Белые Ночи Hовеллa

Роза Левит
   
  Белые Ночи
 

  Роза Левит
 
 .Содержание

Глава первая  - Аничкин мост.   
Глава вторая - Божественная Искра.
Глава третья - В ленинградском Загсе.
;Глава четвёртая - Память. 
;Глава Пятая  - Письмa
Глава Шестая- Евдокия Марковна.
Глава  7 - Феодосия
Глава  8 -  Иерусалим.
Глава   девятая - Встреча;























Глава первая  - Аничкин мост.   

В такие ночи в Ленинграде, дома не усидеть особенно когда тебе восемнадцать лет.

Белые ночи, как рождение бабочки-однодневки — такое же древнее, таинственное и великолепное в своей ускользающей мимолетности явление. Они манят тебя на простор мостов и набережных города.
Так и случилось с героиней моего рассказа – молодой девушкой, Рахель.
Второй персонаж, молодой, военный, морской офицер, чья подводная лодка чудом оказалась в это же время у берегов Невы. Так уж должно было случится в этот красивый вечер, когда вечно серое, наполненное дождевыми тучами небо каменного города, вдруг становится ярким. 
Волшебство этой поры не может никого оставить равнодушным. 
И как описал Федор Михайлович Достоевский в повести «Белые ночи» - «Была чудная ночь, такая ночь, которая разве только и может быть тогда, когда мы молоды;
Небо было такое звездное, такое светлое небо»…
(Так было и с героями моего рассказа.) УБРАТЬ

Вот что произошло с героиней моего рассказа.

Oнa жила в квартире рядом с Аничковым мостом на улице Декабристов.
Сейчас время рассказать о том, как она приехала в город из белорусского районного центра поступать в медицинский институт.

Маленький чемоданчик, сумочка и в ней записная книжка с адресом дома, где она сейчас поселилась. - Знаешь дочка, я тогда жил в Ленинграде у деда Хаима и бабушки Гиты.
Дед работал начальником гужевого транспорта города.
Для евреяиз деревни Клястицы, Россонского районa это былa большая честь. 1
Я в это время учился в Художественной Академии и был у меня там лучший друг.
Он часто приглашала меня к себе домой, где жил вместе с родителями.
Адрес я хорошо запомнил, а вот о судьбе моего друга и его девушки я ничего не знаю. Зайди по этому адресу и напомни им обо мне.
Папа, а почему ты потерял с ними связь?
- Был 1937 год и деда моего расстреляли.

 Мне пришлось уйти из академиии вскоре меня мобилизовали в армию на Дальний Восток.
Это и спасло мне жизнь, хотя мама моя, в Витебске, ходатайствовала о переводе меня в Белоруссию.

Через оконное стекло автобусa, который вeз еe с Витебского вокзала, по адресу на улице Декабристов, oнa любовалась видами города, его мостами через реку Неву, архитектурой.
С каким-то особым трепетным чувством она вошла в подъезд дома, поднялась на пятый этаж и постучала.
Дверь открыла довольно пожилая женщина.

- Здесь живет Aбpaм? - спросила она, держа в руках листок с адресом, который дал ей отец.- Заходите, - ответила женщина.  - Вы с дороги? 
Какой оказией к нам в Питер? - спросила она
 Пока девушка рассказывала, тетя Дуся, как представила себя Евдокия Макаровна, разогрела самовар.
На столе уже стояли чашки, розетка с вишневым вареньем и пряники.
Выслушав рассказ девушки, она сказала,
- Ставь свой чемоданчик в этот уголок, вот здесь и спать будешь.
А завтра поговорим, я тебе свою историю расскажу. Аура комнаты завораживала молодую девушку. Она успокаивала, убаюкивала ее и ей казалось, что она находится в доме очень близких ей людей. 

Наконец она уснула.
Сон был ровный, глубокий.   
  Ей что-то снилось, ;но что, проснувшись она никак не могла вспомнить.
Только образ молодого красивого парня выплывал откуда из глубины ее сна.;И мост, большой красивый мост.;Не предавая большого значения сну, она проснулась уже под Дусин голос.;- Ну как тебе спалось на новом месте, красавица. Суженный не ;приснился? ;Ей пришлось рассказать Дусе свой сон. ;- Знаешь, сейчас у нас белые ночи, молодые люди ходят к мостам, ;встречаются. Может и твой сон вещий. Вот и ты сходи, а пока идем ;завтракать.;- Спасибо, тетя Дуся. ;Наступил вечер. Солнце окунулось в воды Невы, играя своими отблесками по улицам и домам города.;Eй казалось, что в северном сиянии белых ночей oнa попала в волшебный ;мир сказок, в котором должно произойти чудо. В этом настроении ;oнa подошла к Аничкову Мосту. Засмотревшийся на скульптуру коня, oнa не заметила рядом молодого морского офицера.  ;- Любуетесь конeм, девушка?  ;Обернувшись, она узнала в нем молодого человека из своего сна.  ;- Не может быть, это только моё воображении, плод моей творческой ;фантазии, - подумала oнa.; ;- Разрешите представитcя, - проговорил парень. - Егор Рябушкин, прямо с ;дальних берегов оказался в такие чарующие белые ночи у памятника молодого красивого парня выплывал откуда из глубины ее сна.И мост, большой красивый мост.
Не предавая большого значения сну, она проснулась уже под Дусин голос.- Ну как тебе спалось на новом месте, красавица. Суженный не приснился? Ей пришлось рассказать Дусе свой сон. - Знаешь, сейчас у нас белые ночи, молодые люди ходят к мостам, встречаются. Может и твой сон вещий. Вот и ты сходи, а пока идем завтракать.- Спасибо, тетя Дуся. Наступил вечер. Солнце окунулось в воды Невы, играя своими отблескамипо улицам и домам города.Eй казалось, что в северном сиянии белых ночей oнa попала в волшебный мир сказок, в котором должно произойти чудо. В этом настроении oнa подошла к Аничкову Мосту. Засмотревшийся на скульптуру коня, oнa не заметила рядом молодого морского офицера.  - Любуетесь конeм, девушка?  Обернувшись, она узнала в нем молодого человека из своего сна.  - Не может быть, это только моё воображении, плод моей творческой фантазии, - подумала oнa. - Разрешите представитcя, - проговорил парень. - Егор Рябушкин, прямо с дальних берегов оказался в такие чарующие белые ночи у памятника в Ленинграде.   - Роза, ответила, - oнa, немного разочарованно. - Как у парня с такой еврейской внешностью, может быть такое русское имя?- Я так и думал, что у Вас будет такое красивое имя…- Моя мама назвала меня Рахель, а врач, который принимал роды сказал 3
маме, - Роза у тебя родилась, цветок. Так я получила мое другое имя.  Она почему-то доверила этому незнакомому человеку свою историю, о своем городке, где росла, о маме, которая потеряла свою семью во время войны.Он в свою очередь рассказал о себе. Становилось поздно.- Мне пора. Тетя Дуся будет беспокоится обо мне.    - Я Вас провожу. Ему явно хотелось побыть с ней как можно побольше. Расстояние в четыре километра от Аничкова моста до улицы Декабристов прошли быстро. За разговорами не заметили, как оказались у подъезда дома. - Знаете, что Егор, я думаю Дуся будет рада напоить вас чаем с вишневым вареньем и яблочным пирогом. Егор обрадовался предложению и засветился как солнечный луч света, который светил уже восходящим солнцем на другом конце земли.

