Шаг над бездной. 14 глава

Баширова Шаира
     Студенты поднялись, когда в аудиторию вошли ректор института и заведующая кафедрой хирургического отделения. В аудитории наступила тишина, казалось, пролети муха, все услышат. Хамид Закирович  никогда не заходил к студентам, ещё и в сопровождении Дилором Икрамовны, студенты в ожидании стояли. Хамид Закирович, подняв голову, внимательно оглядел всех, потом его взгляд остановился на Эркине.
     - Курбанов? Подойдите пожалуйста! - с сосредоточенным лицом, громко сказал мужчина.
     Эркин быстро спустился с рядов и подошёл к стоявшим у стола Хамиду Закировичу и Дилором Икрамовне. Педагог по химии, с недоумением и с недовольным лицом, что его занятия прервали, молча ждал, что же скажет ректор. На столе стояли разных размеров сосуды и колбы с разного цвета жидкостями, педагог проводил опыты, объясняя реакцию соединения неких химических веществ.
     - Здравствуйте, Хамид Закирович, Дилором Икрамовна, здравствуйте, - сказал Эркин.
     Он волновался, но это было другое волнение, как перед боем, когда объявляли атаку. Хамид Закирович вдруг протянул руку, Эркин невольно поднял свою руку, которую мужчина крепко пожал и затряс.
     - Ну что, Курбанов... я пришёл лично поздравить Вас с зачислением в студенты нашего учебного заведения. Право, такого ещё не было и министр лично подписал документ о Вашем зачислении в ТашМИ. Так что... дело за Вами, надеюсь, Вы нас с Дилором Икрамовной не подведёте, всё-таки мы Ваши поручители. Дилором Икрамовна так разрисовала министру Ваши способности, Ваши заслуги перед Родиной, в общем, учитесь, молодой человек. За студенческим билетом зайдёте в канцелярию, там же Вам выдадут и зачётную книжку, в которой, я очень надеюсь, будут стоять только отлично. Прошу прощения, Виталий Иванович, что мы прервали Ваше занятие, но это было важно, садитесь, ребята! - громко сказал Хамид Закирович, обращаясь и к студентам и махнув рукой.
     Но сесть никто не успел, чтобы вновь не вставать, так как Хамид Закирович направился к выходу. Дилором Икрамовна тоже пожала руку Эркину и улыбнулась. Это дорогого стоило, женщина улыбалась крайне редко, но видимо, Эркин очень впечатлил женщину. Когда и она вышла следом за ректором, наступила тишина и все посмотрели на Эркина.
     - ПАра ещё не закончилась! Прошу тишины! Можете садиться! И Вы идите на своё место, Курбанов. Да... поздравляю Вас! В стенах этого заведения и правда такого ещё не было, но посмотрим... на Ваши знания, идите! - сказал Виталий Иванович, указкой показывая на ряды, где с шумом и присели студенты.
     Но когда Эркин уже поднялся и хотел сесть на своё место, рядом с Кариной, Виталий Иванович вдруг вновь его позвал.
     - Курбанов? А ну-ка подойдите сюда. Мы с Вами проведём опыт, соединение щелочей... - называя формулы химических элементов, сказал педагог.
     И когда Эркин вместе с ним провёл два опыта, спокойно рассказывая соединение элементов и их реакции, наглядно показывая это, Виталий Иванович довольно улыбнулся и вписав в журнале фамилию и имя Эркина, поставил пятёрку. Эркин спокойно вытер руки о марлю, что лежала на столе и посмотрел в журнал.
     - Это Ваша первая оценка, Курбанов, можете сесть на место, - сказал Виталий Иванович, а про себя подумал:
     - Уверен, ты будешь хорошим врачом, Курбанов...
     Когда занятия закончились, ребята спустились вниз и вышли во двор.
     - Может в столовую пойдём? Есть охота... - предложил Эркин Карине, посмотрев в сторону столовой, куда медленно шли студенты.
     - Мне нужно идти в учебный корпус, комнату в общежитии просить, я вещи свои у Нигоры оставила, их тоже нужно будет забрать, - сказала Карина, чувствуя неловкость, оставшись с Эркином наедине.
     Эркин хотел было ответить, но услышал за спиной знакомый голос.
     - Вот значит, почему ты отказалась выйти замуж за моего сына! Бесстыдница! Я то думала, ты скромная, добрая девушка!
     Эркин резко обернулся и увидел гневное лицо Зухры.
     - Зухра опа? А Вы что тут делаете? - спросил он, взглянув и на искаженное болью лицо Карины.
     Она лепетала слова приветствия и извинения, но её не было слышно.
     - Я что делаю? Ты бы постыдился спрашивать! Думала, виновата я, пришла просить её вернуться, но теперь вижу, что была права. И Батыр акя ни за что меня вчера обидел, подняв на меня руку, ещё побил после того, как  твои родители ушли. Да что же происходит, люди? - вдруг воскликнула Зухра, оборачиваясь по сторонам.
