Гурджиев Лекция номер один

Иван Осокин
ЛЕКЦИЯ НОМЕР ОДИН
РАЗНОВИДНОСТИ ЗАКОННЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
(Последний раз читалась в Нью-Йорке в январе 1924 г.)
В соответствии с исследованиями многих ученых прошлых эпох и в соответствии с данными, полученными в настоящее время с помощью исключительных исследований "Института гармонического развития человека" по системе господина Гурджиева, полная индивидуальность всякого человека, соответствуя законам и условиям процесса человеческой жизни, которая с самого начала установились и постепенно фиксировались на Земле, - какой бы наследственности он не был результатом и каковы бы не были те случайные окружающие условия, в которых он возник и развился, - должна уже с начала его ответственной жизни, - как условие реального соответствия смыслу и предназначению его как человека, а не просто животного, - необходимо состоять из четырех различных определенных личностей.
Первая из этих четырех независимых личностей есть нечто иное, как совокупность той автоматической деятельности, которая свойственна как человеку, так и всем животным, данные для которой составляются в нем во-первых, из суммы результатов впечатлений, воспринятых ранее из окружающей действительности, а также из всего намеренно наращенного в нем искусственно извне, и, во-вторых из результата процесса, также свойственного всякому животному, называемого "грезы". И эту совокупность автоматической деятельности большинство людей невежественно называет "сознанием", или, в лучшем случае "мышлением".
Вторая из четырех личностей, действующая в большинстве случаев независимо от первой, состоит из суммы результатов отложенных и фиксированных данных, которые были восприняты общим присутствием всякого животного через его шесть органов, называемых "приемниками разнокачественных колебаний", которые действуют в соответствии с вновь воспринятыми впечатлениями и чувствительность которых зависит от полученной наследственности и от условий предварительного формирования данного индивида к ответственному существованию.
Третья независимая часть всего существа является первичной деятельностью его организма, а также проявлением происходящих в нем "моторно - рефлекторных взаимодействий"; качество этих проявлений также зависит от упомянутых результатов наследственности и обстоятельств предварительного формирования.
И, наконец, часть, которая также должна быть отдельным членом всего индивидуума, есть нечто иное, как проявление совокупности результатов уже автоматизированной деятельности всех трех перечисленных личностей, отдельно сформированных и независимо в нем обученных, то есть это есть часть, называемая в существе, "Я".
В общем присутствии человека для одухотворения и проявления каждой из трех перечисленных отдельно сформированных частей его целого существуют независимые, так называемые "локализованные центры тяготения"; и каждый из этих локализованных центров тяготения, каждый со своей целостной системой, имеет при своей общей реализации собственные особенности и свойственные только ему предрасположения. В следствие этого, чтобы сделать возможным всестороннее совершенство человека, каждой из этих трех частей совершенно необходимо специальные правильно поставленные воспитание, а не то обращение, которое дается теперь и также называется "воспитанием".
Только тогда может "Я", которое должно быть в человеке, быть его собственным "Я".
В соответствии с уже указанными серьезно поставленными экспериментальными исследованиями, проведенными в течение многих лет, и даже в соответствии со здравым и беспристрастным суждением всякого современного человека, общее присутствие любого человека - особенно такого, в котором по тем или иным причинам возникли, так сказать, претензии на то, что он не просто средний человек, но, как говорится, "один из интеллигенции" в истинном смысле слова - должно неизбежно состоять не только из всех указанных четырех полностью определенных личностей, но каждая из них должна быть по необходимости точно соответственно развита, чтобы обеспечить при его общих проявлениях в период ответственного существования гармонию всех его отдельных частей.
Для исчерпывающего и видимого для себя выяснения различных источников возникновения и разных качеств личностей, проявленных в общей организации человека, а также различия между тем, что называется тем "Я", которое должно быть в общем присутствии "человека - без кавычек", то - есть в настоящем человеке, и тем, как можно выразиться, псевдо - "Я", которое сегодня люди ошибочно за него принимают, можно провести следующую очень хорошую аналогию. Хотя эту аналогию, так сказать "поистрепали" и современные так называемые спириты, оккультисты, теософы и другие специалисты по "ловле рыбки в мутной воде" в своей болтовне о так называемых "ментальном", "астральном" и еще других такого же рода телах, которые якобы находятся в человеке, тем не менее она вполне способна пролить свет на рассматриваемый нами сейчас вопрос.
Человека в целом со всеми его отдельно сосредоточенными и действующими центрами, то - есть, сформированными и отдельно образованными "личностями", почти точно можно сравнить с тем устройством для перевозки пассажира которое состоит из повязки, лошади и возницы.
Прежде всего нужно заметить, что различие между настоящим человеком и псевдочеловеком, то - есть между тем у кого есть собственное "Я" и тем кто его не имеет, связано в аналогии с пассажиром, сидящим в коляске. В первом случае настоящего человека пассажир является хозяином экипажа, а во втором, он просто первый встречный и как ездок "наемного экипажа", постоянно сменяется. Тело человека со всеми его моторно - рефлекторными проявлениями как бы соответствует коляске; все функции и проявления чувств человека, соответствуют впряженной в коляску лошади; возница сидящий на козлах и направляющий лошадь, соответствует тому в человеке, что люди называют сознанием и мышлением; и, наконец, пассажир, сидящий в экипаже и дающий распоряжения вознице, является тем, что называется "Я".
Фундаментальным пороком современных людей является главным образом то, что, благодаря укоренившимся и распространенным всюду ненормальным методам воспитания подрастающего поколения, та четвертая личность, которая должна при достижении ответственного возраста, во всех присутствовать, совершенно в них отсутствует; и почти все они состоят только из трех перечисленных членов, которые, кроме того, сформированы произвольно сами по себе и кое - как. Другими словами, почти каждый современный человек ответственного возраста представляет собой нечто иное как "наемный экипаж" и более того собранный следующим образом: сломанная коляска "давно отжившая свой век", кляча, а на козлах оборванец - полусонный, полупьяный возница, чье время, отведенное матерью природой для самосовершенствования проходит зря пока он ждет на углу, фантастически грезя, какого- нибудь старого случайного пассажира. Первый попавшийся пассажир нанимает его и погоняет его как хочет и не только его, но и все подчиненные ему части.
Продолжим эту аналогию между наемным экипажем и типичным современным человеком с его мыслями, чувствами и телом можно ясно видеть, что в каждой из частей, образующих эти оба организма, должны быть сформированы и должны существовать свои отдельные нужды, привычки, вкусы и т.д. свойственные только ей. Из различия природы их возникновения и разных условий формирования и в соответствии с их различными возможностями в каждом из них неизбежно должны быть сформированы, например, собственная психика, собственные понятия, собственные субъективные устои, собственные точки зрения и т.п.
Вся совокупность проявлений человеческого мышления, со всеми унаследованными свойствами, присущими этой деятельности, и со всеми ее особенностями соответствует почти точно во всех отношениях сущности и проявлениям типичного наемного извозчика.
Как, вообще, всякий наемный извозчик он является типом, именуемым "кучером". Он не совсем безграмотен, поскольку, согласно действующим в его стране положениям об "общем обязательном обучении трем эр", он обязан был в детстве временами посещать так называемую "церковно - приходскую школу".
Хотя он сам и из деревни и остался таким же невежественным как и его односельчане, однако, потолкавшись, ввиду своей профессии, с людьми разного положения и образования и поднабравшись у них крохам разных выражений, воплощающих различные понятия, он смотрит теперь на все пахнущее деревней с чувством превосходства и презрения с негодованием отвергая все это как "невежество".
Короче говоря, это тот тип, к которому в точности применимо определение: "Ни пава, ни ворона".
Считая себя компетентным даже в вопросах религии, политики и социологии, с равными он любит поспорить, тех, кого он считает ниже себя, он любит поучать; высшим же льстит - с ними он держится подобострастно: перед ними он, как говорится "ловит шапку".
Одна из его главных слабостей это стремление поволочиться за соседскими кухарками и горничными, однако больше всего он любит плотно поесть и пропустить стаканчик - другой, а затем полностью насытившись сонно грезить.
Для ублажения этих своих слабостей он постоянно крадет часть денег, выдаваемых ему хозяином для покупки корма лошади.
Как всякий "кучер" он работает, как говорится, всегда "из - под палки", ну а если случайно он и делает что - то без понукания, то только в надежде на чаевые.
Желание получить чаевые постепенно научило его подмечать некоторые слабости людей, с которыми он имеет дело, и пользоваться ими; он автоматически научился хитрить, льстить, так сказать, бить по слабому месту, а в общем - лгать.
При всяком удобном случае, улучив минутку, он проскальзывает в трактир или кабачок, где за кружкой пива иногда дремлет часами или разговаривает с подобными себе типами, или же прости читает газету.
Он старается выглядеть внушительно, носит бороду, ну а если он худ, то подкладывает вату, чтобы казаться более значительным.
Совокупность проявлений сферы чувств в человеке и вся система ее деятельности в совершенстве соответствует лошади наемного экипажа нашей аналогии.
В нашем случае это сравнение организации человеческих чувств с лошадью послужит тому, чтобы особенно ясно показать ошибочность и односторонность воспитания подрастающего поколения.
Лошадь в целом из - за невнимания к себе окружающих в раннем возрасте и своего собственного одиночества, остается как бы замкнутой в себе, то - есть, ее, так сказать "внутренняя жизнь" загнана внутрь и для проявления во вне у нее ничего не остается, кроме инерции.
Из - за ненормальности окружающих условий лошадь никогда не получит специального обучения, а будет сформирована под влиянием постоянных ударов и оскорблений.
