Позывной Спортсмен. Аксёнов Максим

Ирина Горбань
Аксёнов Максим Александрович. Позывной «Спортсмен»

24.05.2001 – 15.03.2022

г. Донецк. Моспино.



Война в Донбассе началась в 2014 году, когда Киевский режим, не желая признавать выбор жителей юго-востока Украины – независимость, свободу, справедливость, - решил применить все методы, имеющиеся в арсенале: военные, политические, экономические. А затем перешел к убийствам.

26 мая 2014 года жители Донецка считают чертой, после которой прежней Украины больше не осталось. В этот день украинские каратели обстреляли центральные улицы города, пригороды. Погибли люди, многие были ранены.

Максиму Аксёнову тогда исполнилось 13 лет. С ужасом подросток смотрел новости, военную хронику и не понимал, как можно убивать людей. Не понимал, как жить в ситуации войны. Как и многие матери, Татьяна Александровна вывезла детей из города, подальше от опасности. И как многие родители, через пару недель, не дождавшись окончания обстрелов, вернулась домой.

Вопреки всем обстоятельствам, жизнь продолжалась. Семья оставалась жить в Моспино, а Максим жил в Донецке, в общежитии спортивной школы.

- Для каждого родителя его ребенок самый лучший, - рассказывает Татьяна Александровна, – шебутной, веселый почемучка. Как-то в свои четыре года очень серьезно заявил: «Мама, каждый ребенок должен быть лучше своих родителей. А если папа президент, тогда к чему еще стремиться?» Пришлось объяснять, что наш папа не президент, и у сына есть цель - стать лучше папы.

С детства Максим был самостоятельным. Ни на шаг не отходил от отца, который обучал сына всему, что умел сам. Со временем вместе ремонтировали машины, занимались строительством. Особое отношение было к рыбалке. Сам заядлый рыболов, отец и сына научил всем рыбацким премудростям.

- Максим ведь у нас почти на рыбалке родился, - улыбается Александр Валерьянович. – Татьяна тогда на сносях была, и загорелась пойти на рыбалку. Большой православный праздник Вознесения Господня. Как ей откажешь? Там и начались схватки. Еле успели в больницу добраться. Был у сына и первый улов, и первые рыбацкие фотографии с уловом 18-килограммовой рыбы. А во дворе и сейчас стоят все постройки, над которыми мы вместе с сыном работали до самой войны. Радостный был человек. С юмором. Мы с ним 40 кустов винограда вместе посадили и выхаживали. Когда купили дом, забор вместе с ним строили, сарай для угля, комнату для работы. Начали кирпичный мангал сооружать…

Еще в детстве в школе Максиму все предметы давались легко. Много читал. Уже в восьмом классе думал посвятить жизнь психологи, но посещение спортивной секции по вольной борьбе дало свои положительные результаты в пользу спорта. Хорошим примером для парня стал его тренер. Теперь Максим знал, что тоже будет тренером.

- Максим спортом увлекся в школе, в обычной секции, - вспоминает Татьяна Александровна. – Тренер часто вывозил ребят на соревнования. На каком-то из турниров Максиму предложили заниматься спортом профессионально. Мы с отцом эту новость восприняли как шаг в будущее. Порадовались за сына. Но я очень переживала, как он будет жить самостоятельно в общежитии. Мои опасения оказались напрасными – у сына были прекрасные педагоги и воспитатели.

Теперь Максим в составе своей команды выезжал в Енакиево, Орел, Белгород. Часто занимал призовые места. Спорт стал частью его жизни.

В семье подрастала сестренка Соня. Одиннадцать лет разницы в возрасте не разделили, а сильно сблизили брата с сестрой. Ответственный во всех делах и поступках, Максим ухаживал за малышкой. Приезжая домой по выходным, обязательно привозил сестренке угощения и подарки.

- Когда мы узнали о нашей беде (у Сони определили серьезное онкологическое заболевание крови - острый лимфобластный лейкоз), Максим был рядом. Долгое время Соня находилась в больнице Донецка, и  каждое свободное время он навещал сестренку. Его группа крови совпадала с Сониной, он без колебаний всегда при необходимости сдавал ее для сестры. А однажды, когда в очередной раз необходимо было переливание, Максим приболел, и доктора запретили переливание, он привел своего лучшего друга, у которого кровь совпала с Софийкиной. Вот такая круговая порука поднимала моральный дух больной девочки и давала надежду на выздоровление.

Школу Олимпийского резерва Максим Аксёнов закончил в 2021 году, получил диплом и поступил в институт физической культуры и спорта ДонНУ. Мечта стать тренером его не покидала. Выбирал: быть преподавателем физкультуры в школе или пойти тренером в секцию. И тут ему предложили взять группу детей в Олимпийском. Максим тут же позвонил матери и радостным голосом сообщил: «Мама, можешь меня поздравить. Я без пяти минут Максим Александрович!»

