10. Князь Иван Калита

Полина Ребенина
Иван Данилович Калита, младший брат Юрия Даниловича, еще долго продолжал жестокую и непримиримую борьбу за лидерство против Тверского княжества и сумел одержать в ней решительную победу. Реванш этот был достигнут не всегда достойными методами, и оттого русские историки относились к Ивану Калите, как к хитрому и жестокому, хотя и несомненно умному политику.

Однако победителей, как говорится, не судят, и  этот деятельный, энергичный, расчётливый правитель заложил основы экономического и политического лидерства Москвы в русских землях. Хотя нередко проявлял себя этот «победитель» как предатель русского народа и ревностный служитель золотоордынского хана Узбека. Историки награждали его эпитетами: "скупец", "лицемер", "вероломный татарский угодник".

Не известна точная дата рождения и смерти Ивана Калиты. Историки указывают лишь приблизительный год его появления на свет 1288. Будущий великий князь родился четвертым по счету сыном московского правителя Даниила Александровича и приходился внуком великому Александру Невскому. Как четвертый сын он не мог рассчитывать на московский престол и долгое время оставался в тени своего старшего брата московского князя Юрия Даниловича, о котором мы рассказали в предыдущей главе.

Официально Иван Калита был женат дважды. Первая его супруга – княгиня Елена, скончавшаяся в 1331 году, по-видимому, являлась его сверстницей. О том, какого рода была княгиня, сведений нет, однако известно, что родила она за период брака четырех сыновей и четырех дочерей, а перед кончиной приняла монашеский постриг и именовалась Соломонида. О дате заключения брака также ничего не известно, однако следует предполагать, что обвенчался князь, по обычаю того времени, еще в юношестве.

Вторая супруга Калиты - княгиня Ульяна, происхождение ее доподлинно не установлено. Известно, что княгиня была намного моложе Ивана Даниловича, родила дочь Марию и пережила мужа на двадцать лет. По завещанию князя ей достались немалые богатства и земли.

Исследователи называют имена восьми детей Калиты:
• Симеон Гордый и Иван Красный (наследники и великие князья);
• Андрей Серпуховский;
• Даниил и Феотиния (сведения о них практически не сохранились);
• Мария (жена Ростово-Борисоглебского князя Константина);
• Евдокия (супруга Ярославского князя Василия);
• Феодосия (княгиня Белозерского княжества, супруга князя Федора Романовича).

***
Иван Калита начал управлять Московской волостью еще до смерти брата Юрия в 1325 году. Юрий часто находился в отъезде, то в Орде, то в Новгороде, и Калита практически правил в Москве. Политическая деятельность этого удивительного человека началась с оригинального и хитрого хода. Калита заручился поддержкой митрополита Петра, переманив его многочисленными и щедрыми обещаниями из Владимира в Москву.

Еще в 1299 году предшествующий митрополит Максим оставил опустошенный Киев, где не мог найти безопасности, и переехал на жительство во Владимир. Этот город не был особо выдающимся, однако пребывание митрополита во Владимире при тогдашней высокой значимости духовенства сообщало этому городу вид столицы.

В то время чрезвычайно важно было для какого-нибудь города, стремившегося к первенству, чтоб митрополит утвердил в нем свое пребывание; это придавало ему статус столицы всея Руси, ибо единство последней поддерживалось в то время единым митрополитом. Мало того, это способствовало его возрастанию и обогащению, ибо в него со всех сторон стекались лица, имевшие нужду до митрополита, который считался средоточием церковного управления. Наконец, митрополит поддерживал того князя, в городе которого пребывал.

Калита сумел приобрести расположение митрополита Петра, так что этот святитель жил в Москве больше, чем в других местах, умер и погребен в ней. Гроб святого мужа был для Москвы так же драгоценен, как и пребывание живого святителя: выбор Петра казался внушением божиим, и новый митрополит Феогност уже не хотел оставить гроба и дома чудотворца. Петр уговаривал Калиту построить в Москве каменную церковь Богоматери и говорил: «Если меня, сын, послушаешься, храм Пречистой богородицы построишь, и меня упокоишь в своем городе, то и сам прославишься больше других князей, и сыновья и внуки твои и город этот славен будет, святители станут в нем жить, и подчинит он себе все остальные города».

Другие князья хорошо видели важные последствия этого явления и сердились; но было слишком поздно и изменить этого уже было нельзя. По желанию Петра в Москве был возведен храм Богоматери.

Но в то время, как Иван Калита утверждением у себя митрополичьего престола приобретал для Москвы такие важные выгоды, сын Михаила Тверского Александр (1326 – 1338) необдуманным поступком погубил себя и все княжество свое.

