Что означает слово москва?

Владимир Ком
 Мы привыкли всуе произносить: "Москва, Москва..." Весь мир знает это слово, и никто не знает, что оно обозначает... А иногда задумываешься - "Какое красивое и ёмкое слово, что-то чувствуется в нём родное и близкое, тёплое... Настолько древнее, что возможно уходит вглубь не столетий, но тысячелетий... И гордость за нашу древнюю землю, за наших предков, которые здесь жили, строили поселения; сохранили древние названия, которые с течением времени видоизменились и к сожалению, даже забылись их исконные значения. Не будем излишне строги к нашим предкам, вспомнив, что на протяжении этих веков им пришлось пережить: бесконечные войны, нашествия, мор... И теперь, когда произносите имя: "Москва" - задумывайтесь...
Приведу несколько версий, что означает слово МОСКВА, которые появились на Яндекс-Дзен, автор «Кириллица», в том числе и моя версия (в конце статьи).


 Первое упоминание о городе с названием «Москва» зафиксировано в Ипатьевской летописи, где сказано, что субботний день 4 апреля 1147 года ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий назначил встречу в нем новгород-северскому князю Святославу Ольговичу. Но поскольку в древнем историческом источнике нет объяснения, почему новый град получил такое имя, исследователи выдвинули немало версий его происхождения, основывающихся как на академических трактовках, так и на сказках и легендах.

Река городу или город реке
Несмотря на то, что в относящейся к концу XVI века «Повести о зачале Москвы», приводится приказ князя Юрия Владимировича со словами «соделать мал деревян град и прозва его званием Москва-град по имени реки, текущия под ним», есть учёные полагающие, что первоначально Москвой назывался город, а потом уже стала именоваться река.
Последователем этого направления был директор Музея истории и реконструкции Москвы Ф. Салов, подвергший пристальному изучению изначальную форму топонима «Москов», от которой к слову, произошли многие иностранные названия Москвы, например, английское Moscow.
Разбив его, он увидел два корня: старославянский «моск», обозначающий «кремень» и русско-украинский «ков», который, на его взгляд, имел связь со словом «ховать», то есть прятать. Таким образом, в его интерпретации слово «Москва» «переводилось» как «крепость» или «крепкое укрытие».
Тем не менее, на сегодняшний день общепризнанным является мнение, что название «Москва» изначально относилось к реке, а от неё в последствие распространилось на город. Однако до сих пор остаётся открытым вопрос относительно происхождения этого топонима, и на этот счёт имеется несколько разноплановых версий.
Финно-угорские гипотезы

 Приверженцы гипотезы о связи слова «Москва» с лексемами из разных финно-угорских языков, акцентируют внимание на двух обстоятельствах. Во-первых, они напоминают, что в стародавние времена вдоль одноимённой реки, петляющей по столице Российской Федерации, жили финские племена, которые позднее были вытеснены славянами на север. А во-вторых, на всех наречиях финно-угорской лингвистической группы слово «ва» означает «вода» или «река».
Что же касается первой части «моск», тут мнения ученых расходятся.
Одни находят его смысл в говоре финно-угорского народа коми, в котором несколько видоизмененная лексема «моска» означает «корова». Таким образом, слово «Москва», по их разумению, можно истолковать как «Коровья река». Эту гипотезу активно поддерживал Василий Ключевский, однако данный факт не спас её от продуктивной критики. Хотя московская местность позволяла по берегам реки пастись стадам коров, не согласные с этой версией учёные заявляли, что на территории близкой к Москве-реке представители коми исторически никогда не жили.
Владевший несколькими финно-угорскими языками географ Стефан Кузнецов, предполагал, что корни слова «Москва» следует искать в диалекте народности меря. Согласно его изысканиям этот топоним образовали две лексемы «маска» — то есть медведь и «ава» — «мать или самка». В итоге слово «Москва» интерпретировалось им как река Медведицы или Медвежья река. Учёный считал, что это водная артерия была связана с Медведем, являвшимся тотемным символом большого рода древних мерян. Однако поддержки эта версия не нашла, поскольку выяснилось, что слово «маска» имеет не мерянское происхождение, а попало в мордовско-эрзянские языки из русского словаря в XIV—XV веках.