Ее всегда держат на привязи, что же касается корма, то вместо овса и сена ей дают просто солому, которая в высшей степени бесполезна для ее настоящих нужд.
Никогда не видя со стороны окружающих проявления к себе хотя бы малейшей искры любви или дружелюбия, лошадь теперь готова сдаться полностью каждому, кто проявит к ней хоть тень ласки.
Вследствие этого все наклонности лошади, лишенной всяких интересов и устремлений, должны неизбежно сосредоточиться на пище, питье и автоматической тяге к противоположному полу, следовательно, она неизбежно поворачивает в том направлении, где может получить что - либо из этого.
Если, например, она заметит место, где однажды или дважды была удовлетворена одна из ее перечисленных нужд, она ждет возможности вырваться в этом направлении.
Далее нужно добавить, что хотя извозчик и имеет очень слабое представление о своих обязанностях, тем не менее, он может, хоть немного, мыслить логически; и помня о завтрашнем дне он, либо из страха потерять службу, либо из величины награды, иногда все же проявляет интерес и делает то или иное для своего нанимателя без понукания; лошадь же, вследствие того, что в ней в свое время не были сформированы, из - за отсутствия всякого специального и подходящего обучения, вообще какие - либо данные для проявления стремления, требуемых для ответственного существования, - конечно, не может понять (да и как можно ожидать от нее понимания), почему вообще она должна что - то делать; поэтому свои обязанности она исполняет совсем инертно и только из страха перед дальнейшими побоями.
Что же касается коляски, или повозки, представляющей в нашей аналогии тело без каких - либо других независимо сформированных частей общего присутствия человека, то положение еще хуже.
Повозка, как и большинство повозок сделана из различных материалов и, кроме того очень сложна по конструкции.
Она сконструирована, что очевидно любому здравомыслящему человеку, для перевозки всякого рода грузов, а не для тех целей, для которых современные люди ее используют, то есть только для перевозки пассажиров.
Главная причина разных недоразумений, связанных с ней, состоит в том, что те, кто создал систему этой повозки, намеревались использовать ее на проселочных дорогах, и некоторые внутренние детали ее общей конструкции были вследствие этого предусмотрительно сделаны в соответствии с этой целью.
К примеру, принцип ее смазки, одной из главных нужд такой конструкции из разных материалов, был задуман таким, чтобы смазка распространялась на все металлические детали от сотрясений на ямах неизбежных на таких дорогах, теперь же эта повозка, сконструированная для езды по проселку, оказалась поставленной в каретный ряд в городе и ходит по гладкой, асфальтированной улице.
При езде по таким дорогам ввиду отсутствия вообще каких- либо толчков, не возникает равномерного смазывания всех ее частей и, следовательно, некоторые из них должны неизбежно заржаветь и перестать выполнять свое назначение.
Повозка идет, как правило, легче, если ее движущиеся части правильно смазаны. При слишком недостаточной смазке эти части нагреваются и, наконец, раскаляются до красна и таким образом портятся другие детали; с другой стороны; если в какой либо части слишком много смазки, общее движение повозки затрудняется и, в любом случае, лошади становится трудно тянуть.
Современный извозчик, как кучер, либо вовсе не знает и даже не подозревает о необходимости смазывать повозку, либо, даже если он и смазывает ее, то делает это без соответствующего знания, только понаслышке, слепо следуя указаниям первого встречного.
Вот почему, когда эта повозка приспособленная теперь более или менее для езды по ровным дорогам, должна по какой-либо причине ехать по проселку, с ней всегда что-то случается: либо же отойдет гайка, либо согнется болт или разболтается то или другое, - попытки езды по таким дорогам редко оканчиваются без более или менее существенного ремонта.
Во всяком случае использовать эту повозку в целях, для которых она была сделана, уже без риска невозможно. Если же начать ремонт, то необходимо разобрать всю повозку на части, осмотреть все ее детали и, как делается в таких случаях "прокеросинить" их, почистить и опять собрать вместе; а часто явно становится необходимым немедленно и без задержки сменить деталь. Все это хорошо, если окажется, что деталь недорогая, но может случиться так, что овчинка не стоит выделки.
Итак, все, что было сказано об отдельных частях организации того, что в совокупности образует наемный экипаж можно полностью приложить к общей организации общего присутствия человека.
Из-за отсутствия у современных людей какого-либо знания и способности к соответствующей специальной подготовке подрастающего поколения к ответственному существованию путем воспитания всех отдельных частей, образующих общее присутствие, всякая сегодняшняя личность есть нечто смешанное и смешное, то-есть, если воспользоваться опять взятым нами примером, нечто напоминающее следующую картину.
Экипаж сразу с фабрики, сработанный по последней модели, полированный истым немцем - ремесленником из Бергена, запряжен того рода лошадью, которых в местности, именуемой Закавказье, называют " Дгловидзи" ( "Дзи" это лошадь; "Дглов" - название некоторых армянских специалистов по покупке совершенно негодных лошадей и сдиранию с них шкуры).
На козлах этого сильного экипажа сидит небритый, нечесаный, сонный извозчик-кучер, одетый в потрепанный плащ, который он отыскал в мусорной куче, куда тот был брошен как совершенно негодная вещь кухонной прислугой Магдой. На его голове красуется новенький котелок, точная копия Рокфеллеровского, в петлицу вставлена огромная хризантема.
Этот портрет современного человека, как бы очень ни был смешон, является неизбежным результатом, поскольку с первого дня появления и формирования современного человека все эти три образованные в нем части - части, хотя и по разному обусловленные и со свойствами разного качества, обязанные тем не менее в период его ответственного существования все вместе представлять его целое для достижения единой цели - начинают так сказать, "жить" и фиксироваться в своих специфических проявленных отдельно друг от друга, не будучи никогда тренированными ни в требуемой автоматической взаимной поддержке, взаимопонимании, ни в каком-нибудь, хотя бы приблизительном, взаимном понимании, и, таким образом, когда затем требуется согласованное проявление, это согласованное проявление не наступает.
Благодаря тому, что называется "системой воспитания подрастающего поколения", которая уже в настоящее время полностью фиксировалась в жизни человека и которая состоит всего навсего из тренировки учеников ощущению, с помощью постоянного повторения до "безумия" разных почти пустых слов и выражений, кучер все же способен объяснить некоторым образом различные возникающие в нем желания, но только типам подобным себе и внешними по отношению к его общему присутствию, и даже способен иногда приблизительно понять других.
Этот наш кучер-извозчик, сплетничая с другими извозчиками в ожидании платы, а иногда, как говорится "заигрывая" в воротах с соседской горничной, даже узнает разные формы, так называемой, "любезности".
Он также, между прочим, благодаря общим внешним условиям жизни извозчиков, постепенно автоматизируется в различении одной улицы от другой и в расчете, например, во время ремонта одной из улиц, как попасть на требуемую улицу с другого направления.
Что же касается лошади, то, хотя вредное изобретение современных людей, называемое воспитанием, не простирается на формирование лошади и, следовательно, ее наследственные свойства не атрофируются, все же из-за того, что это формирование происходит при условиях ненормально установившегося процесса обычной жизни и что лошадь растет заброшенная всеми, как сирота, с которой плохо обращаются, она как не приобретает ничего, соответствующего установившейся психике извозчика, так и не узнает ничего из того, что знает он, и следовательно остается совсем невоспитанной в формах взаимопонимания, которые стали обычными для извозчика, и между ними не устанавливается никакого контакта для взаимопонимания.
Возможно, однако, что в своей замкнутой жизни, лошадь все же научится какой-то форме связи с извозчиком и даже, возможно знакома с каким-то "языком", однако беда в том, что извозчик не знает этого и даже не подозревает такой возможности.
Кроме того факта, что благодаря указанным ненормальным условиям между лошадью и извозчиком не формируется никаких данных даже для приблизительного понимания друг друга, есть еще и другие многочисленные веские причины, независимые от них, которые не дают им возможности совместной реализации той или иной цели, для которой оба они предназначены.
Дело в том, что как связаны отдельные независимые части "наемки", именно; коляска с лошадью, оглоблями, а лошадь с извозчиком вожжами,- так же связаны друг с другом отдельные части общей организации человека, а именно, тело связано с чувствующей организацией кровью, а чувствующая организация связана с организацией, осуществляющей мышление, или сознание, так называемым Ханбледзоином, т.е. той субстанцией, которая возникает в общем присутствии человека из всех намеренно сделанных бытийных усилий.
Существующая в настоящее время ошибочная система воспитания привела к тому, что извозчик потерял всякое влияние на лошадь, если не считать того, что он способен просто с помощью вожжей породить в сознании лошади всего три идеи: направо, налево и стоп.
Строго говоря, он не всегда может сделать даже это, поскольку вожжи вообще сделаны из материалов, которые реагируют на различные атмосферные явления: например, во время проливного дождя они разбухают и укорачиваются, а в жару наоборот, тем самым меняя свое влияние на автоматизированную чувствительность восприятия лошади.
То же самое происходит и в общей организации среднего человека, когда от того или иного впечатления "плотность и ритм "Ханбледзоина" в нем изменяются и когда его мысли полностью теряют всякую возможность влиять на его чувствующую организацию.
Итак, резюмируя все сказанное, волей-неволей приходится признать, что каждый человек должен стремится иметь свое собственное "Я", иначе он всегда будет представлять собой наемный экипаж, в котором может сидеть любой седок и каждый может распоряжаться им как захочет.
