Леди-Кошка

Анна Гринина
      
                Анна Гринина

                Леди-Кошка

               
                Рассказ

 Была одна из тех зимних ночей, когда ветер свищет в холмах да метель метет. Качаются за окном деревья, и их размытые тени расползаются по стенам. В такую непогоду добрый хозяин и собаку не выпустит, как поговаривали старики.

 А между тем спать совсем не хочется. В очаге потрескивают сухие поленья, в комнате тепло и светло даже от одной свечи.
 Сидят тут, значит, Кэт моя старая и внук малый. Сын-то с невесткой за холмами живут, привели его к нам, а забрать не могут, видно. Метель разыгралась, снегом глаза слепит, ветер шагу ступить не дает.

 Так вот, Кэт сидит, рубашку шьет, да ловко так, диву даюсь. А внучок, Том, вдруг замер, будто услыхал что. Я тоже прислушался, да из-за ветра ничего не слыхать. А Кэт подняла голову и говорит:

 - В такую бурю чужие только ходят, свои по домам сидят.

 - Так разве стучал кто?

 - Не стучит, но скребется.

 - Верно, мыши,- отвечаю я.

 - Мыши - не мыши, а поглядеть надобно. Лишь бы не "Добрый народец" с холмов был.

 Это она фейри так называет. Вот зачем к ночи помянула их?
 Малец испугался, жмется ближе к старой. А я открывать пошел. Отпер дверь, а там кошка. Рыжая такая, мокрая вся. На меня глянула глазищами - и к очагу. Том ноги поджал, боится.

 - Она что, ночевать тут будет?- спросил недовольно Том.

 - Где же ей еще от бури укрыться?- ответила хлопотунья-Кэт и отложила шитье.

 Встала, налила в плошку молока, поставила на пол. Кошка тут же стала угощаться.
 Том поморщился и сказал:

 - Ну и грязнуля!

 - Негоже ее обижать. Слыхал я в детстве, что рыжая кошка, появившаяся в доме под Рождество, приносит счастье.

 Вижу, глазенки у Тома заблестели, наладился на историю.

 - Расскажи, дед, про кошку,- просит он.

 - Ох, не мастер я сказки сказывать. Я ж не менестрель какой, голос не тот да и памяти нет.

 А тот заладил: скажи да скажи. Долго противиться я не мог. Усадил его на лавку подле себя и начал рассказ.

- Была когда-то у одного графа дочка. Красавица, какую поискать. Кожа белее снега, пышные рыжие кудри до пояса, а глаза зеленые.

 - Как у бабушки?- спрашивает Том.

 Кэт только улыбается да шьет.

 - Как у нее,- отвечаю я и продолжаю. - Ладная да пригожая, граф других детей не замечал, в ней души не чаял. Ни в чем ей отказа не было. И выросла Кэтрин вздорной да высокомерной.
 Слава о красоте Кэтрин разнеслась по всему королевству. И когда пришла пора, стали замок осаждать женихи. На турнирах бились за ее руку и сердце рыцари, графы и герцоги. А Кэтрин только созывала их на пиры да потешалась над всеми.

 Раз во время очередного пира явилась в замок нищенка. Попросила кусок хлеба и воды. А Кэтрин как закричит:

 - Поди прочь, убогая! Лучше я тот кусок собакам скормлю!

 Горько усмехнулась тогда нищенка:

 - Чтоб ты от тех собак бегала! И гнали бы тебя отовсюду, пока не отдашь свою жизнь за кого-то и не полюбит тебя кто-то в ином обличье! - сказала так и пропала.

 Посмеялась над нею Кэтрин. А наутро обернулась вдруг кошкой! Не признали в ней графскую дочку, прогнали из замка.

Долго скиталась рыжая кошка по улицам города. Голодала, спасалась бегством от собак, бывала бита. Пока не подобрала ее служанка герцога. Приютила у себя кошку его жена. Полюбила кошка свою хозяйку, добрую, будто ангел. Всем сердцем привязалась к ней, как к матери. За доброту платила ласкою.

 Все было хорошо до того времени, пока не захворала дама и не слегла. Видя, как угасает хозяйка, пожелала кошка взять болезнь на себя и спасти ее ценою своей жизни. Громко мяукнула и прыгнула в окно.

 Сказал я это, а сам гляжу на Кэт. Она только тихо вздыхает. А Том ждет продолжения и тянет за рукав: что дальше?

 - Замок был высокий, падать страшно. Но выпал снег и кошка не умерла, только шибко расшиблась. Из последних сил поползла она к какой-то двери и тихо поскреблась. Открыл дверь молодой паренек, помощник пекаря. Забрал он кошку к себе и стал выхаживать.

 Кормил, лечил, окружил заботою. Придет, бывало, домой и начнет рассказывать то, что от слуг слыхал. Как король ищет себе невесту, в замке герцога излечилась хозяйка, а в графстве одном пропала девушка. Отец ее долго искал, занемог и преставился. А наследство дети поделили промеж собой...

 Кошка слушала да вспоминала прежнюю жизнь. Крепко наказала ее нищенка. Видно, не простая была, из "Доброго народца".

 Так жила кошка у парня, совсем окрепла. Но из дома не уходит. Бывало, сядет у окна и ждет хозяина. А завидит издали - встречает с радостью. Полюбила она паренька, а тот свою кошку, да так, что пришел однажды и сказал:

 - Как же я тебя люблю! Будь ты девушкой, женился бы!

 Тут чары и рассеялись. Глядит паренек, а перед ним рыжая красавица. Все она ему рассказала тут, без утайки.

- А что дальше?- спросил Том.

 - Поженились они и жили долго и счастливо. Много детей было и внуков. Иногда в их семье рождались и рыжие.

 - Как я?- спрашивает внук и трет глаза.

 Тут моя Кэт делает вид, что сердится.

 - Джон, совсем ты заморочил голову Тому. Ему уж спать пора.

 Я-то знаю, что история эта ей по душе. Украдкой слезу вытирает и улыбается. Укладывает она Тома спать. Внук свернулся калачиком под шерстяным пледом. Рядом улеглась и Кэт.

 В комнате горит свеча и рыжие кудри Тома кажутся золотыми. А в волосах Кэт появились белые пряди. В очаге горит огонь. Огненным клубком свернулась кошка и тихо урчит. А за окном кружит снег.

 Я сажусь на дубовую скамейку у очага и смотрю на огонь, представляя локоны своей Кэт. И благословляю тот зимний день, когда рыжая кошка появилась в моем доме, принеся с собою счастье.