Ч. 1 Жизнь его была собачья...

Ирия Гай Вторая
«Иван Пименович Четвериков (6 (19) января 1875, Лихвин, Калужская губерния — 2 октября 1969, Штутгарт) — русский религиозный философ, психолог, педагог, автор книг и статей по философии и вопросам церковной жизни»…

                **************
Написанное ниже носит исключительно компилятивный характер!

                ****************
В Малоярославце И.П. Четвериков непосредственно  проживал, как выселенный на 101 км, после возвращения из ссылки.
                **************

 Он был арестован и помещен в Бутырскую тюрьму 13 февраля 1933 г.
 
Из Обвинительного заключения по делу Ширинского-Шихматова А.А.:

«ОГПУ стало известно о существовании контр-революционной организации церковников, возглавляемой архимандритом б. Петровского монастыря Полянским (осужденным в апреле мес. 1933 г. по делу "Союза христианской молодежи"). Данная организация ставила своей задачей активную борьбу с Соввластью и состояла в своем большинстве из бывш. людей и выходцев из бурж. семей. Практическая к-р работа организации выражалась: в насаждении тайных монахов в совучреждениях, занимающихся пропагандой к-р идей и обработкой в а/с духе служащих, главным образом, молодежи; в создании нелегальных монастырей, являющихся очагами развернутой а/с агитации среди населения; в создании специальной нелегальной духовной академии для подготовки кадров к-р актива; в распространении монархической литературы (дореволюционного издания) и создании спецфонда помощи ссыльным за к-р деятельность церковникам.
 
Произведенным расследованием установлено, что активисты организации Полянский, Ширинский-Шахматов, Скачков, Прокофьев и др. группировали вокруг церкви Сергея на Дмитровке беглых с разных мест монахов, привлекая одновременно антисоветски настроенную молодежь из числа проверенных "ревнителей церкви". Эта молодежь вербовалась в тайное монашество и обрабатывалась в духе активной борьбы с безбожием и соввластью. <...> Подготовка к-р кадров для борьбы с безбожием и соввластью производилась через нелегальную "академию" - были бывшие профессора духовных академий.
 
Один из преподавателей нелегальной академии профессор (поп) Смирнов по существу этого показал: "Перечисленные мною профессора (Лапин, Четвериков), а также лично я идею организации нелегальной академии широко пропагандировали среди прихожан, в том числе и рабочих. <...> Сама организация академии носила строго конспиративный характер, то есть преподающие профессора знали только определенных студентов, так что перечислить состав студентов, за исключением указанных мною в предыдущих показаниях, я не могу. Аналогичные показания по данному вопросу даны обвиняемыми Скачковым, проф. Лапшиным и др.».
 
27 апреля 1933 г. И.П. Четвериков  осужден коллегией ОГПУ СССР г. по статье 58-11 УК РСФСР -  веление нелегальной подготовки антисоветских кадров из церковников". Находился в ссылке (по приговору - ссылка на три года) в Казахстане, в г. Актюбинск. Срок ссылки закончился  весной 1936 г.
 
Стало быть, в Малоярославце он поселился в 1936-1937 году и жил там до освобождения города от оккупации. Т.е. до конца 1941 года. Проживал по адресу: Малоярославец, ул. Свердлова, д. 65.

Потом, предположительно, с редакцией газеты, издававшейся в городе в период оккупации, через г. Рославль оказался в Смоленске. В Ригу из Смоленска он прибыл только в октябре 1943 г.
 
Из статьи «Чествование Митрополита Экзарха Сергия» в газете «Двинский вестник» от 20 октября 1943 г.(«Двинский вестник» - русская еженедельная газета, выходившая в г. Даугавпилсе (Двинске) для Латгалии в 1942-1944 гг.):
 
«Прибывший из Смоленска профессор бывшей Киевской академии И. П. Четвериков указал, что в тяжелое для Церкви время, в котором пришлось служить в Советском Союзе юбиляру, 10-летний юбилей может быть воспринимаем как юбилей гораздо более продолжительной деятельности. Темп жизни достиг такой скорости, что десять лет в Сов. России едва ли не равняются пятидесяти годам в России дореволюционной. В дальнейшем профессор И. Четвериков указал, что мы живем во времени исторических битв, долженствующих решить исход борьбы между этими миросозерцаниями: миросозерцанием “снизу”, т. е. материалистическим учением, и миросозерцанием “сверху”, которое, однако, не соответствует общепринятому философскому идеалистическому учению. Это последнее миросозерцание “сверху” является духовно-религиозным пониманием жизни и ее проблем, и поэтому понятно, что теперь Церковь не может остаться в стороне от великих мировых борений. Церковь становится воинствующей, и вождем такой Церкви является владыка митрополит».

Иван Пименович стал ответственным редактором «Православного христианина» (журнал Псковской духовной миссии) только в 1944 г. Редакция  находилась в г. Риге.

