Материнская немецкая колония Herzog

Александр Жаворонков
МАТЕРИНСКАЯ НЕМЕЦКАЯ КОЛОНИЯ HERZOG, ТАКЖЕ SCHEEL, ВПОСЛЕДСТВИИ СУСЛЫ (ИСЧЕЗНУВШЕЕ СЕЛО С 1986 ГОДА)
(краткая справка)

       Материнская немецкая колония Herzog основывается на правом берегу реки Большой Караман (левый приток Волги) 14 июля 1766 года 32 семьями (католиками из Баварии) согласно Манифестам Ея Императорского Величества Екатерины Великой от 4 декабря 1762 года и 22 июля 1763 года, в которых указывается о позволении иностранцам селиться на пустующих землях Российской империи на надлежащих их правах и льготах. Колония является вызывательской (в отличие от коронной, принадлежащей государству; 1-й округ Ле Руа и Пикте). Своё название колония получает по фамилии первого форштегера (старосты) – Matthias Herzog, второе название по фамилии второго форштегера – Balthazar Scheel.
       Следующим правительственным Указом от 26 февраля 1768 года все немецкие колонии получают официальные русские наименования. Herzog/Scheel становится Суслами – по названию впадающей в Большой Караман на северо-востоке селения речушки Суслы.
       Административно-территориально с 1766 по 1780 год относится к Саратовскому уезду Саратовской провинции Астраханской губернии.
       Начиная с 1774 года поселение Суслы (Герцог) ежегодно с юго-востока, с той стороны Уральского хребта, подвергается опустошительным набегам кочевых тюркских племён киргиз-кайсаков, которые не желают иностранным новопришлецам уступать степи, исконными хозяевами коих они себя считают. Эта беда обрушивается практически одновременно на все немецкие колонии Луговой стороны Нижней Волги, лежащие по Большому и Малому Караманам. Разбойничьи набеги происходят в летне-осенний период, кочевники разграбляют и сжигают деревни (такая как Chaisol перестаёт существовать после 1785 года, после того как киргиз-кайсаки выжигают её дотла, а всех жителей убивают и уводят в полон. – Прим. автора), чинят массовые убийства и насилия, уводят в плен колонистов с целью продать их на невольничьих рынках в Средней Азии. В конце концов российские власти принимают решительные военные меры по пресечению и предотвращению преступной активности бандформирований номадов и организации военизированного соединения свободных стрелков среди колонистов (нем. Schutzen – переводится не только как «стрелки» [schutze – "стрелок" – без суффикса "n", посредством которого образуется множественное число], но и как «защитник/защищать» [schutzen – с суффиксом "n"]. – Прим. автора). Позднее, весной 1921 года, этим подразделениям (так называемым зелёным повстанцам) отводится основная роль по защите интересов своих односельчан в восстании против политики, проводимой советской властью.
       Согласно рассказам историка Якоба Егоровича Дитца, самым прославленным российским военачальником, сражающимся с кочевниками, становится майор Гоголь (командир 3-го эскадрона Изюмского полевого гусарского полка. – Прим. автора), будучи командируемый со своим немногочисленным отрядом правительственных войск, состоящим из 25 гусар и 200 пахотных солдат, из слободы Малыковки (ныне г. Вольск).
       В дальнейшем неразрывная цепь казачьих застав выгибается дугой от Ориенбурга через Астрахань до Черноморья и встаёт на страже юго-восточных границ европейской части государства Российского. Но это происходит уже несколько позже в подобающей слаженности совместных действий, как и то, что Российская императорская армия вторгается в Среднюю Азию, ликвидирует ханскую власть в казахских жузах и к марту 1876 года – к окончанию Русско-кокандской войны – подчиняет Российской империи все среднеазиатские государства до самого Афганистана.
       С момента основания колония Herzog относится к католическому приходу Mariental, с 1803 года – Rohleder, а в 1904 году образовывается собственный приход – Herzog. Первая деревянная церковь в колонии строится в 1827 году и освящается во имя святого Ульриха Аугсбургского. До этого богослужения совершаются в школьно-молитвенном доме, который появляется одним из первых в числе прочих зданий в некогда учреждаемой колонии.
       12 мая 1894 года происходит сильнейший пожар, в результате которого церковь полностью сгорает, а также вместе с ней сгорает здание школы и жилые дома, располагающиеся на центральной площади.
       В 1895 году в селе открывается кирпичный завод. В этом же году строится новая школа в камне, а в 1905–1907 гг. возводится новый величественный храм по проекту архитектора Герберта Кёнига. Новая кирха является одной из самых больших и красивых в Поволжье, селяне очень гордятся ей. В этот же период времени численность населения колонии доходит до своей пиковой отметки – свыше 2 тыс. жителей.
       В 1881 году несколько семей покидают село и переезжают на ПМЖ в Америку, где до сих пор живут их потомки.
       С 1881 по 1918 год село Суслы относится к Тонкошуровской волости в составе Новоузенского уезда Самарской губернии.
       В 1909 году в селе, на центральной площади, открывается Суслинская двухклассная земская школа с шестилетним курсом обучения.

