Дигенис Аникетос и Добрыня Никитич

Олег Гуцуляк
Популярным византийским рыцарским эпосом был рассказ о герое Василии Дигенисе Акрите, часто наделяемом эпитетом «Аникитос / Аникетос». Древнерусское, переложение книжного эпоса известно как «Девгениево деяние» (XII-XIII вв.)

Сам греческий эпитет Аникетос означает "Непобедимый"  (греч. Aniketos, санскр. Ajita, перс. Nabarze, латин. Invictus). Последний эпитет, как известно, носил дохристианский бог солнца и покровитель воинов Митра.

Знатный воин Дигенис рожден от сирийского царя Амира, обратившегося в христианство, и гречанки Ирины, дочери ромейского стратига Андроника Дуки и его жены Анны, царского рода. «Дигенис» значит «Двоерожденный», то есть происходящий от родителей двух вероисповеданий, или народов. Амир с женой убегают из Византии в Сирию с помощью волшебных коней, присланных матерью Амира. Но там Амир обращает мать и близких в христианство, и они все уезжают в жить в Византию (Романию). Крещен Амир был в реке Евфрат местным патрархом. Там же построил себе отдельный дворец, в котором и жил с женой.

«… И потом мудрецы начали предвещать рождение Девгения, и затем жена Амира-царя приняла плод в утробе, мужеского пола, и родила сына, и нарекли его Акритом. А крестив его божественным крещением, нарекли ему имя «Прекрасный Девгений», а крестил его сам патриарх, а крестной матерью была царица того города. И было в городе том два царя и четыре царевича. И потом растили Девгения-царевича до десяти лет» (Девгениево деяние /  Подгот. текста, перевод и коммент. О.В. Творогова // ).

С малых лет отец отдает Дигениса в учение, и тот овладевает  множеством знаний. Затем он обучается искусству верховой езды. Когда мальчику исполняется двенадцать лет, он уговаривает отца взять его с собой на охоту. На этой охоте Дигенис душит голыми руками медведицу, с такой силой швыряет на землю медведя, что ломает ему хребет, хватает за задние ноги газель и разрывает ее пополам, а под конец ударом меча разрубает голову льва.

Затем происходит особое событие с Дигенисом в водах самой реки: «… Видя же прекрасного юношу, радовался отец и говорил ему: «Чадо мое милое, славный Девгений, нестерпим зной полуденный. Всякий зверь прячется в чаще. Пойдем же, чадо, к студеному ручью, омоешь лицо свое потное и оденешь на себя другие одежды, а окровавленные с себя снимешь, ибо от звериного пота, и медвежьих потрохов, и крови лютого зверя обагрилось платье твое. А я сам омою руки твои и ноги». А в ручье том сияние было и светилась вода, как свеча. И не смел никто из храбрецов подойти к той воде, ибо было там много чудесного: в той воде жил огромный змей. Придя к ручью, сели все вокруг Девгения и начали омывать лицо его и руки. Он же сказал: «Моете руки мои, а им еще быть грязными». И не успел юноша договорить, как к ручью прилетел огромный змей, точно человек трехглавый, и хотел пожрать людей. Увидев его, Девгений быстро схватил свой меч, и вышел навстречу змею, и отсек три головы его, и стал мыть руки. И все спутники удивились той удали, что проявил юноша в борьбе с лютым зверем, и начали возносить хвалу Богу: «О чудо великое! О Владыка-вседержитель, создавший человека и даровавший ему силу великую над всеми сильными и безмерно храбрыми, показал человека, что сильнее их»… И велел юноша тотчас скакать к городу, чтобы не тревожилась о нем мать. И вернулись все по домам своим, и стали веселиться, и пребывали в радости великой. И больше всех радовалась мать Девгения, что родила сына такого славного, звонкоголосого и красивого»  .

Следующий подвиг Дигениса – первая его встреча с апелатами (разбойниками), когда он одерживает верх над всеми соперниками. Молва о его подвигах доходит до императора Василия, и тот посещает героя с большим войском, желая наказать его за дерзость. На берегу реки Ефрат великое войско царя сходиться в бою с Акритом и герой побеждает, пленив царя. Люди города хотят сделать царем героя, но тот отказывается и возводит на царство своего отца Амира. Далее он отпускает пленников.
 
В иной версии юноша дает советы царю Василию, как править государством, затем он укрощает на его глазах дикого коня, без оружия убивает льва и подносит своему гостю мертвого зверя. Император осыпает Дигениса милостями и назначает его правителем на границах. С этого времени у него появляется прозвище «акрит» – «воин-пограничник».

В эпосе рассказано о воспитании героя, о его женитьбе на деве Евдокие (Стратиговне). Девгений приезжает в город, где живет девушка, на богато убранном коне, гарцует под ее окнами, распевая «сладкую песнь»; молодые люди знакомятся, и Девгений уговаривает Стратиговну бежать с ним. Она согласна, но Девгений считает, что, увезя девушку в отсутствие ее отца и братьев (они в это время – на охоте), он покроет себя позором. Поэтому он дожидается возвращения мужчин и увозит девицу буквально на глазах у них. Девгений ждет у стен города, пока военачальник с сыновьями не пустятся за ним в погоню, затем одолевает их в бою. Стратиг соглашается на брак дочери с богатырем...