     - Зухра опа, поедем домой! Не стоит устраивать тут скандал, могут и милицию вызвать. Это учебное заведение! Мы с Кариной учимся на одном курсе, на одном факультете и разные свои мысли, оставьте при себе! - взяв женщину под руку и слегка сжимая пальцы, тихо сказал Эркин, потянув Зухру в сторону аллеи, что вела к воротам ТашМИ.
     Карина быстро ушла к группе девушек, которые шли было в сторону столовой, но услышав возгласы Зухры, остановились и стали смотреть на них.
     - Что случилось, Карина? Кто это женщина? - спросила Нигора, взглянув на покрасневшее от волнения лицо Карины.
     Девушка едва не плакала от обиды.
     - Это Зухра опа, я жила в её доме четыре года. Я же вчера тебе всё рассказала, Нигора, пошли, мне в учебный корпус зайти нужно, - ответила Карина, уходя первой в обратную от столовой сторону.
     Пожав плечами, Нигора пошла следом за Кариной, крикнув девушкам, чтобы дальше они шли сами.
     - Как же тебе не стыдно, Эркин? Вы ж мне оба были родными, тебя сыном считала, наравне с Мумином, Карину дочерью, а Вы что делаете? Тебе не стыдно? Она то ладно, была чужая и осталась чужой, но ты то! Ты что делаешь? - плача, выговаривала Зухра.
     Эркин под руку уводил её по аллее к воротам.
     - Мы ничего постыдного не делали, Зухра опа! Мы с ней только что вышли из аудитории, с занятий, а Вы напридумали себе, не весть что! Если она не любит Мумина, не моя вина и даже не её. Невозможно заставить человека любить! Поймите уже это! - говорил Эркин, выходя за ворота.
     - О, Аллах! Что я слышу? Стыд-то какой! О какой любви ты говоришь, Эркин? Может твоя мать по любви замуж вышла за Шакир акя, а? Или я за Батыр акя? Нас сосватали и мы согласились, по-другому и быть не могло! Карина плюнула мне в лицо! Она наши традиции не чтит, такая честь ей выпала, я её за своего сына просила, видеть её не могу! Думала, опять домой позову, чтобы жила с нами, как раньше... Эээх, не думала я, что змею на груди пригрела, - с отчаянием и слезами говорила Зухра, уходя по аллее рядом с Эркином, который всё ещё крепко держал её под руку.
     - Зухра опа, Вы все не так поняли! Прошу Вас... - начал было говорить Эркин, но Зухра выдернула руку и остановилась, со злобой взглянув на Эркина.
     - Всё я правильно поняла, Эркин! Поняла Ваше с этой девкой бесстыдство! Мои глаза меня не обманут, теперь вам никто не будет мешать, верно? Хорошо, что Аллах отвёл от моего сына эту беду! Бесстыдница! - восклицала Зухра, привлекая внимание прохожих.
     Эркин понял, говорить ей что-то не имеет смысла, поэтому, развернувшись, быстро зашагал по дороге мимо трамвайной остановки. Зухра с недоумением посмотрела парню вслед, не понимая, почему он вдруг оставил её и ушёл, даже не выслушав до конца. Растерянно оглядевшись по сторонам, женщина села в подошедший трамвай и проезжая мимо шагавшего по дороге Эркина, обернувшись, долго, с недоумением смотрела на него из окошка трамвая.
     Карина зашла в приёмную ректора, попросив Нигору подождать её снаружи. Замира сидела за столом, что-то записывая в журнал, но при виде девушки подняла голову и посмотрела на неё.
     - Здравствуйте, Замира опа, я пришла просить комнату в общежитии, - подойдя к столу, сказала Карина.
     - А что случилось? Тебе жить негде? Ты ведь наша студентка? - спросила Замира, закрывая журнал.
     - Да, конечно, иначе, зачем бы я комнату просила? Вот мой студенческий билет, паспорт и... - вытащив из сумки документы и показывая Зухре, сказала Карина.
     Замира подняла руку, останавливая её.
     - Хорошо, но этот месяц ты же где-то жила, верно? Что случилось? Просто комнату в общежитии мы выдавали в начале учебного года и я не знаю, есть ли свободные места, - ответила Замира, взяв трубку и набирая номер общежития.
     - Абдулла акя, Ассалому аляйкум! Это Замира, секретарша Хамида Закировича. Я могу узнать, есть свободное место в вашем общежитии? Тут девушка... да... хорошо, спасибо, - говорила Замира, поглядывая на Карину.
     Положив трубку, Замира открыла другой журнал, взяла оттуда бланк и взяв паспорт Карины, вписала её данные в бланк.
     - Держи, где общежитие, ты знаешь, подойдёшь к коменданту, он знает о тебе. Сказал, что место есть, хотя интересно, где же ты этот месяц жила? И почему вдруг понадобилась комната, - сказала Замира, протягивая Карине её паспорт и студенческий билет, в который она вложила и бланк.
     - Замира опа, если Вам интересно, я могу Вам рассказать, но не думаю, что будет интересно. Я жила в семье, которая дала мне кров, меня эвакуировали в сорок первом году из Ленинграда. Но не стоит и дальше злоупотреблять добротой этих людей, тем более, я студентка ТашМИ и вполне могу жить в общежитии, вот и всё, - ответила Карина, положив документы обратно в сумку.
