикам-инструкторам что-нибудь подсолить. Курсантов – соль земли, естественно всех вздрючили, территория городка была ими вылизана и побелена, контроль, особенно по утрам и вечерам усилили. Виталика на этот раз не пронесло, пенять было совершенно не на кого. Его отчислили в первый раз…