Клевая лунка для свинины на зимней рыбалке

Сергей Плетнев
   Мой финский контракт,  по участию в строительстве канала Кейтеле – Пяйяне,  начался 8 января 1991года,  это было подгадано специально так, что бы прошли все рождественские праздники, и начались трудовые будни. Смысла не было, меня отправлять отдыхать за рубеж.
   Жил я в Ленинграде, в те годы из него просто так за границу поезда не отправлялись. Добирался на поезде  «Лев Толстой»  из Москвы. Без музыки проехали мой город, границу и, к сожалению, так показалось, что даже снег стал чище за этой воображаемой линией.  Практически без проблем добрался до  места работы, но о ней как-нибудь позже. Я приехал в страну озер - волшебный край рыбалки.
   Прошла трудовая неделя и вот долгожданная суббота, к которой я подготовился еще дома, то есть, состряпал пару удочек  для зимней ловли,  взял несколько мормышек про запас, ложку,  что бы ледок набежавший откидывать, ведро с кухни  и пешню, которую монтажники мне из арматуры сварили. По дороге забежал за насадкой,
уже появившиеся знакомые любители рыбной ловли показали, где громадная навозная куча с тем, что надо расположена, и быстрей на лёд.  Да, мне все равно, что у нас в это время глухой сезон, рыба полусонная, под водой еле двигается, аппетита у нее нет, нет клёва. Если пару «матросиков»  возьмешь уже удача.
    А тут десять минут по заснеженному бездорожью и ты на берегу огромного озера, очертания, которого угадываются только по кустам и деревьям, стоящим на кромке воды. Прошел по льду,  ну метров тридцать, дальше пока не обязательно, вот тут и  опустил червяка в воду. Сижу на ведре созерцаю, дремлющий поплавок,  благодать, отдыхаю. Прошло приличное количество минут, может час, уже совсем рассвело.
   Снежок искрится легкий морозец, ну,  а то, что рыба не выпрыгивает, так она всегда старалась быть умнее рыбака. Слишком высока у нее цена ошибки.  Посмотрел направо, налево, может быть место поменять. Рыбу искать нужно.
   Совсем было собрался переходить, как поплавок, лениво шевельнулся, вздохнул,  прилег, снова замер в прежнем положении. Я внимательней смотрю, может  быть, померещилось. Взял свое импровизированное удилище, все равно собрался переходить и подсек.
    Это  такое резкое движение рукой вверх, но при этом, что бы при неожиданном препятствии, тяжестью,  можно было бы создать ситуацию не дающую порвать и без того тонкую лесочку.  Так и случилось, что-то  держало, не позволяло  резко поднять удочку вверх. Но внизу и не трепыхалось, не дергалось, так как вела бы себя рыба. В голове самая обычная причина – зацеп, за что-то обычно всегда валяющееся на дне.
    Ну, как бы там ни было начинаю тянуть  на  себя и, неожиданно это нечто начинает двигаться в верх, просто сантиметр за сантиметром поддается.  С веткой от дерева так бывает. Подниму нежненько и отцеплю.  Там глубина была метров пять, то есть этот кусок лески протягивался через пальцы несколько  долгих минут.
    Наконец, то самое подплывает, становлюсь на колени и о боже, на меня смотрят глаза громадного леща, причем в лунку он точно не пролезает.  Одной рукой сбрасываю шубу,  суетливо перехватываю леску, закручиваю рукав рубашки, как можно выше.  Рукой лезу в лунку, чтобы за жабры вытянуть драгоценную добычу наверх.  Никак, не поддается.А,если сложить , спину к пузику, тогда может быть пролезет. Но одной рукой это не сделать, в другой рука леску, держит и рыбину в натяг.  Да, черт с ним же,  я ее держу ,  лезу туда  и левой, с не засученным рукавом в воду.
    Лежу на льду мордой в лунку, руки там же и вижу метрах в ста от меня по льду, с того берега в мою сторону ровной спокойной походкой движется финн, ну а кто мог быть кроме него, это же - Суоми. Я, то распластанный,  беспомощный  в таком виде, ну поспеши, вон какой монстр попался. Помощь мне нужна в том, что следует  лунку  пешней увеличить, обрубить, до размеров позволяющих вытащить рыбку.
    Этот прохожий,  не спеша подходит ко мне, смотрит вниз, машет рукой, мол,  ерунда брось ты это, все равно не вытащишь.  А мне и не  по - жестикулировать, так мычу  в лед:
 - Помогай! Помогай!