Здесь не будет излишним указать на то, что Институт гармонического развития человека, организованный по системе господина Гурджиева, имеет среди своих фундаментальных целей также задачу, с одной стороны, соответственно обучить, в своих учениках каждую из перечисленных независимых личностей как оккультно, так и в их общем взаимоотношении, а, с другой - породить и закрепить в каждом своем ученике то, что всякий носитель названия "человек" - без кавычек - должен иметь - свое собственное "Я".
Для более точного, так сказать, научного определения различия между подлинным человеком, то-есть человеком, каким он должен быть, и человеком, которого мы назвали "человек в кавычках", т.е. тем, чем стали почти все современные люди, удобно повторить то, что было сказано об этом самим господином Гурджиевым в одном из его личных "бесед-лекций".
Было сказано следующее:
"При определении человека, рассматриваемого с нашей точки зрения ни анатомические, ни физиологические, ни психологические современные знания его симптомов не могут помочь нам, поскольку они присущи в той или иной мере всем людям и следовательно применимы равно ко всем. Следовательно, они не позволят нам сделать точное различие , которое мы хотим сделать между людьми. Это различие может быть сформулировано только в следующих вариантах:
"Человек это существо способное "делать", а "делать" значит действовать сознательно и по своей собственной инициативе".
И действительно, всякий более или менее здравомыслящий человек, способный хотя бы немного, быть беспристрастным, должен согласиться, что до сих пор не было и не может быть более полного и более исчерпывающего определения.
Если предположить, что мы предварительно приняли это определение, неизбежно возникает вопрос: может ли человек, продукт современного воспитания и цивилизации, делать что-либо вообще сам, сознательно и по своей воле?
Нет... - отвечаем мы с самого начала на этот вопрос.
Почему же нет?
Единственно потому, что, как экспериментально показал Институт гармонического развития человека и экспериментами категорически подтвердил в современном человеке все без исключения от начала до конца делается и нет ничего, что делает он сам.
В личной, семейной и общественной жизни, в политике, науке, искусстве, философии и религии, короче, во всем, входящем в процесс обычной жизни современного человека, все от начала до конца, делает себя и ни один из этих "жертв современной цивилизации" не может чего-нибудь "делать".
Это экспериментально доказанное категорическое утверждение Института гармонического развития человека, именно, что обычный человек не может делать ничего и что все делается в нем само и через него, совпадает с тем, что говорит о человеке современная "точная позитивная наука".
Современная "точная позитивная наука" говорит, что человек является очень сложным организмом, развившимся эволюционно из простейших организмов, который теперь способен реагировать очень сложным образом на внешние впечатления. Эта способность реагировать в человеке настолько сложна и ответные движения могут казаться настолько удаленными от вызвавших и обусловивших их причин, что действия человека или, по крайней мере его части, кажутся наивному наблюдателю вполне спонтанными.
Однако согласно идеям господина Гурджиева, средний человек действительно не способен ни на одно малейшее независимое или спонтанное действие или слово. Весь он является просто результатом внешнего воздействия. Человек является преобразующей машиной - своего рода передаточной силовой станцией.
Таким образом с точки зрения совокупности идей господина Гурджиева, а также согласно взглядам современной "точной позитивной науки", человек отличается от животных только большей сложностью своих реакций на внешние впечатления и более сложной конструкцией для их восприятия и ответа на них.
Что же касается того, что приписывается человеку и называется "волей", господин Гурджиев полностью отрицает возможность ее бытия в общем присутствии среднего человека.
Воля является некоторой комбинацией , полученной из результата некоторых свойств, специально выработанных в себе людьми, способными делать.
В присутствиях средних людей то, что они называют волей является исключительно только результирующей желания.
Истинная воля является знаком очень высокой степени Бытия в сравнении с Бытием обычного человека. Но делать могут только люди , обладающие таким Бытием.
Все другие люди являются просто автоматами, машинами, механическими игрушками, запущенными в движение внешними силами и действующими столько насколько хватает действия "пружины", помещенной в них окружающими случайными условиями, и эта пружина не может быть ни удлинена, ни укорочена, ни изменена каким-либо образом по собственной инициативе.
Итак, допуская большие возможности в человеке, мы отрицаем какую-либо его ценность как независимой единицы, пока он остается таким, каков он в настоящее время.
С целью подтвердить полное отсутствие в среднем человеке вообще какой-либо воли, я добавлю здесь отрывок из других личных лекций господина Гурджиева, в которых живописно описаны проявления этой знаменитой предполагаемой в человеке воли.
Обращаясь к присутствующим господин Гурджиев тогда сказал:
"У вас масса денег, блестящие условия существования и всемирные почет и уважение. Во главе ваших хорошо поставленных дел находятся люди абсолютно надежные и вам преданные: одним словом ваша жизнь - ложе из роз.
Вы распоряжаетесь своим временем как вам угодно, вы- покровитель искусств, вы решаете мировые проблемы за чашкой кофе и интересуетесь даже развитием скрытых духовных сил человека. Вы не незнакомы с нуждами духа и хорошо разбираетесь в философских вопросах. Вы хорошо образованы и начитаны. Имея большие знания по всем вопросам вы считаетесь умницей, чувствуя себя как дома в ряде областей. Вы - образец культурности.
Все, кто знает вас, считают вас человеком большой воли и большинство из них даже приписывают все ваши успехи результатам проявления этой вашей воли.
Короче, со всех точек зрения вы полностью заслуживаете подражания и являетесь человеком, которому можно позавидовать.
Утром вы проснулись под впечатлением какого-то мрачного сна.
Ваше слегка подавленное состояние, рассеявшееся при пробуждении, тем не менее оставило свой след.
Некоторая замедленность и нерешительность в ваших движениях.
Вы подходите к зеркалу причесаться и нечаянно роняете щетку; вы только-только подняли ее как уронили опять. Вы затем поднимаете ее с оттенком нетерпения и, как следствие, роняете в третий раз; вы пытаетесь поймать ее во время падения, но... от неудачного удара щетка летит в зеркало; напрасно вы пытаетесь спасти его: удар... и вот на этом старинном зеркале, которым вы так гордились, звезда трещин.
Проклятие! Черт возьми! И вы испытываете необходимость развеять вашу свежую досаду на ком-либо и отсутствие газеты у вашего утреннего кофе,- слуга забыл положить ее сюда,- переполняет чашу вашего терпения и вы решаете, что не можете терпеть дальше этого парня в доме.
Время выходить. Поскольку погода приятная и идти недалеко вы решаетесь пройтись. За вами скользит ваш новый автомобиль последней марки. Яркое солнце вас кое-как успокаивает и вас привлекает толпа, собравшаяся на углу.
Вы подходите ближе и в середине толпы видите человека, лежачего без сознания на мостовой. Полицейский с помощью кого-то из собравшихся, которых называют "зеваками" помещают человека в "такси", чтобы отвезти в госпиталь.
И вот, благодаря сходству, которое только что поразило вас, между лицом шофера и лицом пьяницы, которого вы сбили в прошлом году, когда возвращались слегка навеселе с шумного дня рождения, вы замечаете, что несчастный случай на углу улицы каким-то необъяснимым образом связан в ваших ассоциациях с меренгами, которые вы ели на той вечеринке.
Ах, что это были за меренги!
Этот слуга, забыв сегодня вашу газету, испортил вам утренний кофе. Почему бы не выпить его сейчас?
Здесь есть модное кафе, куда вы иногда заходите с друзьями.
Но почему вы вспомнили слугу? Разве вы почти не забыли неприятности сегодняшнего утра? Однако теперь... как вкусны эти меренги с кофе.
Посмотрите! За соседним столиком две девушки. Какая очаровательная блондинка!
Вы слышите она шепчет своей компаньонке, поглядывая на вас: "Ну, он того рода мужчин, какие мне нравятся!"
Станете ли вы отрицать, что от этих слов о вас, случайно подслушанных, а возможно намеренно громко произнесенные, весь вы, так сказать, "внутренне возрадовались"?
Предположим, что вас тогда бы спросили, стоит ли раздражаться и выходить из себя из-за утренних неприятностей, вы бы, конечно, ответили отрицательно и пообещали себе, что ничего подобного никогда больше не произойдет.
Нужно ли говорить о том, как преобразилось ваше настроение, когда вы знакомились с блондинкой, которой заинтересовались и которая заинтересовалась вами, и о состоянии в проведенное с ней время?
Вы возвращаетесь домой, напевая какой-то мотив и даже вид разбитого зеркала вызывает у вас только улыбку. Но как быть с делом, по которому вы вышли этим утром... Вы только сейчас вспомнили о нем. Ясно... Ну, ничего, можно позвонить.
Вы идете к телефону и девушка ошибочно соединяет вас с другим номером.
Вы звоните опять и попадаете на тот же номер. Кто-то извещает вас, что вы ему надоедаете, вы говорите ему, что не виноваты, и вот, слово за слово, вы узнаете к своему удивлению, что вы негодяй и идиот и что, если вы ему позвоните еще раз ... то...
Коврик, скользнувший у вас под ногами, вызывает бурю негодования и вы слышите тон своего голоса, каким вы упрекаете слугу, подающего письмо.
Это письмо от человека, которого вы уважаете и чье хорошее мнение высоко цените.
Содержание письма настолько льстит вам, что пока вы читаете, ваше раздражение постепенно проходит и заменяется "приятным замешательством" человека, слушающего хвалу себе. Вы заканчиваете чтение письма в счастливейшем из настроений.
Я мог бы продолжить эту картину вашего дня - вы свободный человек!
Возможно вы думаете, я преувеличиваю? Нет, это фотографически точный снимок с натуры.