Ребята сразу прикипели к тренеру. Им нравилось всё: и спокойный голос, и внимание к каждому, и четкие спортивные правила. Теперь они мечтали стать тренерами, как их Максим Александрович.

- Мне очень больно говорить о сыне в прошедшем времени, - плачет мать. – Он хорошо учился в школе, перешел в училище, там закончил 8-9 классы, потом еще четыре курса. Получается, 6 лет проучился в училище. За Максима нигде не было стыдно. С детства мне о нем никто ни одного плохого слова не сказал.

Максим всегда стремился к самостоятельности. Брался за любую работу, чтобы материально помочь родителям, зная, как дорого обходится лечение сестренки. В свободное от учебы время работал в охране.

- Крутился, как колесо. Одна тренировка утром, другая вечером, потом работа, потом добавился тренировочный полигон…

Осенью, в сентябре  2021 года, вдруг позвонил отцу, Александру Валерьяновичу, и сказал: «Пап, я подписал контракт. Маме пока не говори. Решил сразу два вопроса: защита Родины и приличная зарплата». Он и свадьбу со своей девушкой решил оплатить самостоятельно. Вот окончится война, и они распишутся, детей нарожают. Матери Максим рассказывал, что на полигоне занимается физической подготовкой.
Как и многие сослуживцы, Максим родителям не сказывал, где находится, чем занимается. Что был помощником гранатометчика, и был на боевых заданиях, тоже не говорил. Родители рады были каждому звонку сына.

16 февраля 2022 года Максим Аксёнов (позывной «Спортсмен») служил в батальоне «Сотка». Предупредил родителей, что на связь пока выходить не будет. Он, как всегда, на полигоне. А 21 числа вдруг без предупреждения приехал на целый день. Увольнение было только до вечера. На прощание сказал: «Если что, я вас сильно люблю».

В субботу, 12 марта 2022 года, позвонил отцу, сказал, что освободили Волноваху, едет с отрядом на переукомплектовку, и снова на полигон. Снова не стал рассказывать о местах дислокации. Ведь сейчас шло масштабное освобождение Украины от фашизма и нацизма – демилитаризация и денацификация.

15 марта 2022 года ранним утром отряд, в котором находился Максим Аксёнов, попал под минометный обстрел под Авдеевкой. «Спортсмен» получил смертельное осколочное ранение в брюшную полость.

- Утром я мыла посуду, - вспоминает Татьяна Александровна. – И тут из рук падает любимая чашка Максима. У меня все внутри похолодело. Но его слова: «Не переживай, всё будет хорошо. Я ведь не воюю. Я на полигоне, на тренировке» немного успокоили. Мы даже не пытались отговорить сына, когда подписывал контракт. Это – его решение. Он, как настоящий мужчина, оформил все документы, и только потом об этом сообщил.

- Я собиралась на работу, - плачет Татьяна Александровна, - когда позвонил командир батальона. Я не удивилась незнакомому номеру, Максим часто пользовался телефонами сослуживцев.

- Услышав крик жены, я взял у нее из рук  трубку, - заговорил отец погибшего воина, -  Мне сказали, что Максим погиб. – Мужчина заплакал… - Максим про Волноваху не рассказывал. Обещал, когда вернется, обязательно поговорим. А через 2 часа позвонил мне снова с чужого номера и сказал, что находится между Ясиноватой и Авдеевкой. А буквально на второй день… Я теперь никогда не беру трубку, когда вижу незнакомый номер.

Родители Максима очень боялись рассказывать Соне о гибели брата. Не знали, как отреагирует слабенькая девочка на эту боль. Брат всегда был ее поддержкой.

- Очень больно произносить имя сына в прошедшем времени. Очень страшны утро и вечер. День проходит в суете, а вот вечером засыпаешь с одной мыслью – ну как так? А если бы… Потом осознаешь, что назад уже ничего не вернешь… Пусто…
Похоронен Максим Аксёнов (позывной «Спортсмен») недалеко от родного дома, в Моспино.

Семья Аксёновых пережила много испытаний. Как пережить испытание смертью? Как жить с мыслью, что родной сын больше никогда не переступит порог родного дома, что не обнимет сестренку, не создаст семью? Но все убеждены в одном: Их Максим настоящий Герой. И на следующий год они всей семьей пойдут в одной колонне Бессмертного полка с его портретом.




Автор текста Ирина Горбань
Проект "Белые журавли" отдела реализации социальных проектов Мининфо ДНР