Славянская гипотеза
Славянскую версию этимологии слова «Москва» разрабатывали лингвист Сергей Обнорский, филолог Григорий Ильинский, польский славист Тадеуш Лер-Сплавиньский, диалектолог Павел Черных и лексикограф Макс Фасмер.
Эти исследователи предполагали, что название реки окончательно сформировалось в XIV веке и изначально оно звучало как «Москы». Этот корень в древнерусском языке употреблялся в значении «болото, влага, сырость, жидкость», а также «вязкий и топкий».
Обращаясь к вышедшему в 1627 году географическому изданию под названием «Книга Большому Чертежу», можно обнаружить фразу, подтверждающую данную теорию: « А Москва-река вытекла из болота, по Вяземской дороге, за Можайском, верст тридцать и больши».
Григорий Ильинский полагал, что слово «москы» склонялось по типу древних слов на –ы, например, тыкы-«тыква» или букы «буква». Имея в именительном падеже усечённую форму, подобные старорусские слова в косвенных падежах восстанавливали свою полную конфигурацию. В родительном падеже «Моска» превращалась в «Москве», в винительном звучало как «Московь», а в творительном преобразовывалось в «Московью». Однако с течением времени окончание –ы в именительном падеже уступило место окончаниям –ов, -овь, -ва, -ова.
К тому же в этом слове сочетание –ск- чередовалось со –зг-, как в лексеме «промозглый», обозначающей «мокрый, дождливый».
Павел Черных считал слово «москы» диалектным образованием славян-вятичей, использовавших его в качестве определения «влаги» или «воды». Между тем в данном понимании это слово встречается во многих славянских языках, и применяется в качестве названия водных ресурсов, например: река Московец в Болгарии, река Маска в Беларуси, река Мозгава или Москава в Польше и Германии, многочисленные Московки на Украине. Кроме того в словацком языке существует слово «москва», которое обозначает хлеб, убранный с полей в дождливую, мокрую погоду.
Балтийская гипотеза
Лингвист Владимир Топоров выдвинул версию о балтийских корнях топонима «Москва». Он обратил внимание на то, что к востоку от столичной реки нет гидронимов с окончанием –ва, в то время как западнее неё протекает множество рек с типично балтийской этимологией, такие как Дрезва, Надва, Водва и прочие.
Учёный допускал, что источником названия «Москва» мог быть латышский корень «маск-мазг» обозначающий нечто слякотное, грязное, топкое, или литовские основы: «мазгас» — узел и «мазгат» — мыть.
Первое предположение имеет отсылку к славянской теории, а второе В.Топоров объяснял тем, что Москва-река только в пределах города, причудливо извиваясь, делает 11 крупных узлов.

Альтернативные теории
Существует ещё одна оригинальная трактовка гидронима «Москва», которая объединяет финно-угорскую и балтийские гипотезы. В этой теории компонент «моск» истолковывается из прибалтийско-финских языков, как «чёрный, мутный», а «-ва» — «вода» из коми языка, образуя вместе «чёрную реку». Но критики этого варианта, не понимают, как в одном топониме могли сойтись корни из таких удалённых в географическом отношении языков.
Историк Василий Татищев выдвинул скифско-сарматскую версию, согласно которой корень «моска» переводился как «извилистая», однако археологи следов пребывания скифов на территории города не обнаружили.
Лингвист Алексей Соболевский предложил объяснение слова «Москва» из иранских языков. Взяв за первооснову корень «ама» — сила и «сак» — гонщица, он предполагал, что название столичной реки могло толковаться как «быстрое течение», хотя она всегда отличалась тихим нравом.