Говоря о воле человеке и о разных аспектах ее якобы самостоятелных проявлений, что для современных так называемых "вопрошающих", а по нашим соображениям, "наивных умов" является предметом мудрствования и самообмана, не вредно процитировать, сказанное господином Гурджиевым в другой "лекции-беседе", поскольку совокупность того, что он тогда сказал, может пролить свет на иллюзорность той воли, которую якобы каждый человек имеет.
Господин Гурджиев сказал:
"Человек приходит в мир, как чистый лист бумаги, который немедленно все окружающие, соперничая, стремятся запачкать и заполнить воспитанием, моралью, сведениями, которые мы называем знанием и всякого рода чувствами - долга, чести, совести и т.д. и т.п.
И каждый и всякий заявляет о неизменности и непогрешимости применяемых методов прививки этих ветвей к главному стволу, называемому человеческой личностью.
Лист бумаги постепенно грязнится и чем грязнее он становится, то-есть чем более человек набит эфемерными сведениями и этими понятиями долга, чести и т.д., которые вдолблены в него или внушены другими, тем "умнее" и ценнее слывет он среди окружающих.
И видя, что люди смотрят на его "грязь", как на достоинство, он сам неизбежно начинает рассматривать этот самый загрязненный лист бумаги в том же свете.
И вот вы имеете образец того, что мы называем человеком, к которому часто добавляются такие слова, как "талант" и "гений".
И настроение нашего "таланта" портится на целый день, если он пробудившись утром не находит своих шлепанцев у кровати.
Обычный человек не свободен в своих проявлениях, в своей жизни, в своих настроениях.
Он не может быть тем, кем он хотел бы быть, и он не таков, каким считает себя.
Человек - как могущественно это звучит! Само слово "человек" означает "венец Творения", однако... насколько этот титул подходит современному человеку?
В то же время человек должен действительно быть венцом Творения, поскольку он сформирован и имеет в себе все возможности для обретения всех данных, в точности подобных данным ОСУЩЕСТВИТЕЛЯ ВСЕГО СУЩЕСТВУЮЩЕГО В ЦЕЛОЙ ВСЕЛЕННОЙ.
Чтобы обладать правом называться "человеком" нужно быть единым.
А чтобы быть таковым, нужно прежде всего с неустанной настойчивостью и неугасимым импульсом желания, исходящим из всех отдельных, независимых членов, составляющих ваше общее присутствие, то-есть из желания исходящего одновременно из мыслей, чувств и органического инстинкта, работать над всесторонним знанием о себе, в то же время борясь непрестанно со своими субъективными слабостями, и тогда, утвердившись на результатах, полученных так только собственным сознанием, относительно дефектов своей установившейся субъективности, а также и выясненных средств возможной борьбы с ними, бороться за их искоренение без пощады к себе.
Говоря откровенно и полностью беспристрастно, современный человек, как мы его знаем, представляет собой не более не менее как часовой механизм, хотя и очень сложной конструкции.
Свою машинальность человек должен непременно обдумать глубоко, во всех аспектах и с полным отсутствием пристрастия, и хорошо ее понять для того, чтобы полностью оценить, какое значение эта машинальность, со всеми вытекающими отсюда последствиями и результатами, может иметь как для его собственной будущей жизни, так и для оправдания смысла и цели его возникновения и существования.
Для того, кто желает изучить человеческую машинальность вообще и выяснить ее для себя, лучшим объектом исследований будет он сам со своей собственной машинальностью, а практическое изучение этого и чувственное ее понимание всем своим существом, а не "психопатически", то-есть только одной частью своего целого присутствия, возможно только правильно поставленного самонаблюдения.
Что же касается возможности правильной постановки самонаблюдения и проведения его без риска вызвать вредные последствия, которые не раз получались из человеческих попыток делать это без соответствующих знаний, то необходимо предупредить, - чтобы избежать излишнего рвения, - что наш опыт, основанный на обширной точной информации, которой мы располагаем, показал, что это не такая простая вещь, как может показаться на первый взгляд. Вот почему мы сделали изучение машинальности современного человека фундаментом правильно поставленного самонаблюдения.
До начала изучения этой машинальности и всех принципов правильной постановки самонаблюдения человек, во-первых, должен решить, раз и навсегда, что будет с собой безусловно искренен, ни на что не закроет глаз, не убежит ни от каких результатов, куда бы они его не привели, не побоится никаких выводов, и не ограничится никаким предварительно поставленными себе пределами, а, во-вторых, чтобы разъяснение этих принципов было правильно понято и усвоено последователями этого нового учения, необходимо установить соответствующую форму "языка", поскольку мы нашли, что установленная форма языка совершенно не пригодна для такого разъяснения.
Что касается первого условия, то нужно сейчас с самого начала предупредить, что человек, не привыкший думать и действовать вдоль линий, соответствующих принципам самонаблюдения, должен иметь великое мужество, чтобы искренне принять полученные следствия и не расстроиться, и, подчиняясь им, следовать этим принципам далее с кресчендо настойчивости, обязательно для этого требуемой.
Эти выводы могут, как говорят, "перевернуть" все убеждения и верования раньше глубоко укоренившиеся в человеке, а также весь порядок его обычного мышления, и, в этом случае он может быть ограблен, возможно навеки, и лишен всех приятных, как говорят "дорогих его сердцу ценностей", которые до сих пор определяли его спокойную и безмятежную жизнь.
Благодаря правильно поставленному самонаблюдению человек с первого же дня ясно схватит и недвусмысленно установит свое жалкое бессилие и бесполезность перед лицом буквально всего окружающего.
Всем своим существом он убедится, что все управляет им, все направляет его. Он же не управляет и не направляет вообще ничего.
Он привлекается и отталкивается не только всем одушевленным, имеющим в себе способность влиять на возникновение в нем тех или иных ассоциаций, но даже и совсем инертными и неодушевленными вещами.
Без всякого самообмана или самоуспокоения - импульсов, ставших неотъемлемыми от современного человека - он познает, что вся его жизнь есть нечто иное, как слепая реакция на указанные притяжение и отталкивание.
Он ясно увидит как отлиты его так называемые мироощущения, взгляды, характер, вкус и т.д. , короче, как образована его индивидуальность и под каким влиянием ее детали обязаны меняться.
Что же касается второго необходимого условия, то-есть установление точного языка, то это необходимо, поскольку наш еще недавно установившийся язык, получивший, так сказать, "права гражданства", на котором мы говорим, передаем наши знания и понятия другим и пишем книги, стал уже, по нашему мнению, совершенно бесполезным для какого-либо более или менее точного обмена мнениями.
Слова из которых состоит наш современный язык, передают, благодаря произвольности мысли, помещенной в них людьми, неопределенные и относительные понятия и поэтому воспринимаются средними людьми "растяжимо".
В формировании такой ненормальности в жизни человека сыграла роль, по нашему мнению, все та же установившаяся ненормальная система воспитания подрастающего поколения.
И она сыграла роль потому, что, основываясь, как мы уже сказали главным образом на принуждении молодежи "выучить наизусть" как можно больше слов, отличающихся друг от друга только впечатлением, полученным от их созвучий, а не реальной глубиной заложенного в них смысла, эта система воспитания привела к постепенной утрате в людях способности думать и мыслить о том, о чем они говорят и о том, что им было сказано.
В результате утраты этой способности и ввиду, в то же время, необходимости передавать более или менее точно мысли другим, им приходится, несмотря на бесконечное число слов уже существующих во всех современных языках, либо заимствовать слова из других языков, либо изобретать их все в большем числе, что, наконец, привело к тому, что когда современный человек хочет выразить идею, для которой он знает много по видимости подходящих слов, и выражает ее словом, которое, согласно его умственному отражению, подходит, он по-прежнему инстинктивно чувствует неуверенность в правильности своего выбора и бессознательно придает этому слову свой собственный субъективный смысл.
Из-за этого, с одной стороны, уже автоматического использования, а с другой, постепенного исчезновения способности сосредоточивать свое активное внимание на какое-либо длительное время, средний человек, произнеся или слыша слово, невольно подчеркивает и останавливается на том или другом аспекте передаваемого словом понятия, неизменно сосредоточивая все значение слова на одной характеристике указываемого им понятия, то-есть слово означает для него все содержание данной идеи, а только первое случайное значение, зависящее от мыслей в цепи текущих в нем автоматических ассоциаций. Следовательно всякий раз, в ходе беседы современный человек слышит или говорит одно и то же слово, он придает ему другое значение, временами полностью противоречащее смыслу, передаваемому этим словом.
Ибо любому человеку, познавшему это до некоторой степени этот "трагикомический праздник звуков" особенно остро бросается в глаза и становится очевидным научившемуся более или менее наблюдать, когда другие присоединятся к разговору двух современных людей.
Каждый из них помещает свой собственный смысл во все слова которые стали центрами тяготения в указанной, так сказать, "бессодержательной симфонии слов", ухом же этого беспристрастного наблюдателя все это воспринимается только, как говорится в древней Синокулупьяной сказке "Тысяча и одна ночь" как "какофонически- фантастическая бессмыслица".
Разговаривая таким образом, современные люди, тем не менее, воображают, что они понимают друг друга и уверены, что передают друг другу свои мысли.
Мы, с другой стороны, полагаясь на массу неоспоримых данных, подтвержденных психо-физико-химическими экспериментами, категорически утверждаем, что до тех пор, пока современные люди остаются такими, как они есть, то-есть "средними людьми", они никогда, о чем бы они между собой не говорили, особенно если предмет абстрактный, не обозначат одни и те же понятия точными и теми же словами и никогда действительно не поймут друг друга.
