Спящие боги, гл. 69, Практика двух половин

Владимир Пяцкий
ПРАКТИКА ДВУХ ПОЛОВИН
Возле одного из старых двухэтажных домов я увидел два шарообразных цветка дикого чеснока, подобные друг другу как близнецы.  Они поднялись рядом на одну высоту и их лилово-белые головки были похожи, как две капли воды. Как два глаза, они парили в полуметре над землёй на длинных гладких стеблях.
Человек смотрит на окружающий мир одновременно под двумя разными углами и одно из незаметных действий ума состоит в согласовании этих двух картин. В один из ещё тёплых и сухих осенних дней ко мне заехал в гости старый знакомый. По профессии он был клинический психолог и когда-то мы частенько беседовали с ним о психотерапии и тонкостях поведения человеческого ума. Обычно он был в весьма собранном состоянии и немало следил за самодисциплиной тела и духа. Имея чёрный пояс по карате, коричневый пояс по дзюдо и двадцать лет тренировок за спиной, он в качестве хобби вёл для группы учащихся занятия по карате и был весьма удовлетворён возможностью помогать ребятам осваивать это мастерство. Но в этот день он был подавлен и смущён. Выяснилось, что его жена пережила неприятное потрясение. Это случилось при следующих обстоятельствах. Некоторое время назад в другой стране умерла мать его жены. Получив известие о смерти матери, жена моего знакомого прилетела в места, где провела свои детство и юность, чтобы присутствовать на похоронах. К гробу покойной пришли проститься и школьные подруги жены моего знакомого. Одна из них, всерьёз увлекающаяся оккультизмом, вдруг заявила, что она видит движение жизни в покойной. «Мы можем её заживо похоронить!» – воскликнула она. Возникло общее смущение и жена моего приятеля стала добиваться, чтобы медики проверили факт смерти её матери. Проверка была сделана, факт смерти подтверждён, похороны состоялись, и дочь покойной вернулась домой. Однако вся эта ситуация оставила в её сознании тяжёлый, истерический отпечаток, и в семье моего знакомого, включавшей его, жену и дочь-подростка, нарушилось эмоциональное равновесие.
Мы вышли на прогулку и я предложил своему собеседнику увидеть, что напряжение, переживаемое им, состоит из двух половин. Одна половина состоит из представлений о страдании, переживаемом всеми членами его семьи; а вторая – из представлений о том их состоянии, которое наиболее желанно и приятно для него. Затем я предложил своему собеседнику присесть на скамью и представить совокупность образов страдания по правую сторону от себя, а совокупность образов радости – по левую. Когда он сделал это, то я предложил ему представить, что напряжение, имеющееся между этими двумя совокупностями, превращается в неподвижную и, удивительным образом, спокойную молнию, проходящую через центральный канал его тела и поглощающую в себе и радость, и страдание. Мой знакомый проделал это и ощутил себя освежённым, а ум его стал более спокойным. На его лице появилось характерное для него собранное выражение, украшенное мягкой улыбкой. У меня возникло ощущение, что он вернул себе необходимую для капитана семейного корабля уверенность. Действительно, потихоньку травма, пережитая его женой, зажила, и семейное равновесие было восстановлено.