История карикатуры

Дмитрий Маштаков
11 иллюстраций к пунктам этой статьи вы можете посмотреть в папке, находящейся по этому адресу – https://disk.yandex.ru/d/0_s0_lFskPvsJA

ссылки
(1) https://clck.ru/sQgVS  История зарождения карикатуры, Петр Громов
(2) https://clck.ru/sQhm9  Первая карикатура, Андрей Фельдштейн
(3) https://kulturologia.ru/blogs/231118/41400/ о жанре карикатуры
(4) https://expositions.nlr.ru/ex_okp/karikatura/ карикатура в России
(5) https://clck.ru/sR4VL  Техника народного русского лубка

  Интерес к карикатуре как к жанру изобразительного искусства возник у меня в связи с работой над проектом художественного рисования. История художественного искусства - тема необозримая, а вот развитие жанра карикатуры внутри этой темы можно не только рассмотреть в одной статье, но и попутно выявить некие закономерности, присущие развитию изобразительного искусства в целом.

  Прежде всего, постараемся сформулировать общий методологический подход, ставящий во главу угла причины и следствия процесса развития стиля или жанра.
  На мой взгляд, существенными являются следующие три пункта -

1. Историческая преемственность.
  Всякий художественный приём, будучи открыт, сразу же становится объектом внимания как современников, так и художников следующих поколений. Они стараются развить его и использовать не по наитию, а целенаправленно, то есть, имея в голове некую схему, состоящую из теоретических рассуждений, и позволяющую добиваться желаемых практических результатов. Так появляются учителя и ученики. Возникают направления и школы.

2. Социальная востребованность.
  Без социальной востребованности картину не продашь, и интерес к своему творчеству не вызовешь. Некоторые социальные коллизии ходом искусства непосредственно управляют.
  "В историю США вошел художник Томас Нэст, который работал в журнале Harper’s Weekly. Нэст рисовал карикатуры во время войны Севера и Юга. Президент Абрахам Линкольн неоднократно заявлял, что для привлечения добровольцев в армию северян Нэст сделал больше, чем кто бы то ни было. Впоследствии Нэст стал настоящим “могильщиком” группы влиятельных и коррумпированных политиков Нью-Йорка." [1]

3. Технический и технологический прогресс.
  Появление техники гравюры, литографии, печатного станка со всякими способами печати, мультипликационные фильмы, а затем и интернет со своими мультяшными изображениями в корне меняли как подход к созданию карикатуры, так и её социальное значение.
  Все три пункта таким образом оказываются связанными воедино. А процесс развития обретает признаки самодвижения.

  Что же такое – «карикатура»? По поисковику находим следующий ответ –
//Термин «карикатура» произошел от итальянского слова caricare, что значит «преувеличивать», «искажать». Карикатурное изображение высмеивает общественные и политические явления, бытовые проблемы, конкретных людей или собирательные типы. Часто рисунок сопровождается текстом, который поясняет смысл и усиливает комический эффект.//

  РАННЯЯ КАРИКАТУРА

  Многие исследователи считают первым теоретиком карикатуры Леонардо Да Винчи, который разрабатывал методы гротеска в рисунке – “идеального типа деформации”. [1]
  Но отдельные карикатурные изображения появились значительно раньше. Керамика греческих амфор, фрески Помпеи, папирусы Древнего Египта имеют изображения с изменёнными пропорциями. Приём понятен, он называется «художественная выразительность». Ясно также, что эта выразительность могла служить разным целям. Могла она использоваться и для высмеивания.

//Царица на барельефе, как несложно заметить, обладает просто чудовищными
формами. И словно в насмешку на соседней стене изображен малюсенький ослик, надпись над которым гласит: это осел для перевозки жены царя…
Возраст барельефа датируют где-то между 1479 и 1458 до Р.Х., что делает его лет на 350 старше папируса 20-й династии… Каменная красавица – царица земли Punt, первое известное нам сатирическое изображение реального исторического лица. Можно сказать – первый шарж.// [2]


  ЛУКАС КРАНАХ и ДЮРЕР      https://disk.yandex.ru/i/wsH6R3NCu_8vYA

  //Многие историки подчеркивают, что карикатура приобрела в средневековой Европе столь большую популярность по причине неграмотности населения. Для понимания забавных картинок не требовалось знания букв, а использованные художниками образы – как и сегодня – обращались к реалиям современной им культуры. В 16 веке наиболее часто карикатуристы-протестанты атаковали Папу Римского, главу Католической Церкви. В числе авторов подобных карикатур были величайшие художники – Лукас Кранах-старший (1472 - 1553) и Дюрер. Как правило, карикатуры обращались к понятным религиозным понятиям: они сравнивали, например, простоту и бедность Иисуса Христа и богатство Папы.

