Чуть-чуть из прошлого

Инга Шим
 На вопрос о длинных волосах, он всегда отвечал – растут. И очки носил такие же, как у Джона Леннона- круглой формы. Только ростом, я думаю, был все же повыше легендарного битла.
 Друзья же видели в нем образ русского интеллигента-нигилиста Базарова.
  Наша встреча произошла в художественной мастерской.  Она принадлежала отцу моих однокурсников-близнецов Валерки и Витальки.

К несчастью, заслуженный художник очень сильно пил и давно уже не писал никаких картин. Но, мастерскую, в те описываемые времена, у него еще не отняли. Она и служила приютом для всей молодежи нашего района.

 -Сергей

- Аня.

-Значит Яна,- тут же перевернул мое имя длинноволосый парень.
-  Значит Грес, - отпарировала я.
Так мы стали Янкой и Грессом.
 
Уж не знаю, какое место в компании занимала я, но Грес был ее душой, ее сердцем, ее воздухом.

 Его всегда хотелось слушать, ему хотелось подражать.
 
- Клевый! - закатывая глаза, произносил Виталька.
- Харизма! -с тем же выражением в лице, вторил его брат-близнец, Валерка.

  Женский пол, то появлялся в нашем «Бункере», то пропадал. А я как-то прописалась надолго.

Место нашего сбора из-за сильного запаха красок не нравился моей лучшей подруге. Но, к сожалению, собственными квартирами похвастаться никто не мог. А больших денег, что бы постоянно проводить время в кафешках, ни у кого не было. Да и шумно там. И нет настоящего уюта.

А полгода плохая погода - это как раз про наш климат.

Мы были молоды, наивны, но по-своему счастливы.

Однажды я загремела в больницу с приступом аппендицита. И, особенно не церемонясь, мне его тут же и вырезали.

 А когда на второй день после операции, услышав художественный свист на мелодию "Мишель", распахнула окно, то  увидела Гресса, братьев-близнецов и любимую подругу.  Жанка беззвучно трясла конвертом. Оказалось, что накануне она сорвала голос, поэтому на озвучке был Грес.

- Янка, я же говорил, что в жизни всегда больше поводов для радости, чем печали. Завтра тебе будут выдавать ключи от квартиры. Но обязательно нужно как -то выйти из больницы, хоть на пару часиков, сможешь?

 Я ели  успела утвердительно махнуть друзьям головой, как тут же истерично закричала соседка по палате, с требованием закрыть окно и немедленно.
 
Действительно, февраль был очень холодным. В городе свирепствовал грипп.

В больнице объявили карантин и никого из посетителей не впускали даже на минутку.
Выйти из больницы было так же не реально, как и зайти. А из одежды на мне был только фланелевый халат и тапки на босу ногу. При поступлении, вся одежда сдавалась на хранение.

Принесите одежду и обувь, написала я в записке, которую сбросила через окно.
 
А ночью мне приснился кошмарный сон! Якобы записку ребята не нашли. И я стою на пустыре, в огромной толпе людей, в очереди за получением ключей от квартиры, в халате, с оборванными пуговицами и даже без тапок,

Но, если сон назвать кошмаром, то как назвать то, что произошло потом?
После завтрака, спустившись вниз я увидела, как уборщица шваброй упирается в живот двухметрового Гресса.

- Сейчас позову главврача, - фальцетом вопила немолодая женщина. И никакой пакет я передавать не буду. Такой большой, а читать не умеешь. Не положено!
 
 Увидев меня, Грес кинул пакет через голову женщины, прямо мне в руки. Баскетбольный бросок  оценила даже скандалистка. Только моя бедная рана, от тяжести огромной посылки, чуть не лишилась швов.
 
- Где Жанка?

- Она свалилась, температура под сорок. Слушай, я не знаю других твоих подруг, а у нас в семье из женщин только бабушка. Так что принимай вещи которые нашел.

Уборщица уже набирала в грудь воздух, чтобы включить голосовую «сирену» и мы  решили больше не рисковать, лишь помахав друг другу в "прощальном поцелуе".

В палате я стала разбирать вещи.
 
То ли от разболевшейся раны, то ли от увиденной одежды, которую мне предстояло надеть - но остановить поток слез никак не получалось.

