Последний гений прошлого столетия

Лариса Тим
         Погожим  июньским  вечером  не спеша  шагаю  с работы домой.  Сознательно увеличиваю маршрут - иду через парк.  Блаженствую  от нахлынувшего тепла и ликующей природы. В этом году  май, похитив ласковое  весеннее  тепло, сурово  обошёлся  с нам .
     Улавливаю  запах  акации.  Шумно  вдыхаю её аромат.  С запахом акации у меня  связаны  воспоминания из юности: школьные экзамены, выпускной,  раздумья о дальнейшей судьбе, подруги… Её  неповторимый запах  –   это дух  молодости и надежд.  Продолжаю наслаждаться ароматами и останавливаюсь  у липы, покоряясь её благоуханьем.  Опьянил  запах  грешного мёда.  Медленно, с лёгкой ностальгией  поплыли воспоминания, а вместе с ними  и переосмысление, переоценка  целого пласта жизни.  Дыхание июня, как ты волнуешь меня.
        Когда то, ещё в детстве,  я прочла в одной увлекательной  книге о том, что древние индейцы носили с собой в мешочках и в миниатюрных склянках  различные  запахи, чаще всего это были травы.  В момент тоски они доставали нужный мешочек и нюхали его содержимое, тем самым вызывали определённое воспоминание.  Наверное, соприкосновение  с запахом  дома или чего - то очень дорогого,  им прибавляло  энергии,  мудрости или просто  спокойствия, унимало  грустные мысли?  А это  уже  немало.  Иногда дорого бы заплатил за душевное равновесие.   
     Интересная культура у индейцев, например, от цивилизации  племени майя остались  пирамиды, календарь и даже обсерватория под названием «El Karakol», что в переводе означает «Улитка», её архитектура напоминает форму улитки,  жилые строения,  города и деревни, свой язык  и своя письменность,  религия  (многобожие),  быт и танцы.  Существует  гипотеза, что американские индейцы  имеют происхождение  от якутов. Часть  населения  Северных народов  перешла через Берингов пролив и осталась в Америке,  постепенно  продвигаясь на юг, в поисках лучшего климата. 
          1517 год  стал для племени Майя знаковым.  На полуостров  Юкотан  (территория современной Мексики)  пришли испанцы.  Они насильно обращали  местное население в  христианство  и  содержали  их  в качестве  рабов.  Племя  майя лишилось своей независимости.  Его быт, язык и культура были встроены в католическую  культуру.   Утратив  самостоятельность,  она  пришла в упадок,  деградировала. Те, немногие  представители, которые владели  письменностью,  умерли,  оставив  каменные плиты  с загадочными  иероглифами,  которые никто не мог  прочесть.  По утверждению учёных,  на земном шаре есть только пять культур, которые  создали свою письменность – это Китай, Индия, Египет, Месопотамия и Мезоамерика.  Культура майя  -  одна из них, уникальная в своём происхождении.
        Долгое время  учёные  всего мира  пытались разгадать тайну этой  древней цивилизации. Над  прочтением  иероглифов  бились  и немцы, и французы, и англичане, испанцы.  Безрезультатно.   Ключ к прочтению  письменности  майя был найден  русским (советским) учёным  Юрием Валентиновичем Кнорозовым.  И когда?  В 1952 году в разгар борьбы с космополитизмом и западной культурой.  Где? В Ленинграде, сидя в прокуренном  кабинете этнографического музея.  Юрий  Кнорозов  не был в Мексике, в подлиннике он не видел и не касался  плит с  древними иероглифами. Талантливый учёный работал  только  с  книгами, монограммами,  как сейчас принято говорить, бумажными носителями.  Но, именно, он раскрыл тайну цивилизации майя,  перевёл все оставшиеся от древней цивилизации тексты.  Юрий Кнорозов  основал советскую школу  майянистики.  В  Мексиканском городе Мерида, рядом с  «Большим  музеем  майя»    установлен  памятник  русскому учёному  Юрию Валентиновичу Кнорозову. Автор – мексиканский скульптор  Ренальдо Болео Суарес (Почелли).  Многие  простые  мексиканцы  знают его имя. В России же его имя известно лишь узкому  кругу  учёных.
        Памятник  выполнен  в форме прямоугольной стелы.  На одной  стороне - горельеф Кнорозова  с  любимой кошкой Асей на руках. Надпись: «Сердцем я всегда остаюсь мексиканцем».  На другой -  иероглифы майя.  Пронзительный  взгляд огромных  глаз  потрясает, заставляет  вздрогнуть.  Кажется, что во взгляде  отразилась  вселенная.  Живо вспыхивает фраза, в которой  Юрий Кнорозов  утверждал: «Всё, что создано  одной цивилизацией  может быть понято и прочитано другой».
