Один день из жизни сельской учительницы

Людмила Хрящикова
Жизнь учителя… Жизнь сельского учителя… Из чего складывается она? Уроки, внеклассные мероприятия, классные часы, родительские собрания – всё, как и у всех учителей. Но есть и особенности в жизни учителя сельской школы. Иногда думаешь, что знаешь своих учеников лучше, чем знают детей их родители. Ведь мы с ними проводим гораздо больше времени. А ещё жизнь учителя складывается из успехов, неудач, радостей и огорчений учеников. Часто эта жизнь напоминает широкую полноводную реку, текущую по равнине. Всё спокойно, привычно. Только иногда побурлит вода и успокоится. Снова бегут уроки, мелькают дни. Но иногда эта жизнь захлёстывает через край. Река жизни бурлит, пенится. Иногда это связано с радостными событиями, долгожданными встречами, интересными мероприятиями, удачными уроками. Иногда – с событиями, выбивающими из колеи. У меня это чаще всего бывает из-за непонимания, возникающего между коллегами, учителями и родителям… Тогда опускаются руки, но лишь на короткое время. Ведь в школьном коридоре или в классе обязательно наткнётся твой взгляд на всё понимающий детский. Вот они мои Юльки, Наташки, Димки… Такие разные, такие любимые.
Сегодня у меня обычный день. Три урока. Три урока русского языка – это серьёзно. При всём уважении ко всем прочим учебным дисциплинам, я всё-таки считаю русский язык главным школьным предметом. Главным, очень важным, чрезвычайно нужным.
Я живу рядом со школой.  В 8 часов выхожу из дома. До начала уроков мне многое надо успеть. Сельская школа – особенная, а сельский учитель в ней и швец, и жнец, и на дуде игрец. Сначала мне надо поспешить в школьную столовую и проверить, как обстоят там дела. (Эту обязанность выполняют учителя по очереди). Потом надо закупить продукты в магазине. Сделаем это вместе с поваром.
Пятнадцать минут на то, чтобы передохнуть и подготовиться к первому уроку. Это русский язык в 6-ом классе, программу которого я очень люблю. Мне она позволяет много работать над пополнением словарного запаса школьников, развивать их речь. И класс в этом году настроен на учение с увлечением. Они точно знают, что на урок я принесу словари, а они любят с ними заниматься.
В классе две девочки, две Юли, две умницы. Сидят на первой парте и смотрят мне в рот. Пишут они красиво, отвечают чётко, речь – заслушаешься. Кроме них в классе учатся четыре мальчика. Все они имеют тройки по моему предмету, но это не значит, что они на уроках не работают. Вот сегодня я вижу, что у них у всех разное настроение. Славка сидит злой. А я знаю почему. Вчера на тренировке ему попало от тренера (это мой муж и директор школы к тому же). Вот он увидел меня и вспомнил вчерашнее. Значит, Слава «оттает» во второй половине урока. Ничего, я подожду! Андрюша откровенно зевает. Засиделся вчера с гостями и обо всём забыл. Димка губы надул. Он точно знает, что я обязательно попрошу его писать лучше и напомню о необходимости написать строчки букв по образцу. Почерк у него невозможный, просто невыносимый. А вот Коленька – весь внимание. Слушает, пухлыми губками пришлёпывает, руку тянет. А спроси, ответит ли? Не дано Коленьке, что делать! А вот у доски работать любит. Вот мы его и позовём работать с предложением. Сидят за партами ребятишки, шелестят страницами словарей, скрипит Коля мелом по доске, то и дело спрашивая меня: «Так?»
А вот и звонок. Собираю тетради и иду дух переводить. Радость от выполненной работы постепенно утихает: впереди урок русского языка в 7–ом классе – ушат холодной воды на мою больную голову.
7-ой класс – мой «родной» класс. Я являюсь в нём классным руководителем, хорошо знаю детей. В классе всего три человека. Две Наташи являются двоюродными сёстрами. Они очень разные: одна тоненькая, другая полненькая, одна блондинка, другая брюнетка. Объединяет их равнодушие к учёбе. Руки опускаются. Оживают девочки на уроках музыки, любят они петь под караоке. Положение в классе немного спасает Женя, приехавший к нам из Казахстана. Он многое видел, пережил землетрясение, у него хорошая память, он любознателен. Но обстоятельства в семье порой складываются так, что на домашнее задание времени не остаётся. На уроках он активен, даже девочек иногда «будит». Редкий урок в 7-ом классе доставляет мне удовольствие. Вот и сегодня иду в учительскую, а в голове вопрос: «Что же мне с ними делать?»