В комментариях приведены следующие версии:
1.Татищев говорил, что Мосох, внук Ноя был праотцем славян,-" История Российская", Глава " Славяне от чего, где и когда названы".
В 1699 г историк Киево- Могилянской Академии Т. Каменевич-Рвовский писал, что Мосох Иафетович ( внук Ноя) пришел в Скифскую страну, где и поселился, отчего вся местность так и прозвалась. Название Москвы от Мосоха и его жены Увы, Яуза - от их сына Я и дочери Вузы. Этой точки зрения придерживались многие историки: В. Тредиаковский, архимандрит Иннокентий в книге "Киевский синопсис", польские историки М. Стрыковский, Б.Ваповский, немецкий историк Х. Моземан-Фаброниус и многие другие.
После Великого Потопа, от которого
спасся наш праотец Ной с семьёй, разошлись по всей земле его внуки.
Один из них Мосох пошел на север. После потопа прошел тогда 131год.
"Итак, от Мосоха, праотца славяно-российского, по наследию его, не только произошла Москва, но и вся
Русь или Россия"- пишет архимандрит Иннокентий и называет
Мосоха предком всех славяно-россов, т.е. всех русских и всех славян.
Так что нашей столице 5235 лет от Сотворения Мира!! Это была маленькая точечка на земле, которая
ждала своего часа, который и наступил с ее возрождением в апреле 1147г Юрием Долгоруким.
Отдельный вопрос-а кому нужна истина? Сколько желающих изничтожить историю Руси? А вы говорите, что река Москва - коровья река?!

2.Все гидронимы старее - относятся ко временам единства языкового народов:
Основатель – Мосох Иафетович
В XVII веке на Руси было очень популярно предание о том, что Москву основал после Всемирного потопа патриарх Мосох, внук Ноя, младший сын Иафета.
Сия легенда была надолго предана забвению, и только Н. Я. Марр в начале нашего века назвал её «здоровым племенным преданием», сочтя подтверждением своей «яфетической теории».
Но о его мнении и его теории вскоре забыли. Не думаю, что теорию Марра следует принимать полностью, ибо, по ведическим преданиям, у Иафета были предки на Южном Урале, а ещё ранее – на Крайнем Севере. Кавказ – лишь одна из прародин индоевропейцев, а не самая первая, как следует из Библии (этой точке зрения следовал и Н. Я. Марр).Да и сами имена прародителей, в том числе имя Мосоха (библ. Мешеха), упоминаемые в первых главах Библии, древними евреями были взяты из книг филистимлян-пеласгов, родственников славян
Вот как говорится об этом событии в «Описании…» инока Тимофея Рвовского: «И созда же тогда Мосох Князь и градец себе малый на предвысоцъей горе той, над юстии Явузы ръки, на мъсте оном первоприбытном своемъ, имено Московском, идеже и днесь стоит на горе оной церковь каменная святого и великаго мученика Никиты». По одной из версий, он назвал град по имени своему и своей жены Квы, получилось – Москва. Сей Мосох, «господарь всем нам», по словам летописца, был «муж крепкорукий и вытяганец лукосильный», и прибыл он с Араратской горы от отца своего Иафета.Само имя Мосох (летописный вариант – Мосх) в Библии передаётся как Мешех. То есть русский летописец даёт особую славянскую форму имени патриарха.
И так разрешает многие вопросы, ибо имя это явно индоевропейское. Сие слово принадлежит к целому «кусту» слов, корень коих «мосх» – «моск» суть способ произношения слова «мозг» со значением «мудрость» (сравните: авестийск. Ахурамазда – Господь Мудрость).
Сие имя могли принимать как священное вожди и князья, цари, которые вставали во главе племенных союзов и почитались мудрейшими.
династийное имя. Потому и вождей с именем «Моск» либо «Мосъка» могло быть несколько, так же как несколько было Ариев, Киев, Словенов, Бусов. Самый ближний к нам князь Моска жил в VI веке н. э.