Вот почему в современном среднем человеке, всякий внутренний опыт, порождающий мышление и дающий логические результаты, которые в других условиях были бы очень благотворны для окружающих, не проявляется во вне, а просто преобразуется для него в , так сказать "порабощающий фактор".
Благодаря этому все увеличивается изоляция внутренней жизни каждого отдельного человека и, как следствие, все более и более разрушается то, что называется "истинным обучением", так необходимым в человеческой коллективной жизни.
Из-за потери способности думать и размышлять современный человек, слыша или применяя в разговоре какое-либо слово, с которым знаком только по звучанию, не остановится подумать и у него даже не возникнет какой-либо вопрос о том, что же собственно означает это слово, поскольку он уже раз и навсегда решил, как то, что он знает это слово, так и то, что его знают все другие.
Вопрос, возможно, все же иногда у него и возникает, когда он слышит совершенно незнакомое слово впервые, однако в этом случае он удовлетворяется просто подстановкой вместо незнакомого слова другого подходящего со знакомым звучанием и затем воображает, что он его понял.
Для уяснения того, что было сказано, отличным примером будет сказать слово, так часто применяемое всяким современным человеком, слово "мир".
Если бы люди знали, как схватить то, что проходит в их мыслях, когда они слышат или употребляют слово "мир", то большинство из них должно было бы признать, - если, конечно, они намерены быть искренними, - что это слово не несет никакого точного понятия.
Просто воспринимая ухом привычное созвучие, смысл которого, как они предполагают, они знают, они как бы говорят себе: "А, мир, - я знаю что это такое", - и безмятежно продолжают мышление.
Если бы кто-то намеренно остановил их внимание на этом слове и знал бы, как копнуть, чтобы найти , что же они понимают под ним, они бы поначалу пришли просто, как говорится, в "замешательство", однако быстро придя в себя, то-есть поспешно обманув себя и вспомнив первое, пришедшее на ум определение этого слова, они затем предложат его как свое собственное, хотя, фактически, и не думали о нем раньше.
Если иметь необходимую власть, чтобы заставить группу современных людей, даже из тех, кто получил, так сказать, "хорошее образование", определить точно как каждый из них понимает слово "мир", они все начнут так "ходить вокруг да около", что поневоле даже касторку вспомнишь с некоторой нежностью. Например, один из них, прочитавший, между прочим, несколько книг по астрономии, скажет, что "мир" это огромное число солнц, окруженных планетами и расположенных на колоссальных расстояниях друг от друга, и образующих вместе то, что мы называем "млечный путь", за пределами которого, на неизмеримых расстояниях и за пределами доступных нашему исследованию прстранств, есть, по-видимому, другие созвездия и другие миры.
Другой, интересующийся современной физикой, будет говорить о мире, как о систематической эволюции материи, начиная от атома и взвинчиваясь до большущих агрегатов, таких как планеты и солнце; возможно он сошлется на подобие мира атомов и электронов и мира солнц и планет т.п. в том же духе.
Тот, кто по той или иной причине, сделал своим коньком философию и прочел всю мешанину по этому предмету, скажет, что мир есть только продукт наших субъективных картин и воображений и что наша Земля, например, с ее горами и морями, с ее растительным и животным царствами есть мир видимости, иллюзорный мир.
Человек, знакомый с последними теориями многомерного пространства скажет, что обычно на мир смотрят как на бесконечную трехмерную сферу, но в действительности, однако, трехмерный мир, как таковой, не может существовать и является только воображаемым сечением другого четырехмерного мира, из которого приходит и в который уходит все вокруг нас происходящее.
Человек, чье мировоззрение основано на догматах религии, скажет, что мир есть все существующее, видимое и невидимое, сотворенное Богом и зависящее от Его Воли. Наша жизнь в мире видимом коротка, а в невидимом, где человек получает награду или наказание за все свои дела во время пребывания в видимом мире, жизнь вечная.
Поднаторевший в спиритизме скажет, что рядом с видимым миром существует еще другой, "потусторонний" мир, и что уже установлена связь с существами, населяющими этот "потусторонний" мир.
Фанатик теософии пойдет еще дальше и скажет, что существует семь миров, проникающих друг друга и составленных из все более и более разреженной материи и т.д.
Короче, ни один из современных людей не будет способным дать единое определенное понятие, точное без всяких исключений, о реальном смысле слова "мир".
Вся психическая внутренняя жизнь среднего человека есть не что иное, как "автоматизированный контакт" двух-трех серий ассоциаций ранее воспринятых им впечатлений, фиксированных под действием некоторого тогда возникшего в нем импульса во всех трех его разумных центрах или "мозгах". Когда ассоциации начинают снова действовать, то-есть, когда под влиянием какого-либо внутреннего или внешнего случайного толчка появляется повторение соответствующих впечатлений, он начинает констатировать, что в другом центре начинают повторяться вызванные ими однородные впечатления.
Все особенности мировоззрения обычного человека и характерные черты его индивидуальности исходят и зависят от последовательности импульса, происходящего в нем в момент восприятия новых впечатлений, а также от автоматизма, установленного для возникновения процесса повторений этих впечатлений.
Этим-то и объясняется несоответствие, всегда наблюдаемое даже средним человеком в пассивном состоянии, несколько ассоциаций, протекающих в нем одновременно.
Указанные впечатления в общем присутствии человека воспринимаются благодаря трем, так сказать, аппаратам, - так как вообще в присутствии всех животных есть аппараты, - действующие как восприниматели всех семи, так называемых, "вибраций планетных центров тяготения".
Конструкция этих воспринимающих аппаратов одна и та же во всех частях механизма.
Они состоят из устройств, напоминающих частью восковые диски фонографа: на этих дисках или, как их еще можно назвать, "бабинах", начинают регистрироваться все впечатления, воспринятые с первых дней появления человека на свет и даже ранее - с периода его формирования в материнской утробе.
И отдельные аппараты, составляющие этот общий механизм, имеют также некоторое автоматически действующее устройство, благодаря которому вновь приходящие впечатления, кроме того что регистрируются параллельно с воспринятыми ранее и подобными себе, регистрируются также параллельно с теми впечатлениями, которые восприняты с ними одновременно.
Таким образом всякое испытываемое впечатление записывается в нескольких местах и на нескольких бобинах и там, на этих бобинах, сохраняется неизменным.
Эти отпечатанные восприятия имеют такое свойство, что от контакта с родственными вибрациями того же качества они, так сказать, "возбуждаются" и ими тогда повторяется действие, подобное действию, вызвавшему их первое возникновение.
И вот это-то повторение ранее воспринятых впечатлений, порождающее так называемую ассоциацию, и части этого повторения, входящие в поле внимания человека, вместе обуславливают то, что обозначается термином "память".
Память среднего человека по сравнению с памятью человека гармонически совершенного, является весьма несовершенным приспособлением для использования во время ответственной жизни вклада ранее воспринятых впечатлений.
С помощью памяти средний человек из ранее воспринятых впечатлений может использовать и, так сказать, проследить только очень малую часть всего своего склада впечатлений, в то время как память реального человека прослеживает все его впечатления без исключения, когда бы они не были восприняты.
Были проделаны многие эксперименты и с недвусмысленной точностью было установлено, что всякий человек в определенных состояниях, как например в состоянии некоторых стадий гипноза, может вспомнить до мельчайших подробностей все, что когда-либо случилось с ним; он может вспомнить всякую деталь окружения и лица и голоса людей, даже людей первых дней его жизни, когда он еще был, по общим понятиям, бессознательным существом.
Когда человек находится в одном из этих состояний, можно искусственно заставить работать даже бобины, спрятанные в наиболее темных углах механизма, но часто случается, что эти катушки начинают разворачиваться сами собой под влиянием явного или скрытого толчка, вызванного некоторым переживанием, в результате чего перед человеком неожиданно встают давно забытые сцены, картины, лица и т.д.
В этом месте я прерываю лекцию и считаю уместным сделать следующее дополнение:
Дополнение
Таков обычный средний человек - бессознательный раб сплошного служения общевселенским целям, чуждым его собственной личной индивидуальности.
Он может прожить все свои годы таким, каков он есть, и, как таковой, будет уничтожен навеки.
Однако в то же время Великая Природа дала ему возможность быть не просто слепым орудием полностью сплошного служения этим общевселенским объекивным целям, но, служа ей и осуществляя то, что ему положено, - это судьба всякого дышащего существа, работать в то же время и на себя, на свою эгоистическую индивидуальность.
Эта возможность дана также для служений общей цели, ввиду того факта, что для равновесия этих объективных законов нужны такие принципиально свободные люди.
Хотя указанное освобождение возможно, тем не менее, трудно сказать, имеет ли данный конкретный человек шанс достичь его.
Есть масса причин, которые могут не позволить этого и, более того, в большинстве случаев они не зависят ни от нас лично, ни от великих законов, а только от разных случайных условий нашего возникновения и формирования, главными из которых являются наследственность и условия, при которых идет процесс в нашем "подготовительном возрасте". Вот эти-то неконтролируемые условия и могут не позволить это освобождение.
Главная трудность на пути освобождения от полного сплошного рабства состоит в том, что невозможно намеренно, исходя из собственной инициативы и упорства, при поддержке своих собственных усилий, то-есть не по чужой, а по собственной воле, искоренить из своего присутствия некоторых свойств того нечто наших праотцев, которое называется органом Кундабуффер, также предрасположены к тем последствиям, которые могут опять возникнуть.
Для того, чтобы вы получили хотя бы приблизительное понимание этого странного органа с его свойствами, а также проявления в себе последствий этих свойств, нужно немного дольше остановиться на этом вопросе и поговорить о нем несколько более подробно.
