Умиротворение северокорейца

Андрей Сопуев
В пятнадцатых числах августа 1984 года я прибыл в Москву. До начала обучения в ординатуре оставалось еще 2 недели. Заблаговременный приезд в Москву объяснялся моим желанием как можно раньше начать обучение в клинической ординатуре Института хирургии им. Александра Васильевича Вишневского Академии медицинских наук СССР.
Жить в Москве мне предстояло в общежитиях АМН СССР. В районе станции метро «Сокол» Академия медицинских наук располагала тремя общежитиями и гостиницей для всех приезжающих на обучение, стажировку и в командировку в Академию.
Всем этим комплексом зданий заведовала Полина Андреевна. Её фамилию я, к сожалению, не знал. Но в этих 3-х общежитиях она была в глазах пару тысяч аспирантов и клинических ординаторов из всех союзных республик и стран социалистического сообщества царицей, королевой и императрицей.
Когда я зашел к ней в кабинет для устройства в общежитии она меня приняла уважительно. С очень спокойным видом приняла от меня в подарок томик Ч. Айтматова и бутылку киргизского коньяка. Тогда я еще не знал, почему она никак не отреагировала на мои подарки. А ведь томик Айтматова в те годы ценился очень высоко среди интеллигенции Советского Союза. Книга была очень дефицитной и востребованной. Оказывается, она могла собрать целый книжный шкаф из Айтматова и даже стенки этого шкафа составить из айтматовских книг. Потом мои земляки мне рассказывали, что Полина Андреевна сдает книги Ч. Айтматова на продажу своему знакомому уличному торговцу.
Так вот, мои подарки на нее никакого впечатления не произвели, и она выделила мне место в самом старом и неухоженном общежитии на улице Часовой 12/27.
Это был очень старый шестиэтажный шестиподъездный кирпичный жилой дом (см. фото). Построен по индивидуальному проекту в стиле постконструктивизма в 1939 году для руководства Академии медицинских наук СССР. Как мы видим, в те годы еще для Академии медицинских наук строили отдельные хорошие дома. Для нашего времени это видится как фантасмагория.
К семидесятым годам ХХ века этот дом был реконструирован и одна его половина была преобразована под общежитие. На каждом из 5-ти этажей этого общежития в длинном коридоре находилось 6-7 жилых комнат на 2 человека, одна общая кухня с 2-мя газовыми плитами, 2 туалета и 2 комнаты для умывальников и душа. Всё это хозяйство, как и обстановка внутри комнат, выглядела очень убого и обдрипанно.
Я поселился на 5-м этаже. Мне предстояло жить в одной комнате с хирургом из Северной Кореи. Его звали Ли Сун Хо. Он учился в аспирантуре Всесоюзного центра хирургии. Он был старше меня примерно на 10 лет. По-русски он говорил очень плохо. Но, в принципе, мы друг друга понимали нормально.
Жил в одной комнате с Ли Сун Хо я в течение полугода. Жили довольно спокойно. Бывали и ссоры. А как в общежитии без ссор. Так не бывает. Никогда до серьезной войны не доходило. Но когда я был особенно зол на него я прибегал к действенному провокационному методу, который действовал почти безотказно и успокаивал Ли Сун Хо.
Заключался этот метод в том, что я начинал очень громко ругать лидера Северной Кореи того времени Ким Ир Сена. Я говорил, что Ким Ир Сен превратил свое государство в концлагерь, довел народ до голода и сидит у власти 40 лет. Такого поворота Ли Сун Хо страшно боялся. На его лице отражался ужас, потому что он был уверен, что даже в Москве за ним следят спецслужбы Северной Кореи, которые его могут арестовать, вывезти на Родину и бросить в тюрьму на 15 лет. Поэтому он сразу сглаживал разногласия и просил меня закончить этот «беспредел».