Рецензия на фильм Жаворонок 1964г

Роман Драмов
                Фильм, где нацистам не жмут рук
Мы знаем много фильм о войне снятых в СССР. Какие-то из них стали народными  и культовыми другие прошли будто незамеченными. 
  Фильм «Жаворонок» снятый в 1964 году рассказывает о теме в СССР почти запретной в  раскрытой разве что в «Судьбе человека»  С.Бондарчука.   О судьбе военнопленных попавших во вражескую неволю. Большинство их них были без вины виноватыми,  но для официальной власти чаще всего это были изменники Родины. О том, что переживали, что терпели, и что смогли преодолеть эти люди  долгое время не раскрывалось  по разным причинам.  Сколько подвигов и боев той полузабытой войны в тылу врага  так и останутся неизвестными, а герои что даже в плену так и остались верны Родине и присяге не будут упомянуты в рапортах и донесениях. О тех, кто положен в шар земной без званий и наград и порой даже имен и создан этот фильм
Лето 1942г. Где-то далеко на востоке Европы между Волгой и Доном идут страшные сражения,  а здесь в Германии за колючей проволокой  узники одного из концлагерей стоят на утренней  поверке.  Для важной комиссии  требуются  пленники, что когда-то служили в танковых частях. В лагере проводятся испытания снарядов для противотанковых пушек способных бороться с  танками т-34. Пленники выполняют роль мишеней ,   а выживших в испытаниях ждет  смерть, согласно инструкции. Среди этих обреченных   оказывается Иван –бывший механик-водитель. Показав свое мастерство , он заслуживает себе кусочек  жизни. Вместо расстрела он получает предложение повести танк еще раз, чтобы немецкие артиллеристы смогли испытать свои снаряды как следует, стреляя в лобовую броню. Трудно отказаться от предложения офицера СС, когда видишь как твои товарищи  повешены за саботаж, а другие встают и падают на пол по приказу в качестве наказания.  Вскоре Иван знакомиться с теми  кто и пойдет с ними на  последнее задание .Длинновязый  Петр и молоденький  Алексей, а также иностранец француз из Парижа,  что когда-то был бойцом интербригады в Испании.  Каждый из них человек с своей судьбой, менталитетом , образом мысли. В тех немногих диалогах   обрывках фраз скрываются мир тех людей что томятся в неволе вдалеке от дома.  Вообще фильм не перегружен диалогами и речами.  В этом фильме нет пафосно-фальшивых речей,  нет  патриотических лозунгов, нет подробных биографий героев.  Есть просто люди оказавшийся в точке излома когда все то, во что ты верил рухнуло, а настоящее и окружающее тебя это беспросветная тьма. И остается у тебя  только самое важное отличает человека это умение сделать выбор. Приседать и вставать по приказу угнетателей или попытаться  вопреки всему бросить  вызов и сражаться, как и подобает человеку. Так Петр  представляет собой человека,  что потерял веру в победу и сломлен духом ( «нахлебался по самую завязку» говорит от с болью вспоминая свой опыт войны), потерявший счет времени надежду на спасение,  а Алексей совсем юный солдат не верящий  в свой плен и горящий желанием бороться,  а не прислуживать «суке» поставленному над ними в начальники офицером СС.
 Поначалу отношения между Иваном и его подчиненными не складываются, но прямо перед испытанием Петр узнает план Ивана. Будто колеблясь или не веря  Петр все же  решается помочь. Докуривая он оставляет бычок себе. Что это? Лагерная привычка или нескоренимая вера человека в лучшее даже тогда, когда все говорит об обратном. Танки  грохоча гусеницами по бетону выползают из ремонтных цехов  на свое испытание  на полигон где попадают под убийственный обстрел. Танк Ивана исполняя приказ офицера подходит  на нужную дистанцию. Взрыв. Густой столб черного дыма будто свидетельствует о победе врага. Подобравшись ближе  члены комиссии видят казалось бы невозможное. Танк где все должны быть мертвы оживает!  Рев мотора оглушает их  с яростью дикого  зверя, что решается на свою отчаянную атаку.  Комиссия  у обданная черным дымом  в ужасе разбегается , а  т-34 начинает свой настоящий бой. Из беспомощных мишеней  испытатели превратились в  отчаянных беглецов. Танк давит противотанковые пушки разгоняет врагов и вырывается на  свободу. Немцы тотчас пускают за ними погоню,  все еще надеясь на легкую охоту.