Великая Природа в своем предвидении и по многим важным причинам (теоретическое объяснение которых будет дано в позднейших лекциях) была вынуждена поместить в общее присутствие наших отдаленных предков как раз такой орган, порождением свойств которого они могли быть защищены от возможности видеть и чувствовать что-либо так, как оно происходит в реальной действительности.
Хотя этот орган был позднее "изъят" из их общих присутствий, также Великой Природой, все же, из-за космического закона, выраженного словами, "усвоение результатов часто повторяемых действий", согласно которому при частом повторении одного и того же действия во всяком "мирном средоточии" при определенных условиях возникает предрасположение к производству так же результатов, - законное предрасположение, возникшее в праотцах передавалось наследственно из поколения в поколение так что, когда их потомки в процессе своей обычной жизни установили многочисленные условия, оказавшиеся близким по духу этой закономерности, в них возникли последствия различных свойств этого органа и, передаваясь наследственно из поколения в поколение постепенно были усвоены и породили в конечном счете почти такие же проявления какие были у их предков.
Приблизительное понимание проявлений в нас этих последствий можно вынести из следующего акта, вполне доступного нашему Разуму и находящегося вне всякого сознания.
Все мы, люди, смертны и любой человек может умереть в любой момент.
Теперь возникает вопрос, может ли человек действительно представить себе и так сказать "пережить" в своем сознании процесс своей собственной смерти?
Нет! Свою собственную смерть и переживание этого процесса человек никогда не может, как бы этого не желал, представить себе.
Современный обычный человек может представить себе смерть другого, хотя и это не полно.
Он может представить себе, например, что некий м-р Смит покинул театр и, переходя улицу, попал под автомобиль и был насмерть раздавлен.
Или, что сброшенная ветром вывеска упала на голову м-ра Джонса, когда он проходил мимо, и убила его на месте.
Или, что м-р Браунпоев испорченных креветок, отравился и поскольку никто не мог спасти его, умер на следующий день.
Любой легко может представить все это. Но может ли средний человек рассмотреть по отношению к себе ту же возможность, какую он допускает для
м-ра Смита, м-ра Джонса и м-ра Брауна, и прочувствовать и пережить все отчаяние от того факта, что эти события могут с ним случиться?
Подумайте, что случилось бы с человеком, ясно представившим себе и пережившим неизбежность своей собственной смерти.
Если он думает серьезно и действительно способен войти в это и познать свою собственную смерть, то, что может быть ужаснее этого?
В обычной жизни, в особенности в последнее время, и кроме подавляющего факта неизбежности смерти, которая непременно должна с нами произойти, существует действительно большое число других фактов того же рода одно только реальное представление о возможности испытать которые должны вызвать в нас чувства невыразимой и неистерпимой тревоги.
Предположим, что такие современные люди, потерявшие уже полностью всякую возможность какой-либо реальной объективной надежды на будущее, то-есть те из них, кто никогда не "сеял" во время своего ответственного существования и кто, следовательно, не имеет что "жать" в будущем, - предположим, что ни осознали бы неизбежность своей скорой смерти, то уже от одного переживания этого в мысли они могли бы повеситься.
Особенность действия последствий свойств указанного органа на общую психику людей состоит как раз в том, что благодаря им у большинства современных людей, - тех тримозглых существ, на которых возложены все надежды и ожидания нашего ТВОРЦА, как на возможных служителей высоким целям, не возникает познания ни одного из этих истинных ужасов, и это позволяет им мирно продолжать свое существование в бессознательном выполнении предопределенного, но в служении только ближайшим непосредственным целям Природы, ввиду того, что они потеряли, в результате своей неприличной ненормальной жизни, всякую возможность служения высшим целям.
Благодаря этим последствиям в психике этих людей не только не возникает познание этих ужасов, но с целью самоуспокоения они даже еще выдумали себе всякого рода фантастические объяснения, правдоподобные для их наивной логики, того, что они реально чувствуют, а также того, что они не чувствуют вовсе.
Так, например, предположим, что решение вопроса о нашей возможности действительно почувствовать различные возможно истинные ужасы, в частности ужас своей собственной смерти стало бы, так сказать, "жгучим вопросом дня", - что случается с некоторыми вопросами в современной человеческой жизни, - тогда, по всей вероятности все современные люди, обычные смертные, а также и те, кого называют "ученики", предложили бы категорическое решение, в котором не усомнились бы ни на мгновение, и, как говорится, с пеной у рта пустились бы в доказательство того, что, если, фактически, что-то и спасет человека от способности испытать эти ужасы, так это его собственная "воля".
Но если это допустить, тогда почему эта самая предполагаемая воля не предохраняет нас от всех маленьких страхов, которые мы испытываем на каждом шагу?
Чтобы почувствовать и понять всем своим существом, о чем я сейчас говорю, а не просто понять, так сказать, своим "умоблудием", которое к несчастью наших потомков стало доминирующим наследством современных людей, представьте теперь просто следующее:
Сегодня, после лекции, вы возвращаетесь домой, раздеваетесь и ложитесь в постель, но, как только вы накрываетесь одеялом, мышь выскакивает из-под подушки и, стремительно пробежав по вашему телу, исчезает в складки одеяла.
Скажите откровенно, разве не пробегают у же по вашему телу мурашки просто от одной мысли о такой возможности?
Разве это не так?
Теперь пожалуйста попробуйте сделать исключение и без участия всякой, так сказать, "субъективной эмоциональности", которая стала в вас фиксированной, подумать только как своим мышлением о такой для вас возможности, и вы сами удивитесь, что реагировали на это таким образом.
Что же тут такого страшного?
Это ведь просто обычная домовая мышь - самая безвредная и безобидная из зверюшек.
Теперь я вас спрашиваю, как все сказанное можно объяснить этой волей, которая якобы есть у каждого человека?
Как можно примирить тот факт, что человек устрашен небольшой робкой мыслью, самой боязливой из всех существ, и тысячами других подобных же пустяков, которые даже могут никогда и не случиться, и все же не испытывает никакого ужаса перед неизбежностью своей собственной смерти?
Во всяком случае, объяснить такие очевидные противоречия действием пресловутой человеческой воли невозможно.
Если это противоречие рассмотреть открыто без всяких предвзятостей, то-есть без всяких готовых понятий, выведенных из мудрствования разных, так называемых "авторитетов", которые в большинстве своем стали таковыми благодаря наивности и "стадному инстинкту" людей, а также из-за результатов, зависящих от ненормального воспитания, которые возникают в нашей умственной деятельности, то станет недвусмысленно очевидно, что все эти страхи, от которых в человеке не возникает стремление, как мы сказали, повеситься, позволены Самой Природой, насколько они необходимы для процесса нашего обычного существования.
И действительно, без них, без всех этих в объективном смысле, как говорится "блошиных укусов", которые кажутся нам "беспрецедентно ужасными", в нас не происходило бы вообще никакого переживания, ни радости, ни горя, ни надежды, ни разочарования и т.д., и мы не могли бы всех этих забот, стимулов, стремлений, ну, в общем, всякого рода импульсов, которые заставляют нас действовать, чтобы достичь чего-то и стремиться к какой-то цели.
Вот это-то совокупность всех этих автоматических, можно сказать, "детских переживаний", возникающих и протекающих в среднем человеке, с одной стороны, составляет и поддерживает его жизнь, а с другой, не дает ему ни возможности, ни времени увидеть и почувствовать реальность.
Если среднему современному человеку дать возможность ощущать или помнить, хотя бы в мыслях, что определенного известного числа, например, завтра, через неделю или через месяц, или даже через год или два он умрет и умрет наверняка, то что же тогда, спрашивается, останется от всего того, что до сих пор занимало и составляло его жизнь?
Все потеряет для него свой смысл и значение. Какова будет ценность награды, которую он получил вчера за долгую службу и которая так восхищало его, или того недавно замеченного им и такого многообещающего взгляда женщины, которая долго была объектом его постоянных безответных стремлений, или газеты с утренним кофе и этого почтительного приветствия соседа по лестнице, и театра вечером, и отдыха и сна и всех этих желанных вещей - на что все они будут тогда?
Они не будут больше иметь того значения, какое им придавалось раньше, если даже человек знает, что смерть возьмет его только через пять или шесть лет.
Короче, смотреть своей смерти, как говорят, "в лицо" средний человек не может и не должен - он тогда, так сказать, "выберется из своей ямы" и перед ним в ясной форме возникнет вопрос: "Зачем тогда мы живем и трудимся, и страдаем?"
Как раз для того, чтобы такой вопрос не мог возникнуть, Великая Природа, убедившись, что в общих присутствиях большинства людей перестали существовать всякие факторы для достойных проявлений, свойственных трехцентровым существам, предусмотрительно мудро защитила их, позволив возникнуть в них различным последствиям тех недостойных свойств, несвойственных трехцентровым существам, которые, при отсутствии правильной реализации, приводит их к невосприятию и неощущению реальности.
И Великая Природа была вынуждена приспособить Себя к такой, в объективном смысле, ненормальности вследствие того, что из-за условий обычной жизни, установленных самими людьми, ухудшается качество их излучения, нужных для Высших Общекосмических Целей, настоятельно требовало, для поддержания равновесия, увеличить число порождений и существований.
Откуда следует, что жизнь в общем дана людям не для них самих, но что эта жизнь необходима для Высших Космических Целей, вследствие чего Великая Природа следит за этой жизнью так, чтобы она могла протекать в более или менее терпимой форме и заботится, чтобы она не закончилась преждевременно.