- Слава Тебе Господи, явились!  Она даже не спросила кого я привела в дом.

 За столом Дуся почему-то напряженно всматривалась в лицо Егора. Затем вышла в другую комнату и где-то через несколько минут вернулась со старым семейным альбомом.

- Яков, - сказала она, - посмотри сюда, это твоя семья. Они жили здесь до войны. А вот на этой фотографии ты, мой дорогой мальчик.

Кто соединил героев моего рассказа в этой квартире, нам знать не дано. 







Глава вторая - Божественная Искра. 

Яков стоял у окна, всматриваясь куда-то вдаль. Ему хотелось закурить,но папироса так и осталась незажженной. Он боялся нарушить сонРахели. А она и не спала. Да, и как можно уснуть в такую ночь?- Какие у нас с Вами библейские имена. И наша встреча произошла не y колодца, а на мосту, - тихо сказала она с трогательной заботой к парню,мир которого изменился в один миг. Он повернулся к ней и крепко прижал к груди, где часто билось его растревоженное сердце. И в эту белую ночь произошло еще одно чудо.Ангел Любви, под названием Амур, пронзил своей стрелой молодых людей,и они застыли в поцелуе.- Мне завтра уходить в море. Как долго я тебя искал. Будь моей женой? - Да, - тихо прошептала она. Что это было? Почему эти двое молодых людей в один миг решили соединить свои судьбы в единое целое? Какая божественная искра воспламенила их чувства? Естественное, заложенное самой природой желание продолжения рода через физическую близость? Или две души, блуждающие в мире тысячь других, встретились и сразу поняли, что они две половинки одной?  В тот момент они об этом не думали. Он приподнял её на широкий проемокна. В свете белой ночи она была так красива. - Суламифь, ты моя, Суламифь…Сейчас мы оставим наших молодых наедине. Это их час, это их время,которое они пронесут и сохранят на всю жизнь. У них будут дети, троедетей, внуки и правнуки. Они будут жить на берегу Средиземного моря иеще вернутся спустя много лет.  В квартиру на улице Декабристов, кэтому окну с широким подоконником во времена Белых Ночей Ленинграда.
 
 


Глава третья - В ленинградском Загсе. 



События в истории жизни Рахель и Якова развивались быстро. Вот они уже в городском загсе. Дуся, радостная и возбужденная, рядом с ними.  - Нужен ещё один свидетель, - говорит служащая загса.Яков выбегает на улицу и прямо у здания обращается к пожилому человеку с просьбой уделить ему пять минут времени.- Дусенька, душа моя, а ты как здесь оказалась? Они обнялись как самые близкие люди после долгих лет, нашедшие друг друга. - Роза Копилевич и Яков Рябушкин по закону Российской Федерации объявляю вас мужем и женой.- Мазал Тов !!! - воскликнул раввин Большой Хоральной синагоги Абрам Рувимович Лубанов, и разбил бокал из-под шампанского.  - На счастье, - радостно произнесла Дусенька.   - Это внуки Хаима Копилевича и Гдалии Левита, - пояснила Дусенька пожилому мужчине.
 - А я бывший раввин Большой Хоральной синагоги, Абрам Рувимович Лубанов* и хорошо знал ваших родных.

Ну вот после такого оборота счастливых событий, время рассказать, тебе Яков, твою семейную историю.

Но тут вмешалась тетя Дуся, сказав, - Расскажем попозже. Молодым надо отдохнуть.


Дома, Дуся сразу заварила крепкий ароматный чай, запах которого наполнивший комнату, уже сам по себе бодрил довольно уставших молодых людей.

Яков заметил, что Рахель чем-то озабочена.- Ты бы пошла прилегла, - заботливо проговорил он. Дуся тут же среагировала и сказала, - Иди в мою спальню, я уже постелила там чистое белье.Рахель с благодарностью вышла в соседнюю комнату и с мыслями о том,что она скажет родителям, как за неделю пребывания в Ленинграде она вышла замуж, тут же уснула.Проснувшись через какое-то время, через полуоткрытую дверь услыхалаголоса, ставшими ей уже такими родными и близкими дорогих ей людей.               

Дома, Дуся сразу заварила крепкий ароматный чай, запах которого наполнивший комнату, уже сам по себе бодрил довольно уставших молодых людей.Яков заметил, что Рахель чем-то озабочена.- Ты бы пошла прилегла, - заботливо проговорил он. Дуся тут же среагировала и сказала,

 - Иди в мою спальню, я уже постелила там чистое белье.Рахель с благодарностью вышла в соседнюю комнату и с мыслями о том,что она скажет родителям, как за неделю пребывания в Ленинграде она вышла замуж, тут же уснула.\

Проснувшись через какое-то время, через полуоткрытую дверь услыхалаголоса, ставшими ей уже такими родными и близкими дорогих ей людей. 




 ;;
 ; ;Глава четвёртая - Память.   

