Несоветское детство

Холод Павел
младшие дети (впрочем, у нас в семье сложно понять, кто относится к категории "младших") иногда спрашивают меня, нередко с придыханием, про "советское детство" - как будто бы я свое детство провёл не в том же самом Минске, что и они, а где-нибудь на Марсе или на худой конец в Каменном веке.

а ведь никакого "советского детства", если задуматься, никогда не существовало, во всяком случае у меня. был мой родной двор - он и сейчас есть, над ним - небо, в небе - солнце. только в те времена оно как будто светило чаще и ярче, чем сейчас. и были мои - наши - друзья.

вот, собственно, и всё. самое обычное детство, в самом обычном минском дворе. что в нём было специфически "советского" я сказать затрудняюсь. может, что-то и было. но точно не небо, точно не солнце и точно не деревья, оставшиеся с тех времён, когда на месте нашего микрорайона была деревня. тоже, кстати, самая обычная, несоветская.

и в доказательство вышесказанного - когда Советский союз исчез, это не оказало ровным счётом никакого влияния на наше детство и наш двор. мы просто не заметили "величайшей геополитической катастрофы ХХ века". жизнь продолжала идти своим чередом.

поэтому в ответ на вопрос про "советское детство", я просто рассказываю, чем жила и дышала дворовая детвора в те незапамятные доинтернетные времена.

и когда я на днях встретил очередного знакомого из тех самых времён и услышал: "помнишь Серёгу-бандита, на "бэхе" ездил?", я невольно улыбнулся, хотя и не вспомнил Серёгу. если бы увидел, может, конечно и вспомнил, а так... мало ли в Бразилии донов Педро? уж никак не больше, чем в моём детстве Серёг-бандитов (и все поголовно на "бэхах").

это сейчас словом "бандит" впору пугать детей, а тогда если о ком-то говорили, что он бандит, это реально вызывало восхищение в глазах детей-обитателей микрорайонов. которых вообще-то воспитывали на диаметрально противоположных ценностях.

но "дедушка Ленин" висел себе спокойно в классном кабинете и ни на что не претендовал, а во дворах были совсем другие "авторитеты" - тоже, кстати, бывшие пионеры и комсомольцы.

вот такое у нас было "антисоветское" детство. ни на что не похожее и поэтому самое лучшее.

PS. а истории про него я могу рассказывать с утра до вечера, и всё равно обязательно вспомнится что-то новое.