Маргарита

Юрий Матусов
        Матушку мою Анастасию Васильевну все домашние называли Настя. Она, естественно, откликалась, но всю жизнь ненавидела своё имя, считая его неблагозвучным. В жизни мы нередко встречаем трансформации имён, чаще женских, подкорректированных для укорочения или более ласкового звучания. Например, имя Евдокия, пришедшее вместе с христианством из Византии от  греческого Эудокиа, в просторечии превратилось в Дуню. Во многих российских регионах это имя звучит как Авдотья, а в Белоруссии и на Украине – Явдоха.
Источник: znachenieimeny.ru›imena/avdotya/…
        В современной России опять вернулась мода на старинные имена, и сейчас равноправны оба варианта имени: и Авдотья, и Евдокия.
        До Октябрьской революции состоятельные родители именем Анна назвали практически каждую одиннадцатую господскую девочку. Но у крестьян Анну сначала называли Анютой, потом Нютой или Нюточкой, а затем появились Нюра, Нюрочка и Нюша. Прижился больше других именно вариант с Нюрой.
Источник: https://novate.ru/blogs/230621/59493/
        Из мужских имён больше всего трансформаций у имени Александр. В домашних условиях Александров называют чаще всего сокращенными  именами, образованными посредством суффиксов, придающих имени уменьшительно-ласкательное звучание. Таким образом из имени Александр получилось ласкательное имя АлексАня или АлексАша, а уже от этих имен получились сокращенные варианты Саня и Саша. Постепенно с течением времени сокращенные формы имени стали бытовыми, привычными и возникла необходимость в новой ласкательной форме имени Александр. И тогда Саша превратился в Сашуру, а уже от Сашура стало недалеко до Шуры и Шурика. Те же трансформации произошли и с именем Александра у  девочек.
        На Руси с принятием христианства зародилась традиция давать имена новорожденным по святцам, т. е. в честь  какого-либо Святого. Считалось, что этот Святой будет беречь и охранять тёзку от всяких невзгод и напастей. Царь Пётр I (Пётр Алексеевич Романов) родился в день, в который  у православной церкви почитался всего лишь один единственный святой – преподобный Исаакий Далматский. Это был второразрядный святой, попавший в святцы практически только за то, что он благословил на царство константинопольского императора Феодосия. Этот исторический эпизод был изображён Огюстом Монферраном на западном фронтоне Исаакиевского собора.
        Давать имя Исаак будущему царю России не решились и назвали его Петром в честь одного из самых почитаемых святых апостолов. Но когда во славу Петра I стали строить на левом берегу Невы новый собор, то его назвали Исаакиевским. Все тогда понимали, что это тонкая лесть Петру Великому.
        Как я полагаю, родители дали мне имя Юрий, поскольку в нашей стране в тридцатых годах прошлого века оно было одним из самых модных  мужских имён. Моя бабушка (по материнской линии) Шура с дедом Василием понесли четырёхмесячного меня крестить с этим именем в ближайший к дому Николо-Богоявленский собор.  Дед Василий сел на скамеечку перед Никольским собором и кормил голубей хлебными крошками. Зайти в храм он не решался, поскольку, как и положено профессионалу-литейщику, был «выпимши», а бабушка понесла меня внутрь церкви, но скоро вышла и говорит деду:
 - «Василий, что теперь делать-то будем? Батюшка крестить младенца отказывается, говорит, что имя ему дали антихристово (якобы, в святцах такого нет). Мол, согласен окрестить, если назовём младенца Егорием или Георгием». 
        Дед выбрал последнее, и окрестили меня Георгием.
        Не по святцам был назван и мой младший брат Евгений. Это имя выбрал отец перед уходом в дальнее плавание и варианты мужского имени не обсуждались. Не обсуждались и варианты женского имени, поскольку в семье отца существовала  традиция всех первых дочерей называть Маргаритами. Эту традицию установил мой прадед, женившийся на моей прабабушке – Маргарите. Маргаритой была и моя бабушка по отцовской линии Маргарита Семёновна Матусова (урождённая Старцева) и младшая сестра отца – Маргарита Леонидовна Матусова (ставшая по фамилии мужа Еранцевой).
         У старшего брата моего отца (Анатолия) старшую дочь звали Ия. При первом же знакомстве с двоюродной сестрой Ией я удивился её непонятному, как мне тогда показалось, имени. Это что же: нарушение семейной традиции или такая удивительная трансформация имени из  Маргариты в Ию?
         Оказалось, что Ия – старинное русское имя греческого происхождения, которое переводится как «фиалка». Это редкий случай имени, состоящего исключительно из гласных букв. В христианской традиции имя Ия связывается с именем Ия (Евдокия) Римляныня. Это была почитаемая великомученица, претерпевшая гонения и мученическую смерть в Персии, где была подвергнута продолжительным пыткам и казнена за то, что занималась проповедью веры в Христа среди персидских женщин. Она приняла мученическую смерть от рук идолопоклонников в 364 году.
Источник: /ru.wikipedia.org/wiki/
        Получалось, что дядя Толя прервал старую семейную традицию. Ну, и ладно, казалось бы. Не очень-то этот вопрос меня тогда волновал, тем более, что никто об этом при мне ничего на эту тему никогда не говорил. Но оказалось всё не так просто, и дядя Толя традицию не нарушал.
        Прошло много лет. Моя младшая дочь Наташа приехала как-то из Москвы поздравить папу с Днём рождения. И сказала, что, к сожалению, почти ничего не знает о наших многочисленных родственниках. Она  попросила меня написать ей хоть пару страниц про тех, кого я помню.
        Не сразу, но всё-таки я решился оставить своим детям мемуары и, собрав кучу сведений о родне, за четыре с половиной года написал целую книгу (Матусов  Ю. А. Воспоминания и размышления. – СПб: ЦНИТ «Астерион»,  2021, 702 с.).  И когда в муках творчества я добрался до вышеобозначенной темы, то в результате сложных и долговременных раскопок  установил, что старший брат моего отца семейную традицию не нарушал. Оказывается,  у него был первый брак, о котором почти никто не знал. Подробности не знали даже его дети от второго брака. А в первом браке у дяди Толи родилась девочка, которую он, следуя семейной традиции, назвал Маргаритой. Крошка умерла в младенческом возрасте. А в новом браке повторить это имя он уже не мог и решил, что для младенца надёжней выбирать имя из святцев.Что и было сделано.
        Семейная традиция была нарушена младшим братом отца известным певцом Владимиром Леонидовичем Матусовым. Он пытался, было, назвать свою дочь Маргаритой, но его супруга Элеонора категорически этому воспротивилась. У неё на этот счёт были какие-то свои убедительные доводы. Так моя младшая двоюродная сестра стала Олей.
        Напоследок хочу сказать, что нам всем надо любить своё имя, поскольку это подарок от наших родителей, который никогда не увянет и никогда не пропадёт.