Затем повествуется о единоборстве Дигениса с девой-воительницей Максимо, дочерью царя Филипапы, которому он ранее обещал взять замуж его дочь (но узнав, что женившись на Максимиане, он проживет всего 16 лет, а со Стратиговной – 36, он отправляется к дочери полководца). Герой побеждает богатыршу. Но будучи распален похотью, не убивает её, а лишь изнасиловал. Но затем, из за укоров совести перед женой, настигает ранее отпущенную им Максимо и убивает её. Интересно сопоставить этот сюжет с былиной о богатыре Илье Муромце и его дочери, богатырше-полянице. Вступив с девой в бой у заставы, они  вдруг разговорились. Выспросив, откуда поляница, Илья Муромец признал в богатырше дочь свою, обнял и отпустил. Однако она вскоре вернулась обратно, задумав убить спящего отца. На этот раз богатырь одолел соперницу и скормил серым волкам и черным воронам.

И, наконец, о мирной жизни в великолепном дворце, которую обрывает смерть после купания. Видя Дигениса в предсмертной агонии, его жена Евдокия падает на тело любимого и умирает. Поэма кончается пространным эпизодом многолюдных похорон знатной четы в Трапезунде. Матери вот уже десять столетий подряд приносят к их могиле младенцев – она, якобы, защищает от дурного глаза. «Символом греческого народа, героизма и человечности» назвал Дигениса один из лучших новогреческих поэтов Костис Паламас.

Но существует также северо-русский народный стих об Анике-воине», где молодой Аника хвастается своей силой, отправляется в Иерусалим,  хочет «Святую святыню погубити, Господень гроб разорити» и разоряет беззащитных людей. В пути ему встречается Смерть и упрекает его за хвастовство Аника-воин нисколько её не боится и вызывает на поединок. Смерть быстро одолевает его, и он, раскаявшись о необдуманном слове, начинает умолять её дать ему хоть сколько-нибудь времени, но Смерть убивает его.

Весьма верным, как нам кажется, будет сопоставить византийского Дигениса Аникитоса с былинным древнерусским героем Добрыней Никитичем: «отчество» былинного древнерусского богатыря Добрыни как «Никитича» отсылает именно к греческому «Аникитос»! Добрыню иногда величают князем, а иногда племянником великого киевского князя Владимира Красного Солнышка. Историзацией Добрыни Никитича считают воеводу Добрыню, дядю и воеводу князя Владимира, брата его матери Малуши, "ключницы" (т.е. фрейлины) княгини Ольги. Согласно былинам, Добрыня Никитич – сын рязанского воеводы Никиты. Богатырь умён, образован и отличается разнообразием дарований: он ловок, на ножку повёрток, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт, играет на гуслях. Он разговаривал «на 12 языках и знал разговор птичий». Главные его роли в былинах – змееборец и сват. С вышеприведенном версией о борьбе Дигениса с девой-воительницей важен былинный сюжет о борьбе Добрыни Никитича с девой-поленицей Настасьей Микулишной (Настасьюшкой Никуличной), младшей дочерью былинного богатыря Микулы Селяниновича, ставшей женой Добрыни Никитича  (в былинах «Добрыня и змей»; «Женитьба Добрыни»; «Неудавшаяся женитьба Алёши Поповича», где последняя – откровенная интерпретация гомеровского сюжета об избиении Одиссеем женихов своей жены и тюркского сюжета о многолетнем ожидании невестой своего суженого – Ашик-Кериба или Бамси-Бейрека). Также по былине «Добрыня и Маринка» колдунья Марина Курвастравница, обозлившись на Добрыню за то, что тот убил её любовника Змея Горинича, привораживает к себе и превращает его в золоторогого тура. Под угрозами матери или сестры Добрыни, она возвращает ему человеческое обличье и Добрыня казнит её.

Признанная исследователями фольклорность образа Дигениса Аникитоса ставит вопрос об его истоках. «… В качестве примера можно взять "Повесть о Еруслане Лазаревиче". Что такое "Повесть о Еруслане Лазаревиче"? Это русская народная сказка, которую Пушкин использовал в поэме "Руслан и Людмила" именно по той причине, что увидел в ней проявление народного духа. Судя по всему, мы можем найти прямые параллели "Повести о Еруслане Лазаревиче" в поэме великого персидского поэта Фирдоуси "Шахнаме" (это 10 век ), в рассказе о подвигах богатыря Рустема. То есть, сюжет этот в письменном или устном виде пришел на Русь с Востока. А что такое знаменитая "Повесть о Бове-королевиче"? "Повесть о Бове-королевиче" представляет собой сербский перевод французского рыцарского романа, который стал русской народной сказкой. Поскольку "Девгениево деяние", судя по всему, было переведено в 11-12 веках, греческие тексты сохранились начиная с 14 века, а древнерусский памятник – только в поздних списках 18 века, мы не можем сказать, что там было в действительности, в первооригинале» (Ольшанская Е., Калугин В., Стефанович П. Девгениево деяние // Радио «Свобода». – 2004. – 2.10. – http://archive.svoboda.org/programs/civil/2004/civil.070204.asp )

Но теперь, как видно из нашего исследования, истоки образов Дигениса Аникитоса и Добрыни Никитича более древние! Собственно аналогичные важные ключевые моменты сюжета нами были обнаружены при анализе более древних вышеприведенных мифо-эпических материалов: пророчество о рождении, рождение в разноэтнической царской семье, детство в царском дворце, явление своей силы и мудрости с малых лет, особое событие в реке, добывании невесты, спор с более сильным царем, битва больших войск у реки, отказ от царской власти в пользу другого, борьба с женщинами со сверхъестественными способностями, контакт с потусторонним миром, знание о собственной судьбе и др.

Послушать песню о Дигенисе Аникесосе  можно - Digenis Akritas - Epic Byzantine Music http://www.youtube.com/watch?v=omncC0Duk-g

Рисунок - Dimitris Skourtelis