В. Суриков. Посещение царевной монастыря

Геннадий Мартынов
   Это последняя большая картина на историческую тему Василия Сурикова.  В центре мы видим юное создание, облаченное в дорогие царские одежды. Она царевна, дочь своего отца. Мы не знаем имени этой девицы. Мы не знаем даже, как называется монастырь ,в который она пришла.  По всей видимости. это московский  женский Новодевичий монастырь. Он и сегодня существует и вновь открыт, как и в прежние  времена.

   Его часто посещали монаршие особы. Монастырь  не так далёк от Кремля. В карете, я думаю, так не более получаса езды. А то и меньше. Путь от Кремля проходил  некогда   по улице Чертольская. Нет, вы только представьте себе. Так нельзя.  Ехать на богомолье, будучи всеми мыслями  о всевышнем и о вечном, ехать к святому месту, а путь к нему проходит по улице с упоминанием черта.  Путь такой может вести отнюдь не рай. В преисподнюю он ведёт. Да как такое возможно, думал царь богобоязненный Алексей Михайлович посматривая в слюдяное окошко кареты. Так нельзя.  Переименовать. И дали улице имя иконы Пречистой Богородецы. А попросту Пречистенка.
 
  Кстати, чуть отвлекаясь от темы, вспомним, что на этой улице жил профессор Преображенский и Асейдора Дункан  с Сергеем Есениным. Не могу удержаться от того, чтобы не упомянуть, что и моя Альма Матер, институт иностранных языков Мориса Тореза, тоже находится совсем близко.    Позже после революции улице дали имя анархиста Кропоткина. Как вы понимаете, имя человека, стоящего ближе к чёрту, чем  к Богу. Сегодня вновь,  как и встарь, улица Пречистенка. 

                *****

     Вот по этой улице и проехал царский возок от Кремля до Новодевичьего монастыря. Он привез в известную обитель девушку, которую вы видите на картине. Юное создание, едва вступающее во взрослую жизнь. А зачем она едет в монастырь? Чтобы просто помолиться она могла бы сходить и в Благовещенский собор в Кремле, домовый храм всех царей. Или в главный храм России – Успенский собор, в двух шагах от царских чертогов.

    Нет она приехала в монастырь совсем  с иной целью.  Она готовила себя к важнейшему событию в своей жизни. Она готовилась к смене всего своего земного существования, уже столь привычного ей с самого детства. Переходу в мир иной, отречению от всего мирского и светского. К миру, в котором одни молитвы и послушания. И полное подчинение матушке игумене.
 
  Это потрясение всего её сознания, ещё столь юного и с её почти детским восприятием мира.  Пойти в монастырь, принять монашество - это значит похоронить себя чуть ли не заживо. Это значит посвятить всю свою жизнь служению небесным силам.  Попробуйте хоть в малой степени войти в состояние этой девушки.
 
                *****
  А за что же ей это наказание. Это ведь вам не в угол поставить ребёнка, или даже на горох голыми коленками. Это пожизненное наказание, которое следует воспринимать, как благодать. Почему же так? А ответ простой.

    Девице нужно выходить замуж. Время приходит. А выйти замуж царевна  может  только за равного себе. Трудно девице из высшего общества.  То есть выйти замуж за царя. Да только где ж его взять. Все. кто ниже царя – это его холопы. Не выходить же ей замуж за холопа. Правда есть ещё короли и королевичи. Вот в известной детской считалке они сидят вместе. «На Златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич» А королевич - это  жених заморский, но он равный по положению.

    Остальные варианты – только в народной сказке. Вот, к примеру, лентяй и дурачок Емеля женится на дочке царя по щучьему велению. А она уже была как раз невестой заморского принца-королевича. Да вот слово щучье все расстроило. Принц заморский уехал ни с чем, А  Емеля дурак и жених, и полцарства ему в придачу.
   Или другой пример.  Пушкин « «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Вспомним строку: «И жених сыскался ей, королевич Елисей» А у нас королевичей не было. Они были только в чужеземных странах. Вот и сыскался чужеземный Елисей.
     А если нет ни царевичей, ни королевичей? Что делать7 Тогда одно решение.  Уходить в монастырь, Не сидеть же вековухой в царских чертогах никому не нужной.  Как ни печально это звучит.

