Ч. 359 А если бы пришлось воевать?

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://proza.ru/2022/07/29/771

1857 год знаменателен отправлением российских моряков в дальнее плавание, событие не частое в первой половине девятнадцатого века. На Чёрное море послали два отряда, каждый из трёх корветов.

Первым отрядом корветов командовал капитан 1 ранга Иван Фёдорович Лихачёв, а вторым – капитан 1 ранга Анемподист Христофорович Винк. Пусть вас, дорогие читатели, не смущает имя Винка,  он был греком. Оба капитана 1 ранга участвовали в обороне Севастополя.
 
Лихачёв был контужен, а Винк - контужен и ранен. О Лихачёве я ещё буду писать, служба у него пошла хорошо, а Винку не повезло. Он ушёл на пенсию 7 марта 1860 года в звании контр-адмирала.

Но уже на пенсии его судили за то, что кто-то из его подчинённых в последний год службы Винка проворовался, а он не осуществлял должного контроля его действий. 26 октября 1863 года «за неправильные действия по службе Высочайше повелено считать его отрешенным по суду от должности с сохранением пенсии».

Прочитал в интернете, что у него высчитали растраченные подчинённым деньги. Но в ЦГА ВМФ судебное дело Винка отсутствует, поэтому не знаю, откуда взяты такие сведения.

13 июня 1857 года после торжественных проводов Первый черноморский отряд винтовых корветов под парами покинул Кронштадтский рейд. Переход прошёл довольно благополучно, 5 сентября стали на якорь на Севастопольском рейде. Во время перехода корабли держались соединённо.

Второй черноморский отряд винтовых корветов вышел из Кронштадта 28 августа 1857 года. Машина на корвете «Буйвол» была такая, что корабль не мог преодолеть противного (встречного) ветра и зыби, ставили паруса, поэтому корвет постоянно отставал.

На погоду Второму отряду не повезло в отличие от Первого. Почти всё время штормило. Машина корвета «Буйвол» давала ход 3 узла при абсолютном штиле.

От этого, или от чего другого, командир корвета капитан-лейтенант Николай Павлович Макухин по пути в Брест «захворал тоской по родине, перешедшей в ипохондрию».

Винк уволил его в заграничный отпуск для излечения от тоски по родине, а вместо него назначил командовать «Буйволом» капитан-лейтенанта Добровольского.

Интересно, что это заболевание не сказалось на дальнейшей службе Макухина. В 1862 году ему присвоили звание капитана 2 ранга. На пенсию он ушёл в звании контр-адмирала.

На корвете «Волк» умер старший механик прапорщик Семёнов, страдавший «горловой чахоткой». Его похоронили по уставу в море. В плавании было много поломок, особенно в машине «Буйвола».

На корвете «Волк» вышел из строя один котёл, а на корвете «Вепрь» обнаружилась течь в корпусе. Но командир отряда решил в док корабли не ставить, а постараться дойти до Одессы, чтобы доставить туда библиотеку графа Строганова. Из Одессы с большим трудом дошли до Николаевского рейда.

19 сентября 1857 года августейшая семья проводила отправлявшийся к Амуру Первый амурский отряд винтовых судов под командованием капитана 1 ранга Дмитрия Ивановича Кузнецова.

Из Кронштадта вышли эффектно, в одну линию, под парами.

Но так шли недолго: в машине корвета «Новик» раздался стук,  и она вышла из строя. До Свеаборга корвет шёл под парусами. Там грузили уголь, а на «Новике» ремонтировали машину.

На клиперах «Пластун» и «Джигит» не могли поднять винт при следовании под парусами. Из-за этого они становились неуправляемыми.

Когда продолжили плавание, то один, то другой корабль отставал. Собрались все в Копенгагене. Машины ремонтировали на заводе Баумгартена и Бурмейстера. В датском Морском  министерстве отряд снабдили новыми картами и лоцией.

Погрузив уголь, расстались с дружелюбными датчанами. Ночью потерялся клипер «Джигит», ошибка в счислении на отряде достигла 28 миль. 24 октября пришли в Шербур, клипер «Джигит» уже был там.

В Шербуре выгрузили всё из трюмов, привели в порядок вооружение, больных отправили в госпиталь, ремонтировали корпуса судов и машины. Когда всё это читаешь, то невольно возникает мысль: это всё военные корабли. А как рассчитывали на таких кораблях воевать?

Двух человек из числа лечившихся в госпитале перед уходом оставили на  попечение русского консула с тем, чтобы их потом отправили в Россию. 29 ноября вышли под парами и парусами в море.

Вечером того же дня отстал клипер «Пластун». При свежем ветре на корвете «Боярин» сломалась часть такелажа, изготовленная из некачественного материала.

Идти в составе эскадры не получалось, поэтому Кузнецов разделил отряд на две части. Он поднял сигнал: корвету «Новик», клиперам «Джигит» и «Стрелок» следовать под командой капитан-лейтенанта Стааля до мыса Доброй Надежды. Там рандеву всего отряда.

Сам же Кузнецов с корветами «Боярин» и «Воевода» отправился на ремонт в Брест. Где находился клипер «Пластун», не знал никто. В доке при осмотре подводной части корпуса корвета «Воевода» обнаружили несколько дыр. Их законопатили, но течь не устранили.

Тогда Кузнецов запросил по телеграфу разрешение следовать на корвете «Боярин», а «Воеводу» оставить на ремонт. Из Петербурга ответили разрешением с приказом командиру корвета «Боярин» капитан-лейтенанту Брюммеру соединиться с отрядом на мысе Доброй Надежды или в Китае.

Пятерым французам, которые работали особенно усердно, ремонтируя русский корабль, Кузнецов подарил каждому  часы и на всех 200 франков. Там же  в порту поменяли крупу на рис, а горох на фасоль.  Теперь по поводу продовольствия голова три месяца могла не болеть.

Перед выходом в море списали на берег для отправления в Россию поручика корпуса флотских штурманов Больчунина, «одержимого припадками падучей болезни».
 
Через 67 дней после выхода из Бреста Кузнецов прибыл в Саймонстаун. Там уже стояли на якоре корвет «Новик» и все три клипера, а также транспорт снабжения «Николай I» и фрегат «Аскольд».

13 апреля 1858 года после очередного ремонта у англичан отряд вышел в море. На случай штормов в Индийском океане и Китайском море Кузнецов раздал всем командирам кораблей инструкцию, которой его снабдили французы: как избегать центра тайфунов и ураганов.

4 июня пришли в Сингапур, где сразу занялись ремонтом кораблей. Окончив ремонт, вышли в море и 28 июня пришли в Гонконг, где Кузнецова ожидало указание Путятина:

капитану 1 ранга Кузнецову следовать с корветами,  клипером «Джигит» и транспортом «Николай I» в бухту Декастри, а клиперам «Пластун» и «Стрелок» идти в Печелийский залив.

Когда пришли отставшие корабли, Кузнецов благополучно привёл все свои корабли в Николаевск, за что ему присвоили звание контр-адмирала. Сдав корабли командиру Сибирской флотилии Казакевичу, он через Сибирь отправился в Петербург.

Продолжение http://proza.ru/2022/08/03/765

На фотографии: Брест в наши дни