Не так ли и мы, люди, сами кормим, следим, заботимся и делаем жизнь наших овец и свиней насколько возможно более удобной?
Делаем ли мы это только потому, что ценим их жизни ради их жизней?
Нет! Мы делаем все это для того, чтобы в один прекрасный день заколоть их и получить требуемое мясо с возможно большим количеством сала.
Таким же образом Природа принимает все меры, чтобы мы могли жить, не видя ужаса, и чтобы мы не повесились, но жили долго, а затем, когда мы потребуемся, она заколет нас.
При установившихся условиях обычной жизни людей это уже стало непреложным законом Природы.
В нашей жизни есть определенная очень большая цель и мы все должны служить этой Великой Общей Цели - в этом весь смысл и предназначение нашей жизни.
Все люди без исключения являются рабами этого "Величия" и все вынуждены волей-неволей, подчиниться и выполнять безусловно и бескомпромиссно то, что предназначено каждому из нас переданной ему наследственностью и обретенным Бытием.
Теперь, после всего, что я сказал, возвращаясь к главной теме лекции, прочитанной здесь сегодня, я хочу освежить в вашей памяти то, о чем несколько раз упоминалось при определении человека, - выражения "настоящий человек" и "человек в кавычках", и в заключение сказать следующее.
Хотя и настоящий человек, уже обретший свое собственное "Я", и человек в кавычках, еще не сделавший этого, равно являются рабами указанного "Величия", все же разница между ними, как я уже сказал, состоит в том, что, поскольку отношение первого к своему рабству сознательно, он приобрел возможность одновременно со служением вселенской Реализации, применять часть своих проявлений, в соответствии с провидением Великой Природы, для цели обретения "негибнущего Бытия", в то же время как второй, не познав своего рабства, служит в течение всего процесса своего существования исключительно, как вещь, которая, когда в ней больше нет нужды, исчезает навсегда.
Для того, чтобы сделать только что сказанное более понятным и конкретным, будет полезно сравнить человеческую жизнь вообще с большой рекой, возникающей из разных источников и текущей по лицу нашей планеты, а жизнь любого данного человека с одной из капель вод, составляющих эту веху жизни.
Эта река вначале течет как целое вдоль сравнительно пологой долины, а в том месте, где Природа особенно подвержена, так называемому, "незаконному катаклизму", она разделяется на два отдельных потока, или, как еще говорят, в реке происходит "разделение вод". Все воды одного из потоков, вскоре после прохождения этого места, впадают в еще более пологую долину и, ненагруженные окружением (без каких-либо помех со стороны)"величественных и живописных сцен", окончательно впадают в обширный океан.
Второй поток, продолжая свое течение среди мест, образованных последствиями указанного "незаконного катаклизма", и в конце концов падает в расселины Земли, сами являющиеся следствием того же катаклизма, и просачивается в самые ее глубины.
Хотя после разделения вод воды обоих этих потоков текут далее независимо и более не смешиваются, все же вдоль всего их дальнейшего пути они часто сближаются настолько, что все результаты, порожденные процессом их течения, сливаются, и бывает, что во время больших атмосферных явлений, таких как буря, ветры и т.д. всплески воды, или даже отдельные капли, переходят из одного потока в другой.
Индивидуально жизнь всякого человека до достижения ответственного возраста соответствует капле воды в первоначальном течении реки, а место, где происходит разделение вод, соответствует времени, когда он становится взрослым.
После этого разветвления всякое законное значительное последующее движение, как реки в целом, так и любой малой детали ее движения , осуществляющее предназначенную судьбу целой реки, равно приложимо ко всей отдельной капле как раз настолько, насколько данная капля находится в общей совокупности этой реки.
Для самой капли все ее перемещения, направления движения и состояния, вызванные различием ее положения, разнообразными случайно возникшими окружающими условиями и ускоренным или замедленным темпом ее движения, имеют всегда, в общем, случайный характер.
Ибо для капель нет отдельного предопределения из личной судьбы - предопределенная судьба существует только для целой реки.
В начале течения реки жизнь капель в один момент проходит здесь, в другой - там, а мгновение позже она уже может не быть тем, что есть, а быть выплеснутой из реки и испортиться.
Итак, когда, из-за недостойной жизни людей, Великая Природа была вынуждена породить соответствующие изменения в их общих присутствиях, то для целей реализации всего существующего, с этого времени было так установлено, что человеческая жизнь вообще на Земле должна следовать двумя потоками, и Великая Природа предусмотрела и постепенно утвердила в деталях Своей общей реализации такую соответствующую этому закономерность, что в каплях воды первоначального потока реки жизни, в которых происходит соответствующие внутренние субъективные "борения самоотрицания", может либо возникнуть либо не возникнуть то "нечто", благодаря которому приобретаются определенные свойства, дающие возможность в месте разветвления вод войти в тот или другой поток.
Это "нечто", которое в общем присутствии капли воды является фактором, осуществляющим в ней свойство, соответствующее тому или иному потоку, является в общем присутствии всякого человека, достигшего ответственного возраста, тем "Я", о котором говорилось в сегодняшней лекции.
Человек, имеющий в своем общем присутствии свое собственное "Я" входит в один из потоков реки жизни, а человек не имеющий - в другой.
Последующая судьба всякой капли общей реки жизни определяется при разделении вод в соответствии с потоком, в который она попала. И она определяется, как уже было сказано, тем фактом, что один из этих потоков в конце концов изливается в океан, то-есть в ту сферу общей Природы, в которой часто повторяется, так называемый "взаимный обмен субстанциями между различными великими космическими сосредоточениями", через процесс, который называется "Похдалиседжанча", часть которого, между прочим, современные люди называют "циклоном", - вследствие чего эти капли воды имеют возможность эволюционировать, так сказать, к следующему высшему сосредоточию.
А в конце течения второго потока, как уже было сказано, он исчезает в расселины земных "нижних областей", где участвует в непрерывном процессе, называемом "инволюционное строительство", которое происходит внутри планеты, превращается в пар и распределяется в соответствующие сферы новых образований.
После разветвления вод большие и малые последующие закономерности и детали внешнего движения для целей осуществления предопределенного назначения обоих потоков исходят также из тех же самых космических законов, только, однако, происходящие из них результаты, так сказать, "субъективируются" соответственно для каждого из потоков, и, хотя они начинают функционировать независимо, все же все время они взаимно поддерживают и помогают друг другу. Эти субъективированные вторичные результаты, исходящие из фундаментальных космических законов всегда действуют рядом, иногда сталкиваются или встречаются, но никогда не смешиваются. Действия этих субъективированных вторичных результатов могут иногда, при определенных окружающих условиях, распространяться также и на отдельные капли.
Главным злом для нас, современных людей, является то, что мы, благодаря различным условиям нашего обычного существования, установившиеся нами же, сами вследствие, главным образом, ненормального, "воспитания", достигаем ответственного возраста и обретаем присутствия, которые соответствуют только тому потоку реки жизни, который в конце концов опустошает себя в "нижние области", входим в него и уносимся мы туда куда он хочет, и, не думая о последствиях, остаемся пассивными и, отдавшись потоку, несемся все дальше и дальше.
Пока мы остаемся пассивными, нам приходится не только служить средством природного "эволюционного и инволюционного строительства", но и до конца своей жизни рабски подчинятся каждому капризу всякого рода слепых событий.
Так как большинство присутствующих слушателей уже, так сказать, "перешли" рубеж ответственного возраста и откровенно осознали, что до сих пор не приобрели своего собственного "Я", и в то же время, согласно существу всего сказанного мной сегодня не рисуют себе каких-либо особенно приятных перспектив, то, для того чтобы вы, познавшие это, не были слишком, как говорится, "обескуражены" и не впали в обычный, так называемый "пессимизм", всюду преобладающий в современной ненормальной человеческой жизни, я скажу вполне откровенно, без всякой задней мысли, что согласно моим убеждениям, которые были сформированы благодаря долгим годам исследований, подкрепленных множеством совершенно исключительно построенных экспериментов, на результатах которых и был основан мной "Институт гармонического развития Человека", даже для вас еще не все потеряно.
Дело в том, что указанные исследования и эксперименты показали мне очень ясно и определенно, что во всем, о чем заботится Мать Природа, предусмотрены возможности для существ приобрести ядро своей сущности, то-есть свое собственное "Я" также даже после начала своего ответственного существования.
Предвидение Справедливой Матери Природы состоит в данном случае в том, что нам дается возможность, при некоторых внутренних и внешних условиях, перейти из одного потока в другой.
Выражение, "первое освобождение человека", дошедшее до нас с древнейших времен, относится как раз к этой возможности перехода их потока, предназначенного для исчезновения в нижних областях, в поток, опорожняющийся в обширные пространства безграничного океана.
Перейти в другой поток не так-то просто: пожелал - и перешел. Для этого прежде всего необходимо сознательно выкристаллизовать в себе данные для порождения в своем общем присутствии постоянного неугасимого импульса желания такого перехода, а затем, впоследствии нужна соответствующая длительная подготовка.
Для такого перехода необходимо прежде всего отречься от всего, кажущегося вам "благословением", - что в действительности является автоматически и рабски обретенными привычками, - присутствующего в этом потоке жизни.
Другими словами необходимо умереть для того, что стало для вас вашей обычной жизнью.
Как раз о такой смерти говорится во всех религиях. Она определяется пословицей, дошедшей до нас из глубокой древности: "Без смерти нет Воскресения", - то-есть: "Если не умрешь, не воскреснешь".
Смерть, о которой здесь говорится, не является смертью тела, поскольку для такой смерти нет нужды в воскресении.
