О ксенофобии в Библии

Поляков Виктор Николаевич
               


            Ксенофобия — это неприязнь «своих» к «чужим»,  например, к людям другого цвета кожи, другого языка или вероисповедания. В древнем мире она была присуща практически всем народам, в том числе и евреям. В Ветхом Завете можно найти примеры, когда еврейский Бог Иегова даже призывал «свой народ» к геноциду (см. Второзаконие. Гл.20):
           «Когда Господь Бог твой предаст город в руки твои, порази в нём весь мужской пол остриём меча; только жён и детей и скот и всё, что в городе, всю добычу его возьми себе и пользуйся… так поступай со всеми городами, которые от тебя весьма далеки.  А в городах народов, которых Господь Бог даёт тебе во владение, не оставляй в живых ни одной живой души, но предавай их заклятию: Хеттеев и Аморрев, и Хананнеев, и Ферезеев, и Евеев, и Евусеев (и Гергесеев)…» Бог категорически запрещал евреям жениться и заводить семьи с окружающими их «иностранцами». Однако далеко не все евреи соблюдали этот Завет, подтверждением чего служит хотя бы тот факт, что прабабушкой их любимого царя Давида была  моавитянка Руфь.
         
            Древние греки изобрели  космополитизм, и Диоген уже называл себя первым космополитом. Христианство, как считают умные люди, возникло именно «на стыке» двух культур: еврейской и эллинистической. Поэтому Иисус Христос уже был способен преодолевать свою еврейскую ксенофобию, хотя родился от еврейки Марии и еврейского Бога-отца при посредстве Святого Духа. Что же касается его отчима Иосифа, то его «благородное происхождение» от царя Давида вроде бы и не имеет никакого значения.         
 
           Забавный пример преодоления ксенофобии мы находим в Евангелие от Матфея:
         
«… Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала ему: помилуй меня, Господи, Сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики его, приступив, просили Его: отпусти её, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева (т.е., к евреям). А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей (т.е., евреев) и бросить псам (т.е., хананеянам, римлянам, грекам и прочим… русским; тут же надо понимать, что Иисус Христос вещал не только для своих шалопаев-учеников и других современников, но и для Всего Человечества на Все Времена).
Она сказала: так, Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь её в тот же час.
            
 (Очевидно, аргумент насчёт «крох», которые перепадают «псам» со стола «господ», показался Иисусу настолько убедительным, что он решил проявить себя, как настоящий космополит!)