Саша Фомин жил рядом со школой. Когда они с мамой проходили мимо неё, он видел детей, которые спешили на занятия. Мальчик им очень завидовал.
«Вот закончится лето, пожелтеют листочки на деревьях – говорила бабушка – и наступит первое сентября. Школа всем ребятишкам откроет двери. Кто-то будет учиться в первом классе, как ты, а кто-то - последний год».
Саша смотрел на деревья и с нетерпением ждал, когда же листья из зелёных превратятся в жёлтые. Ему так хотелось поскорее стать учеником!
Дома, рядом с его кроватью давно висел красочный плакат. В каждом его квадратике располагалась какая-то буква, а около неё - яркие рисунки. Например, около буквы «К» склонился в низком поклоне улыбчивый клоун, а в квадратике с буквой «Л» находилась хитрая лиса с рыжим хвостом. Они с бабушкой часто играли в игру «Отгадайка». Она показывала на картинку и предлагала ему назвать букву, с которой начинается это слово, и он отгадывал. Мальчик даже иногда находил их в своих любимых книгах, но читать ещё не умел. Саша был знаком не только с буквами. Он мог назвать по порядку цифры: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять и перечислить их в обратном порядке: десять, девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один.
Однажды мама сказала:
- Сегодня мы с тобой сходим в магазин, чтобы подготовиться к школе.
В «Детском мире» они купили костюм, ранец, тетрадки, ручки и разноцветные фломастеры. А через месяц бабушка, вернувшись с дачи, привезла розовые гладиолусы.
- Это мне? - спросил её мальчик.
- Да, внучек, завтра - первое сентября. Этот букет ты подаришь своей учительнице – улыбнулась она.
- Ура! Завтра в школу! – обрадовался он.
Цветы поставили в воду. Саша проверил ранец. Все ли на месте? Альбом для рисования, тетрадки и пенал с ручками были аккуратно уложены и ждали своего часа. Вечером мальчик никак не мог уснуть. А вдруг бабушка не проснется вовремя?!
Но рано утром будильник весело известил:
Дзин-дзинь-дзин!
Уже пора-пора вставать!
Скорее застели кровать.
А для занятий все готово?
Тебе ведь отправляться в школу!
Дзин-дзинь-дзин!
Они оделись и вышли на улицу.
Тёплые солнечные лучи отражались в окнах большого трёхэтажного здания. Везде: и на тротуаре, и на земле лежали жёлто-оранжевые листья. Правда, вокруг никого ещё не было. Весь город как будто бы спал, но бабушку и маму это нисколько не смутило. На крыльце их встретила учительница в сером строгом костюме.
- Здравствуйте! – сказала она, улыбнувшись.
- Здравствуйте – ответили ей и Саша, и мама с бабушкой.
- Ты - Саша Фомин, - обратилась молодая женщина к мальчику.
- Да – произнёс мальчик и протянул ей гладиолусы.
- Спасибо, у тебя очень красивый букет!
- Эти цветы моя бабушка вырастила на нашей даче – с удовольствием
пояснил Саша Фомин.
- Запомни, меня зовут Луиза Петровна. А теперь пойдём со мной. Я
покажу тебе школу.
Мама с бабушкой остались на крыльце. Он помахал им рукой и пошёл
с Луизой Петровной.
В рекреации веселились дети. Они все были немножечко похожи друг
на друга. Девочки, с огромными разноцветными бантами в волосах и в таких же разноцветных платьях, на которых светящейся краской обозначались буквы. Мальчики были одеты в строгие тёмно-синие костюмы, а на костюмах высвечивались цифры.
Вдруг по всей школе прокатился весёлым эхом звонок. Дети разбежались по классам. Стало тихо. Луиза Петровна открыла дверь, и они вместе с Сашей вошли в кабинет, где их, стоя, приветствовали девочки.
- Садитесь, – обратилась ко всем сразу Луиза Петровна. Мальчик тоже сел за парту, на которую показала учительница.