         Перед написанием этой статьи  я внимательно прочитала  немало материала,  просмотрела документальный  фильм  российского журналиста  Алексея Пивоварова,  посвящённый  советскому и российскому  учёному разгадавшему тайну цивилизации майя. Хороший фильм,  честный. Яркий  и убедительный рассказ о судьбе  гениального русского  учёного. В своём фильме  Алексей  приводит  много интересных фактов, эпизодов  из жизни  Кнорозова,  выступлений  его учеников и соратников, как наших соотечественников, так и зарубежных. 
Забавный и вместе с тем  удивительный факт из жизни пятилетнего Юры Кнорозова поведала его  внучка  - Анна Пивоварова.
Она показала  три детских  рисунка, принадлежащих  пятилетнему Кнорозову. На одном из них нарисовано загадочное существо с большой головой и лапами. Печатными буквами написано: Огненный  Хабиас. На втором: нарисована змея и крупная надпись - Поленка. На третьем: голубой слон с надписью  Тамакас.   Ни его родители, ни сам  художник не могли объяснить смысла и значения этих  рисунков и надписей.   Их  смысл  будет раскрыт  в  результате  научной работы будущего учёного. Где окажется, что: Поленке – город в Мексике, Тамакас- Млечный путь на языке майя, Хабиас – божество майя.
Интересное  высказывание  на этот счёт Марии Терезы Франко (доктора Института антропологии в Мексике).  Доктор Мария сказала, что детство  – это программирование судьбы. Проанализируйте интересы из детской жизни, и вы многое поймёте из взрослой.   У детей есть понятия, которые не свойственны  их  возрасту.  У Кнорозова была  старая душа. Он был учёным с детства.
Очарованная  открытием  советского учёного, именно она, Мария Тереза Франко, после конференции в Европе,  специально заедет в 1963 году в Ленинград,  разыщет Кнорозова и  пригласит  в Мексику.  Добиться  его визита  будет непросто. Кнорозов был невыездной.

 Предлагаю читателям некоторые факты из биографии учёного Ю.В. Кнорозова.
               
 Происхождение.  Ранние  годы.
Родился  19  ноября  1922 года в посёлке  Южном  (ныне Пивденное) Харьковского  уезда. К тому времени в семье Кнорозовых уже было трое сыновей: Сергей, Борис, Леонид и дочь Галина.  По настоянию верующей матери он был крещён Георгием, а в свидетельстве о рождении была сделана  запись «Юрко». В доме Кнорозовых было много книг, глава семьи увлекался живописью как любитель, а мать играла на рояле. Родители занимались первоначальным воспитанием детей, пользуясь методиками самого академика Бехтерева: делались попытки раннего определения склонностей и способностей каждого ребёнка и их развития. Рисованию всех детей обучала мать. Однако у системы кнорозовского  воспитания была и оборотная сторона: по мнению Г. Ершовой (ученица Кнорозова), «отец был всё время на службе и осуществлял лишь общий контроль, давая указания — например, анализировать рисунки, писать левой рукой, не связываться с религией.. Мать — Александра Сергеевна — не отличалась «показной добротой», была сдержанной в выражении чувств, требовательной. Некоторую холодность матери Юрий в детстве и отрочестве пытался компенсировать общением с сестрой Галиной.
Семейное воспитание также привило всем братьям и сёстрам скрытность и замкнутость характера, в отличие от отца, никто из них не проявлял управленческих способностей. Равным образом (судя по интервью с племянниками Кнорозова и по мнению Г. Ершовой, (знавшей их лично), четверо братьев и сестра Кнорозовы были «неколлективными людьми»[. В 1930 году Юрия отдали в 46-ю железнодорожную школу. Его приняли в 5 класс, параллельно он поступил в музыкальную школу Харьковского училища Южных железных дорог по классу скрипки. В 1932 году участвовал в конкурсе учеников детских музыкальных школ, и даже получил грамоту «ударника четвёртого года пятилетки», но вскоре он забросил занятия музыкой, хотя разбитую скрипку хранил до конца жизни. В пятом классе Юрий увлёкся биологией, видимо, под влиянием старшего брата Леонида и сестры, которые в дальнейшем стали учёными  по этой специальности. В 1936 году из-за болезни он пропустил три месяца занятий и даже не был аттестован, однако в 1937 году успешно окончил  школу–семилетку.  В тот период он собирался стать врачом, и поступил на рабфак при Втором Харьковском медицинском институте.