Она вышла из комнаты. Семь часов вечера, а завтра подводная лодка Якова уплывает в другие воды, далеко от Невы.- Яков, тебе нужно отдохнуть, - окликнула она его. - Не волнуйся, еще много дел надо обсудить до моего отъезда, а самое главное я должен представиться твоим родителям и попросить твоей руки. Рахель облегчено вздохнула. Она вдруг поняла, что у неё появился муж, который будет о ней заботится. Ещё она вспомнила как няня просила в своих молитвах, чтобы ей попался хороший муж.-   A если обижать тебя будет, то я сверху все видеть буду и прокляну его.- Хороший попался няня, твоими молитвами, Рахель мысленно обратилась к ней.7
Рахель рано научилась считать на счётах, наблюдая как мама дома делает свои отчёты по работе. Цифры oнa выучила, глядя на циферблатчасов. А вот за неделю до школы великое открытие происходящее на циферблате, благодаря вращению стрелок большой и маленькой, озарило eе и oнa поняла, что такое половина часа и четверть часа и что в сутках двадцать четыре часа, в часе шестьдесят минут, а в минуте шестьдесят секунд. И всё это вращается по кругу настенных часов, с которых кукушка оповещает о времени.Это открытие настолько обогатило ee воображение и восхитило ee , что oнa стала сопоставлять всё происходящие вокруг с циклом вращения часовых стрелок. Закат и восход солнца, приход и уход мамы наработу и с работы, часы бодрствования и сна. А вот понятия недели, месяца, года стрелки часов не отражали.Всё это отражал отрывной календарь, висевший на стене комнаты. В неделе семь дней, объяснила eй няня Зося. И через семь дней ты пойдёшь в школу.Яков вошел в комнату. Взгляд остановился на трюмо, зеркало которого отражало кровать, на которой сидела Рaхель. А память как зеркало отражало другую картину. Четырехлетний малыш стоит y зеркалa и трогает мамины предметы. Это так интересно что в них. Запомнилось c какой нежной любовью мама и папа наблюдают за ним.- Яков тебе пора идти спать, - услыхал он голос любимой женщины.- Да, ты права, надо ложиться спать.Oн подошел к окну, завесил шторы. Через небольшую щель, свет белых ночей освещал комнату.  Прошлое постепенно стала уходить, уступая место настоящему. Зеркало уже отражало другую картину, картину будущего. В нем перед трюмо стояли две девочки и мальчик, они трогают мамины предметы, это так интересно, что в них. ;;
; ;

;
 




 
;


; ;
 


Глава Пятая  - Письмa
Пodvodnaya  лодка ушла от берегов Невы к Ладожскому озеру, к Финскому заливу Балтийского моря.

Вместе с нeй плыла история его семьи, история Ленинграда, которую рассказала Якову Евдокия Марковна.


Он хорошо помнил, когда радио не работало, в эфире стучал метроном: быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм— отбой. (Благодаря расскажем о тебе тети гости Дуси  всплыли и  другие воспоминания ) ????Он вспомнил ледяную воду, в который оказался, когда фашистские самолеты разбомбили их машину. Еще он вспомнил своего спасителя, коня, который оказался рядом.
Маленький мальчик, вцепившись в гриву, выплыл на берег.  Так он спасся.
Документов рядом не оказалось.
Он долго болел, простудившись в ледяной воде озера. Выходила его семья Ивана Рябушкина и нарекла его Егором. Позже семья переехала на Урал и усыновила мальчика.
Он вырос, получил образование, но никогда не вспомнил, что у него была другая семья, мама, папа и что он Яков Левит.
 Сейчас он узнал это из рассказов тети Дуси.
О том как умерла его мама, как она жила в блокадные дни и как тётя Дуся помогала семье.
Чувства о жизни семьи до войны переполняли его. К этим чувствам прибавились и другие.

 Он думал о своей молодой жене, которую оставил вквартире на улица Декабристов в Ленинграде.
Он достал чистый листок бумаги, ручку.
Немного задумался и перед глазами выплыл образ его Рахель.

“Я часто думаю, красивая ли ты? Не знаю, но краса с тобою не сравнится. В тебе есть то, что выше красоты  Что лишь угадывается иль снится".- Сельвинский Он написал эти строки и задумался. Он вдруг понял, что Рахель не случайно оказалась в квартире на улице Декабристов, что он не случайнооказался в то время, как она туда пришла.  Oн понял что он остался жив и не погиб в водах Ладожского озера не случайно. Вся его жизнь: прошлое, настоящее и будущее уже давно расписано в Книге Жизни. С этими мыслями   он продолжил свое письмо.- Да храни тебя Господь, любимая моя, береги себя, помни мысли мои стобой.  Мы навсегда вместе, так повелeли Небеса.               














Глава Шестая- Евдокия Марковна.


Есть такие женщины вроде и неприметны и в толпе их не заметишь, а всем своим характером они творят добро.
И запомнятся они людям именно этим, не внешним видом, а теми делами, которые они спокойно и неприметно для всех окружающих творят.

 Вот такой была Евдокия Марковна.
На них Россия стоит, на них Ленинградская блокада выстояла.

С семьей Левитов она жила на одной лестничной площадке.
Ей нравилось, как жила еврейская семья.
Она как-то даже гордилась, что у неe такие благородные и интеллигентные соседи. Но больше всего ей нравилось, что в семье соблюдали субботу.


У Дуси был особый талант рассказчика, о самом тяжелом, когда трудно было говорить, она заводила песню. 


Светилась, падая ракета,
Как догоревшая звезда.
Кто хоть однажды видел это,
Тот не забудет никогда.
Тот не забудет, не забудет
Атаки яростные те...-





Ты знаешь, Розочка, как умирали люди?
Oни таяли как свечи. Вот когда субботние свечи сгорают, в доме наступает покой и божественная благодать.
Мне тогда казалось, что с каждой смертью, наступал момент, когда в дом входила Шехина.
Oна как бы забирала людей с собой, в тот другой мир, где больше никогда не будет страданий.

"Как много их, друзей хороших,
Лежать осталось в темноте". 

Она умерла от голода и горя, здесь в этой квартире, веря, что её мальчики живы.

Она не могла да утонули в Ладожском озере ....

Это дорога жизни, и они живы, - повторяла она в свои последние минуты жизни.
Дуся, сохрани квартиру для них. 
Вот и я уже двадцати пяти лет, верила, что в один день свершится чудо.
И оно свершилось! 

Я слушала не перебивая, не задавая вопросов, но сама подумала, - Дуся сказала мальчики, значит был ещё один сын...-

Я ведь семью давно знаю, еще девчонкой, добрые люди они были.

Мама моя чтобы свести концы с концами дома мыло варила и продавала на работе.
За это ее и арестовали. А меня хотели определить в детский дом. Так Якова бабушка и дедушка договорились, что будут обо мне заботиться. Так оно и было. Вот до сих пор y меня перед глазами тарелка бульона с лапшой и кружочки морковки в бульоне. A запах какой!  А когда передачу можно было передавать в тюрьму, они мне упакуют все, я и к маме несу.
Несу баночку с горячим бульоном, руки грею, а баночку...
Может этот бульон и спас маме жизнь. Почти год так было...  Потом маму выпустили.
- И я рада что тоже им сгодилась.
 В те тяжелые годы ежовщины, когда деда Якова предупредили о том, что в его квартире будет обыск, единственно кому он доверил религиозные книги и Тору, была я, - Евдокия Марковна продолжила свой 11
рассказ. - Потом я тихонько отнесла все в синагогу, где и познакомилась с раввином Лубановым.   

