В гостях у Лермонтова

Надежда Жиркова
               
               
          В день приезда в старинный  северокавказский грязелечебный курорт на рождественские праздники, моросил мелкий, колючий дождь, но мы с мужем повода   отчаиваться не видели. Нам прекрасно знакома погода города Пятигорска ; этого  земного райского уголка. В зимнее время она особо не баловала  отдыхающих, даже наоборот,  вырабатывала  спартанскую закалку и  выдержку.  Мы досконально изучили   все  достопримечательности,  прогуливаясь  по  древним историческим улочкам.
        Здесь, на водах, набирался сил почитаемый мной замечательный поэт и писатель
М. Ю. Лермонтов. Здесь же, в 1841году, во время дуэли был убит. Он для меня не только гениальный писатель, но ещё и психолог. Недаром его  произведение «Герой нашего времени» метры литературы  считают  первым русским психологическим романом.  Его произведения притягивают не только этим, но и описанием  местных красот Кавказа. То, что природа этого горного края  действительно живописна, мы наблюдаем и нынче.  Рассказать об этом двумя-тремя словами не возможно. Это  огромный букет красок и чувств, даже глубокой  зимней порой.  Прогуливаясь на горе Машук, на обзорной площадке у Ворот Любви мы познакомились с Евгением Петровичем.  Он,  как и мы,   любитель путешествий и коллекционер местных легенд. Одну из них он нам поведал о нашем излюбленном месте, о главной эмблеме Пятигорского курорта,  скульптуре «Орел» на горе Горячей.
          - Однажды орла укусила  ядовитая змея, и он, смертельно раненный, упал  в целебные воды горячего ключа и выздоровел. Через некоторое время в полёте приметил змею, свернувшуюся кольцом на тёплом  камне. Молниеносно захватил её когтями и разбил об эти же камни.  Эта легенда – о силе духа и жажде жизни и о лечебных источниках Кавказа.
         Радуют  отдыхающих завораживающие  очертания гор, вершины, пропадающие в  облаках.  Иногда  с востока налетает пронизывающий ветер.  Он проникает под полы пухового пальто  и сдувает с головы  кашемировую шаль. От его порывов мой муж  всё пытался удержать на голове норковую шапку. Животворящий воздух очищал  лёгкие  жителей мегаполисов, приехавших на  лечение в  эти места. А  вокруг белоснежные  пейзажи  Пятигорска.  После обеда  ветер пригонял стаи   рванных серых облаков, закрывавших небо от солнца.  Но  иногда нам удавалось наблюдать, как солнечные лучи  пробивались сквозь  плотную облачную пелену и золотисто играли на снежном покрывале утёсов.
        Мы прогуливались по светящимся одиннадцатиметровым тоннелям  «Провала»  любовались сорокоградусными, бирюзовыми водами голубого озера.  Бросали монетки  и верили, что это на счастье.
        По мнению историков, этот «Провалъ» напоминает угасший кратер. Идти приходилось по очень узкой тропинке. С одной стороны возвышались неприступные скалы, а с другой  – густые заросли заснеженных кустарников, словно накрытых  воздушной вуалью.
        Побывать в Лермонтовском сквере  гения русской классической литературы – одно из моих главных желаний. Памятник великолепен. С гранитного постамента на нас  смотрит  поэт. Он – в задумчивости. Мне показалось, что сидит он на уступе скалы и смотрит вдаль. Шинель упала с плеча, офицерский сюртук небрежно расстёгнут. У ног раскрытая  книга, венок и лира. Ниже надпись: «16 августа 1889 г».
        Бытует мнение, что тот, кто погладит рукой сам памятник, лиру и книгу,  того   посетит вдохновение.
        Первые снежинки добавили разнообразия в скучный серый пейзаж зимнего парка. Мне вдруг захотелось здесь и сейчас,  у памятника,   прочитать  его  посвящение А. С. Пушкину «Смерть поэта». В этот час в парке посетителей не было, только мы вдвоем с мужем. Но  нас  не покидало странное мистическое ощущение, что рядом  кто-то третий. Тёмный силуэт стройного мужчины с чёрной  накидкой на плечах возник с правой стороны от монумента. Скрещённые руки на груди, расслабленная поза.  Читая стихотворение,  я не могла оторвать от  него взгляда. Мне казалось, что слушая меня, он надменно улыбался. Было странное чувство, что этот силуэт до боли знаком. В голове проносились нелепые мысли. Я повернулась к рядом стоящему мужу, удивлённо произнесла:
       - Это что,  сам Лермонтов? - мы с мужем обменялись взглядами, и когда я вновь посмотрела на памятник, силуэт исчез. Снег усиливался, работники парка включили освещение, и парк  преобразился  в  сказочное царство. Удивительное превращение  природы  в этот час нас не особо радовало. К вечеру температура немного понизилась, и мы с мужем жутко продрогли. Поспешили  согреться в своём номере санатория  «Зори Ставрополья». Силуэт незнакомца, казалось, преследовал нас, мы чувствовали его присутствие.  Моё  психическое состояние было хаотичным.  Муж за всю дорогу не проронил ни слова, о чём-то сосредоточенно думал и постоянно оглядывался по сторонам.  А у меня в душе разрасталась то странная холодная тревога, то непонятная трепещущая радость. Хотелось уединения, сосредоточиться, но над чем, чётко  не понимала.  Когда мы пришли в санаторий, я легла на свою кровать,  отвернулась к стене, говорить и обсуждать случившееся,  желания не было. Это казалось очевидным ; игра нервов.
       Муж тоже молчал, но в его взгляде я читала немой вопрос, что это было? 
В три часа ночи меня словно кто-то толкнул в бок. Открыв глаза,  увидела, как в ванной комнате горит свет и льётся вода.  Подумала: «Муж в ванной в такой поздний час»?
      Но, приподнявшись, ужаснулась, он крепко спал  рядом.  «Странно, а кто тогда в ванной»?  От этой мысли липкая дрожь электрическим током пробежала от макушки к пяткам.   Осторожно протянула руку к настольной лампе на тумбочке.  Яркий свет осветил комнату.  Огляделась,  душ закрыт, за окном разыгралась небольшая метель. Свет от уличных фонарей не доставал до восьмого этажа, но было не очень темно.  Накинув на плечи простыню, подошла к окну. Снежинки вихрем кружились в воздухе. При свете уличных фонарей они создавали снежные фигуры, и  среди этой общей массы  мне привиделся странный силуэт в плаще. Он парил, полы накидки развевались от порывов ветра.  Через мгновение силуэт растворился в потоке этих же  снежинок.
        - Ты, что? - спросил, проснувшись, муж, - и тебе опять привиделся тот, что был у памятника?
        - Нет, спи! - успокоила я  его. Чётко понимала, что  умопомешательства группового не бывает. С ума сходят поодиночке.  Мне в этот миг  жутко захотелось уединиться с блокнотом и писать. В галерее из экзотических растений, под шум искусственного водопада, строки сами ложились на чистый лист.  Ещё не наступил рассвет, а стихотворение  «Машук и Бештау» возникло как бы  неоткуда.   Мне не верилось, что это я его написала! Оно было продиктовано кем-то свыше. Но самое главное, появилось желание всем рассказать.
         Утром, только пробило восемь, я спустилась в администрацию санатория. Меня радушно встретила миловидная женщина, Вера Александровна. Увидев её, удивилась сходству с княгиней Лиговской  из повести М.Ю. Лермонтова: лет так двадцать-двадцать пять, с чёрными глазами и довольно правильными чертами лица. Она не красавица, но в ней было что-то оригинальное, притягательное.  Среднего роста, со светлыми волосами и модной стрижкой, и  с  приветливой улыбкой. Внимательно выслушав просьбу, не раздумывая, предложила поддержку в написании афиши, и  малый зал на тридцать мест. Это была самая первая афиша в моей жизни, которую я сохранила и берегу. Только не спешили отдыхающие на встречу к малоизвестному поэту. Но  Вера Александровна   приказала не унывать, строго на меня  надавив своей решительностью.  В этот момент я на себе испытала твёрдость её характера, и моя нерешительность испарилась лёгким туманом. 
        - Главное,  начать, зрители обязательно будут.  Вы читайте,  громко, чётко!  -  подбадривала  юная, русоволосая наставница.
        Вначале неуверенно, вполголоса, затем, войдя в азарт, стала декламировать в пустом зале, где эхом звучали строки свеженаписанного стихотворения. Первые, любопытные  посетители робко  рассаживались по местам, не совсем осознавая, что здесь происходит.  Но новые зрители всё входили и входили, хотя свободных мест уже не было.  Многие   стояли в холе,  двери были  открыты настежь.  К моему  великому  удивлению,  меня  раз восемь  просили повторять этот  текст, хотя я читала и другие свои стихотворения. И тогда, чтобы как-то изменить сложившуюся ситуацию, предложила свободный микрофон. Много в нашей стране самородков и людей, почитающих и А. С. Пушкина, и Тютчева, и Блока, и М. Ю. Лермонтова. Вечер и концерт удались на славу ; полный аншлаг.
         Утром мы расстались с прекрасным городом. Погода решила на прощание   преподнести нам сюрприз.  Тучи спустились с горы, клубились и волнами набегали друг на друга, зависли над домами. Поднялся ветер  и повалил снег. Сама же гора Машук скрылась в тумане…
 
 г. Пятигорск 2012г санаторий "Зори Ставрополья"