 Как я узнала позже, бабушке было 89 лет. И вещи выглядели под стать ее возрасту.  Особенно каракулевая шубка уж точно выглядела ровесницей хозяйки.

 А в спортивные шаровары Гресса, можно было запрыгнуть два раза. Правда, я их удачно подвязала, использованным жгутом, найденным в мусорном ведре.

 Ботики - прощай молодость сорокового размера, против моего тридцать шестого, несмотря на высокие голенища, тоже обещали свалиться с ноги.

Но, самой ужасной оказалась мохеровая шапочка малинового цвета, связанная крупной вязкой и с сиреневым бантиком на боку, отдаленно напоминающим цветок георгина.
По форме это была уже совсем и не шапочка, а огромный блин, закрывающий мне глаза.

 Про носки парень, конечно, забыл совсем. Хорошо, что у одной из соседок по палате, оказались толстые вязанные  носки, что прибавило хоть один размер моей ноге.

 Вот такую «состарившуюся тетку» никто в коридорах больницы и не узнал.
Уборщица,  оглядев меня подозрительно, все же забухтела:

-Ведь нельзя  же посторонним, а все "ходют и ходют тут".

Во дворе меня ждал Грес. И, если бы он промолвил хоть слово, я, несмотря на слабость, убила бы его. Но, парень мужественно, без смеха и издевок проводил меня до такси.

Правда водителю все ж таки  сказал, что хотя с дурдома сбегают часто, я все же не тот случай.
- Гад, подумала я, - дай время….

В строящемся районе наш дом был первым, а кругом, действительно пока был пустырь. Людей  оказалось  не так уж и много. Будущие жильцы стояли возле своих подъездов и показалось,  будто вся молодежь очень занята,  прислав за ключами только своих бабушек и дедушек. Так, что не очень-то я и выделялась в этой компашке.
 

А через неделю вся наша "братия" радостно встречала меня из больницы. Нос у Жанки,  принял форму и цвет сливы, а один из горе- близнецов был в гипсе. И только Грес выглядел так, будто только, что побывал на приеме у английской королевы. 

- Это же знаменательный день,- ответил он на мой немой вопрос.
- А вот наш Валерка, так бежал, так бежал - что упал, очнулся гипс.

Надо сказать, что и встречающие  были удивлены не меньше меня.  Потому что, несмотря на послеоперационную болезненную скрученность, в руках у меня был довольно габаритный новенький венский стул.

-  Сейчас при выписке выдают стулья? - поинтересовалась Жанка.

- Нет, я купила стул два часа назад, вон в том мебельном магазине, сразу за углом больницы. Знали бы вы, с каким боем достался! Но, зато какой классный! Оцените!

- Значит Янка оклемалась,- подруга аж в ладоши захлопала.

 Дело в том, что одежду приносят с утра, а выписку от врача отдают обычно только к обеду. Поэтому я сделала забег в магазин и смогла ухватить стул.

Шел 1992 год. В магазинах только пустые стеллажи и полки. Поэтому, кому, что удавалось ухватить, то и покупали.

Так, в новую квартиру зашли мы хоть и без кота, но со стулом.

Сначала собственная однокомнатная квартира привела меня в восторг. Но очень скоро силы стали угасать уступая слабости. Прохаживаясь по кругу из комнаты в кухню – не только я, но и ребята боялись признаться, что очень хочется на что-то присесть. Но стул был только один.

- Янка садится на стул, -скомандовал Грес.
- Раненные со мной на пол (имелись ввиду- сопливая Жанна и загипсованный Валерка). А ты, Виталька, оправдывай звание сына - заслуженного художника.
 Пиши наш общий портрет!

Пока Виталька простым карандашом, выпячивая нижнюю губу и периодически цокая языком, изображал нас на листе бумаги, я осматривая пустую комнату, захандрила.
 Мне казалось, что никогда- никогда не удастся заполнить ее вещами.

И тут любимая Жанка, интонацией спасителя человечества, объявила, что ее мама дарит мне старенький, но, зато целый сервиз аж на 12 персон.

- Лучше бы она еще один стул подарила, - подметил Валерка

- И куда поставим чашки, у меня даже шкафа нет?

И тогда всеми обожаемый Грес занялся психотерапией.