- Саша, этот класс называется «Алфавит», в нём находятся девочки
буковки. Каждая из них имеет своё место. Очень скоро ты познакомишься с ними. Я уверена, что вы станете хорошими друзьями. Буквы не похожи друг на друга. Видишь, все девочки в платьях, которые отличаются по цвету и называются они все по-разному. Есть в этом классе девочки-певуньи: А, О, У, Е, Ё, И, Ы, Э, Ю, Я. Когда ты начнёшь произносить звуки других букв, губы и язычок будут себя вести странно, они начнут создавать сложности при произношении. Попробуй сам произнести звук Р-Р-Р. Чувствуешь, как язык во рту вибрирует? Теперь – М-М-М. Губы закрываются на замочек. Повтори за мной: С-С-С, Ш-Ш-Ш. Ты слышишь свист или шипение. Звуки стараются найти щёлочку и вырваться наружу. А мягкий знак и разделительный твёрдый знак не имеют звуков, но очень помогают нам. Они разделяют или смягчают произношение букв в некоторых словах. Каждая из них имеет свои особенности. Мы разговариваем быстро и не обращаем внимания на то, какое сопротивление преодолевают звуки.
- А теперь я хочу, чтобы ко мне подошли буквы «А» и «У».
- Посмотри на них, Саша!
- Какой звук вы обозначаете? – обратилась к ним Луиза Петровна.
- А-а-а – пропела девочка в ослепительно белом платье со светящейся
буквой «А».
- У-у-у - громко произнесла девочка в ярком голубом платье с
буквой «У» на нём.
- Теперь вместе, дружно – предложила учительница.
Девочки взялись за руки и произнесли одна за другой:
- А-а-а.
- У-у-у.
- А друг за другом. – Попросила Луиза Петровна.
- А-а-а, у-у-у, – услышал Саша.
- Умнички! – похвалила учительница девочек.
- Саша, что ты услышал?
- А-У.
- В каких случаях люди громко произносят А-У?
- Когда в лесу друг друга теряют. – Молодец, ты внимательный
мальчик.
Затем Луиза Петровна попросила девочек поменяться местами и вновь повторить звуки. Получилось: У-у-у, а-а-а!
- На что это похоже?
- Правильно, Саша, так плачет маленький ребёнок!
Слышишь, как из этих звуков складываются слова? Они дружат и с
другими звуками и образуют слоги, например, со звуком М, получаются слоги - МА, МУ… Чтобы научиться этому, мы сначала должны познакомиться с каждой буковкой, выучить не только её название, но и запомнить, какой звук она обозначает. Для этого, Саша, ты каждый день будешь приходить в этот класс. А теперь пойдем дальше.
Но тут прозвенел звонок. И Луиза Петровна всех отпустила на перемену. Саша со всеми вместе вышел в рекреацию. Ребята стали играть в догонялки, а девочки, разбежавшись по группам, начали что-то весело обсуждать. Когда по школе опять прокатился звонок, Саша и Луиза Петровна зашли в следующий кабинет, где за партами сидели мальчики в синих костюмах, которые так же, стоя, приветствовали их.
- Здесь мы с тобой, Саша, познакомимся с цифрами и
узнаем, как их зовут. Мы научимся решать примеры и задачи, эти мальчики будут помогать нам. Ты узнаешь, что же обозначают + (плюс), - (минус), = (равно) которые красовались на школьной доске. Это будут первые математические знаки, которые ты освоишь в этом классе. Но знаки + (плюс) , - (минус) и = (равно) без цифр в математике ничего не могут. Со временем ты научишься применять их в сложных формулах в математических расчётах. Они всегда будут помогать тебе. Пойдем дальше, я покажу тебе библиотеку, столовую, спортивный зал и музыкальный кабинет.
Вдруг зазвучал голосистый звонок. И Саша снова услышал:
Дзин-дзинь-дзин!
Уже пора-пора вставать!
Скорее застели кровать.
А для занятий все готово?
Тебе ведь отправляться в школу!
Дзин-дзинь-дзин!
Он удивлённо огляделся вокруг. Рядом с диваном висел плакат с буквами и стоял стул, на котором находился его новый костюм и ранец. А с кухни шёл запах вкусных бабушкиных оладушек.
- Вставай, – сказала мама, улыбнувшись. – Поздравляю тебя,
сегодня ты – первоклассник!
И Саша понял, что необычное путешествие, которое совершил он с Луизой Петровной, ему приснилось.
- Ура, я пойду в школу! – Крикнул радостно мальчик и побежал на
кухню к бабушке.