    Ему,  фиолетово,  он и не такое видел,  Стоит и никакого намека на суету. Я верчусь. Ну, короче, довертелся. Эта доска – фанерина дернулась, вероятно, слабину дал, и была такова.  Встаю, видок жалкий,  естественно, левый рукав  мокрый по плечо, правый  завернут также до верху, шапка сбилась,  да еще от лежания весь в снегу. Рыбачок-с. Рядом снасти, которые он только в детстве,  наверное, и видел. Все разбросано, порядка нет. Посмотрел он на меня и говорит:
 - Я – Анти.
 - Сергей.
 - Пойдем ко мне, раз уж я виноват,  пообедаем, познакомимся, обсохнешь
   Мне было знакомо  несколько финских слов для разговоров на бытовом уровне. Все понял правильно, на кого обижаться.   Прошли по моим следам мимо утренней громадной навозной кучи и немного по тропе, за свинарником  оказались около старинного хозяйского дома. Он кивнул на вешалку, располагайся, и прошел на кухню. Обед был более, чем скромный. Меню: картофельный суп со свеклой, диетический, второе блюдо - пюре со свининой, и кисель. Никаких изысков, не званый обед.
   За не неторопливым  разговором мой новый знакомый поведал, что он здешний миллионер, и это его хозяйство. Все делает сам, один, некому помогать,жена болела и умерла, а сын в Хельсинки учится.
    Он  смолоду привык за скотом ухаживать:кормить, убирать, роды принимать, мыть  и товар  в город отравлять.  Но, что примечательно, он не может не на один килограмм поставить больше. Такой договор.  Спросил меня кто я,кем работаю, про семью. Как мог я рассказал стараясь доходчиво, при дефиците слов. В тепле разморило.  Кстати, и это важно, ни о каком алкоголе за столом, речи не было и как показали наши последующее  встречи  этого никогда и не было.
   Вежливость не позволяла засиживаться, да и следовало двигаться к дому. Я поблагодарил за обед и мы стали душевно прощаться. Тут, Анти подает мне сверток, и говорит:
 - Вот тебе рыбка от меня.
   Развернул,  показал, три килограммовых куска деликатесной свинины,  и кладет в ведро.
 - Твой улов. - И смеется.
   Отказываться было грех, после моего долгого расшаркивания, мы расстались. Весомый неожиданный трофей  конечно, это было очень кстати. Мы же обеспечивали себя пропитанием некоторое время индивидуально. Это потом был налажен общепит.   
   Вышел на двор, и уже смотрел другими глазами вокруг, а именно на обилие сельскохозяйственной техники, автомобили, прицепы и многое другое. Хотя это и было засыпано снегом, но угадывалась бережливость хозяина. Такая хуторская аккуратность, видно было, что оно не брошено, а законсервировано. Посмотрел на часы, на небо, а кто мне мешает, еще раз на лунку сесть. Понятие рыбной ловли и удовольствия от нее никто не отменял.
   И я повернул к озеру.  По следам вернулся на старое место, почистил заледеневшую лунку, опять опустил червячка на  той же мормышке. В этот раз ждать долго не пришлось, буквально в течении двух минут, поплавок просигналил:
 - Караул! Тону!
   Подсекаю и ура!  Это уже рыбина. У меня теперь опыт есть. Тяну. Гораздо быстрее, чем в прошлый раз. И из лунки вылезает щучья голова, такое двух килограммовое полешко.  Но  вместо того, что бы ногой  рыбу прижать к краю льда, продолжаю тянуть в вверх, в глупом восторге.  С каждым сантиметром, добыча все тяжелеет и тяжелеет.  А, когда оставалось, только бросить ее на лед, она таким же столбиком,  сорвавшись,  вертикально возвращается в свою стихию. Сказать, что я помянул Бога, душу,  и все дивизии - ничего не сказать.
    После этого урока, я уже пошел к дому. С тех пор было много походов за рыбой,  но всегда  со мной был багорик зимой  или подсак летом, таких обидных сходов  больше не было. Самое лучшее  учение - на своих ошибках, еще и за деньги, надолго и надежно  усваиваешь.
   В Финляндии  круто зарыблены озера и протоки, бывают ситуации, час посидишь с удочкой, оглянешься, а унесу я все это, и сматываешь удочки. Рыба не выпрыгивает к тебе  в садок, ее нужно уметь найти и поймать.
   Своим коллегам я особо не рассказывал о своей рыбацкой удаче. Сказал, что в этот день хорошо свинина клевала. А уж поверили или нет не знаю. Только в той стороне куда я уходил не было ни магазинов, ни базаров.