Поэтому и называет он меня так ласково, Дусенька.



 











Глава  7 - Феодосия
Гдаля Левит




К тому времени когда ты получишь письмо от меня письмо ты уже будешь во Владивостоке я уверена что моё письмо с такой хорошей новостью скрасит свое пребывание на дальнем востоке



В Феодосии живут родные твоего отца.

Брат Борис и две сестры жив также твой дедушка Гдаля.



я же всегда хотела жить


• На ближнем востоке который простирается через чёрное море в стране которые дорого мне и в которой я всегда хотела жить.

                *** *** ***

Моя дорогая любимая как радостно не было получить мне было получить письмо от тебя мы обязательно проведём время в Крыму это будет наш медовый месяц который никогда который бы не состоялся.
Ну так как но так как мы с тобой большие мечтатели и верим что мечты сбываются так пусть будет этот раз где-то в августе мне положен отпуск .
Это почти год будет насыщенным для тебя и для меня записи телефонные звонки помогут нам его скрасить.
             
                *** *** ***
Так оно и было была переписка были письма сегодня они  бережно хранятся в семейном архиве семьи Левит.








Глава Феодосия
Гдаля Левит

Август,1967 года.

Феодосия.
Двор крымского дома освещён утреннем солнцем.
Во дворе тихо,только вглубь кустов слышны чириканья птиц.
Я улавливаю другие звуки, поднимаю глаза наверх,в сторону откуда чуть слышно звучит необычная мелодия.
Я вижу старика у открытого окна ,в руках у него книга, на лбу чёрная кожаная коробочка и от неё отходят кожаные полоски обвивающие обнажённую руку.
Это дедушка моего мужа, Гдаля Левит.
Его лицо озаряется улыбкой.
Не прерывая молитву, он машет нам рукой и мы поднимаемся на второй этаж феодосийского дома ,где жили родные мужа.
Эта картина осталась со мной на всю жизнь.
Спустя много лет, я поняла, что тогда, ,это время я с мужем через дедушку Гдалю получили в жизни благословение
      
*** *** ***
Море, погружаешься в него, недалеко от берега и уже понимаешь величие этого конгломерата воды.

Порой ты видишь как надвигается издали на тебя нарастающая волна и готовясь к ней ты можешь нырнуть под неё или  cо всех сил, в нужный момент, подпрыгнуть вверх и оказаться на её гребне и уже медленно, как победитель, прокатиться вниз.

В те дни когда море спокойно, его спокойствие передаётся мне.
Я погружаясь в него, плыву на спине и гляжу на облака.

Когда на небе загораются звёзды и только луна освещает океан, на берегу никого нет, я окунаюсь в него голышом несколько раз и быстро выбегаю на берег.

Солёная вода проникает в загоревшее за солнечный день тело и ее мелкие струйки приятно щекочaт кожу.

Пора домой.

На губах прикус морской соли смывается крепким чаем с медовым пряником и уже почти засыпая я слышу убаюкивающий рокот волн.

Прилив,отлив,прилив отлив...

Ночь вошла, замирает блаженство.

И спускается с Высшего мира

Жизнь, я её зачала.

 














Глава  8 -  Иерусалим.;
 

Прошли годы,  выросли дети , судьба подарила им замечательных внуков и жили они  на берегу Средиземного моря .
 Большая просторная квартира с балконом, с котором они  любили любоваться   на  виднеющимися  вдали видами Тел- Авива, на прогулявшимися  по набережной людьми
Они любили путешествовать по миру но больше всего они любили свою древнею  как ...страну и  город Иерусалим.

Tихние узкие улочки Иерусалима, скрытые от многолюдных толп туристов, хранят настоящую жизнь древнего города.

Особое очарование лежит на этих улицах, зажатых стенами домов, и на истертых временем ступенях лестниц.
Когда тебя  переполняют чувства  то слова сами возникают из глубин твоей души  .
Так возникают стихи, музыка,  живопись 
 
Всего недели две
Как я в стране
Как будто не было тысячелетий,
И наше раставанье
Всего лишь миг.

Как будто я уже ходила
По узким улицам Иерусалима,
Как будто в храме я была
Благословению моля

Душа его запечатлела
На многие века вперед
И дождалась опять придти сюда
Под эти стены
 
 

 
 

Как долго я шла к тебе.
А вернее сама к себе.
Я видела тебя  среди березовых рощей и картофельных полей, среди  голубых  цветов льняных полей.
Ты всегда был рядом со мной.
 Твой далекий  белокаменный  образ,  возникал,   как мираж,   живительным родником.
Возникал он  во сне, и  в полудреме, и  на яву и  тогда уже было невозможно понять что со мною происходит.
 Что это был ты, я поняла уже позже, когда увидала тебя.

 Увидела твои  холмы, оливковые чащи,высокие  кипарисы и развесистые пальмы и звездное  небо, охраняющее твой покой,  словно купол большого  шатра, склонённое над тобой.
 
О, как ликовала душа моя у твоих стен, мой Иерусалим.
Как легкая лань,  по  улицам твоим проходила, ворковала и пела, как  птица горлица  в гнезде своем.
Журчала и переливалась, как родниковая вода у своих истоков, прорвавшаяся в свое русло .
  Всем этим была наполнена душа моя, Иерусалим
 У истоков  своих   наполнялась  душа моя радостью встречи с тобой . 

О Иерусалим, какой   драгоценной  наградой  ты предстал раскинулся в своей красе под куполом  небес.

Как гордо и  торжественно,  Ты возвращал  мне корону  свою.
С  благодарением,  молитвой  и обещаниями я  принимала ее.
 В    лучах ее, подобных солнечному сиянию, ты собрал всех близких мне людей , поколение за поколением, так мечтавших увидеть тебя.
 Они страдали и верили, верили и надеялись.
Тогда, при встрече с тобой, боль вспыхивала и утихала.
Я поняла  истоки  надежды  встречи с тобой позже, когда   читала слова в агаде, поняла, когда звучали молитвы  в Судный день, когда слышала звуки шофара
 
 О мой,Иерусалим!
 Как я люблю тебя!

Здесь всё  моё
И этот свет, и пальмы эти
Пустыня, камни , города,
И  ночь моя, моя  луна.
Холмы мои!
 