                Вскоре машина оказывается небольшом городе, где им удается  раздобыть гражданскую одежду. Это часть плана для побега.  Вскоре танк оказывается на поле которое обрабатывают русские женщины, угнанные в неволю. Не веря своим глазам женщины и девушки бегут за т-34 крича от радости. Насколько велика их радость настолько же велико отчаянье и грусть мужчин внутри боевой машины. Понимание того, что не могут им нечем помочь буквально сжигает их изнутри. Нет ничего мрачнее чем ощущение собственной слабости. Покинув их они сделали возможно  то нужное что и могли сделать. Одна из девушек   бежит дольше всех  сжимая цветы и на ее глазах слезы. Танк становиться символом надежды! Надежды на спасение и грядущую свободу! И даже пусть он ушел и танкисты и ничего не сказали им кроме окрика «Куда прешь?!» .  Этот танк и стал тем «Жаворонком». Ведь эти маленькие птички  первыми возвращаются весной в родные края, символизируя приход весны. Так и этот танк, и его экипаж стали вестниками той пока еще далекой победной весны 1945 года. Будто виденье танк испарился в  летнем мареве бескрайних  полей чужой и ненавистной страны.
. И даже оказавшись перед лицом хозяйки поместья чье поле они обрабатывали женщины стоят не как невольцицы, а как победительницы. Их взгляд полон решимости и гордости,  а также сокровенно знания,  что еще укрыто от спесивого и высокомерного взгляда помещицы с хлыстиком.  Ведь они точно знают что будет победа! Будет мир! Будет свобода! Видя их силу   взгляд немка и ее трусоватый помощник   отступают. Танк вырвавшись на дорогу останавливается.
Между Петром и Иваном происходит разговор, в котором они спорят. О личной судьбе, ответственности за Родину и даже о том, что же случилось летом 41 го.   Иван решается показать Германии «что такое война»,  а Алексей и Петр уйдут лесом в Чехию. Рядом с механиком остается француз. Изможденный неволей и болезнью,  соорудивший пилотку и готовый идти до конца он салютует смелости русских.
Разделившись Петр и Алексей вскоре понимают,  что  далеко они так не уйдут. Алексей первым возвращается к танку с топором в руках и мыслью спасти Петра и показать немцам ауф-нидер вверх-вниз. Длинного спасают  близ ручья обратив в бегство  погоню для которой легкая прогулка обернулась очередным провалом.
Теперь они не беглецы. Спаянные сделанным выбором они превратились в боевой экипаж. Не невольники а бойцы выбравшие свою судьбу. Теперь  они начинают свою войну 22 июня 1942 года. Танк совершает марш возмездия ломая столбы и мосты разя офицеров и солдат врага, повергая в панику местное население, вселяя страх и ужас в начальство, что не в силах поймать  русский танк, который превратился в зловещее войско фантомов призраков . Танкисты ловят сообщение от Совинформбюро  в котором узнают что Москва жива, а значит есть смысл бороться!
 Ворвавшись в один из немецких городов они видят,  что на площади Победы стоит памятник. Горделивый немецкий вождь в рогатом шлеме воздевает меч вверх. Иван  разбивает памятник. Он наносит урон моральному духу врага!  Иван Превращает памятник в символ грядущего поражения и унижения тех, кто пошел за своими вождями на несправедливую войну. Снеся  монумент танк остается на месте. Потому что Иван посылает Петра за пивом! Это не причуда  и не жажда механика это острый психологический момент. Петр, которого гнетет сомнение,   отправляется за пивом не ради пива, а за своим новым я. Он превращается в воина, обретает и особую солдатскую наглость,  когда он грязный в изодранной робе без оружия, бывший невольник  заставляет дрожать от страха бахвалившихся друг перед другом немцев.  И делает это на их  земле и забирая все то что ему нужно! Петр побеждает   в очном духовном поединке ведь   «пуля не все решает». Танк вновь катит по дороге и экипаж ловит маленький кусочек мирной жизни они пьют пиво и смеются над артистом французом что оживает и дарит своим русским товарищам театральные номера,  будто в благодарность за эти мгновенья свободы. Взрыв оглушает их и машина останавливается.  Между катками застрял большой камень, а вокруг танка сжимается пехотное кольцо. Француз хватает автомат  и вступает в неравный бой с неприятелем. Иван выбивает камень  и танк снова едет, но уже без бойца-интербригад. Он погиб сражаясь с врагом не чета тем соотечественникам, что хорошо жили при оккупации Франции.  Похоронив  товарища, русские отдают почести, а Алексей забирает пилотку француза, будто сохраняя часть его в своей душе.