Надо «отходить» от 7-го класса. Сейчас у меня в 8-ом классе будет контрольный диктант. Готовлю тетради, пробегаю ещё раз глазами текст и уже «вижу» будущие ошибки отдельных «умельцев»
О, 8 класс! Ты и радость моя, и боль! «50 на 50»,- так зовут этот класс учителя. Но у меня случается и 60 на 40. И это радует!
Урок начинается, диктую текст, наблюдая из-под очков за ребятами. Надеюсь, что из десяти учеников четверо напишут на пятёрки. Хоть бы поменьше двоек! Мечты, мечты…
 Восьмиклассники заметно повзрослели, стали серьёзнее. Хотя вон Артём опять чему-то улыбается. Надо скорее «возвращать» его на урок! Вот и вернулся, закусил губу и пишет. Что-то новое появилось у ребят: они приглядывают друг за другом. Вот Юлька – молодец! Будущий филолог! Она то и дело смотрит в тетрадь Олега. Тот не собирается в филологи, но на «5» напишет и без Юли. Но той так приятно опекать кареглазого парнишку! Как и Димке нравится помогать Ирине. Дима, Дима! Можешь проститься с пятёркой! Но я молчу. Ирина такая красивая, такая добрая! Может, полы за Димку помоет? И мне хорошо: уж очень много ошибок делает Иришка! Прямо беда! И сама переживает, но дальше переживаний дело не идёт. Саша сосредоточен. Этот не ошибётся. Сейчас быстро допишет предложение, проверит всё и заглянет в тетрадь своего соседа, покачает головой и ткнёт его в бок: «Ты совсем с ума сошёл?» А его сосед, тоже Саша, улыбается во весь рот. А в тетради у него отрывки слов и такие иероглифы, какие только мне, да и то в самых страшных снах снятся. Повзрослевший Игорь пытается спрятаться за широкую Сашину спину. Стеснительный уж очень. Нет, Игорёк, тебя может скрыть только шкаф. Но я молчу: застесняется Игорь, наделает ошибок глупых. От Наташи жду «4», а могу дождаться и «2». Партизанка. Молчит. Улыбается. Таращит глаза и строит рожи. Наташа, когда же ты заговоришь? А вот Николая ничего не волнует. Глаза блестят, руки грязные. Не пишет, а марает. Уроки его не интересуют. Вот сейчас диктант напишет и домой удерёт, а классный руководитель, как грешная душа в ад, за ним пойдёт, будет уговаривать вернуться на уроки.
Вот и написали диктант. Так и есть: четыре «5», одна «4», четыре «3», а у Саши опять «2».! А Коле тройку поставила. Маленькую.
Теперь можно и домой сбегать, живность покормить, самой поесть.
После обеда иду в компьютерный класс: надо поработать над презентацией урока по литературе. Здесь два часа пролетели незаметно.
 Нет, сегодняшний день всё же не совсем обычный: дают зарплату. И радость, и огорчение. Радость от того, что деньги дают, а огорчение от того, что не все дыры ими заткнёшь. Но хотя бы некоторые!
Бреду домой. Как всегда соседка спрашивает: «Николаевна, чего в сумке несёшь?» Как всегда отвечаю: «Мысли!»
Прихожу домой. Устала. Болят глаза, ноют ноги. Но мычит телёнок, голосят куры, умно смотрит в глаза пёс. Как многим я нужна! Сейчас, сейчас…
После ужина иду писать планы. Моя мама говорит: «Люся учит уроки». Да вот так и после окончания школы я всё учу уроки.
 Пришёл с тренировки муж. Поговорили. О школе. Она у нас в крови.
Перед сном, как глоток свежего воздуха, телефонный разговор с сыном. Засыпая, шепчу такие правильные слова из его стихотворения:
      Также знаю я точно, что мама
      Не привыкнет, что нет меня дома.
      Богородицу тихо читая,
      Сохранить просит сына родного.
Вот и закончился ещё один день из жизни старой сельской учительницы. День, похожий на спокойную реку. Потрясений не было. Сегодня я прожила его так, как прожила. Завтрашний день, надеюсь, будет лучше!