                * * *

       С приходом советской власти жизнь в колонии кардинально меняется. Проводится ряд реформ. Среди этих преобразований есть и такие, которые приводят в конечном счёте к полному упадку и изничтожению села как такового.
       19 октября 1918 года в соответствии с декретом СНК РСФСР образуется первая в Советской России национально-территориальная автономия – Трудовая Коммуна области немцев Поволжья (ТКОНП), которая входит в состав Саратовской губернии с центром в Саратове (20.10.1918 г. – май 1919 г.). Впоследствии административный центр переносится в г. Баронск (ныне г. Маркс), а с 24 июля 1922 года – в г. Покровск (ныне г. Энгельс). Село Суслы административно-территориально начинает относиться к Антоновскому району Екатериненштадтского уезда (позже переименовывается в Марксштадтский уезд), а затем, в результате нового административно-территориального деления, входит в Тонкошуровский район (впоследствии: Тонкошуровский кантон).
       С 1918 года вследствие реализации ведущей внутренней политики Советского государства начинается насильственная кампания по изъятию хлебных запасов у крестьян и принудительная мобилизация их в ряды Красной армии. Коренное население немецких колоний, несогласное с проводимыми репрессивными мероприятиями, обращаемыми против них, обрекающими их на голод, в конечном итоге поднимает бунт – к марту 1921 года разгорается крупное крестьянское восстание. Однако восстание вскоре подавляется Красной армией, а зачинщиков выездная сессия Ревтрибунала приговаривает к расстрелу. 7 апреля 1921 года в селе Суслы казнят 26 человек. 23 из них расстреливают за одним из амбаров для муки, где их и хоронят в братской могиле (на план-схеме бывшей деревни Herzog 1920 года захоронение казнённых обозначается как «Grab», однако на этом же месте виднеется затертая надпись «Mehle», рядом с которой совсем уж нечитаемая фамилия владельца, что наводит на мысль о предполагаемом амбаре для муки, стоящем там до апреля 1921-го; на этой план-схеме 1920 года видно также много других исправлений, которые вносятся после того злосчастного апреля 1921 года. – Прим. автора). Ещё двоих убивают прямо на своём дворе и ферме. Среди обвиняемых в организации крестьянского восстания оказывается и приходской священник Готлиб Бератц (нем. Gottlieb Beratz), которого заставляют вырыть себе могилу, и местный Ревтрибунал приводит расстрельный приговор в исполнение, несмотря на решение кассационного трибунала при ВЦИКе о помиловании патера.
       За былой бедой в скором времени приходит ещё большая. После весеннего крестьянского восстания к осени того же года село начинает косить страшный голод. Голод, словно чума, охватывает своими смертельными холодными щупальцами 35 губерний Советской России. Регионы Южного Урала и Поволжья страдают наиболее длительно и массово. Особо сильно достаётся Самарской и Саратовской губерниям. В Суслах население к 1922 году сокращается вдвое.
       19 декабря 1923 года на основе существующей с 19 октября 1918 года Трудовой коммуны немцев Поволжья образуется Автономная Социалистическая Советская Республика Немцев Поволжья (АССР НП) в составе РСФСР.
       В 1927 году постановлением ВЦИК «Об изменениях в административном делении АССР НП и о присвоении немецким селениям прежних наименований, существующих до 1914 года» селу Суслы Мариентальского кантона присваивается первоначальное название Herzog.
       В период коллективизации многие зажиточные крестьяне выступают против создания коллективных хозяйств и передачи техники и скота в общее пользование, за что их уже в 30-х годах депортируют в Казахстан (г. Караганда).
       На основании постановления Президиума ЦИК АССР НП от 02.01.1937 г. Герцогскую кирху в честь святого Ульриха Аугсбургского закрывают и предназначают под снос для использования её кирпича на строительстве новой школы в селе Мариенталь. Удивительный факт, что массивный крест, который сбрасывают с колокольни, проделывает в земле огромный кратер, который можно увидеть и сегодня, если присмотреться повнимательней. (Сейчас в здании бывшей школы 1937 года размещается Советский СДК с шикарной библиотекой, интереснейшим музеем и национальными комнатами тех народов, которые проживают в посёлке; а для поселковой школы строится новое здание рядом в 1999 году. – Прим. автора.) Также на стройматериал разбираются здания обеих школ в селе Герцог (церковно-приходская и земская школы до 1 января 1923 г., а после – одна начальная школа. – Прим. автора).

