О перезахоронении атамана Чепеги

Александр Селиверстов
Кто такой атаман Чепега?
Кошевой атаман Черноморского казачьего войска Захарий Алексеевич Чепега – историческая фигура общероссийского масштаба. Это один из русских военачальников конца XVIII века, один из героев Русско-турецкой войны 1787–1791 годов и Польского похода 1794 года. Имел звание генерал-майора, был кавалером высших государственных орденов.
З. А. Чепега – бывший запорожский казак. После упразднения Запорожской Сечи в 1775 году он не предал России, не ушёл на сторону Османской империи, в Задунайскую Сечь. Оставшись верным Родине, получив под своё начало новообразованное Черноморское казачье войско, привёл его на ставшую частью России Кубань – чтобы защищать новые русские рубежи.
Является, таким образом, антиподом всех иуд и самостийников южно-русских земель – от Мазепы до Быча, Бандеры, Шкуро и т. п. сброда.

Для миллионного Краснодара – «южной столицы России» – фигура З. А. Чепеги равнозначна фигуре Юрия Долгорукого для Москвы. Чепега – основатель города. Причём, основатель не предполагаемый, не полумифический или легендарный, а самый настоящий, неоспоримый.
В июне 1793 года он приехал на один из 10 пограничных постов, которые по его же указанию были основаны казаками на правом берегу Кубани, и решил, что именно здесь будет войсковой град.
Спустя примерно 3 месяца основанный Чепегой город был назван Екатеринодаром [66].

14 января 1797 года, после 8-дневной болезни [67], Чепега умер и 16 января был похоронен в екатеринодарской Крепости, «посреде назначенного для соборной войсковой церквы места» [68].
В 1800 году на этом месте был заложен и в 1802 году освящён деревянный собор Воскресения Христова.
Возведённый из дерева грандиозный собор не имел каменного фундамента, поэтому через несколько десятилетий пришёл в ветхость и к февралю 1879 года был разобран. На его месте было решено построить каменную церковь с тем же, Воскресенским, посвящением.
При разборке деревянного собора «найдены были хорошо сохранившиеся деревянные гробы нескольких давно погребённых именитых кубанцев. Между ними поражал своей величиной гроб Чепеги» [69]. Найденные останки закопали на том же месте.

11 июля 1887 года, «при рытьи рва для фундамента вновь строющейся в Екатеринодаре церкви, на месте бывшаго Войсковаго Воскресенскаго деревяннаго собора», останки были снова извлечены.
14 августа 1887 года прах Чепеги перезахоронили под трапезной «строющейся из сженаго кирпича церкви». Гроб для его праха пожертвовал войсковой старшина Вареник. Вместе с Чепегой под трапезной храма были похоронены трое из шести найденных под старым собором: войсковой атаман ЧКВ Тимофей Котляревский, войсковой протоиерей Роман Порохня и войсковой полковник Алексей Высочин [70].

Летом 1930 года кирпичный Воскресенский храм был уничтожен. Захоронение основателя города оказалось затоптанным на многие десятилетия.
Сейчас на месте храма и могилы Чепеги находится сквер Детской краевой клинической больницы.

Возможно ли определить место, где находился Воскресенский храм?
Возможно. Помимо досоветских планов Екатеринодара, известны материалы аэрофотосъёмки, сделанной во время ВОВ самолётом люфтваффе.
На одном из снимков – центр бывшей екатеринодарской Крепости с тем, что осталось от храма. Сопоставление этого снимка с современным космическим снимком позволяет точно определить искомое место.
Возможно ли определить, какое из захоронений под трапезной принадлежит атаману Чепеге?
Возможно: «...в синем казакине со стеклянными пуговицами и богатым персидским парчовым поясом был похоронен кошевой атаман З. А. Чепега» [71]. Любой археолог знает, что стекло под землёй сохраняется неограниченное количество времени – по этим пуговицам и можно определить, какое из четырёх захоронений под трапезной принадлежит Чепеге.

В феврале 2017 года автор этой книги подготовил обращение к губернатору Краснодарского края В. И. Кондратьеву с предложением о перезахоронении праха атамана Чепеги.
Найденный прах можно было бы поместить в криптовой части собора Александра Невского, построенного в 100 м от места захоронения (вопрос предварительно обсуждался с настоятелем собора протоиереем Анатолием Петровым).
Другой вариант – возведение на месте первоначального упокоения Чепеги усыпальницы, которая могла бы стать архитектурной достопримечательностью и одним из самых значимых памятных мест города.
А по черепу атамана можно было бы воссоздать черты его лица (как известно, портретов Чепеги не сохранилось).
Подготовку ответа на обращение губернатор поручил Департаменту по делам казачества и военным вопросам Администрации Краснодарского края.
15 марта 2017 года названный департамент подготовил отрицательный ответ по данному вопросу. В отписке, в частности, говорилось, что «точное место захоронения атамана Захария Чепеги в настоящее время не известно», а «проведение поисковых работ приведет к нарушению архитектурного облика центра города».

6 декабря 2017 года во время встречи с губернатором оказалось, что тот не забыл об идее перезахоронения. По итогам разговора вопросом занялось Управление государственной охраны объектов культурного наследия. С помощью специалистов управления были определены координаты трапезной храма: N45°00'44,42" E38°57'58,50" (впоследствии уточнены).
8 апреля 2018 года, на Пасху, в Екатерининском кафедральном соборе, искренне интересовавшийся сделанным губернатор попросил подготовить новое письменное обращение – как казалось, для принятия решения о начале раскопок...
Второе обращение было вновь поручено Департаменту по делам казачества, который вновь подготовил отрицательный ответ, равнозначный первому по смыслу, но больший в 3 раза.

Что ж, осуществить задуманное – поднять и перезахоронить затоптанный прах основателя Екатеринодара, русского военачальника и героя Захария Алексеевича Чепеги – пока не удалось.
Будем надеяться, что рано или поздно кем бы то ни было из тех, кому действительно дорога история наших города и Отечества, это всё-таки будет сделано.


Источник:
Селиверстов А. В. Все храмы края. Кубанская митрополия. Том II. – Краснодар: Традиция, 2020. С. 314–312.