     - Ты права, ладно, иди! Удачи тебе, - ответила Замира, но посмотрела на Карину уже по-другому, с неким сочувствием, что ли.
     Карина вышла из административного корпуса и почувствовала, что жутко хочет есть. Нигора, увидев подругу, встала со скамьи и подошла к ней.
     - Пошли пообедаем, есть очень хочется, - сказала Карина.
     Нигора, пожав плечами, согласилась и они пошли в сторону столовой, девушек уже не было, видимо поев, они уже ушли по домам. Пройдя к стойке, Карина взяла поднос и стала проходить дальше, где в тарелках лежали разные салаты и в стаканах компот.
     - Ты тоже будешь гарнир с подливой,? - обернувшись к подруге, спросила Карина.
     - Что ты будешь, то и я поем, - ответила Нигора.
     Взяв вторые блюда, по кусочку ячменного хлеба и компот, девушки сели за стол.
     - Я такая голодная, просто ужас, - напряжённо засмеявшись, сказала Карина, с аппетитом принимаясь есть.
     - Что тебе сказали? Есть комната? - спросила Нигора.
     - Угу, есть. Поем и поеду в общежитие. И спасибо тебе за ночлег, нужно ещё заехать к тебе за вещами... у тебя такая добрая мама, скажу ей отдельное спасибо, - говорила Карина, не переставая есть и запивать компотом.
     - Моя мама добрая, жаль её... после похоронки на брата, следом и на отца, она словно тень стала, ничего её не радует. А знаешь... она ведь мне сказала, чтобы ты не уходила ни в какое общежитие, а жила у нас. Комната брата пустует, места много, мы же с ней вдвоём остались. Государство помогает, конечно, как семье, потерявшей кормильца, но мы как все живём, зимой обещали уголь завести и дрова. Оставайся у нас жить, - то ли спрашивая, то ли с просьбой сказала Нигора.
     - Думаешь, это удобно? Но я студентка и заработка у меня нет. Только карточки, на некоторые получаю продукты и всё, я не могу злоупотреблять вашей добротой, сама понимаешь. Твоя мама работает нянечкой в больнице, верно? Может и нам можно будет туда устроиться? Ну, хотя бы на полставки, что скажешь? Тогда я могла бы остаться жить у Вас, - сказала Карина.
     - Да, я хожу к маме в больницу, помогаю ей, она хоть и молодая ещё, но... горе сломило её, боюсь я за неё. Ладно, пошли, к нам поедем и там поговорим, - ответила Нигора, вставая из-за стола и отправляя в рот мелкие крошки, собрав их в ладонь со скатерти.
     Карина тоже поднялась и девушки вышли из столовой. Разговаривая, они направились по аллее к воротам. Эркин прошёл пешком до Первомайской, потом сел в следующий трамвай. На душе было тоскливо, он надеялся пообедать с Кариной и если получится, немного погулять с ней, но неожиданное появление Зухры, её слова, все испортили, Эркин, тяжело вздохнув, прошёл к выходу.
     Дома его ждал обед, Мехри опа пожарила картошку с яйцами и сделала салат ачукчук. Гули вернулась со школы и когда Эркин вошёл во двор, Мехри опа пошла навстречу сыну.
     - Сынок, пришёл? Ну что, что тебе сказали в институте? - спросила женщина, присев на топчан следом за Эркином.
     - Гули, дай воды! Пить хочется, - попросил Эркин и Гули тут же побежав под навес, набрала из оцинкованного ведра воды в ковш и подойдя к топчану, тут же протянула брату.
     - Ладно, давай, поешь, потом и поговорим, - сказала Мехри опа, видя, что сын расстроен и подумав, что его не приняли в институт.
     Эркин, сняв туфли, залез на топчан, Гули принесла ляган с обедом и поставила на хантахту. Следом, она принесла и косушки с салатом, потом заварила и чай.
     - Гули, садись и ты, вместе поедим, - с аппетитом отправляя в рот очередную вилку с картошкой, сказал Эркин.
     - Может расскажешь, что произошло, сынок? У тебя такое лицо... не приняли, что ли? - осторожно спросила Мехри опа.
     Гули залезла на топчан и сев за стол, принялась есть. Эркин, вздохнув, взглянул на мать.
     - Меня зачислили в институт, ойижон, теперь я студент первого курса Ташкентского, медицинского института! Всё хорошо, не волнуйтесь так, - сказал Эркин, погладив мать по плечу.
     Мехри опа улыбнулась и прослезилась.
     - Я молилась за тебя, сынок, теперь ещё больше горжусь тобой. Дай Аллах каждой матери такого сына, - обведя ладонями лицо, ответила Мехри опа со счастливой улыбкой.
     Эркин хотел было ей ответить, но тут случилось неожиданное. Вилка в руке Эркина повисла в воздухе. Обернувшись, он в ожидании уставился на вошедшую женщину, потом посмотрел на мать и покачал головой.