                * * *

       Дата начала Великой Отечественной войны становится роковым днём, подстёгивающим все прежние опасения советского правительства относительно немцев в Поволжье. Пускай в первые дни ВОВ поволжские немцы приходят в военкоматы тысячами с просьбой идти добровольцами на фронт воевать против Гитлера, однако спецслужбами всё равно фиксируются совершенно иные факты – противоположные.
       К тому же масло в огонь подливают некоторые личности среди селян со своими прогитлеровскими высказываниями. К примеру, некто Кунстман говорит всем о том, что «Гитлер в любом случае дойдёт до Москвы, чтобы большевиков больше не существовало, и это будет большой радостью». Другой гражданин – житель колонии Balzer (современный г. Красноармейск) – Иоганн Кем также ждёт Гитлера для того, чтобы «помогать ему во всём».
       Современные историки не отрицают того факта, что некоторые прогитлеровские пропагандистские настроения среди немецких граждан Поволжья на то время все-таки имеются. Конечно, они далеко не массовые (это не всеобщее настроение), а единичные случаи – выделяемые и «раскрашиваемые» всеобщей ненавистью к вторгшимся в СССР нацистским оккупантам. Однако даже этих единичных взглядов вполне хватает для того, чтобы руководство Советского государства серьёзно напрягалось, в особенности на фоне тех успехов, которых добиваются в первые месяцы войны вооружённые силы нацистской Германии.
       Также стоит отметить, что победы немецких войск, в особенности летом 1941-го, когда эти победы являются особенно яркими и входящими в историю, становятся причиной коллаборационистских мнений и настроений даже среди исконно русских советских граждан, чья жизнь, мир, устой и мировоззрение весьма далеки даже в представлении от германского мира. А если даже русские люди попадают под подозрение, что тут говорить о советских немцах, к которым условно «приставляется конвой».
       Итак, к концу лета 1941 года приграничные сражения проигрываются РККА, а положение на основных фронтах переходит от ведения боевых действий до катастрофических разгромов. Это и становится основной причиной потери самообладания у высших эшелонов власти и началом депортации поволжских немцев.
       Едва ли не самым тяжелым днём начала войны становится 68-й её день – 28 августа 1941 года. В этот день войска Финляндии занимают Выборг, а войска Германии – Таллин. Начинается эвакуация Балтийского флота в Кронштадт, которая проходит с большими потерями для КБФ. Также очевидной становится скорая блокада Ленинграда. В этот же день после упорных ожесточённых боёв советские войска оставляют ещё один важный город стратегического значения – Днепропетровск. Так из грозящих предположений в реальность оборачивается вероятная опасность окружения советских войск к востоку от Киева.
       Советское командование понимает, что рано или поздно противник прорвётся к Волге и остановить его на этих рубежах на данной фазе ведения войны у него не хватит ни сил, ни средств, – всё указывает на то, что линия фронта сместится к основной артерии России, которую враг стремится перегрызть как можно быстрее.
