А я в Армии была. продолжение 7

Галина Санарова
Дрезден – это в первую очередь Картинная галерея в замке Цвингер. Потом Брюльская терраса над рекой Эльбой… И много чего ещё…
Но мне пока это недоступно.
Я  не турист, а в первую очередь - мама  маленькой девочки, которую не доверишь в чужие руки надолго.

А ещё товарища лейтенанта постоянно занимают какими-то поручениями, даже в выходные дни.
 А почему?
 А потому!
Он всего лишь «двухгодичник» - по существу тот же солдат, только с погонами офицера в должности командира взвода. И над ним свои командиры, которые составляют графики так, чтобы было удобно тем, кто уже  «укоренился» на службе и будет нести её тогда, когда закончится срок «двухгодичника»

Так что жене товарища лейтенанта доступны экскурсии в немецкие магазины, и только. Но это тоже «терра инкогнита», без проводника никак!
Поэтому сборы похожи на экспедицию в дальние края.

Сначала надо обойти три общих кухни на своём этаже и опросить всех хозяек кто и когда собирается за пределы воинской части 87****? В какой магазин? Сможет ли уделить мне время? Сможет ли помочь с коляской или лучше без неё?
Тонкости есть даже в таком простом деле!

Прошло два месяца «заграничной» жизни. Идёт третий месяц. Май.
Друзья и родные с нетерпением ждут рассказы про «заграницу», про бытовые особенности и обильное наполнение магазинов диковенными товарами в  изобилии , которое нам в СССР и не снилось.
Да сначала оно так и виделось. Одних сосисок вон сколько оказалось!
Но не до рассказов ещё  было. Пока только быт.

Все хозяйки были одеты во что-то вроде униформы: шлёпанцы из пластика и нейлоновый халат.
Шлёпанцы нашлись в гарнизонном магазине. А халатика на мой размер нет.
Маленькая я была- 42 детский размер. В детский отдел надо за покупкой ехать. Я пока в советском, ситцевом рассекаю. Отличаюсь.

С самого начала семейной жизни мы с мужем договорились, что из рамок семейного бюджета не станем выходить.
Потому что если не хватит денег в одном месяце, эта же сумма вычтется из бюджета следующего. И дальше будет принцип «домино»
Поначалу было довольно трудно соотнести доходы с расходами. Наверное эту историю пришлось пережить многим людям, оказавшимся в эмиграции.
А у меня просто не было опыта ведения хозяйства от слова вообще.
 Обо мне в отсутствие мужа заботились его родители. И оказавшись в непривычных условиях,  умудрилась не потеряться.

    Я даже поняла что дополнительно не станем брать иждевенческую замену части зарплаты в рублях, на немецкие марки. И стала совсем не интересна многим жёнам, пожелавшим сначала  «дружить»

 У нас же была великая цель – накопить на первый взнос за кооперативную квартиру! В комнате, где мы были прописаны, оказался избыток жилплощади размером 15 кв. см.(!!!)
 И никакой перспективы на получение жилья от государства!
Зато за свои сбережения мы станем обладателями двухкомнатной отдельной квартиры! Вы же представляете какое  светлое будущее было на кону?

  Кстати, оно осуществилось: я в нём  и живу- 45 квадратных метров!
 И дети тут  выросли. А теперь иногда гостят.
Так что родная Советская Армия причинила вполне ощутимую пользу!
Ну, это лирическое отступление.
 Итак, впереди настоящий Дрезден.

НАСТОЯЩИЙ ДРЕЗДЕН.

Дети растут быстро и требуют перемен. Например в одежде. Или в питании.
А детское питание в ассортимент гарнизонного магазина не входит. Овощи я могу потушить и протереть через сито. Но мясо из офицерского пайка на прикорм ребёнку дать невозможно.
Надо выбираться в город.
  И лучше без коляски.
На выручку приходит моя новая знакомая - ленинградка Лариса. Ну, та, что в шляпе.
Мы с ней достаточно сблизились. И я могу в кампании моего ангела- куратора Лизы отправиться если не в Цвингер, то хотя бы в мясную лавку.
А ребёнка отдать в надёжные руки.

И вот уже наш  трамвай 7 маршрута  на пути к моим открытиям. Экскурсия началась.
Слева наш забор с красными звёздами. Справа – берёзовая рощица.
Дальше игрушечного формата садовые домики – немецкие дачники не живут в них. Спрятаться от непогоды, выпить кофе и передохнуть в кресле – это да.
И рядом небольшой участок земли.
Лиза говорит, что они ездят сюда за клубникой в сезон. Можно приобрести пару кг. Но упаси Бог опоздать к назначенному часу! Никто ждать не станет.
Хозяин или хозяйка могут уйти с участка или ягоды достанутся более расторопному покупателю. Учту на будущее.

