Сосед

Вера Забелина
СОСЕД
В январе услышала, как моя соседка сетовала в разговоре со знакомой:
- Пока учился в начальной школе, всё было хорошо. А сейчас в 5 классе все учителя ругают, особенно плохо с английским. Велят репетиторов искать.
И она тяжело вздохнула. Я подошла, поздоровалась и предложила:
- Нина, пусть Димочка приходит ко мне с английским. Помогу по-соседски, не надо репетиторов.
- Ой, спасибо, - обрадовалась Нина, - скажу ему, когда из школы придёт.
Дима пришёл после трёх часов. Я открыла дверь на его звонок:
- Входи, Димочка, и не стесняйся, я соседка, а не учительница, - пошутила я.
- Здрасьте, - смущённо бормотнул Дима. Рукой он прижимал дневник, учебник, тетрадь и ручку.
Мы сели рядышком у моего рабочего столика.
- Рассказывай, что задали, в чём трудности, - предложила я.
Когда мы начали заниматься, я с удивлением спросила:
- Дим, а разве вам учительница не показывала, как произносить те звуки, которых в русском нет? Я когда-то занималась с начинающими, просила их приносить на уроки карманные зеркальца, чтобы смотреть, как правильно должны работать губы, язык, зубы…
Нашла в комоде небольшое зеркальце, начала объяснять, заодно посоветовала:
- Ты приглядывайся к учительнице, как она эти звуки произносит.
Он удручённо посмотрел на меня и сказал:
 Нам учительница запрещает на неё смотреть. И вообще она всё время кричит, как она эту школу ненавидит.
После занятий я пошла с Димой, чтобы успокоить его маму, всё будет нормально с английским. Дима убежал в свою комнату, а я, прощаясь с соседкой, заметила:
- Не повезло Диме с учительницей. Мало того, что кричит, так и не разрешает смотреть на неё. А ведь в работе над языком очень важно видеть правильную артикуляцию.
Ответ Нины меня поразил:
- Это Вам Димка такое сказал? И Вы ему верите?
- Конечно, - подтвердила я, - детям нужно верить.
Она пренебрежительно фыркнула, а я не стала её переубеждать. Не подействует. Если в семье ребёнок не находит понимания, я считаю, что это уже не настоящая семья.
Спустя какое-то время Нина мне рассказала, что была у Димы на уроке английского, учительница вела урок спокойно, не кричала, только дети странно себя вели:
- Головы у всех опущены, они сами на неё не смотрят. – заметила Нина.
Ещё через неделю она призналась:
- Я спросила маму Димкиной одноклассницы, она говорит, дочь тоже жалуется, что англичанка и кричит на них, и не разрешает смотреть на неё.
Я ничего не ответила, только Диму пожалела. Другим верит, а своему ребёнку нет?
А Дима как-то пришёл на занятия со всеми учебниками и нерешительно глянул на меня.
- Не сомневайся, - подбадривающе кивнула я и пошутила, - Хотя я в школе училась в прошлом тысячелетии, но кое-какие знания ещё остались. В чём трудности?
- В математике, - вздохнул мальчик. – Задачи решать не получается. Особенно в классе. Учительница кричит, ещё хуже англичанки, обзывает нас дебилами.
- Знаешь, Димочка, - тоже вздохнула я, - ты на неё не обижайся. Обиды в первую очередь разрушают тех, кто обижается. Нам такого не надо. Когда тебя обижают, лучше мысленно скажи: «Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят». А с задачами я тебе передам мой опыт, - продолжила я, - Когда я училась в начальной школе, я читала одну книгу. Там мальчик решал такую задачу: мальчик и девочка собрали 120 орехов, причём мальчик собрал в два раза больше. Сколько орехов было у каждого? Вот этот мальчик, который решал задачу, нарисовал этих мальчика и девочку. На девочке был передник с карманом, куда она собирала орехи. А мальчику он нарисовал 2 кармана, раз тот собрал в 2 раза больше. И сразу понял, как решать задачу. Мне это понравилось, и я начала рисовать схемы ко всем задачам, которые я решала. Вот давай сейчас попробуем. Какая у тебя задача?
Дима увлёкся таким способом решения.
После выполнения домашних заданий мы с ним частенько беседовали «о жизни». Он мне рассказывал о своих мечтах: например, вот бы появилась у него «крутая тачка», он на ней подъедет к школе, выйдет из машины – вот все позавидуют!
А когда жаловался, что ему что-то не разрешают, я утешала:
- Ты помни, что зависимо от других только твоё тело. А вот думать тебе никто запретить не может, так что в мыслях ты можешь жить, как хочешь. И помни, что в тебе находится Бессмертная Душа. Она вошла в твоё тело, чтобы познакомиться с жизнью на Земле. А когда тело твоё состарится, она из него уйдёт снова во Вселенную и продолжит там свою жизнь.
Много мы говорили на подобные темы.
В конце учебного года Дима пришёл поделиться радостью:
- Я в контрольной задачу решил легко, схему составил и сразу понял, как решать. Мне четвёрку поставили, - похвастался он.
А когда уходил, смущённо помялся и сказал:
- Знаете, вот мы поразговаривали с Вами, и я перестал бояться смерти.
Очень меня тронули слова мальчика.