  Среди великих немецких художников XV столетия Лукас Кранах занимает особое, и довольно неоднозначное, место. Хотя его друзья-гуманисты в Виттенбергском университете, Кристоф Шойрль (1481–1542) и Филипп Меланхтон (1497–1560), решительно заявляли, что его мог превзойти лишь Альбрехт Дюрер (1471–1528), но вопреки высокому мнению последнего о нём, историки искусства зачастую обращались с Кранахом снисходительно, и даже с пренебрежением. Знаменательно, что причиной тому послужили практически те же качества, что вызвали восхищение Дюрера и Шойрля, — его обаяние, неудержимая производительность и поразительная скорость работы. За ним закрепилась слава хорошего живописца милых, но поверхностных картин, более всего известного хорошо организованной мастерской, выпускавшей добротные портреты и изображения легкомысленных обнажённых красоток, под тем предлогом, что это — античная классика.

  Что касается сюжета — суд Париса, то сохранилось около дюжины картин и две гравюры — самого Кранаха и художников его мастерской.//

  Рассматривая работы этих мастеров, мы замечаем, что выразительность, а не только красота становится объектом их внимания. Особенно это очевидно в технике гравюры, в которой желание передать красоту в полном её объёме, является попыткой с негодными средствами.
  И опять в этом аспекте мы видим взаимодействие трёх перечисленных выше пунктов причин и следствий.


  АННИБАЛЕ КАРРАЧИ      https://disk.yandex.ru/i/rKUIzEh8UzeEDg

  //Возрождение открыло дорогу этому новому жанру графики – карикатуре - не только потому, что художники стали чаще обращаться к «человеческим» сюжетам в изобразительном искусстве, но и благодаря новым технологиям, позволившим создавать доступные и понятные большинству зрителей гравюры. Картинки стали изготавливать на «досках» из разных материалов (дерево, медь, камень), чтобы потом сделать оттиски на бумаге, которая получила распространение в Европе с началом книгопечатания в XV веке.

  Среди живописцев, высмеивавших на полотнах неискреннюю, избыточную религиозность, был, в частности, Аннибале Карраччи, художник из Болоньи, которому, кстати, приписывается создание самого термина «карикатура».// [2].
  Аннибале Карраччи (1560-1609), его брат Агостино и двоюродный брат Лодовико были весьма талантливыми и плодовитыми художниками, они расписывали дворцы и церкви в Болонье и Риме. Их картины были революционными для своего времени. Аннибалле впервые стал преподавать искусство карикатуры в своей школе живописи. Он также и предложил термин “карикатура” – в буквальном переводе “контрискусство”. Однако тогда карикатуры были популярны среди ценителей живописи, а не среди широкой аудитории.
  В 1597 г. Аннибале Карраччи был приглашён в Рим кардиналом Одоардо Фарнезе для оформления Палаццо Фарнезе фресковой росписью на мифологические сюжеты. Эта работа заняла у Аннибале и его брата Агостино вместе с учениками восемь лет. Созданные ими фрески («Триумф Вакха и Ариадны», «Меркурий и Парис», «Пан и Дианы», «Юпитер и Юнона» и пр.), замечательные по своему удачному распределению, по осмысленности и разнообразию композиции и по свежести красок принадлежат к числу особенно удачных произведений художника.
  В 1602 году Аннибале Карраччи получает заказ на оформление римской капеллы Эррера де Сан Джакомо дельи Спаньоли. Начиная с 1605 года жестокие ревматические боли лишили художника возможности заниматься живописью.
  Несмотря на всеобщее признание, Аннибале Карраччи умер в возрасте 49 лет в нищете и был похоронен в соответствии с его предсмертной просьбой в Пантеоне, рядом с Рафаэлем.

  Помимо картин и фресок религиозно-мифологического толка, Карраччи создал и массу картин на житейские темы, в которых игра с выразительностью персонажей хорошо показывала его склонность к жанру карикатуры.
  Таким образом, мы видим, что карикатура при своём зарождении была скорее уникальным художественным, а не массовым явлением, и лишь с появлением технологии оттисков на бумаге, она стала постепенно становиться всё более общественно значимой.