    Да и позже этот правило сохранялось. Выбирать себе подобного. Почему наши цари искали невест в Европе? Преимущественно в Германии. Почему, к примеру, не во Франции. Да потому что во Франции только один король. А в Германии их было много. И ещё было  одно важное обстоятельство. Очень важное. Во Франции главная вера – католичество. А в Германии – протестантизм. А протестанту перейти в православии гораздо легче, чем католику. А стать наследником трона мог только православный.  Вот и искали невест исключительно в Германии.
 
                *****
       Ну а в сказке всё возможно. Это же сказка, народная. В сказке лентяй и бездельник тоже может стать равным царю и стать его зятем. А что как чары чудесной щуки вдруг  исчезнут? Ну тогда будет уже совсем другая история.

      А вот история совершенно реальная и , на мой взгляд, трагико-комичная. Первому царю в династии Романовых Михаилу Федоровичу нужно было выдать замуж свою старшую дочь Ирину.  Нашли жениха в далёкой Дании. Принц Вальдемар. Он был старше Ирины на 5 лет. Нормально. Мнение Ирины никто не спрашивал.  Государственные интересы прежде всего.
 
    Принц царю понравился. Но вот тут появилась такая неожиданная для принца запятая. Он должен был принять православие. А он был фанатиком своей веры.

   Его стали уговаривать. Уговаривали все, и царь , и все бояре. Говорили дословно по историку Соловьёву так: « Быть может, он думает, что царевна Ирина не хороша лицом; так был бы покоен, будет доволен её красотою, также пусть не думает, что царевна Ирина, подобно другим женщинам московским, любит напиваться допьяна; она девица умная и скромная, во всю жизнь свою ни разу не была пьяна.»

    И всё напрасно. Упёртый оказался принц. Упёртым был и царь Михаил Фёдорович. Он был очень набожен.  Дать свое согласие на брак своей старшей дочери с еретиком-лютеранином! Для него это означало обречь её бессмертную душу на вечное проклятие за измену истинной вере!

     Тупик. Что делать7 Посадили датского принца в Москве под арест. И не отпускали жениха. Даже и после обращения  короля  Дании Кристиана IV. Тщетно. Просидел в плену полтора года.  Его всё-таки отпустили только после кончины Михаила Фёдоровича.

    Дальнейшая судьба датского принца была полна приключений. Он воевал за поляков, за австрийцев, за шведов, и сложил свою голову в одном из сражений шведско-польской войны в возрасте 33-х лет.

      А несостоявшейся невесте уже 18 лет.  По меркам того времени, она уже давно засиделась в девках.  Надо всё же выходить замуж. Но за кого? За одного из своих бояр? Претендентов  среди московских бояр нашлось бы предостаточно.

    Но это означало бы уронить царскую честь, престиж царской фамилии. Ведь царь  стоит неизмеримо выше любого князя-боярина, пусть он хоть трижды Рюрикович. Уже Иван IV, то есть Иван Грозный,  считал всех  бояр своими холопами.
Вот так царевна Ирина Михайловна и не вышла замуж. Спасибо уже одно то, что в монастырь её не сослали. А могли бы.

                *****
    Вернёмся к девушке на картине Сурикова. Она пришла в женский монастырь с такой очевидной мыслею , что совсем скоро она останется в этом монастыре навсегда. Она знает об этом. Уже как два столетия монастырь стал  местом заточения царевен. Не она первая. И не она будет последней.

   Правда, в те времена женские монастыри наполнялись не только не вышедшими замуж царевнами, но также и отвергнутыми жёнами. А что с ними делать? Сегодня очень просто. Развод и разошлись. Бывает иногда раздрай за совместно нажитое имущество. А тогда царица так вот просто не могла уйти от супруга своего. И не  в силах и не вправе разлюбившие друг друга супруги могут так вот  просто разойтись Потому как браки совершаются на небесах. Их супружество освятил сам Господь Бог при венчании. И прекратить это самовольно – дело совсем не богоугодное. Что делать?
   