3.По летописям Москва начинается с Кучкова поля - боярина татарина болгарского Кучки. Позже Москва - логистический хаб созданный татарами для сбора дани с округи.
Москак = баскак: "татарский наместник, который был обязан собирать дань и следить за выполнением приказов", др.-русск. баскакъ, укр. баска;к, польск. baskak "начальник, правитель". Заимств. из чагат. baskak "чиновник для сбора податей с подчиненных народов"

4.Названия многих русских городов и рек - финские, т.е. произошедшие из языков финских народов! К примеру, 1147г., князь Юрий Долгорукий в исторически первом упоминании о Москве: "Приди ко мне брате в Москов".Внимание, по произношению Масков,а не Москва,например Подмосковье- слово произошедшее от Масков! До сих пор убедительного перевода слова Масков или Москов в официальных источниках я не нашёл. Логически подумав,раз уж ни с одного из славянских или тюркских языков вменяемого перевода нет,я обратил внимание на самый близкий к Москве неславянский народ- Мордву(Мокша, Эрзя). Всё оказалось поразительно просто и перевод оказался прямой. Масков, Мас-Маз-Мазы-Красивый-Красивая, Ков-Луна или Месяц. Замечу,что в языках Мордвы -мокшанском и эрзянском нет родов. Итого: Москва-Красивый Месяц или Красивая Луна ! Мои версии по поводу Ков-Месяц-Луна: 1) Изначально планировавшаяся кольцевая радиальная система застройки в виде Луны,в форме которой Москва существует до сих пор; 2) Небесное светило; 3) Вид с кремля на изгиб Москва-реки в виде Месяца и соответствующая застройка по берегу. Кремль, произносится Кремыль, Кремль-Кремыль-Керьмыль- Было Гроздью или Было Ветвью с Плодами, от слова Керьмы- Ветвь с Плодами, соответственно Ветвь на которой держаться Плоды- Стены Кремля, а Плоды- Башни Кремля, это прекрасно видно на карте, схожий по произношению со словом Кремыль слово звучащее как пийыль-нож, переводимый буквально как "было зубом, клыком" от слова пий-зуб,клык! Плоды с искажённым переводом перешли как "дети", из-за этого Кремль называли Детинец,-слово употребляемое в общепринятой истории и значение которого "историкам" неизвестно! Также есть популярная версия происхождения Москва от Моксва, т.е. от Мокса- Мокша субэтноса Мордвы и Ва- Вода с финского,т.е. Вода народа Мокша,но возражу,ведь если перевести напрямую с языка Мокша,то смысл получается иной,а именно ВА- послелог,переводящийся на русский как предлог ПО и получается Москва- Моксва- ПОМОКШАНЬЕ, т.е. Страна народа МОКША! Нередко в происхождении Москвы фигурирует слово КУЧКА, якобы от имени боярина Кучки ранее на месте Москвы было даже селение Кучково, на самом же деле всё просто,а "историки " не хотят видеть очевидного и лежащего на поверхности ибо не выгодно и не сходится со славянской версией и КУЧКА,ударение на последний слог,с мокшанского означает Центр, Середина или Сердцевина и видимо не зря Москву за Сердце и Центр страны считают,т.е. Кучка- Центр,Сердце страны!

5."Мосха — 1) «корова» по-булгарски; 2) река Сухона; 3) булгарское название города Москвы, основанного каном Ахадом Мосха в 1088 году; позднее получило форму «Москва». Московские реки первоначально носили булгарские названия: Улен-Су (Неглинная), Авыз-Елга — «Восковая речка» (Яуза), Явыш-Идель (Москва-река)."
Джагфар Тарихы. Том 1.

6.Географ Стефан Кузнецов  предполагал, что корни слова «Москва» следует искать в диалекте народности меря. Согласно его изысканиям этот топоним образовали две лексемы «маска» — то есть медведь и «ава» — «мать или самка». Кроме того, как сообщает нам этнограф и фольклорист И.М. Снегирёв в книге «Русская старина…» (т. 1, 3-е изд., М., 1852), видимо, руководствуясь древней летописью: на склоне Боровицкого холма лежал священный медвежий камень (Волоса?!). В древности корень «мос(х)» соответствовал современному понятию «помазанный», т. е. – освященный, т. о. название Москва означает Священное место Матери Ведицы, в поздней традиции – Святой Софии, т. е. Премудрости Божьей.