- Смотрите: Янка – живая, квартира собственная, краской не пахнет. Ну, что может быть еще лучше на свете?
Посуду можно положить в умывальник. Здесь она будет всегда чистой. Обратите внимание на великолепную плиту с крышкой. Сначала мы готовим, а потом - крышка закрывается и у нас появился стол.  На нем помещаются блюдца и чашки.
Внимание - в коридоре встроенный шкаф. Только взгляните, сколько здесь полок!
 
- А еще у тебя есть ведро и люстра, -сказала подруга. 
Действительно, еще за полгода до появления квартиры я выиграла на одном из благотворительных мероприятий талончик на покупку люстры. Хранилась люстра у Жанны дома и сегодня, наконец-то, была доставлена по назначению.  Притащила подруга еще и ведро.

 -Да, ты, Янка, просто богатейшая женщина! Смотри, ведро переворачиваем, накрываем салфеткой и перед вами- прекрасный барный столик. Романтический вечер на 2 фужера обеспечен- продолжал подбадривать всех Грес.
 
 Люстра оказалась очень большой. Мы ее сократили в два раза. А из оставшихся крючков смастерили вешалку в коридоре для одежды. И еще люстра была на удивление красивой.
Когда-кто- то из новых знакомых появлялся на пороге комнаты, то первым раздавался возглас:
-Ого, классная люстра!
А, что еще можно было оценить в моей квартире, не ведро же?

Несмотря ни на что, я прожила в ней 10 лет - тяжелых и все равно прекрасных.

Хотя жизнь, конечно, не всегда  преподносила одни лишь подарки.

Сначала братья-близнецы напросились отправить их служить в Армию, несмотря на кучу хронических заболеваний, позволяющих им откосить.  Там случился с нашим горе-близнецом несчастный случай. Никто конкретно не виноват - человеческий фактор. Но Валерка вернулся без ноги и сильно, как и его отец, запил.

Потом Грес оказался в Канаде. Несмотря на то, что он попал туда через нарушения всех законов иммиграции, писал всегда очень позитивные письма. Все у него, если верить, складывалось, как нельзя лучше.

- Харизма, - констатировал Виталька.
 
 Жанна первой вышла замуж, но очень быстро развелась, потом опять вышла и опять развелась.

При встречах, которые, к сожалению, проходили все реже и реже, Виталька любил интересоваться нашей с Жанкой личной жизнью.

- Так какой у вас мадам статус в данный момент?

Добродушная подруга не обижалась.   Ответы были двух вариантов - замужем или в разводе.
Я же, из-за отсутствия перемен, неловко опускала глаза.

 И как- то постепенно, без Гресса, компания распалась.

 А через 9 лет Грес вдруг вернулся. До меня доходили слухи, что он работает, где- то на телевидении. Что вплотную взялся за Валеркину жизнь,  даже заставил его лечь в больницу. Справлялся, говорят, он и обо мне. Очень сокрушался, что я все еще проживаю в той же однокомнатной квартире.

И, как это всегда бывает, однажды - вдруг раздался звонок в дверь.

 Сразу я даже и не узнала друга. Вроде тот же, особо и не повзрослел, но…

 Волосы! Они были короткие!

- Не растут? – спросила я.

Вместо ответа, Грес протянул мне венский стул.

- Боялся, что придется стоять?

- Да, просто так, иду смотрю стулья продаются. Вот, схватил по привычке…
Надеюсь, муж сам мебель не делает?

И тут волнуясь, я начинаю тараторить без остановки. Мне вдруг почему-то захотелось рассказать обо всех прожитых днях.

Хотелось узнать, понимает ли парень, что такое прожить столько лет без него?
  И, почему-почему он целый год не появлялся?

- Ведь все эти 9 лет меня согревали его письма...Я выучила их наизусть и могу продекламировать их даже с любой строчки.

От нахлынувшей обиды не получилось сдержать слез.
Да, что там я … Мы плакали оба.

Это были слезы и боли, и радости одновременно. Действительно трудные годы для всей страны, для нас, для нашего поколения.
Столько нужно было друг другу рассказать о пережитом не вместе.

 Но, к счастью, интуитивно мы уже начинали понимать, что у нас на это есть время.

А концовка, как в хорошей сказке. Живем мы вместе. У нас большая квартира. Очень много хорошей мебели. Но, и венский стул, и бесформенная люстра, и старый сервиз, как и все наши дорогие друзья навсегда с нами…