   Когда очень хочется, то можно. Особенно для  сильных мира сего. Надоела, опостылела – в монастырь. И будешь ты невестой христовой. Но не моей. Вот  и решение проблемы.

  Так несколько раз поступил  Иван Грозный со своими опостылевшими женами. Правда его почти современник Генрих восьмой английский  поступал более жестоко. Он отрубал  головы своим женам.  Не сам, конечно. Для этого дела есть палач.  Я об этом всегда говорил моим западным туристам, когда речь заходила о том, каким грозным (terrible) был Иван Васильевич.

                *****
   А сам Грозный, благодаря кому и чему появился на свет? Его отец Василий третий женился на Соломонии Сабуровой. Отбор невест был самый жесткий. На смотр явилось 500 девиц. Сначала совет бояр и потом и сам великий князь выбрали одну. Выбрали эту самую Соломонию. И было венчание. А потом 20 лет супружеской жизни – и нет детей. Это драма. И совсем не частное дело двоих. Нет. Это дело государственное. Вся Россия ждала наследника. А его не было. В те времена виноватой в деле производства детей была всегда женская половина.

      И вот Василий, несмотря на отчаянные протесты Соломонии, сослал её в Покровский монастырь в Суздале. Этот монастырь тогда и сегодня называли обителью отвергнутых жен. Будете в Суздале, спросите об этом у сестёр этого монастыря. Они вам расскажут. Сегодня монастырь снова действующий.
    
     Боясь, что возможные сыновья братьев станут претендентами на трон, Василий запрещал им вступать в брак, пока у него не родится сын. В 1523 году Василий Иоаннович добился разрешения на второй брак, а в ноябре 1525 года великую княгиню постригли  с именем София. А новую избранницу звали Елена Глинская.

  Церковь на второе венчание было совсем не согласна. И не хотела идти на богомерзкое дело.  А  князю  Елена очень понравилась. И он послал церковников к черту и женился.

    Но церковники его предупредили. Вот какими словами:
    «Если женишься вторично, то будешь иметь злое чадо: царство твое наполнится ужасом и печалью, кровь польется рекою, падут главы вельмож, грады запылают.»
Исполнилось злое пророчество.  Родился Иван четвертый, Иван Грозный.
 
   Но существует легенда. Родила-таки монахиня Софья сыночка в монастыре. Понятно, что тайно. И жизнь у сыночка была тоже не простой. Стал он знаменитым разбойником Кудеяром   Поэт Некрасов написал замечательный стих по этому поводу.  А я не могу лишить себя удовольствие, чтобы не привести его здесь.

Было двенадцать разбойников,
Был Кудеяр атаман.
Много разбойники пролили
Крови честных христиан!

Господу Богу помолимся, древнюю быль возвестим!
Так в Соловках нам рассказывал инок честной Питирим.

Много добра понаграбили,
Жили в дремучем лесу.
Сам Кудеяр, из-под Киева
Вывез девицу красу.

Днём с полюбовницей тешился,
Ночью набеги творил.
Вдруг у разбойника лютого
Совесть Господь пробудил.

Бросил своих он товарищей,
Бросил набеги творить;
Сам Кудеяр в монастырь ушёл
Богу и людям служить!

 Господу Богу помолимся, древнюю быль возвестим!
Так в Соловках нам рассказывал инок честной Питирим.

                *****
    Новодевичий монастырь был в 16 веке, то есть во время посещении монастыря будущей насельницей, очень богатым, если не самым богатым в России. Обитель была освобождена от податей в госказну. В начале 17 века монастырю принадлежало более 15 000 душ крепостных крестьян в 36 сёлах российских земель. Было у него и подворье на Пречистинке.
 
    Вот тут меня удивляет одна вещь.   Был когда-то спор между нестяжателями и иосифлянами.

 В чем заключалась суть спора.   К 16 веку монастыри на Руси, сосредоточив под своей властью обширные земли и завладев большими богатствами, стали привлекать не только тех, кто действительно заботился о спасении своей души, но и людей, желавших праздно и безбедно проводить время.