Князь Александр Тверской отличался справедливостью и добротой, но он вынес себе смертельный приговор, позволив тверичам убить Шевкала, ненавидимого всеми ханского посла. В Твери пронеслась молва, что татары хотят сместить Александра и ввести свое правление, к тому же перекрестить всех православных в мусульманство. Александр с тверичами захотели предупредить их намерение и рано утром, на солнечном восходе, вступили в бой с татарами, бились целый день и к вечеру одолели. Шевкал бросился в старый дом князя Михаила, но Александр велел зажечь отцовский двор, и татары погибли в пламени; купцы старые, ордынские, и новые, пришедшие с Шевкалом, были истреблены, несмотря на то что не вступали в бой с русскими: одних из них перебили, других перетопили, иных сожгли на кострах.

Хан Узбек очень рассердился, узнав об участи Шевкала. Князь Московский Иван Калита воспользовался сложившейся ситуацией для того, чтобы устранить своих политических противников, тверичей, и срочно отбыл в Орду. Хан вручил ему ярлык на великое княжение и снабдил пятидесятитысячным войском. Калита выступил во главе карательного татарского отряда против собственного народа. Под командование Калиты встали также суздальцы.

Татары под предводительством Калиты подавили тверское восстание, пожгли города и села, людей повели в плен и, по выражению летописца "положили пусту всю землю Русскую". Спаслась лишь Москва, отчина Калиты, да Новгород, который дал татарским воеводам 2000 серебра и множество даров. Александр, послышав о приближении татар, хотел бежать в Новгород, но новгородцы не захотели подвергать себя опасности из-за него и не приняли его; тогда Александр бежал во Псков, а братья его нашли убежище в Ладоге.

В следующем 1328 году Калита, младший брат Александра, Константин, и представитель от новгородцев поехали снова в Орду; благодарный Узбек дал великое княжение Калите, Константину Михайловичу дал Тверь и отпустил их с приказом отыскать князя Александра. И вот во Псков явились послы от князей московского, тверского, суздальского и от новгородцев уговаривать Александра, чтоб ехал в Орду к Узбеку; послы говорили ему от имени князей: «Царь Узбек всем нам велел искать тебя и прислать к нему в Орду; ступай к нему, чтоб нам всем не пострадать от него из-за тебя одного; лучше тебе за всех пострадать, чем нам всем из-за тебя одного попустошить всю землю».

Александр с достоинством и благородством отвечал: «Точно, мне следует с терпением и любовию за всех страдать и не мстить за себя лукавым крамольникам; но и вам недурно было бы друг за друга и брат за брата стоять, а татарам не выдавать и всем вместе противиться им, защищать Русскую землю и православное христианство».

Александр хотел ехать в Орду, но псковитяне, полюбившие благородного князя, не пустили его, говоря: «Не езди, господин, в Орду; что б с тобою ни случилось, умрем, господин, с тобою на одном месте». Надобно было действовать силою, но московский и прочие князья не любили действовать силою там, где успех был неверен; они рассуждали: «Псковичи крепко взялись защищать Александра, обещались все умереть за него, а близко их немцы, те подадут им помощь».

Тогда хитроумный Калита придумал другое средство: уговорить митрополита Феогноста проклясть и отлучить от церкви князя Александра и весь Псков, если они не исполнят требование князей. Средство подействовало, православный Александр сказал псковичам: «Братья мои и друзья мои! не будь на вас проклятия ради меня; еду вон из вашего города и снимаю с вас крестное целование, только целуйте крест, что не выдадите княгини моей».

Псковичи поцеловали крест и отпустили Александра в Литву, хотя очень горьки были им его проводы: тогда, говорит летописец, была во Пскове туга и печаль и молва многая по князе Александре, который добротою и любовью своею пришелся по сердцу псковичам.

По отъезде Александра послы псковские вынуждены были отправиться к вероломному Калите с поклоном. Они сказали ему: «Князь Александр изо Пскова поехал прочь; а тебе, господину своему князю великому, весь Псков кланяется от мала и до велика: и попы, и чернецы, и черницы, и сироты, и вдовы, и жены, и малые дети». Услыхав, что Александр уехал изо Пскова, Калита заключил с псковичами мир вечный по старине, по отчине и по дедине, после чего митрополит Феогност с новгородским владыкою благословили посадника и весь Псков (1329 г.).

***
Полтора года пробыл Александр в Литве и, когда гроза приутихла, возвратился к жене во Псков, жители которого приняли его с честью и посадили у себя на княжении. Десять лет спокойно княжил Александр во Пскове, но тосковал по своей родной Твери: Псков по формам своего быта не мог быть наследственным княжеством для сыновей его; относительно же родной области он знал старый обычай, по которому дети изгнанного князя не могли надеяться на наследство; по словам летописи, Александр рассуждал так: «Если умру здесь, то что будет с детьми моими? все знают, что я выбежал из княжества моего и умер на чужбине: так дети мои будут лишены своего княжества».

