ЛИТЕРАТУРНЫЕ ФОКУСЫ
В современной поэзии всё чаще встречаются голые тексты – абсолютно лишённые знаков препинания и заглавных букв. Строки отпускаются на вольный выпас – где хотите, там и ставьте хоть знак вопроса, хоть знак восклицания, хоть горстями рассыпайте многоточие…
Интересно, что дальше придумают? Какой будет фокус ещё из рукава молодых дарований? Может быть, начнут отказываться от азбуки? Сначала в моду войдут только пропуски – беззубая дырка на месте буквы, а затем – зубы выбьют у строки или даже целой строфы. А затем будет, наверно, как в том анекдоте про сумасшедшего, которого милиция поймала на площади, арестовать хотела за то, что придурок листовки разбрасывал. Но оказалось, что листовки голые – пустые.
Стражи порядка спрашивают:
-А почему тут ничего не написано?
-А зачем писать? И так всё ясно.
Увы, всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Кроме того, что к нам приехал цирк – литературные эквилибристы и фокусники – современная поэзия всё больше погружается в какую-то престранную заумность, перед которой бледнеет пресловутый «шил бул дыр». Мало того, заумность к тому же ещё приправляется перцем ненормативной лексики, особенно прелестной в дамском исполнении.
И на фоне вот этого цирка становится даже как-то неловко признаваться в том, что «Я помню чудное мгновенье» или откровенничать на тему «Не жалею, не зову не плачу…» Ну, до чего же примитивно писали наши классики. Прочитаешь – и всё тебе ясно. «Вот стихи, и всё понятно, всё на русском языке». А главное – все знаки препинания на месте и даже заглавные буквы не обезглавлены. И что совсем уж удивительно и возмутительно – нет ни единого мата, глазу не на чем отдохнуть.
Смешно?
Вот и мне иногда прослезиться охота, глядя на фокусы теперешних авторов, среди которых, впрочем, были, есть и будут те, кому искренне дорог искромётный язык нашей великой русской литературы.
30 июля 2022