Харьковский университет. Война.
В мае 1939 года Юрий окончил рабфак с отличными оценками (кроме украинского языка и литературы) и намеревался получить специальность психиатра. Однако ввиду того, что медицинские факультеты и институты в тот период в первую очередь готовили военных врачей.  Кнорозов не прошёл медицинскую комиссию, что не позволяло поступить на избранную специальность. 29 июля 1939 года он подал прошение директору Харьковского университета с просьбой зачислить его на исторический факультет. Военная комиссия в ноябре 1940 года признала его негодным к строевой службе. В университете он обучался на истфаке. Его увлёк египетский язык, и заинтересовали шаманские практики.
Кнорозов окончил второй курс исторического факультета со всеми отличными оценками, в том числе по латинскому языку, основам марксизма-ленинизма и военному делу. Военнообязанным его вновь не признали. 
10 июля 1941 года Юрий Кнорозов получил военный билет как нестроевой, но 26 августа получил повестку и был направлен для строительства оборонительных сооружений под Чернигов. Оказавшись в «котле», Кнорозов выжил и пробрался к родным. Дома оставались мать и сестра, недавно родившая ребёнка. Девушка, с которой Юрий до войны встречался и которой посвящал стихи, была убита немцами. Семья в Южном уцелела, но дом был занят оккупантами, а Кнорозовы переселились в сарай-пристройку. Он был вынужден скитаться по сёлам Харьковской и Полтавской областей в поисках заработка, чтобы поддержать мать и сестру. Вновь пытался (неудачно) пересечь линию фронта.  Этот период жизни под оккупацией и сделает учёного невыездным.  После попытки призваться через райвоенкомат села  Старая Криуша (Старокриушанский район) Ю. В. Кнорозов вновь был признан негодным к военной службе (из-за крайней степени дистрофии). К этому времени он ещё и переболел тифом и работал в средней  школе  № 1 Старой Криуши учителем истории и географии.
Перевод в МГУ и служба в Советской армии
В середине сентября 1943 года мать и сын Кнорозовы прибыли в Москву и остановились на квартире инженер-полковника Бориса Кнорозова (одного из старших братьев) в ведомственном доме на Смоленской набережной. После личной встречи с ректором А. С. Бутягиным  было принято решение перевести Юрия в МГУ «с потерей года», то есть снова на второй курс.
15 марта 1944 года Краснопресненский военкомат прислал Кнорозову повестку о воинском призыве. Причиной стал донос, будто Кнорозов, якобы, скрывает, что пребывал на оккупированных территориях. Несмотря на призыв, в апреле Юрий Кнорозов досрочно сдал экзамены и был переведён на третий курс.
Служил телефонистом, и 15 октября 1945 года был демобилизован.  9 мая 1945 года Юрий был награждён медалью «За победу над Германией». Уже 16 октября Кнорозов был восстановлен на третьем  курсе,  был прописан в общежитии университета на Стромынке, 32 (комната 608). 
     Из воспоминаний Семьяна Вайнштейна (соседа по комнате): «Он всё отдавал науке, всё. Получал стипендию и немедленно покупал книги, а потом у всех одалживал на еду. Питался водой и хлебом. Занимался расшифровкой письменности майя. Это ему удалось, и он стал всемирно известным  учёным».
      В 1948 году окончил исторический факультет МГУ. Предварительный отчёт о дешифровке письменности майя (его дипломная работа) был опубликован в журнале «Советская этнография» в 1952 году. Это способствовало переводу Кнорозова в институт этнографии имени Н.Н Миклухо-Маклая Академии наук СССР, в котором он работал с августа 1953 года до конца жизни. 
     Соседом по столу оказался  Лев Гумилёв, сын Анны Ахматовой, с которым он дружил до самого ареста Гумилёва. Неоднократно бывал у них дома на Фонтанке.  Анна  Андреевна  подарила ему зимнюю шапку.  Кнорозов  вёл аскетичный образ жизни, ходил в шинели и гимнастёрке, жил в малюсенькой служебной комнате-пенале при музее, площадью не более 3 квадратных метров, в которой умещался только стол, а на стенах висели рисунки с иероглифами, на полках хранились  монограммы.  Гости  Кнорозова  часто недоуменно  задавали вопрос: «Юра, ты спишь на столе или под столом?»  Вместе со всеми сотрудниками занимается  восстановлением разрушенного  музея.