В 1336 году Александр послал в Орду сына Феодора попытаться, нельзя ли как-нибудь умилостивить хана, и, узнавши, что есть надежда на успех, в 1337 году отправился сам к Узбеку. «Я сделал много зла тебе, — сказал он хану, — но теперь пришел принять от тебя смерть или жизнь, будучи готов на все, что бог возвестит тебе». Узбек сказал на это окружавшим: «Князь Александр смиренною мудростью избавил себя от смерти»,— и позволил ему снова занять тверской стол; князь Константин Михайлович волею или неволею уступил княжество старшему брату.

Александр вернулся и вновь вокняжился в Твери. Но возвращение Александра служило знаком к возобновлению борьбы между Москвою и Тверью, спор мог кончиться только гибелью одного из соперников, и коварный Калита решился окончательно погубить врага.

В 1339 году он отправился с двумя сыновьями в Орду, и вслед за этим Александр получил приказ явиться туда же: зов этот последовал думою Калиты, говорит летописец.  То есть, Калита оклеветал Александра Тверского перед ханом. Александр уже понял, что кто-то оклеветал его пред ханом, который опять очень сердит на него, и потому отправил перед собою сына Феодора, а за ним уже отправился сам по новому зову из Орды. Феодор Александрович встретил отца и объявил ему, что дела идут плохо; проживши месяц в Орде, Александр узнал от татар — приятелей своих, что участь его решена. Узбек определил ему смерть, назначили и день казни.

В этот день, 29 октября, Александр встал рано, помолился и, видя, что время проходит, послал к ханше за вестями, сел и сам на коня и поехал по знакомым разузнавать о своей участи, но везде был один ответ, что она решена, что он должен ждать в этот самый день смерти, дома его ждал его посланный от ханши с тою же вестью. Александр стал прощаться с сыном и боярами, сделал распоряжение насчет княжества своего, исповедался, причастился; то же самое сделали и сын его Феодор и бояре, потому что никто из них не думал остаться в живых. Ждали после того недолго: вошли отроки с плачем и объявили о приближении убийц; Александр вышел сам к ним навстречу — и был рознят по составам (четвертован) вместе с сыном.

***
Калита еще прежде уехал из Орды с великим пожалованием и с честию; сыновья его возвратились после смерти Александровой, приехали в Москву с великою радостью и веселием, по словам летописи. Тверской стол перешел к брату Александра, Константину Михайловичу, который стал постепенно собирать и восстанавливать Тверскую волость после татарского опустошения.

Великокняжеский престол Иван Данилович Калита получил кровью русского народа, хитростью и предательством. Он сумел договориться с ханом, что будет собирать  дань для татар со всей Руси, что способствовало его личному обогащению. На эти деньги Иоанн скупал целые города у удельных князей. С этого момента ханские набеги на московскую территорию не повторялись. Дань собиралась вовремя и регулярно направлялась Узбеку, хотя и была тяжела. Волнения Калита жестоко подавлял, собирая излишки в собственную казну.

Ивана Даниловича прозвали за скупость «Калитою» (Калита по-татарски– кошелек). По другой же версии свое прозвище Калита, он получил от привычки носить с собой постоянно кошелек с деньгами для раздачи милостыни.

Начало усиления Калиты было, по выражению летописца, началом насилия для других княжеств, где московский собственник распоряжался своевольно. Горькая участь постигла знаменитый Ростов Великий и старший из городов северных должен был испытать тяжкие насилия от младшего из пригородов: отнялись от князей ростовских власть и княжение, имущество, честь и слава, говорит летописец. Ростовским князем в это время был Василий Константинович. В 1328 году в мятежный Ростов, который не хотел платить дань, Калита отправил воевод. Московский князь не только добился сбора дани, но и выселил многих ростовчан из города в московские области. Именно тогда в подмосковном Радонеже оказались ростовский боярин Кирилл с женой Марией, родители будущего подвижника православной церкви, главного небесного молитвенника за Московское государство Сергия Радонежского.

По смерти Александра и Тверь не избежала насилий московских: Калита велел снять от церкви святого Спаса колокол и привезти в Москву — унижение очень чувствительное для православного люда. Ведь это был колокол главной церкви в городе.