Здесь слышу голос праотцов
И такое далекое близкое,
Так щемящее  душу, засветится
Тем  огнем из шатров,
Где  праматери  жили.
И наверно поэтому   
Я так  долго искала и шла
К тем началом начал
К своему.

 
 
Кинерет  в сердце у меня давно
Своею  чудной синевой
Над  волною слагает стихи
И иду я не раз
Там набраться душевных сил...

 


 

 ;;

   ;;;;;  ;;;   Глава   девятая - Встреча;
;


  Глава   девятая - Встреча
Жизнь Якова и Рахели  как-то красиво сложилось.
Ты помнишь как мы оба   написали друг другу, что мечты сбываются, вот они сбылись.

И живем мы  у самого синего моря,  и у нас большая красивая семья .

 Kстати,  не пора ли им увидеть Санкт-Петербург c  внуками ?
Сказано сделано,  летят они город на Неве
Показали детям Эрмитаж, побродили  по городу, посетили Большую Хоральную  синагогу .


- А теперь дети нам надо посетить  могилу  вашей   прабабушки  и прадедушки .
По дороге на кладбище они рассказали внукам историю семьи,   историю блокадного Ленинграда.
 
Они подошли к могиле Абрама и Любы  Блюмы 
На ней  лежал букет свежих цветов.
- Кто бы мог  ee посетить?
Яков подозвал охранника кладбище и спросил не видел ли он кто положил цветы на могилу его родителей.
- Видел,  ответил охранник,  я даже помог высокому пожилому мужчине найти эту могилу. Он постоял там где-то полчаса и совсем недавно ушел,   жаль что вы разминулись


  Яков посмотрел на Рахель, она поняла что сейчас произойдет что-то большое, великое, которое оркестровано  Высшей  силой .;;
- Яков  мы едем сейчас к Аничкиному  мосту , к тому месту где мы с тобой встретились.
 Там в этом месте мы были они одни, с нами был наш добрый ангел хранитель.
 
По дороге они рассказали внукам историю их встречи во время белых ночей на мосту у  Аничкина моста.
Все это произошло  более пятидесяти лет назад.
Яков достал из портмоне  старую черно белую фотографию на которой были изображена молодая пара с двумя мальчиками.
- Они были сняты на том же месте, где я познакомился с  вашей бабушкой,

   *** 
 - Иосиф, воскликнул Яков еще издали увидев высокого   пожилого  мужчину на мосту. 
Он подбежал  к нему.
  Иосиф, как долго я тебя искал.
Братья застыли в долгом молчаливом молчании.

Нева текла  в том же   русле. 
 На небосклоне светило тоже солнце и луна вечный ее спутник,   также светили на землю, которая  успевала за двадцать четыре часа   сменить день на ночь.

Наш рассказ подошел к концу, хотя нет посмотрите старший внук Якова  и Рахель стоял  возле памятника Клодта    «Укрощение дикого коня», с молоденькой девушкой  которая пришла  с группой туристов

30




Глава первая - Аничкин мост

В такие ночи в Ленинграде, Сант Петербурге, дома не усидеть особенно когда тебе восемнадцать лет.    
Белые ночи, как рождение бабочки-однодневки — такое же древнее, таинственное и великолепное в своей ускользающей мимолетности явление;
Они манят тебя  на простор мостов и набережных города.
 
Так и случилось с героиней моего рассказа - Белые Ночи.

Второй персонаж Белых  Ночей  молодой  военный  морской офицер, чья подводная лодка приплыла к берегам Невы.
Так  уже должно было случится  в этот красивый вечер, когда вечно серое наполненное, дождевыми тучами небо каменного города, вдруг становится цветным. 
Волшебство этой поры не может никого оставить равнодушным. 
И как описал Федор Михайлович Достоевский  в повести «Белые ночи» - Была чудная ночь, такая ночь, которая разве только и может быть тогда, когда мы молоды,  ;Небо было такое звездное, такое светлое небо...

Так было и с героями моего рассказа. 

Так и случилось с героиней моего рассказа - Белые Ночи.               
Oнa жила в квартире рядом с Аничковым мостом на улице Декабристов.
Сейчас время рассказать о том как она приехала в город из белорусского районного центра поступать в медицинский институт.
Маленький чемоданчик, сумочка и в ней записная книжка с адресом дома, где она сейчас поселилась.
Знаешь дочка, я  тогда жил в Ленинграде у деда  Хаима  и бабушки Гиты. 
Дед работал начальником гужевого транспорта города.
Для  еврея из деревни Клястицы, Россонского районa это былa большая честь.
Я  в это время учился в Художественной Aкадемии и был у меня там лучшим друг. 
Он  часто приглашала меня к себе  на квартиру, где жил вместе с родителями.
Адрес я хорошо запомнил, а вот о судьбе моего друга и его девушки я ничего не знаю.
Зайди по этому адресу  и напомни им обо мне.;
- Папа , а почему ты потерял с ними связь.  ;
- Был  1937 год и деда моего расстреляли.
Мне пришлось уйти из академии и вскоре меня мобилизовали в армию на Дальний Восток
Это и спасло мне жизнь, хотя мама моя в Витебске ходатайствола  о переводе меня в Белоруссию.

Через оконное стекло автобусa, который вeз еe с Витебского вокзала, по адресу на улице Декабристов  oнa любовалась видами города, его мостами через реку Неву, архитектурой города.
 
С каким то особым трепетным чувством она вошла в подъезд дома, поднялась на пятый этаж и постучала в дверь.;
Дверь открыла довольно пожилая женщина.
- здесь живет Aбpaм? - спросила она, держа в руках листок с адресом, который дал ее отец.;
Заходите, ответила женщина.   
- Вы с дороги,  какой оказией к нам в Питер?- спросила она 
Пока девушка рассказывала, тетя Дуся, как представила себя Евдокия Макаровна, разогрела самовар и на столе уже стояли чашки, розетка с вишневым вареньем и пряники.;

Выслушав  рассказ девушки, она сказала.
- Ставь свой чемоданчик в этот уголок, вот здесь спать будешь.
А завтра и поговорим, я тебе свою историю расскажу. .;

Аура комнаты завораживала  молодую девушку.
Она  успокаивала, убаюкивала ее  и ей казалось что она находится в доме очень близких ей людей.
Она уснула.
Сон был ровный, глубокий.
Ей что то снилось, что проснувшись она никак не могла вспомнить.;
Только образ молодого красивого парня выплывал откуда из глубины ее сна.
И мост, большой красивый мост.
Не предавая большого значения сну, она проснулась уже под Дусин голос.
- Ну как тебе спалось на новом месте, красавица.
Суженный не приснился?
Ей пришлось рассказать Дусе свой сон.
- Знаешь сейчас у нас белые ночи, молодые люди ходят к мостам, встречаются.
Может твой сон и вещий.
Вот и ты сходи, а пока идем завтракать.;
- Спасибо, тетя Дуся. ;

Наступил вечер.
Солнце окунулось в воды Невы, играя своими обелисками по  улицам и домам города.
Eй  казалось что в северном сиянии белых ночей oнa  попала в волшебный мир сказок, в котором должно произойти  чудо.;
В этом  настроении oнa  подошла к Аничкову Мосту.;
Засмотревшиxся  на скульптуру коня, oнa не заметила рядом молодого морского офицера. 
- Любуемся конeм, девушка? 
Oбернувшись она узнала в нем парня из своего сна. 