  ПЬЕР-ЛЕОНЕ ГЕЦЦИ      https://disk.yandex.ru/i/eKMVs9pg4f7U2A

  Другой профессиональный карикатурист — Пьер-Леоне Гецци (1674 - 1755)  жил и работал в Италии в конце XVII — начале XVIII века.
  Живопись и графику изучал у своего отца, художника Джузеппе Гецци. Кроме этих сфер искусства, занимался также фресковой живописью и росписью по эмали. По указанию папы римского Бенедикта XIV был назначен директором Школы мозаики и прилегающей к ней галереи.

  Среди современников был популярен в первую очередь как талантливый карикатурист. Обладал особым даром, даже изменяя и различным образом искривляя черты лица своих моделей, тем не менее, в рисунке сохранять удивительную схожесть с реальным человеком.
  В живописи этого художника тоже прослеживается характерный для карикатуриста интерес к выразительности лиц и поз изображённых на картине людей.


  ОНОРЕ ВИКТОРЕН ДОМЬЕ      https://disk.yandex.ru/i/cz6-bTnj5BchfQ

  Оноре Викторен Домье (1808 — 1879) родился в Марселе в семье стекольщика. С детства увлекался рисованием, освоил мастерство литографа. Поначалу зарабатывал на жизнь созданием литографий-иллюстраций для музыкальных и рекламных изданий. В 1832 году за карикатуру на короля («Гаргантюа», 1831) Домье был на полгода заключён в тюрьму. С 1848 по 1871 год создал не менее четырёх тысяч литографий и ещё столько же иллюстраций карандашом.
  Составил себе в 1840-х годах громкую известность карикатурами на политические обстоятельства, общественную и частную жизнь выдающихся людей Франции того времени.
  В эпоху Луи-Филиппа начал работать в сатирическом журнале Caricature Шарля Филипона. Рисунок Домье сух и грубоват; но представляемые им типы и сцены полны жизни, поразительной правды, и, вместе с тем, едкой насмешки.

  Во времена буржуазных революций в Европе карикатура стала тем мощным средством агитации и пропаганды, каким она является и в настоящее время.
  Хотя острота карикатуры, например, в Соединённых Штатах заметно пошла на убыль по причинам так называемой общей «толерантности». Стало проблематичным демонстрировать на рисунках расовые признаки людей, а тем более смеяться над ними.


  КАРИКАТУРА В РОССИИ      https://disk.yandex.ru/i/arLtxxQ5tyqVcQ

  Развитие жанра карикатуры в России шло с задержкой. Влияние западной живописи накладывалось на фольклор и на традиции народной росписи, переиначивая сюжеты европейских сказок на русский манер.

  Русский лубок — графический вид народного творчества, возникший в эпоху Петра Великого. Листы с яркими забавными картинками печатались тысячами и стоили чрезвычайно дешево. Основу лубка составляли доски из липы, на которые наносился рисунок.

  Каждый этап работы над русским лубком имел свое название и выполнялся разными мастерами.

  Вначале контурный рисунок создавался на бумаге, на подготовленную доску его карандашом наносили знаменщики. Такой процесс назывался знаменованием.

  Затем к работе приступали резчики. Острыми инструментами они делали углубления, оставляя тонкие стенки по контуру рисунка. Эта деликатная кропотливая работа требовала особой квалификации. Готовые для оттисков доски-основы продавали заводчику. Первые лубочники-граверы по дереву, а затем и по меди, жили в Измайлово, деревне под Москвой.

  Доска смазывалась темной краской и с наложенным на нее листом дешевой серой бумаги помещалась под пресс. Тонкие стенки с доски оставляли черный контурный рисунок, а места вырезанных углублений сохраняли бумагу неокрашенной. Такие листы назывались простовками.

  Картины с контурными оттисками отвозили цветальщикам - деревенским артельщикам, занимавшимся раскраской картин-простовок. Эту работу выполняли женщины, часто дети. Каждый из них расписывал до тысячи листов в неделю. Краски артельщики делали сами. Малиновый цвет получался из вареного сандала с добавкой квасцов, голубой колер давал лазурит, различные прозрачные тона извлекались из обработанных растений и древесной коры. В XVIII веке с появлением литографии профессия цветальщиков почти исчезла. [5]

  В технике чёрно-белого лубка петровских времён выполнена карикатура «Драка Бабы-Яги с Крокодилом». Почему с крокодилом? Крокодил на Руси был зверь невиданный и потому вызывающий удивление.
  Причина раздора его с Бабой-Ягой проста – под цветущим розовым кустом вы видите бутылочку со спиртным. Историки считают, что на лубке этом в образе крокодила изображён царь Пётр I, а в образе Бабы-Яги – Екатерина первая, с которой царь конфликтовал. Екатерина одета в мордовский наряд, и имеет с прототипом портретное сходство.