Ибо, если есть душа, и кроме того, бессмертная, она может обойтись без Воскресения тела.
Не нуждается в таком воскресении и наше появление перед Страшным Судом Господа Бога, как нас учили Отцы Церкви.
Нет! Даже Иисус Христос и все другие пророки, посланные Свыше, говорили о смерти, которая может случиться уже при жизни, то-есть о смерти того "тирана", от которого происходит наше рабство в этой жизни и от освобождения от которого зависит первое главное освобождение человека.
Суммируя все сказанное: мысли изложенные в лекции, которую вы прослушали, а также то, что я добавил сегодня о двух категориях современных людей, которые в отношении внутреннего содержания не имеют между собой ничего общего, и относительно того печального факта, который до некоторой степени прояснился, благодаря сделанному мной дополнению, а именно, что в общих присутствиях людей последнего времени, из-за установленных ими прогрессивно ухудшающихся условий обычной жизни, - в частности, из-за ошибочной системе воспитания подрастающего поколения, - различные последствия органа Кундабуффер начали проявляться гораздо более интенсивно, я считаю необходимым сказать и даже еще подчеркнуть, что все без исключения недоразумения, возникающие в процессе нашей коллективной жизни, особенно в смысле взаимоотношений, и все разногласия, споры, установки и несложные решения, - решения, после осуществления которых на практике в нас возникает томительный процесс "угрызение совести", - и даже такие большие события как войны, гражданские войны и другие подобные несчастья общего характера проистекают просто из того свойства общих присутствий обычных людей, которые никогда не работают над собой специально, которое на этот раз я назову "отражением" в своем понимании реальности - в перевернутом виде.
Всякий человек, способный мыслить мало-мальски серьезно, т.е. не "отождествляясь" со своими страстями, должен согласиться с этим, если примет во внимание просто один только часто повторяющийся в процессе нашей внутренней жизни факт, а именно, что все наши переживания, которые вначале, в момент своего в нас прохождения, кажутся застывшим ужасом, через какое-то даже незначительное время, когда они заменились другими вспомнились случайно и когда, согласно нашей логике, мы уже в другом настроении, они, как говорится, "ломаного гроша" не стоят.
В среднем человеке результаты его мышления и чувствования часто ведут к тому, что, как можно выразиться, "муха становится слоном, а слон мухой".
Проявление в обоих присутствиях указанных людей этого вредного свойства особенно интенсивно происходит во время таких событий как войны, революции, гражданские войны и т.д.
Именно во время этих событий, особенно остро проявляется состояние констатируемое даже ими и называемое "массовым психозом", под действием которого, за редким исключением, попадают они все.
Сущность этого состояния в том, что средние люди, получив в своем уже слабом разумении, которое в такое время становится еще слабее, шок от вредных россказней того или иного лунатика, и становясь в полном смысле слова, жертвой этих злобных россказней, проявляют себя полностью автоматически.
В периоды, когда они находятся под действием этого бича, ставшего для современных обычных людей неотъемлемым свойством, - в их общих присутствиях уже полностью перестает существовать то священное нечто, что называется "Совестью", данными для возможности обретения которой Великая Природа наделила их, как богоподобных существ, в отличии от просто животных.
Информированные люди искренне сожалеют как раз об этой наследственной черте современных людей, поскольку, согласно историческим данным, а также экспериментальным разъяснениям многочисленных подлинных ученых прошлых эпох, Великая Природа уже давно не нуждается для Своего равновесия в таком явлении, как массовый психоз.
Скорее наоборот, такая периодически проявляющаяся в людях черта принуждает Ее все время адаптироваться по-новому, например, увеличивать рождаемость, изменять то, что называется "ритмом общей психики" и т.д. и т.п.
После всего сказанного я считаю необходимым сказать и даже еще подчеркнуть, что все исторические данные, достигшие современных людей, которые стали известными также и мне, исторические данные относительно того, что действительно случилось в прошлом в жизни людей, а не просто те данные, которые выдуманы современными, так называемыми учеными, главным образом из немцев, историями которых набито подрастающее поколение почти всюду на Земле, - ясно показывают, что люди прошлых эпох не делились на два потока, но что все текли единой рекой жизни.
Общая жизнь человечества разделилась на два потока со времени так называемой "Тиклямишской цивилизации", которая непосредственно предшествовало Вавилонской.
Именно с тех пор начала постепенно осуществляться и окончательно, наконец установилась та организация жизни человечества, которая, как всякий здравомыслящий человек должен констатировать, может теперь течь более или менее терпимо только при разделении людей на господ и рабов.
Хотя быть господами или рабами в коллективном существовании среди подобных нам детей ОБЩЕГО ОТЦА и недостойно человека, все же, из-за условий, жестко утвердившихся в процессе коллективной жизни людей, в настоящее время источник чего лежит в седой старине, мы должны примириться с этим и пойти на компромисс, который, согласно беспристрастному рассуждению, должен соответствовать нашему личному благу, а также не противоречить заповедям специально исшедшими для нас людей из "Первоисточника Всего Существования".
Такой компромисс, я думаю, будет возможен, если некоторые люди сознательно поставят себе в качестве главной цели своего существования приобретение в своих присутствиях всех соответствующих данных, необходимых для того, чтобы стать господином среди подобных себе окружающих.
Начиная отсюда и действуя согласно мудрой пословице древних времен, утверждающей, что "Для того, чтобы в действительности стать справедливыми и добрыми альтруистами, нужно прежде всего неизбежно стать сверх-сверх-эгоистом", а также исходя из здравого смысла, данного нам Великой Природой, каждый из нас должен поставить себе главной целью стать в процессе нашей совместной жизни господином.
Но господином не в том смысле и значении, какие это слово несет современным людям, у кого много рабов и много денег, переданных по большей части по наследству, но в том смысле, что данный человек, благодаря своим, в объективном смысле, самоотверженным действиям по отношению к окружающим, - то-есть действиям проявленным им согласно диктату только его чистого Разума, без участия тех импульсов, которые в нем, как и во всех людях, порождены указанными последствиями свойств зловредного органа Кундабуффер, - приобретает в себе то нечто, что само по себе принуждает всех окружающих кланяться ему и почтительно исполнять его приказы.
Теперь я считаю эту первую серию моих писаний законченной и законченной даже в таком виде, который удовлетворяет даже меня.
Во всяком случае, я даю слово, что, начиная с завтрашнего дня, не затрачу даже пяти минут своего времени на эту первую серию.
А теперь, до того как начать работу над второй серии моих писаний, чтобы принести их, с моей точки зрения, к общедоступному виду, я намерен отдохнуть целый месяц, не писать положительно ничего, а для стимулирования своего организма, уставшего до предела, МЕДЛЕННО достать еще оставшиеся пятнадцать бутылок "супер-сверх-супер-небесного нектара", называемое в настоящее время на Земле "старым кальвадским".
Это старое кальвадское, между прочим, двадцать семь его бутылок, я был, думаю, достоин найти случайно, под покровом смеси извести, песка и мелко истертой соломы несколько лет назад, когда рыл яму для зимнего хранения моркови в одной из келий моего теперь главного местожительства.
Эти бутылки такой божественной жидкости были схоронены, по всей вероятности, монахами, жившими поблизости для спасения своих душ вдали от мирских искушений.
Теперь мне кажется, по тем или иным соображениям, что они схоронили там эти бутылки не без некоторых скрытых мотивов и, что, благодаря их, как говорится, "интуитивной проницательности", данные для этой их особенности, можно предположить, сформировалась в них благодаря благочестивой жизни, они предвидели, что схороненная божественная жидкость попадет в руки достойно понимания таких людей; а теперь, действительно, эта жидкость стимулирует обладателя жидкости достойно поддерживает и помогает лучшей передаче грядущему поколению смысла идеалов, на которых было основано сотрудничество этих монахов.
Я хочу во время этого своего отдыха, который, я с моей точки зрения, вполне заслуживаю, допить эту великолепную жидкость, которая единственно в течение последних лет и давала мне возможность терпеть без страдания окружающих меня подобных мне зверей и слушать новые анекдоты, а иногда, за неимением новых, старые, конечно, если случались компетентные рассказчики.
Теперь еще только полдень, а поскольку я дал слово, что я не буду, начиная только с завтрашнего дня, писать что-либо еще для этой первой серии, у меня есть еще время и я не нарушу своего слова, если добавлю с чистой совестью, что год или два назад я категорически решил сделать общедоступной только первую серию моих опубликованных писаний, что же касается второй и третьей серии, то сделать их не общедоступными, но организовать их распределение для того, чтобы, между прочим, осуществить через них одну из фундаментальных задач, поставленных мной себе под сущностной клятвой, состоящей в том, чтобы окончательно и бесповоротно доказать теоретически, а также и практически, всем моим современникам абсурдность всех унаследованных ими идей относительно предполагаемых существований некоторого "другого мира" с его знаменитым и таким прекрасным "раем" и с его таким отталкивающим "адом"; и в то же время доказать теоретически, а затем бесповоротно показать практически чтобы даже всякая "полная жертва современного воспитания могла понять без содрогания, что Ад и Рай в действительности существуют, но только не там, в "том мире", а здесь рядом с нами на Земле".
После того, как книги первой серии будут все опубликованы, я намереваюсь для распространения второй серии организовать в различных больших центрах одновременные доступные всем публичные чтения.
Что же касается реальных несомненно исчерпывающих подлинно объективных истин, которые будут вынесены мной на свет в третьей серии, то я намерен сделать их доступными исключительно только тем слушателям второй серии моих писаний, которые будут избраны специально подготовленными людьми согласно моим точным инструкциям.