      Приток подобных бездельников расшатал нравы во многих монастырях, что вызвало ответную реакцию. Старец Нил Сорский, видя ухудшение духовного состояния иноков в монастырях, начал проповедовать нестяжательство — отказ от имущества. Он считал, что монашествующим следует питаться за счет собственного труда, а главными их занятиями должны быть подвижничество и непрестанная молитва.
 
     Победили, понятно, иосифляне. И что же получается? А получается то, что около двухсот насельниц-монахинь жили, молились, исполняли всякого рода богоугодные послушания за счёт 15 тысяч крепостных крестьян. Как это вяжется с христианской моралью, я не понимаю.
   Видимо, права была Екатерина вторая, когда она издала Манифест о секуляризации земель. Согласно этому Манифесту,  земли, принадлежавших Синоду и монастырям, должны  находиться в распоряжении Коллегии экономии. Крестьяне, обрабатывающие эти территории (их насчитывалось около 1 млн. душ только мужского пола), тоже переходили в руки государства и облагались подушным окладом в размере 1,5 рубля. Треть этих денег отпускалась на содержание церквей и монастырей, часть планировалось тратить на содержание госпиталей, остальное же уходило в казну. Таким образом императрица спасала христианскую мораль.

                *****
    Раз уж девушка пришла в Новодевичий монастырь, нельзя не упомянуть о самой знаменитой монахине  монастыря. О царевне Софьи. Совсем недавно я приводил в монастырь иностранные туристические группы. А это был один из главных туристических объектов. А мои клиенты – не специалисты по истории России. Дремучее невежество. Но нужно понять и простить им это. И у наших туристов  тоже полный мрак по части, скажем, истории французских королей.

   Поэтому начиная свой рассказ в стенах монастыря, я делаю серьезную поправку на это обстоятельство. Говорить о сложном надо просто, доходчиво и в меру чувствительно, опираясь на то немногое, что они знают из нашей истории. И выбирать надо из всей истории монастыря самые яркие, захватывающие эпизоды, связывая всё с наглядным, видимым материалом.

    Вот таким, как история несчастной царевны Софьи. Рассказывать надо, по-моему, так.
    После кратковременного правления царя Фёдора, боярская дума должна была решить очень не простую задачу. Выбрать нового царя. Было два царственных брата от разных матерей. Было ещё несколько сестёр, старшую из которых звали Софья. Она была старше  обоих братьев.

    В чем проблема. Выбирать нужно было между Иваном и Петром. Первому 16 лет. Второму только 10. Кто? Первый Иван был мальчиком болезненным, слабым здоровьем да и головой тоже. Маленький Петя был живым,  подвижным, любознательным ребёнком. Хорошо. Но ведь возраст!

  Кого выбрать? А ведь от выбора зависело будущее страны. Долго думали бояре. Думали, взвешивали, лбы морщили спорили. И выбрали в концов-концов малолетку  Петеньку. А вмести с ним и весь клан Нарышкиных.

  А это никак не устраивало царевну Софью и весь её клан Милославских. Клан оказался не удел. А самой ей прямой путь в монастырь. А в монастырь она идти не хотела. Она сделала всё возможное, чтобы и её родной брат тоже  был коронован.
 
   Надо сходить в Оружейную Палату и посмотреть на большой двухместный трон весь из серебра. На нем восседали два брата, Иван и Петр. Оба малолетние. А при них регентша сама Софья.   Она правила Россией самолично в течении нескольких лет.

  Но ведь регентство – это не навсегда. Подрос Петр. И захотелось ему остаться одному на троне. Власти единоличной захотелось. И началась борьба за эту власть,  Не на жизнь, а на смерть. С предсказуемым исходом. Пожалел её Петр. Сестра как-никак. Сослал он её в этот самый Новодевичий монастырь.

                *****
    Я не раз был в этой монашенкой келье -месте заточения бывшей царевны. Сегодня это музейное помещение. Воображения не хватает, чтобы увидеть в этом тесном пространстве   под сводами сестру Петра первого. Хотя вот художник Илья Репин нам поможет. Посмотрим его картину «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре».