  Европейская сказка про кота, которого погребают мыши, тоже притянута к русской истории. Надпись возле одной из мышей гласит – «табачница», и тянет она тележку с табаком, который Петр завёз из Европы и внедрял в России. Сюжет же сказки про кота прост – кот притворился мёртвым, а когда мыши собрались и потащили его погребать, то он всех мышей съел.
  С царями шутки плохи.

  Расцвет русской карикатуры пришёлся на начало XIX века, связан он в значительной мере с карикатурной кампанией против Наполеона и его войск во время Отечественной войны 1812 года.
  В дальнейшем карикатура XIX столетия двигалась в основном в социальном и политическом направлениях. В частности, высоко ценились современниками карикатуры социал-демократических журналов «Искра» и «Гудок», особым успехом у читающей публики пользовались работы Н.В. Иевлева и Н.А Степанова. Большая ниша в сатирической печати того времени была отведена бытовой сфере, её освещали журналы «Будильник», «Стрекоза», «Развлечение» и др. [4]

  С журналом «Шут», в 1904-1905 гг сотрудничал талантливый русский художник Николай Фешин. Журнал это относился к так называемой обывательской юмористике. Большинство материалов журнала составляли анекдоты о неверности супругов, мотовстве, нравах купеческих дочерей.
  Наряду с этим «Шут» достаточно оперативно реагировал на события культурной жизни, общественно-политическую обстановку.
  Манера рисунка Фешина, очень выразительного и почти карикатурного, вполне подходила этому изданию.
  Об этом периоде творчества Н.Фишина можно прочесть здесь - http://disk.yandex.ru/i/yWckIH95WdHfwA
 Материал этот заимствован из книги «Фешины: Александра, Николай, Ия»,  автор - http://proza.ru/avtor/boralex

 
  СОВРЕМЕННАЯ КАРИКАТУРА

  Пропуская советский период, о котором, в частности, о творчестве Вл.Маяковского, можно было бы многое рассказать, попадаем в современность.
  Как и в прежние времена, приёмы карикатуры, как приёмы особой выразительности,  широко используются в живописи. В качестве яркого примера можно указать на творчество художника В.А.Губарева.

    ВАЛЕНТИН ГУБАРЕВ      https://disk.yandex.ru/i/2Q04nAyGP1zPHw

  Влентин Алексеевич Губарев — белорусский живописец, график, работающий в жанре наивного искусства. Член Белорусского Союза художников.
 Про картины Валентина Губарева рассказывать легко — они очень литературны, сюжетны, конкретны. И поэтичны - когда их посмотришь, остаётся то, что невозможно передать словами. Остаётся грустная улыбка, детская, наивная и мудрая. Ностальгия? Да, но не только. Я бы назвал это ощущением радости. Конечно, найдутся люди, называющие такую радость мечтой идиота. Спорить не буду.

  В.Губарев родился в 1948 году в городе Горький. Окончил Горьковское художественное училище, затем факультет графики Московского полиграфического института.
  В 1975 году переехал в Белоруссию. Занимался иллюстрированием книг, работал художником в издательстве. С 1991 года участвует в республиканских и международных художественных выставках. Персональные выставки Губарева ежегодно проходят во Франции.

       АНЖЕЛА ДЖЕРИХ      https://disk.yandex.ru/i/CbYU1dMP5RxNyg      

  В манере Губарева рисует Анжела Джерих, художница из Донецка https://clck.ru/sQ6jU  но в её работах, на мой взгляд, мало того радостного шарма, какой есть у Губарева.
  Любопытно, что Анжела совсем не интересуется классическими формами продвижения своего творчества – выставками и проч. Её вполне устраивает интернет. Более того, интернет даёт возможность малоизвестным художникам, работающим в жанре карикатуры, сделать свои работы популярными.
  Существует даже сайт со свободным доступом, на котором карикатуристы могут выкладывать свои работы. Однако, с общением на этом сайте не очень ладится. Сайт проза.ру в этом отношении образцовый.