Экскурсия продолжилась. Приехали. Запоминаю  название остановки.
        Теперь ориентирование на местности: куда идти за мясом?
         Куда за птицей?
        Где детский магазин?
        Где аптека (дрогери)?
         А супермаркет?
Ой! Хоть бы потом не перепутать!

Итак, МЯСО:
Всё хорошо, прекрасная маркиза!
Просто показываешь пальцем на нужный кусок Flesch. Молча. Получаешь покупку. Протягиваешь купюру, получаешь сдачу.
А фарш? Он же разный! И не рядом, а за спиной продавца, там, где мясорубка!
Я старательно выучила  Hackflesch –фарш.
Но от волнения забыла. В школе был английский….
Ну и что? Палец –то есть! И ещё одно волшебное слово: Bitte – пожалуйста!
 И ещё да и нет. Могу на немецком. Могу кивком или поворотом головы слева направо утвердительно или отрицательно.
Немаленький словарный запас!))
Видя моё смущение продавец спрашивает на русском:
Фарш?
Ура! Мы поняли друг друга!

«Куриный» магазин меня ошеломил. Визуальный шок!
Сейчас я бы и бровью не повела! А тогда…
«Загорелые» и румяные курочки –гриль на блюде в витрине, натёртые паприкой, «наряженные» в белоснежные бумажные панталончики на ножках, диво дивное!
 
В нашем ленинградском магазине можно было купить курочку . Но вид её был … непрезентабельный, прямо скажем.
 Кто помнит эту радость к праздничному столу – цыплёнок табака?
Но прежде надо ощипать пеньки, обрубить когтистые лапки, вынуть потроха. Опалить. Отмыть. А дальше кудесничать. И такую не во всяком магазине купишь!
А тут! Мама дорогая!
Все запчасти отдельно. Кого этим удивишь теперь?
Я тогда просто остолбенела:
Ничего не надо разделывать. Бери и готовь!
Я не знала слова курица да ещё гриль. Но счёт в пределах 20 усвоила. Надо же понимать сколько денег платить.
 И поэтому смело сказала:
 Айн кляйне ( палец в сторону кружевных лап) КУРИЦА, бите!
И вы знаете, меня поняли!
Это после я уразумела. Много нас таких «куриц» сюда ходит!
А некоторые продавцы  даже в школе на уроках русского языка не бездельничали!
 Вечером, подавая на ужин деликатес в виде куры-гриль, я озвучила свой подвиг добывания еды  под одобрительный смех и вкусное причмокивание товарища лейтенанта.

Я близорука. Очки ношу ещё со школьной поры. В Германию поехала в модных на ту пору. «Позолоченный» металлический верх оправы, на ней винтами закреплены стёкла. Как часто они разбивались, когда малышка их внезапно стянет с носа и бросит на пол. Вот и теперь надо ехать в оптику.
Старательно выучиваю по разговорнику нужную фразу « починить стекло»

Я старательно пытаюсь выговорить эту фразу в магазине оптики.
 Тушуюсь и вынимаю разговорник. Пальцем выделяю для фрау оптика нужную фразу.
Фрау мне что-то говорит. Но я же настроилась не понимать!
И не понимающе смотрю на неё.
Снова пытаюсь говорить на немецком.
Мне вновь что-то говорят…и тут до меня доходит!
  Батюшки! Да со мной же на русском общаются. Только с акцентом.
Оповещают о сроке готовности и спрашивают устраивает ли меня дата?

Семён Семёныч!- воскликнул герой комедии Гайдая, хлопнув себя по лбу. Тогда и мне впору было бы повторить этот жест!
Мы вежливо и с пониманием улыбнулись друг другу.
В назначенный день я получила очки в лучшем виде: с цейссовскими линзами!

А благодарила я с улыбкой, на двух языках.
 «Данке!» – это я уже крепко выучила.
 «Спасибо».- они тоже понимали.

Сейчас, вглядываясь в те дни, понимаю, что ничего невозможного не было.
Было взаимное стремление людей понять и улыбнуться, понимая.
Но, видимо,  тяготело в подсознании напутственное овировское слово: «следует опасаться провокаций»
.
Какие провокации по отношению к юной фрау с глазами испуганной газели и 42 размера одежды, не носителю секретной информации могли применить?
 Я даже не задумывалась. Но опасалась. Хотя и совсем недолго.
После того, как купила себе нейлоновый халатик и стала почти такой, как все, опасения мои исчезли.

Всё как в моей любимой сказке про Крошку Енота.
Если ты покажешь палку или камень Тому Кто Живёт в пруду – он так же тебе их покажет.
А если ты ему улыбнёшься, то и Он тоже ответит улыбкой

http://proza.ru/2022/07/31/1045
продолжу дальше.