   Грозный  взгляд,   разметавшиеся  волосы растрёпаны, крепко сжатые сложенные руки.  Это вам не смиренная послушница, а  разъяренная  тигрица, запертая  в клетку. А за решетчатым узким окном видна голова повешенного стрельца. В руках он держит написанную петицию  с обращением к царевне-правительнице. Да он не один. Петр приказал повесить на стенах монастыря ещё около 200 стрельцов-бунтовщиков.
 
     Осталось одно описание внешности Софьи. Не удивляйтесь, сделал его французский дипломат, Фуа дё ля Невилль.  Он её видел, и вот как он её описывает:

     «Она ужасно толстая, у неё голова размером с горшок, волосы на лице, волчанка на ногах, и ей по меньшей мере 40 лет. Её ум и достоинства вовсе не несут на себе отпечатка безобразия её тела, ибо насколько её талия коротка, широка и груба, настолько же ум её тонок, проницателен и искусен».

  А историк Карамзин так выразился: «Софья «есть одна из великих женщин, произведённых Россией. По уму и свойствам души своей она достойна была называться сестрою Петра Великого»

  Она умерла в монастыре и была  похоронена не далеко от каземата, В подклете большого собора Смоленской Божьей Матери.
 
     После революции в стенах монастыря был образован музей  «Царевна Софья и стрельцы» .  Позже его переименовали  в «Музей  раскрепощённой женщины».
 
                *****
    Снова посмотрим на картину Сурикова. Какой контраст между юной царевной и всем её окружением. Мир юности, красоты, надежд, и мечтаний, так свойственный её возрасту. И мир отстраненности от всего выше перечисленного. Мир в котором уже нет надежд и мечтаний. Нет ничего, к чему призывает нас жизнь в самом её начале.
 
    Я не раз бывал в Покровском монастыре города Суздале. Это женский монастырь. Во время Перестройки его вновь открыли. Раньше в нем находилась гостиница Интуриста. Были построены несколько десятков коттеджей для иностранных гостей. Коттеджи из толстых брёвен со всеми удобствами внутри.
 
   Пришли монахини и заняли все стилизованные избы со всеми удобствами. Это так монахини   отошли  от всего мирского и бездуховного. А при входе в ворота монастыря справа  стоит вполне мирское здание. Его заняли под приют для малолетних девочек. Вроде дело хорошее и богоугодное. Но я спрашиваю себя, а кем вырастут эти девочки. Светского образования они не получают. Они получают другое образование, в котором катехизис основной предмет. Их готовят в будущие послушницы.
 
   Я с грустью смотрю на них, этих девочек. У них нет будущего. Они будут лишены всех радостей нормальных человеческих существ. Они будут лишены всего, что даёт и требует от них женская природа. За что?

    По мне, так пусть эта девочка получит от жизни всё, что предписано природой. Пусть познает радость материнства и семейного счастья. Вот только потом, если что-то сложилось в жизни не так, или просто устала от жизненных проблем, иди в монастырь. А принимать постриг в 20 лет – это преступление против жизненного предзначения.

     А девушка на картине не вполне знает, что её ждёт. Она наивна и чиста. Вера и служение Богу ей видится как романтическое путешествие в неизвестность.  На её лице нет ещё   безысходности и покорности судьбе. Она внутренне     убеждена в чистоте помыслов обитательниц монастыря, спасающих свои души за его стенами.

    Позади мы видим  настоятельницу монастыря. Она очень внимательно  наблюдает за реакцией высокой гостьи. Нет ли в её лице строптивости или капризности. Насколько новая послушница будет послушна.

 А ещё она прекрасно знает, что приход царевны в монастырь будет сопровождаться богатыми и щедрыми приношениями. Она придёт не с пустыми руками. Стяжатели уж как давно победили иосифлян.
 
    В дорогих одеждах из парчи и венце из  драгоценных камней ещё царевна идет вдоль строя монахинь Кто-то смиренно склонил голову, а кто-то с любопытством смотрит на новенькую.
 
     Для лица царевны позировали художнику две девушки.Одна очень религиозная дочь его знакомых, которая собиралась стать монахиней. А другая была его внучка Наташа  Кончаловская.
   Скоро царевна умрет для мира людей и посвятит себя пожизненной молитве и монастырскому послушанию.