       АЛЕКСЕЙ МЕРИНОВ      https://disk.yandex.ru/i/EbZCPIDej44q5A

  Параллельно с карикатурой в форме живописи, вполне себе существует и традиционная газетно-журнальная карикатура. Пример тому Алексей Меринов, долго и плодотворно сотрудничающий с газетой «Московский комсомолец».
  Алексей Викторович Меринов (род. 25 марта 1959, Москва) — российский художник-карикатурист, самоучка.
  Служил в ВМФ. В молодости работал художником-оформителем в театре «Ромэн». С 1988 года работает в редакции газеты «Московский комсомолец». Проиллюстрировал более двух десятков книг, среди них: Уголовный и Налоговый кодексы РФ, сборник кулинарных рецептов, сборник изречений В.В.Путина. Выпустил свыше десятка альбомов со своими картинками.
  Разумеется, газетные публикации требуют упрощения приёмов живописи в сторону их условной стилизации. Которая у каждого карикатуриста своя.
  Как говорится, узнаю милого по походке, а карикатуриста по его уникальному почерку.

        ХУДОЖНИК РИСУЮЩИЙ СОБАК      https://disk.yandex.ru/i/sZTJ4To-kluK_A

  Джон ЛаФри родился в Тампе, штат Флорида, и вырос в Альбукерке, штат Нью-Мексико (с остановками в жизни в Колорадо, Калифорния, обратно во Флориду, снова в Калифорнию, затем снова во Флориду, Огайо, а теперь снова во Флориду).
  Он художник-самоучка, который научился рисовать, взяв кальку с комиксов, воскресных анекдотов и журнала MAD (особенно с работами Морта Друкера).

  В молодости Джон слушал слишком много «образованных» людей, которые предупреждали его, что человек не может зарабатывать на жизнь как художник. Поэтому он выбрал более вероятный путь к успеху... ВНИМАНИЕ! Он изучал театральное искусство в Университете Нью-Мексико, где имел удовольствие жить и работать с группой лучших и страстных исполнителей, дизайнеров, техников, режиссеров и писателей, которых может предложить индустрия развлечений.
 
  Это было незабываемое путешествие, в котором было несколько небольших успехов на маленьких сценах и даже на маленьких экранах. Но все хорошее, как говорится, когда-нибудь заканчивается. Джон достиг определенного момента в своей жизни (скажем так, это было его 30-летие), когда он вдруг понял, что любит не выступление, а аплодисменты. Это была не та роль, которую он жаждал, это была игра в роль. Это было подтверждение того, что независимо от того, достойно ли его выступление аплодисментов, ему скажут, что он «достаточно хорош».

  Просветленный, Джон стал одержим возвращением к своим творческим корням в качестве визуального художника. И снова он нацелился на самый прямой путь к успеху... ХУДОЖНИК-КАРИКАТУРНИК В ТЕМА-ПАРКЕ! Он начал свою карьеру в области розничной торговли карикатурами в Busch Gardens во Флориде, где ему посчастливилось работать и жить с одними из лучших и талантливых художников-карикатуристов в этой отрасли (на самом деле карикатурная индустрия ЕСТЬ, ребята).
 
  Это было путешествие, которое включало в себя несколько больших заходов на нескольких неустойчивых мольбертах с постепенно уменьшающимися зарплатами. Все хорошее, как говорится, когда-нибудь заканчивается. Джон опять достиг точки в своей жизни (скажем, Дня отца 2010), когда он вдруг понял, что любит не людей, а собак.
 Он жаждал не каждодневной работы художника, а ощущений свободного художника и самозанятого художника.

При поддержке своей прекрасной жены Джессики Джон теперь живет гармоничной жизнью, в которой прекрасно сбалансировано время, проведенное с семьей, и время, проведенное за мольбертом. Джон, Джессика, Александр, Анника и Джексон в настоящее время живут долго и счастливо где-то на побережье залива Флориды… в нескольких милях к северу от «достаточно хорошего».

  Обратите внимание, найти свою не занятую никем оригинальную нишу и рекламировать себя в ней, такова разумная тактика всех преуспевающих художников, начиная с Сальвадора Дали. А что делать? Век интернета, и конкуренция во всяком деле велика.

      ВИБКЕ РАУЭРС      https://disk.yandex.ru/i/LS_Y4OlSamMy2w

  Привет, я иллюстратор-фрилансер из Берлина. Я работаю над дизайном персонажей, детских книг, журналов и других текущих проектов. Seitenbetreiberin: Wiebke Rauers, vertreten durch noAGENTUR: Wiebke Luftner Fllesvej 16 3720 Aakirkeby Борнхольм / Дания /.
 
  Художник интересный. С мягким юмором. Опять же, изображая животных, и популярность приобретёшь и никого своей неполиткорректностью не обидишь. Вместе с тем, многие художники современности имеют свой неповторимый почерк.
___________

Файл формата pdf с текстом этой статьи и иллюстрациями к ней находится вот здесь - https://disk.yandex.ru/i/OBXzMSQontpE9Q
  Спасибо за внимание.

30.07.2022