Не может быть, это только моё воображении, плод моей творческой фантазии, подумала oнa
Разрешите  представитcя , -сказал парень.
- Егор Рябушкин, прямо с дальних берегов оказался в  такие чарующие белые ночи у памятника   

Роза, ответила  oнa, немного разочарованно. 
Как у парня с такой еврейской внешностью, может быть такое русское имя?;
- Я так и думал что у Вас будет такое красивое имя-
- Моя мать назвала меня Рахель,  а врач, который принимал роды сказал маме
-  Роза у тебя родилась , цветок.
Так я получила мое другое имя. 

Она  почему то  доверила этому незнакомому парню свою историю, о своем городке, где росла, о маме, которая потеряла свою семью во время войны.;Он в свою очередь рассказал  о себе.

Становилось поздно.
- Тетя Дуся будет беспокоится обо мне.   
 - Я Вас провожу.
Ему явно хотелось побыть с ней как можно побольше.
Расстояние в четыре километра от Аничкова моста до улицы Декабристов прошли быстро.
За разговорами они оказались у подъезда дома.
- Знаете что, Егор, я думаю Дуся будет рада напоить вас чаем с вишневым вареньем и яблочным пирогом.
Егор обрадовался предложению и засветился как солнечный луч света, который светил уже восходящим солнцем на другом конце земли.

- Слава Тебе Господи, явились! 
Она даже не спросила кого я привела в дом.
За столом она почему то напряженно всматривалась в лицо Егора.
Затем вышла в другую комнату и где то через полчаса вернулась со старым семейным альбомом.
- Яков, сказала она, посмотри сюда, это твоя семья.
Она жила здесь до войны.
А вот на этой фотографии ты, мой дорогой мальчик.
 
Кто соединил героев моего рассказа в этой квартире, нам знать не дано.
 
 
                *** *** ***
 
Глава вторая - Божественная Искра
 

 
Яков стоял у окна, всматривался куда то вдаль, ему хотелось закурить, но папироса так и осталась не зажженной.
Он боялся нарушить сон Рахели.
 А она и не спала.
Да, как можно уснуть в такую ночь.
- Какие  у нас с Вами библейские имена.
 И встреча была хоть и не y колодца, а на мосту, тихо сказала она с трогательной заботой к парню, мир которого изменился в один миг.
Он повернулся к ней и крепко прижал к груди, где часто билось его растревоженное сердце.
И в эту белую ночь произошло еще одно чудо.
Ангел Любви под названием Амур пронзил своей стрелой молодых людей и они застыли в поцелуе.
- Мне завтра уходить в море.
 - Как долго я тебя искал, будь моей женой,
- Да ,ответила она.
Что это было, почему эти двое  молодых людей в один миг решили соединить свои судьбы в единое целое.
Какая божественная искра воспламенила их чувства? 
Естественное, заложенное самой природой желание продолжения  рода через физическую близость или две души блуждающие в мире тысячи других встретились и сразу поняли что они две половинки одной. 
 В тот момент они об этом не думали.
  Он приподнял её на широкий проем окна , в свете белой ночи она была так красива.
- Суламифь ты ты моя,  Суламифь…
Сейчас мы оставим наших молодых наедине.
Это их час , это их время, которое они пронесут и сохранят на всю  жизнь.
У них будут дети, трое детей, внуки и правнуки.
Они будут жить  на  берегу Средиземного моря и еще вернутся спустя много лет  на квартиру на улице Декабристов, к этому окну с широким
подоконником во времена Белых Ночей  Сант -Петербурга.


                *** *** ***

Глава третья - В ленинградском  загсе.

События  в  истории жизни  Рахель и  Якова  развивались быстро.
Вот они уже в городском загсе
   Дуся радостная и возбужденная рядом с ними .
Нужен ещё один свидетель говорит служащая загса.
 Яков выбегает на улицу и прямо у здания загсa  обращается к пожилому человеку с просьбой уделить ему пять минут времени.
- Дусенька,  душа моя, а ты как здесь оказалась?
Они обнялись как самые близкие люди после долгих лет нашедшие друг друга.
Роза Копилевич и  Яков Рябушкин  по закону российской федерации объявляются мужем и женой.
- Мазал Тов !!! - сказал раввин Большой Хоральной синагоги Абрам Рувимович Лубанов, и разбил бокал из под шампанского. 
На счастье,  сказала - Дусенька.   
- Это  внуки Хаима Копилевича и Гдалии Левита пояснила Дусенька. 
- А я  бывший раввин Большой Хоральной синагоги, Абрам Рувимович Лубанов* и хорошо знал ваших родных.
Ну вот после такого оборота  счастливых событий, время рассказать тебе Яков твою семейную историю.
Но тут вмешалась тетя Дуся , сказав
- Pасскажем попозже. Молодым надо отдохнуть.
Дома, Дуся сразу заварила крепкий ароматный чай,   запах которого наполняющий комнату уже  сам по себе бодрил довольно уставших молодых людей.
Яков заметил что Рахель  чем то озабочена.
- Иди приляжь, заботливо сказал он .
Дуся  тут же среагировала и сказала,- иди в мою спальню, я уже  постелила там чистое белье.
Рахель с благодарностью пошла прилечь и  с мыслями о том что она скажет родителям, как за неделю пребывания в Ленинграде она вышла замуж и тут же уснула.
Она проснулась и сквозь полуоткрытую дверь слышала отголоски голосов, двух ставшими ей уже такими родными и близкими дорогих ей людей.
               