По окончании войны он оказался  в лагере для перемещенных лиц под Штутгартом.  Спустя некоторое время вошел в  состав Вендлингенской общины православных беженцев в Германии, руководимой в тот период о. Адрианом (Рымаренко) (1893-1973), будущим архиепископом Роклендским Андреем. Там служили известные  священнослужители Русской Православной Церкви за рубежом, а в дальнейшем – Православной Церкви в Америке.

С начала 1950-х гг и до 1969 г. И.П. Четвериков состоял членом епархиального совета Германской епархии РПЦЗ. Принимал участие в работе Русского студенческого христианского движения. В 1952-1954 гг. преподавал догматическое богословие в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже. Умер Иван Пименович в 1969 г. на 95-м году жизни и похоронен на кладбище в г. Корнталь-Мюнхинген (Германия).
 
Был реабилитирован (по факту судимости в 1933 г.)  15 декабря 1956 г. «Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда СССР не обнаружила каких-либо материалов, свидетельствующих о контрреволюционной деятельности кого-либо из привлеченных к ответственности. в связи с чем постановление Особого совета в отношении всех осужденных подлежит отмене, а дело  прекращению производством за отсутствием состава преступления».
 
Из дневников и переписки В.И. Вернадского:
 
8 ноября 1938 г.: «Был за книгой Ив[ан] Пим[енович] Четвериков. Увлекается Демокритом и работает в самых тяжелых условиях, живя в Малоярославе, наездами в Москве. Сейчас получил, наконец, работу - без права жительства в Москве. Как-то рассказывал свою историю: явно спутали с кем-то другим - но грубо (он человек относительно робкий - сделан таким жизнью) отказались с этим считаться. Опять бессмысленное и опасное, никому не нужное страдание. Получил сейчас работу в Психологическом институте от пр[офессора] Корнилова — перевод какой-то книги по психологии. Левина -с немецкого: надо быстро - работа трудная. Достаю ему иногда книги. С ним [знаком] по Крыму <…> с Четвериковым -  о филос[офской] логике Демокрита».

  26 июля 1942 г.: «Когда в октябре был взят Малоярославец, то впечатление у местных жителей было, что советская власть рушится, т[ак] к[ак] [когда] войска отступали, их не видели, а немецкое офицерство держало себя по отношению к населению сносно. В Малоярославце [оставался] проф[ессор] Ив[ан] Пим[енович] Четвериков, бывший профессор Киевского университета, занимавшийся греческой философией и действительно - без всякой вины, кроме того, что он верующий православный, без всякого суда и без всякой вины оказался в положении парии. Он не мог жить в Москве, скрывался, когда посещал семью (жена и сын жили в Москве) и брать там работу, как специалист по древнегреческой философии. И так продолжалось более 20 лет. У меня он брал книги и весной 1941 года взял лучшее новое греческое издание <…> Он [И.П. Четвериков] был благородный человек, преданный науке и православию. В Киеве, откуда он уехал в Крым, оставил свою богатую драгоценную библиотеку, которую собирал всю жизнь. Я встретился с ним в Симферополе в 1920 году, когда был ректором университета, а он - профессором. Он был в числе тех профессоров, которых правительство выслало в Москву, в распоряжение К[омиссариата] Н[ародного] П[росвещения], причем они ехали с моего разрешения, в мягком вагоне, который Ак[адемия] Н[аук] через Семашко прислала за мной <…>».
 
«3/II [1942]
Многоуважаемый Владимир Иванович!
Пишет вам сын Ивана Пименовича Четверикова. У меня к вам большая просьба, которую очень прошу вас выполнить. Около года я ничего не получаю от отца. Не могли бы вы через Наталью Дмитриевну Шаховскую узнать о его судьбе. Он оставался в Малоярославце; несмотря на мои неоднократные запросы, никаких известий о нем я не получил. Вы меня крайне обяжете, если сообщите что-нибудь о нем. Надеюсь, что вы здоровы и работаете по-прежнему. Желаю вам всего хорошего. Уважающий вас Н.И. Четвериков. Мой адрес: г. Баку, часть 224. Четверикову Николаю Ивановичу».
 
«13 октября телеграмма из Баку от сына Ив[ана] Пимен[овича] Четверикова, кажется Юрия. Я знал его юношей в Москве до войны, он, очевидно, сейчас на военной службе? Аня [Шаховская] говорит, что он кончил среднюю школу. Ответил [об отце] «увезен немцами [из] Малоярославца». В действительности, он добровольно уехал в Германию перед уходом немцев, при оставлении ими Малоярославца. Он издавал газету при немцах и говорил речь при открытии немцами православной церкви. Судьба этого человека - совершенно невинного -  м[ожет] б[ыть] недостаточно тактического - последние годы была очень тяжела. Не везло. <…> Он жил в Малоярославце и приезжал, скрываясь, к семье в Москву, работая сколько возможно по своей специальности для философских организаций. Он занимался Демокритом в последнее время и бывал у меня, пользуясь книгами. Жизнь его была собачья — это надо иметь в виду, чтобы его оправдать.
13.X.1942. Боровое»