7.*Москва переводится с мокшанского как гнилая речка, собственно Московия это Мокшания, улус Золотой Орды Джучи, народности финоугромонголоидные, эрьзя, мокши, чуди, веси, нарова, меря и прочие
8.Маска ава это никакое не мерянское, а чисто современное марийское, один в один, буква в букву. Маска - медведь, ава - мать.
9.С Адыгского можно перевести Москва - Мэзкуу -Лес глубокий, Москаль - Лесной город. Русь Московитая - Русь стоящая в глубоком лесу.
На службе у Московских князей было много родовых дворян выходцев из Черкесии.

10.Москва от слов моски вае, то есть производство (ваяние) москательных товаров - то есть по большому - парфюмерии и красок. Да, в свое время Москва представляла собой Париж средневековья.

11.Древние топонимы берут начало в праязыке, в котором не было звонких согласных, М и Р. Так НЕСОК -- МЕШОК. Название образовывались не от случайных примет, а из особенностей предметов и явлений. Вода -- она и в Африке вода, также как и река. Это не особенность. У Москвы -реки был ориентир: куда она течёт. НОСО-КО-ВО, где НОСО -- носить, КО-к, ВО-- впадает (в Оку). Отсюда МОСОКОВО . Но древний смысл не аналогичен нынешнему. Здесь его надо улавливать, прямого перевода не может быть, это не равноправные языки. Так река Чулым в Сибири этимологизируется как КУЛОНО -- закруглённая. Это КУЛО по-тюркски: Иссык-куль, Еткуль. Ср. КУЛАК, КУЛТЫШКА, Но почему река -- закруглённая? Доходя до енисейских отрогов она резко поворачивает, делает круг. В языке нет случайностей. Из книги "Тайный код русской речи. Генетика слова и Этимологический словарь Анти-Фасмер."

12."... в словацком языке существует слово «москва», которое обозначает хлеб, убранный с полей в дождливую, мокрую погоду."
Москву основали вятичи, относящиеся к западным славянам, также как и словаки.

13.Москва ( Москов - Мъсков ), Литва ( литОВская ), мордва ( мордов-ь ), татарва ( татаров-е ), братва ( братия, братов-е ), жатва ( жатов-ь ), бритва ( бритов-ь ), листва ( листья ), смоква ( смоков-ь ), клюква ( клюков-ь ), Непрядва ( Непрядов-ь ), Псков ( Пльсков, Плесков, Полесков ), морковь ( морква ) и т.д.. Сейчас мы говорим "татары", а раньше говорили "татарове", "татарва" ( сейчас тоже можно услышать ). Мы жмём рожь, а процесс в широком смысле - жатва, но почему-то рукопожатИЕ, то есть в одном случае удобно так, а в другом так. Это говорит о том, что окончание -ва в названии города Москва могло и не использоваться первоначально. Остаётся "Моск". Здесь я предлагаю убрать букву "с" потому, что она часто вставляется перед изменённым окончанием, когда мы отвечаем на вопрос чья, чей, чьё. Например, Каховка - кахов-с-кий ( -ая ), Черняховка - черняхов -с-кая ( -ий ), Вороновка - воронов-с-кая ( -ий ). Что получаем? Мок+с+ов = Москов ( буква с всегда вставляется перед к ). Что это может означать? Либо поселение принадлежало кому-то, либо могло указывать на территорию вокруг поселения. И мне вспомнилось из "Слова о полку Игореве" название одного из перечисленных там племён - могуты. Но есть ещё одно - Мокошь ( Макошь ) - богиня земли и дождя ( и не только ). Возможно, во времена Юрия Долгорукого её могли называть и по другому - Мока. Сюда же можно приплести и слова - мокнуть, мокрый, измок, промок, подмок, вымок, но тут же напрашивается - (вз)мок(ла) и далее - москаль. Получается, что не реку называли Москва, а территорию, на которой находилось поселение. Грязивые места ( из "Слова..." ). И ещё одно предположение. В старые времена молодой месяц называли - мысик, а коробейники ( купцы ) передвигались чаще по ночам и именно они могли дать название поселению в "честь" мысика - М(ы)сков. Склоняюсь к предпоследнему.
P.S. Если название города пошло от имени богини Мокошь, то это может означать, что на момент приезда туда Долгорукого там не исповедовали христианство ( массово ) и Мокошь была в почёте или же поселение с этим названием существовало ещё за сотни лет до 1147-го года.

