Облик

Анатолий Федосов
 Любое движение отзывается во всей природе; море изменяет облик из-за одного-единственного камня. И в вопросах благодати любой человеческий поступок отзывается на всех людях. Значит, в мире нет ничего несущественного.
                Блез Паскаль

Помните эту  притчу о взмахе крыла бабочки, рождающую бурю, где-то на другом краю земли. Красиво, хотя это и не образ, а только лишь образность, и уж, тем более не облик, и совсем уж, не причина той самой бури. Бабочка – это движение, полет и обликом её мы можем насладиться, когда она – на цветке, на руке…, дополняя и украшая застывшее на мгновение движение. Отчего автор взял в качестве примера – именно камень? Какое же море без камня, скалы, хотя бы вдалеке!? Может оттого, что поступок подобен камню, а море – это жизнь, с её волнением и течениями. Мы так часто не обращаем внимания на то, как поступки человеческие отзываются на этой самой жизни. Поступок, в отличие от проступка, имеет разную направленность – хорошую и плохую, весомую для нашего опыта и памяти и мало значимую… Отчего же тогда так милы и дороги нашей памяти те простые камешки, что собирали мы, бродя по берегу моря. И почему так быстро стираются в памяти величественные скалы, среди которых играли и прятались мы, а уж, когда мы найдем камушек с отверстием – нашей радости нет предела. Как мало мы всматриваемся в облик окружающего мира и понимаем его красоту и законченность. Не отсюда ли проистекает и то, когда несущественное кажется существенным, а существенное кажется пустым и не заслуживающим внимания…

                ***********************


Быть может, к скульптуре меня влечет любовь к камню. Скульптура возвращает человеческому облику весомость и равнодушие, без которых я не мыслю величия.
                Альбер Камю

Сколько раз в своих произведениях я упоминал «Истину» - говоря, что она присутствует во всем – и в камне тоже. И что она недостижима, и у неё нет предела. Гранит, мрамор,.. сколько у них цветов и тайн, скрытых внутри – все это надо прежде увидеть – мыслью, опытом, вдохновением и любовью. И каждый мастер видит свое и трудится с любовью и умением, чтобы придать бесформенной глыбе задуманный и выстраданный, но уже новый облик, рожденный в своих мечтах и своем упорном труде. И этот его труд весом уже тем, что он неповторим, неподвластен времени, бесценен и принадлежит всему миру. И взирает этот новый каменный облик человека, взирает равнодушно на былое, повседневность и грядущее; и конечно же, будит в каждом величие красоты человека  и труда мастера. И каждый, глядя на запечатленный в камне образ человека, ощущает в нем и частичку себя – большую или малую, тайную или видимую, желанную и зовущую…

                ******************    
               
Странно! Стоит лишь мне умолчать о какой-то мысли и держаться от нее подальше, как эта самая мысль непременно является мне воплощенной в облике человека, и мне приходится теперь любезничать с этим «ангелом Божьим»!
                Фридрих Ницше

Искушение? Проучить, совратить, наказать, испытать на практике, доказать слабость и неправоту… С какой целью? – Ангела можно и не услышать и не увидеть – с человеком это уже сложнее – ежели и с ним не «полюбезничать» последуют: препоны, неудачи, потери, … Мысль рождается не на пустом месте – она заложена, обусловлена прежде, хотя, возможно, и скрыта до готовности человека к решению или хотя бы отношению в дальнейшем к этой мысли, и отмахиваться от неё негоже – её следует решить, как задачу,  хотя бы теоретически, исходя из приобретенного опыта, используя накопленные знания и убедительные доводы не переходить к практическому действию.

                *******************

Тогда отчего же, молодость почти всегда прекрасна!? Особенно, когда молчит или чужой мечтою навевает. Неужто, вправду, жизнь – болезнь, что облик только точит, ухудшает? Только, ведь и жизнь, порою, разным мастером бывает – одного бесцельно точит, а иному гения пророчит.
                Анатолий Федосов

А вы послушайте, что говорит младое племя – бывает часто, что цветет, как май, пчелою, плод и облик подтверждая. Тогда, придет и лето в зное, плод готовя. А бывает – лепестки, слетая, обнажают пустоцвет – и облика уж нет. Тогда былое вспоминая, только обещают: «Моё лето не пришло!» Но оно придет и тоже пустотою отцветет – и облик только лишь ещё убудет, и садовника не будет, что пострижет и формой одарит, и не проснется в нем пиит. Осень лишь, уныло душу, листом клена заморосит, да и в грязь земную с ветки жизни сбросит, закружит прежде, ветром пропоёт: « И поделом! Лишь красотою тела не построишь дом, и жизни смысл, и детский гомон в нём».
Облик – то же семя, а что вырастает из него, покажет время. А человек – как странно это – сам себе садовником, при этом.
 


Примечание:  Облик:
                - книжн. внешний вид, очертание, наружность… 
                - перен. характер, сущность, душевный склад…