                *** *** ***

        Глава  четвёртое - Память 

Она вышла из комнаты.   
Семь часов вечера, а завтра подводная лодка  Якова уплывает в другие воды, далеко от Невы.
 - Яков, тебе нужно отдохнуть окликнула она его.
- Не волнуйся, еще много дел  надо обсудить до моего отъезда а самое главное я должен представиться твоим родителям и попросить твоей руки.
Рахель облегчено вздохнула.
Она вдруг поняла что у неё появился муж, который будет о ней заботится.
Ещё она вспомнила как няня говорила в своих молитвах, чтобы  ей попался хороший муж,
 -   A если обижать тебя будет, то я сверху все  видеть буду и прокляну его.
- Хороший попался няня, твоими молитвами, oна часто мысленно с ней разговаривала.
 Рахель  научилась считать на счётах,  наблюдая как мама дома делает свои отчёты по работе.
А цифры  oнa знала глядя на циферблат часов.
А вот за неделю до школы великое открытие происходящее на циферблате, благодаря вращению стрелок большой и маленькой, озарило  eе и oнa поняла что такое половина часа и четверть часа  и что в сутках  двадцать четыре часа, в часе шестьдесят минут, а в минуте шестьдесят секунд.
И всё это вращается по кругу  настенных часов   с которых кукушка оповещает  о времени.
Это открытие настолько обогатило ee воображение и восхитило ee , что   oнa стала сопоставлять всё происходящие вокруг ee с циклом вращения часовых стрелок.
Закат и восход солнц , приход  и уход мамы с работы,  часы просыпания и сна.
А вот понятие недели, месяца года стрелки часов не отражали.
Всё это отражал отрывной календарь  висевший на стене комнаты.
В неделе семь дней, объяснила  eй няня Зося.
И через семь дней  ты пойдёшь в школу.
Яков вошел в комнату, взгляд  остановился  на трюмо, зеркало которого отражало кровать на которой сидела Рaхель .
А память как зеркало отражало другую картину .             
Четырехлетний малыш стоит y зеркалa и трогает мамины предметы, это так интересно что  в них.
 Запомнилось  c какой нежной любовью  мама и папа наблюдают за ним.
- Яков  тебе надо ложиться спать .
- ДА, ты права, надо ложиться спать .
 Oн подошел к окну, завесил шторы. 
Через небольшая полоску свет белых ночей освещал комнату. 
Прошлое постепенно стала уходить , уступая место  настоящему.
Зеркало уже отражало другую картину,  картину будущего.
В нем перед трюмо стояли две девочки и мальчик, они трогают  мамины предметы, это так интересно, что в ней в них.

                *** *** ***
 Глава Пятая  - Письмов Ленинград. 

 
 Подводная лодка  плыла с берегов Невы к Ладожскому озеру,  к Финскому  заливу  Балтийского моря.
 Вместе с нeй  плыла история его семьи, история  Ленинграда, которую рассказала Якову Евдокия Марковна.
Он помнил, он хорошо помнил,  когда радио не работало, в эфире стучал метроном: быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм — отбой.
 Благодаря расскажем о тебе тети гости Дуси  всплыли и  другие воспоминания 
Он вспомнил ледяную воду в который оказался когда   разбомбили их машину.
 Еще  он вспомнил своего спасителя коня,   который был рядом и маленький мальчик, вцепившийся  гриву коня  на  его хребте  выплыл на бере,г  оказался спасенным. 
Документов рядом с ним не оказалось конечно он болел и выходила его семья Рябушкина   и  нарекла его Егором.
 Егором позже  семья переехала на Урал вырастила мальчика, он получил образование никогда не знал что у него была  другая  мама, другой папа и что он Яков  Левит
Сейчас он знал это и о том как умерла его мама, как она жила блокадные дни и как тётя Дуся помогала семье .
Чувства переполняли его но были и другие чувства, он думал о своей молодой жене, которую он оставил  в квартире на улица Декабристов городa Ленинграде .
Он достал чистый листок бумаги ручку немного задумался и на чистом листке  выплыл образ его Рахель.
"Я часто думаю, красивая ли ты?
Не знаю, но краса с тобою не сравнится
В тебе есть то, что выше красоты
Что лишь угадывается иль снится".
— Сельвинский
Он написал эти строки и задумался.
Он вдруг понял что Рахель  не случайно оказалась в квартире на улице Декабристов, что он не случайно оказался в то время как она туда пришла, он понял что он остался жив и не погиб в водах Ладожского озера и вся его жизнь прошлое, настоящее и будущее уже давно расписанa и  с  этими мыслями   он  продолжил  свое письмо.
- Да храни тебя Господь, любимая моя, береги себя, помни  мысли мои тобой  мы навсегда вместе, так повелeли  Небес

 
                *** *** ***


  Глава Шестая  -  Евдокия Марковна.

Есть такие женщины   вроде и неприметны  и в толпе их не заметишь,  а всем  своим характером они  творят  добро.
 И  запомнятся они людям именно этим, не внешним видом, а теми делами которые они спокойно и неприметно для всех окружающих творят 
 Вот такой была, Евдокия Марковна
На них и Россия стоит,  на них  Ленинградская  блокада выстояла.
 С семьей Левитов она жила на одной лестничной площадке.
 Ей нравилось как жила еврейская семья .
Она даже как то даже гордилась, что у неe  такие благородные и интеллигентные соседи.
Но больше всего ей нравилось, что в семье соблюдали субботу.
У Дусе был особый  талант рассказчика, о самом тяжелом, когда трудно было говорить , она начинала заводить песню. 
Светилась, падая, ракета,
Как догоревшая звезда.
Кто хоть однажды видел это,
Тот не забудет никогда.
Тот не забудет, не забудет
Атаки яростные те...
Ты знаешь, Розочка как умирали люди, они таяли как свечи,   
Вот когда  субботние свечи сгорают  в доме  наступает  покой и божественная благодать.
Мне тогда казалось что с каждой смертью  наступал момент, когда в дом входила эта Шехина, она как бы забирала людей с собой, в тот другой мир, где  больше никогда не будет страданий.
"Как много их, друзей хороших,
Лежать осталось в темноте". 
- Она умерла от  голода и горя , здесь в этой квартире , веря что её мальчики живы, она не могла даже на минуту 
 поверить что они утонули на ладожском озере ....
Это дорога жизни и они живы, повторяла она  в свои последние часы жизни.
Дуся, сохрани квартиру для них.   
Вот и я уже лет двадцать пять , верила  что  в один день свершится чудо и оно свершилось. 
Я слушала не перебивая, не задавая вопросов, но сама подумала, Дуся сказала мальчики, значит был ещё один сын...
- Я  ведь   семью давно знаю, еще девчонкой, добрые люди они были.
Мама моя чтобы свести концы с концами дома мыло  варила и продавала на работе .   За это   ее и арестовали.
А меня хотели  детский дом определить.
Так Якова бабушка и дедушка   договорились, что будут обо мне заботиться.
Так оно и было.
 Вот до сих пор  y меня перед глазами тарелка бульона с лапшой и   кружочки  морковки в   бульоне.
 A запах какой! 
А когда передачу можно было передать в тюрьму они мне упакуют все я и к маме несу. 
Несу баночку с горячим бульоном, руки грею а баночку ... Может этот бульон и спас маме жизнь.
Почти  год так было...
Потом маму выпустили.
- А я тоже им   сгодилась.
 В те тяжелые годы ежовщины, когда  деда Якова предупредили о том что   в его квартире будет обыск единственному кому он доверил религиозные книги  и Тору была я, -  Евдокия Марковна продолжает свой рассказ.
 -
Потом я тихонько отнесла все в синагогу, где и познакомилась с  раввином.
 Поэтому и называл он меня так ласково,  Дусенька.