 Танкисты подбираются к аэродрому.  Тут же созревает план.  Запас горючего на исходе и чтобы пробиться  экипаж разделяется. Иван говорит Алексею адрес и женское имя, еще надеясь если не уцелеть то хотя бы передать весть о себе и своей судьбе. Петр  вооружаясь автоматом занимает оборону в доме у дорога по которой за ними идет погоня. Перед прощанием Петр с Иваном  вспоминает с тоской что давно не видел солнца. Обостренная жажда жизни тонко сплетается с пониманием что скорее всего это будет последний бой для него. В далекой чужой  Германии  он закурит свою последнюю сигарету и начнет неравную схватку с врагом.   Алексей   погибает в отчаянной попытке добраться до Петра. Превознемогая страх и отчаянье он упорно двигался к цели и погиб как солдат в форме и в бою. Иван не узнает как погибли его товарищи. Он катит вперед по дороге к аэродрому ломая все на своем пути. Сворачивая,  он врывается в киноклуб, где показывается агитационный фильм. Недолго думая он сносит изображение марширующих солдат и устремляется вперед к своей судьбе. И тут происходит то, что кажется совершенно абсурдным, но война на то и война, что на ней происходит вещи порой необъяснимые. На дороге вдруг растягивается маленький ребенок с собачкой. Маленький  плачущий ничего не замечающий мальчик которого видят и немцы и русский танкист. К мальчику бежит старый солдат в очках и он видит то, чего не никак не ожидает.  Впереди танка бежит Иван хватает мальчика и усаживает на бетонный отбойник! Удостоверившись, что все в порядке механик устремляется к машине. Воздух резко рассекает автоматная очередь.
Иван оборачивается и смотрит во все глаза солнцу  и своему танку, что катит вперед на линию горизонта. Сняв танкошлем, механик падает без стона и криков, повернувшись лицом к тому, кто расстрелял его со спины Он сделал свой выбор…разменял свою жизнь на жизнь неповинного ребенка. Солдат, что бежал к ребенку снимает очки и в его глазах  смятение .Автоматчик оборачивается с улыбкой к своим товарищам, но видно как они опускают глаза или отводят взгляд.
Прыжок Ивана, чтобы спасти из под гусениц маленького ребенка это не пропагандисткий выпад это просто штрих в характере  того народа победителя,  что прошел от Волги до Шпрее. Народа что встал на пути у тех, кто задумал «Новый порядок».
Последний кадр изображение монумента в Тиргартене  «Родина не забудет своих героев»
Фильм «Жаворонок» это фильм об умении делать выбор, о умении жить и как это не странно умении умереть. Фильм «Жаворонок»  как видится  отвечает на вопрос почему победили в той страшной войне. Мы не оказались  сильнее, коварнее, беспощаднее чем враг.  Мы оказались человечнее. Наши предки перед  лицом чудовищной жестокости  остались людьми способными чувствовать  мыслить и бороться. Не поддавшийся смертельному страху они смогли удержаться на краю пропасти, но и повести за собой всех тех кто был готов дать бой той силе. Не растеряли совести, морали именно они  шли к той свободе, сражаясь в гигантских битвах и ломая врага ценой страшных потерь и лишений. Они сражались не только на фронте, но в и тылу врага даже там как где кажется сопротивление бессмысленно. Да рейд закончился да герои погибли, но их смерть лишь показала угнетателям, что дух свободы и борьбы неискореним,  а борьба с таким противником, что  неукротимо стремиться к победе и борется за свободу  человека заведомо проиграна.