       28 августа 1941 года – дата, которая становится конечной в 175-летней истории Wolgadeutschen – с этого дня в законном порядке АССР НП больше не существует. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 г. «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья», в иные регионы Советского Союза подписывается лично Иосифом Виссарионовичем Сталиным и публикуется в республиканской газете «Большевик» спустя 2 дня (30 августа). Мало кому известно, что подготовка к депортации начинается ещё днём ранее, с секретного приказа №001158 за авторством Лаврентия Берии.
       Без всякого сомнения, одна из самых веских причин депортации кроется в опасениях советского правительства в том, что поволжские немцы присоединятся к вермахту в случае его прохода к Волге. Как отмечается выше, опасения эти являются отнюдь не беспочвенными, учитывая пускай и одиночные, но все же имеющие место быть прогитлеровские настроения среди советских немцев.
       В публичном указе прямым текстом указывается причина депортации. Говорится о достоверных данных, подтверждающих наличие среди немцев Поволжья тысяч шпионов и диверсантов… Секретный же приказ Лаврентия Павловича Берии содержит в себе более чёткую конкретику, без какой-либо пропагандисткой примеси, вызывающей недоверие к немцам Поволжья. Этот секретный приказ коротко и ясно направляет на территорию Поволжья 5 000 работников НКВД и 10 000 солдат для проведения операции по депортации немцев. Операцию возглавляет Михаил Кривенко (замначальника конвойных войск) и Иван Серов (замнаркома внутренних дел). У них имеются строгие инструкции, вплоть до принятия карательных мер в отношении депортируемых, в случае их противления и попыток срыва проводимой операции.
       Вечером того же дня (30 августа) в село Герцог заходят военные. Они проходятся по домам, сверяют списки и наказывают готовиться к отъезду 3 сентября. Селянам разрешается взять только самое необходимое личное имущество и продовольствие в строго ограниченном весе. В пути будут давать горячее питание дважды в день и килограмм хлеба на двоих.
       3 сентября уже большую часть села под надзором солдат с оружием сопровождают к железнодорожной станции Урбах. Детей сажают в грузовики отдельно. Плач. Крики. Мольба. Всё это очень печальное зрелище.
       Вся операция по депортации немецкого населения из Поволжья длится 17 дней (с 3 по 20 сентября 1941 г.).
       Селяне оставляют почти всё: открытые дома, мебель, несобранный урожай, технику, скот. До последнего теплится уже и после надежда на то, что это дикое недоразумение в скором времени утрясётся и всё будет как прежде. Но этого не случается – как прежде не становится уже никогда.
       Всё немецкое население села Герцог депортируют в Сибирь. Село практически полностью пустеет.
       С 1942 года село начинают заселять переселенцами из оккупированных гитлеровцами регионов СССР. В этом же году его включают в состав Саратовской области и вновь переименовывают в Суслы. С этого момента начинается русско-советская история села.
       Село Суслы по факту прекращает существовать в 1986 году, но в 1987-м ещё насчитывает 10 жителей. Официально исключается из учётных данных населённых пунктов Постановлением Областной Думы Саратовской области от 27 марта 1996 г. № 25-331 по ходатайству главы администрации Советского района Саратовской области в связи с непроживанием в данном населённом пункте людей.