1950-1960 годы
      В 1955 году Кнорозов  защитил диссертацию „Сообщение о делах в Юкатане“ Диего де Ланда  как историко-этнографический источник», за которую был удостоен степени доктора исторических наук, минуя кандидатскую.
Из воспоминаний самого Кнорозова. «Когда я шёл на защиту диссертации, то я не знал - чем это всё для меня обернётся, то ли я получу звание, то ли меня арестуют?»  По утверждению о Ф.Энгельса «древние цивилизации достигали уровня варварства и были бесклассовыми». В своей работе Кнорозов утверждал, что цивилизация  майя имела классы. В то время подобные возражения  основоположникам  теории марксизма-ленинизма могли дорого стоить.  В 1956 году докладывал о результатах своей работы на Международном конгрессе американистов в Копенгагене, однако далее, вплоть до 1990 года, оставался  невыездным.
1960-1980 годы
     В 1963 году вышла монография «Письменность индейцев майя» со словарём и каталогом знаков (540 единиц). Удостоен медали «За трудовое отличие» (1967). В 1975 году вышли в свет «Иероглифические рукописи майя» (перевод и исследование всех уцелевших рукописей). За комплекс работ по дешифровке удостоен Государственной премии СССР (1977).
Группа исследователей под его руководством,  в которую входили  известные  историки  и лингвисты  на протяжении 1950—1980-х годов с разной степенью успешности осуществляла дешифровку письменности острова Пасхи и письменности долины Инда. В 1980-е годы несколько раз посещал Курильские острова, пытаясь решить айнскую проблему и её связь с заселением Америки предками индейцев.
 1990-1999 годы
      В 1990 году впервые совершил двухмесячную поездку в Гватемалу, где был удостоен Большой золотой медали президента. Официальное приглашение Кнорозову лично от президента пришло по адресу МИДа. Вылет из Москвы  состоялся 19 декабря 1990 года. Зима в Москве была суровой, и, Кнорозов вылетел в зимнем пальто и шапке (это была та самая шапка, которую ему подарила в 1949 году Анна Ахматова)..Он спустился из самолёта по трапу и зашагал по красной дорожке, его тепло встречали высокопоставленные  представители. К встрече Кнорозова  в Мексике  готовились.
В 1992 и 1995 годах ещё раз  посетил  Мексику. Его снова горячо встречали. Он попросил, показать ему город Поленке. Но организаторы встречи подготовили для замечательного гостя  большую экскурсионную программу. Он побывал в различных городах, выступал на  встречах, вёл беседы.
 В 1994 году был награждён орденом Ацтекского орла четвёртой степени; вручение происходило в посольстве Мексики в Москве.
Здесь же в посольстве Мексики  сотрудники соберут для Кнорозова деньги для того, что бы установить  в его  квартире металлическую дверь. Квартира  учёного располагалась  на первом этаже. Район заброшенный, до станции метро далеко. Но  избежать «не званых гостей» не удалось. Однажды его посетили бывшие сослуживцы – это были простые люди, помогавшие ему в экспедиции на Кольском полуострове. После их визита из квартиры  исчезли все награды, которые в скорости были найдены. Слишком редкая для России награда «Орден Ацтекского орла». По нему и определили  владельца.               
   Последнее путешествие в Мексику совершил в 1997 году, в ходе которого он посетил  Юго-Западные штаты США, интересовавшие его в связи с гипотезой о прародине культуры майя.
В эту поездку Кнорозов отправился, будучи серьёзно больным. Он перенёс инсульт,  тяжело  передвигался  и медленно  с трудом разговаривал.
 Мексиканская журналистка Тиахога Руге сняла о докторе Кнорозове документальный фильм, фрагменты которого использовал   Алексей Пивоваров.
Последний гений  ХХ  столетия Юрий Кнорозов  умер  30 марта 1999 года, в возрасте 76 лет. 
В этом году  его столетие. Юрий Кнорозов  оставил  огромное  научное  наследие. Перечислить все названия  работ нет возможности – не позволяет формат моей  статьи.  Его труды переведены на многие языки.  Остались  ученики:  Г.Г. Ершова, М.Ф. Альбедиль, Е.С. Соболева, Г.С. Авакьянц.    Выдающийся учёный - историк, этнограф, лингвист и эпиграфист, переводчик, основатель советской школы майянистики, почётный член Мадридского общества по изучению майя и Национального географического общества,  Ю. В. Кнорозов похоронен на Ковалёвском кладбище в С- Петербурге. Где и находится единственный  ему в России памятник.