Моя версия на основе санскрита.
В России много названий рек, которые можно понять, только в переводе с санскрита. Название реки МОСКВА переведём с санскрита, и подходящее слово будет «МАСХА» - рыба, ВА - вода, поэтому «МАСХА-ВА» означает " рыбная вода". Видимо раньше там много рыбы водилось.
А вот название города «Москва» не соответствует принципам формирования древних слов для мест, где живут люди, ведь не в реке они живут. На берегах этой реки жило племя «мокша», что на санскрите означает спасение, освобождение, потому созвучие слов «МАСХА» и «МОКША» сыграло роль в закреплении топонима в названии города. Но мне кажется, правильное название города «МОКШАВА» - «город спасающий от воды», что созвучно городу ВАРШАВА (город закрывающий водный путь) и ДАУГАВА (город дающий водный путь).
В символичной форме, смысл слова МОКША – «спасение», отражено на гербе города Москвы. На нем изображен воин на коне, который поражает копьем черного дракона. Это мифологический сюжет, пришедший из средневековой Европы, повествует о том, что рыцарь Георгий спасает царскую дочь, принесенную в жертву жителями страны морскому дракону. Если знать, что древним символом татарского казанского ханства (города Казани) является черный дракон, то этот герб говорит следующее: «Московский князь (Георгий) спас (совершил мокшу) Русь (царскую дочь) от татар (черный дракон) и от принесения человеческих жертв (дани)». В своем высшем философском смысле «мокша» означает спасение души, духовное преображение человека, поэтому этот герб говорит и о том, что в битве за свою душу человек должен победить своего черного дракона (эгоизм).
Подробнее читайте на http://proza.ru/2016/02/13/203

Что означает слово москаль?
Справка
МОСКАЛЬ, москали, муж. (дореволюционное, пренебрежительное). Шовинистическое прозвище, прилагавшееся жителями Польши, Украины и Белоруссии к русским, представителям Московского государства, а также к солдатам.
Санскритология.
Слово МОСКАЛИ на санскрите двух составное слово:
1.Moksha (мокша) означает – избавление, освобождение от чего-то, спасение души, бросание, метание, стрельба.
2.Kali (кали) означает – ссора, раздор.
В целом, слово Mokshaкali (мокшакали) означает – избавление от ссор и раздора путём военных действий солдат, которые спасают души.
Можно сказать, что призыв украинцев «Москаляку на гилляку» («Москаля на сук» или виселицу),  которые слышали в России  все 8 лет, был услышан и теперь туда пришли солдаты, которые спасают души от ссор и раздора.
 Надо было вначале понять те слова, которые произносили на Украине, тогда бы и последствий не было бы. Призывали русских солдат, они и явились!
Причина в том, что  ссоры и вражду братских славянских народов провоцируют тёмные сущности из-за границы. Эти сущности делают одержимыми множество людей, особенно молодых парней, примерно 30% от числа жителей. Одержимость это психическая болезнь, которая трудно лечится и только отдельные  священники  способны силой молитв в течение многих часов, изгнать из человека беса или чёрта, управлявшего умом и волей этого человека.  Поэтому спасение душ людей  целой страны, заключается в том, чтобы понудить их осознанно раскаяться во вражде к братскому народу.
Что посеешь, то пожнёшь!
http://proza.ru/2022/04/06/1135

29.07. 2022 г.