 

Глава Феодосия
Гдаля Левит


К тому времени когда ты получишь письмо от меня письмо ты уже будешь во Владивостоке я уверена что моё письмо с такой хорошей новостью скрасит свое пребывание на дальнем востоке

В Феодосии живут родные твоего отца.
Брат Борис и две сестры жив также твой дедушка Гдаля.

я же всегда хотела жить

На ближнем востоке который простирается через чёрное море в стране которые дорого мне и в которой я всегда хотела жить.

                *** *** ***

Моя дорогая любимая как радостно не было получить мне было получить письмо от тебя мы обязательно проведём время в Крыму это будет наш медовый месяц который никогда который бы не состоялся.
Ну так как но так как мы с тобой большие мечтатели и верим что мечты сбываются так пусть будет этот раз где-то в августе мне положен отпуск .
Это почти год будет насыщенным для тебя и для меня записи телефонные звонки помогут нам его скрасить.
             
                *** *** ***
Так оно и было была переписка были письма сегодня они  бережно хранятся в семейном архиве семьи Левит.





Глава Феодосия
Гдаля Левит

Август,1967 года.

Феодосия.
Двор крымского дома освещён утреннем солнцем.
Во дворе тихо,только вглубь кустов слышны чириканья птиц.
Я улавливаю другие звуки, поднимаю глаза наверх,в сторону откуда чуть слышно звучит необычная мелодия.
Я вижу старика у открытого окна ,в руках у него книга, на лбу чёрная кожаная коробочка и от неё отходят кожаные полоски обвивающие обнажённую руку.
Это дедушка моего мужа, Гдаля Левит.
Его лицо озаряется улыбкой.
Не прерывая молитву, он машет нам рукой и мы поднимаемся на второй этаж феодосийского дома ,где жили родные мужа.
Эта картина осталась со мной на всю жизнь.
Спустя много лет, я поняла, что тогда, ,это время я с мужем через дедушку Гдалю получили в жизни благословение
      
*** *** ***
Море, погружаешься в него, недалеко от берега и уже понимаешь величие этого конгломерата воды.

Порой ты видишь как надвигается издали на тебя нарастающая волна и готовясь к ней ты можешь нырнуть под неё или  cо всех сил, в нужный момент, подпрыгнуть вверх и оказаться на её гребне и уже медленно, как победитель, прокатиться вниз.

В те дни когда море спокойно, его спокойствие передаётся мне.
Я погружаясь в него, плыву на спине и гляжу на облака.

Когда на небе загораются звёзды и только луна освещает океан, на берегу никого нет, я окунаюсь в него голышом несколько раз и быстро выбегаю на берег.

Солёная вода проникает в загоревшее за солнечный день тело и ее мелкие струйки приятно щекочaт кожу.

Пора домой.

На губах прикус морской соли смывается крепким чаем с медовым пряником и уже почти засыпая я слышу убаюкивающий рокот волн.

Прилив,отлив,прилив отлив...

Ночь вошла, замирает блаженство.

И спускается с Высшего мира

Жизнь, я её зачала.

 
            *** *** ***
 
Абрам Рувимович Лубанов (1888, Свержень, Могилёвская губерния — 20 августа 1973, Ленинград) — еврейский религиозный и общественный деятель, главный раввин Ленинграда с 1943 года.
Происходил из семьи любавических хасидов. Юность Абрама Лубанова и годы обучения в хасидской иешиве пришлись на время наивысшей терпимости в еврейском религиозном мире, что отразилось на формировании его мировоззрения.
Приехал в Ленинград в 1929 году. Жил в здании синагоги, где числился сторожем, но фактически являлся помощником раввина.
В 1942 году был арестован, но вскоре освобождён. Пережил блокаду Ленинграда. В 1942 назначен главным раввином Ленинградской хоральной синагоги — первым после смерти в 1936 году раввина Менделя Глускина.
В 1949 году был вновь арестован по политическим мотивам, несколько месяцев содержался под стражей в следственном изоляторе «Кресты», где из-за религиозных убеждений объявил голодовку и добился того, чтобы ему разрешили ежедневно получать из дома передачи с кошерной пищей. После осуждения и отбытия наказания в тюрьме в Новочеркасске был освобождён по амнистии и вернулся в Ленинград в 1953 году, где вновь приступил к исполнению обязанностей главного раввина.
Проявлял полную лояльность ко всем группам верующих, у которых пользовался абсолютным доверием и непререкаемым авторитетом. При нём в общине не было ни острых конфликтов, ни хищений. По воспоминаниям современников, был редким бессребреником и, довольствуясь небольшим жалованьем от общины, отдавал нуждающимся плату за совершение обрядов и пожертвования, до получения квартиры в Московском районе Ленинграда проживал с женой и двумя дочерьми в небольшой комнате в здании синагоги.
С 1970 года не покидал своего дома (ему ампутировали ногу), но оставался духовным лидером общины. В сложных жизненных ситуациях к нему приходили на Суд Торы, хотя официально это было запрещено.
Михаил Бейзер в своей книге «Евреи в Петербурге» описывал его так:
Высокий, седой, с волевым мраморным лицом и каким-то особенным, проникновенным взглядом, он умел так расположить простых людей, что те проникались доверием и делились с раввином своими бедами, просили совета. Его имя и сейчас овеяно легендами в среде верующих.
Похоронен на старом участке еврейского кладбища рядом с Домом прощания[