       ==============================

       В настоящее время место села порядочно заросло и служит пастбищем для скота из соседних сёл и ферм, но воссоздать расположение улиц и найти нужные дворы при хорошем и добром усердии вполне возможно.
       Повсюду видны остатки фундаментов домов, превратившиеся в заросшие бугры, и ямы от их подвалов, очень много разбросанных кирпичей и других артефактов сельскохозяйственного предназначения. Обнаружена шестерня от мельницы, причём на достаточно большом расстоянии от того места, где когда-то эти самые мельницы стояли. – Кто сюда мог допинать этот увесистый артефакт? – вопрос на засыпку. По всему селу идёт сеть траншеи Шиллера (нем. Schillers graben) – водосточной или какой-либо иной оросительно-бытовой системы, – пока не выяснено. Кое-где отчётливо видны остатки ограждений в виде валов (особенно хорошо на центральной площади просматривается место, где проходила ограда храма). Прекрасно вычерчивается место центральной площади и когда-то стоявшей здесь величавой кирхи. Ну и остатки советских животноводческих строений позднего периода (1950–60-х годов постройки) – те немногочисленные ориентиры, словно специально сохранённые какой-то неведомой силой для того, чтобы не заблудиться в годах когда-то кипевшей здесь цивилизации, бродя по буеракам и поросшим холмам, заплетаясь ногами в бурьяне, в некоторых местах достигающем человеческого роста, и периодически прыгая через канавы, рискуя провалиться основательно и что-нибудь себе сломать.
       Периодически возникает чувство, что я один-одинёшенек на какой-то неизведанной планете, на которой я очутился каким-то неведомым образом, затерянной в потаённом уголке галактики на самом краю Вселенной, вдали от какой-либо мыслимой и немыслимой цивилизации, пытаюсь отыскать следы жизни, существовавшей здесь когда-то, может, сотни миллионов лет назад, а может, и куда больше.
       Лучше всего (относительно лучше) сохранилось местное кладбище с остатками немецких надгробий: Eva Brungardt (*2. September 1855 – †11. November 1873), Anna Maria Riedel (*Juni 1876 – †1919) и др. Однако и они кому-то мешали, некоторые раскурочены и разбиты, видны многочисленные места копов и даже вроде бы разграбления могил. Последнего утверждать не берусь, следы рытья достаточно давнишние и поросшие, но очень похоже на то.
       В изобилии остатки усадебных и внеусадебных садов с дикими фруктовыми деревьями и кустарниками, на некоторых есть ягоды, – дикая чёрная смородина – это самый лучший подарок Герцога, чай получается просто превосходный.
       На высоте с юго-восточной стороны урочища Герцог стоит памятный камень «От благодарных потомков», словно маяк, возвышающийся навигационным знаком для столь же одиноких исследователей-любителей, являющихся здесь нечастыми гостями в отличие от коров, баранов, лошадей и их пастухов, конечно.
       Село Герцог является родиной выдающихся личностей, таких как католический патер Франц Левенбрюк (г.ж.: 1866–1913), католический патер Пётр Ридель (г.ж.: 1880–1937), католический патер и общественный деятель Пётр Вейгель (г.ж.: 1892–1937), писатель Вильгельм Бальтазарович Брунгардт (г.ж.: 1908–1990).
       Материала о Герцоге собрано много, сейчас даже не берусь перечислять планом всю собранную информацию, так как предстоит ещё очень много работы в будущем: разобраться самому что к чему складывать в этом завале архивных выписок, а также фото- и видеоматериалов. То же самое касается и остальных 10 колоний на Большом Карамане, требующих особого подхода в изучении и дальнейшем освещении. Следите за публикациями. Удачи!

==============================

Полную публикацию с фотогалереей см. на моём канале на Яндекс Дзен Александр Жаворонков.

Или в VK: Александр Жаворонков.