Князь рязанский Иван Ярославич был убит во время нападения татар с Калитою на Тверь. Часть земель, вошедших в Московское княжество, Иван Калита не завоевывал, а приобретал на условиях «купли». Посредством «купли» присоединен был Углич, Галич и Белозерск. Московский князь покупал и выменивал целые села в разных местах: около Ростова, Костромы, Владимира, на реке Мете, Киржаче.

Деятельность Ивана Калиты по «собиранию земель» включала в себя тонкую работу по привлечению к этому процессу боярских дворов. Бояре охотно шли к Калите, он давал им земли и наделял полномочиями. Делал он это не только для укрепления авторитета, но и в целях осуществления своих амбициозных планов. Так, Иван Калита активно содействовал своим боярам в приобретении владений в сопредельных княжествах. Сам он не мог покупать земли в той же новгородской земле, но боярам никто этого запретить не мог. Таким образом, в землях, которые по планам Калиты должны были отойти Москве, основывались слободы, которые заселялись верными Калите людьми.

При беглом ознакомлении с этой исторической фигурой может возникнуть ощущение, что Иван Калита был зависимым от Орды политиком, «подмявшим» Русь под монголо-татарскую пяту, но это не соответствует действительности. В годы правления Калиты монгольское владычество над Русью значительно ослабло, почти на полвека прекратились татарские набеги. При Калите Русь обрела гораздо больше самостоятельности в отношениях с Ордой. Дань теперь собирали и возили в Орду сами русские князья, что значительно облегчило жизнь народа. Русь хоть и оставалась под верховной властью Орды, но приобрела более высокий статус и постепенно укреплялась и централизовалась, что, в конечном итоге, позволило обрести ей самостоятельность.

Несметные богатства, которые Калита скопил, собирая дань для хана, направлялись на расширение Московского княжества и укрепление его могущества. В начале правления территория княжества составляла всего 35 тысяч квадратных километров, а в конце Москва была одним из сильнейших центров Руси. Задолго до получения ярлыка на Владимирский престол Калита занимался скупкой небольших и средних участков земли и разоренных территорий своих соседей, расширяя тем самым границы своих владений. Например, куплены были сразу три города с округами - Углич, Белозерск и Галич. Большие территории были отторгнуты у Твери в период подавления непокорного Александра и восставших. Именно благодаря его политике Москва приобрела влияние на всей территории Северо-Восточной Руси. Калита диктовал свою волю таким свободолюбивым городам как Псков и Новгород, а также посылал сборщиков дани на Печору. Не раз новгородцы пытались откупиться от Ивана Даниловича, но хитрый князь всегда оставался непреклонен.

Во внутренней политике Иван Данилович проявил себя не менее успешно. Хозяйственный и экономный князь контролировал расходы, стараясь привлечь как можно больше торговых людей, развивая ремесло и сельское хозяйство. В 1339 году Кремль обнесли дубовой стеной, Москва пополнялась все новыми каменными постройками. Несмотря на видимую приверженность к канонам православия, Калита в решении вопросов о приеме на службу придерживался принципа веротерпимости. Предпочтение получали люди с выдающимися деловыми качествами. В Москву стекались татары, православные литовцы, русские, спасавшиеся от гнева удельных правителей. Темпы развития княжества оказались одними из самых высоких за всю историю Древней Руси.

В Москве жестоко карались уголовные преступления, поэтому уровень безопасности в княжестве значительно возрос. Большое внимание уделил Калита и законодательству в сфере гражданского оборота, в особенности наследованию.

Заслугой «беспринципной», как называют ее некоторые исследователи, политики Ивана Даниловича стало сорокалетнее спокойствие русских земель. Набеги прекратились, так как ордынский хан получал установленную им дань регулярно и в полном объеме, а дружеские отношения с Калитой позволяли оставаться Узбеку и его окружению уверенными в своем могуществе.

Иван Данилович сумел воспользоваться географическими преимуществами Москвы, сделав ее не только политическим, но и духовным, а также экономическим центром. Калиту заслуженно считают одним из первых правителей, начавших воссоединение раздробленной Руси.

При Калите Москва преобразилась, в ней в развернулось масштабное строительство, появились первые каменные здания (до той поры город был полностью деревянным).
Князь на территории Московского государства возводит несколько храмов: Собор спаса на Бору, Успенский собор, Архангельский собор, церковь Иоанна Лествичника. В годы правления (с 1328 по 1340) отстраивает Калита новый Московский Кремль из дуба. Правителя отличает тяга к вере. Незадолго до смерти Иван пишет Сийское Евангелие. Сейчас писание находится в библиотеке Российской академии наук.

Буквально перед самой смертью Иван принял постриг. Чтобы не допустить вражды между наследниками, Калита еще при жизни распределил все имущество. Симеону Гордому досталось две трети всего наследства, к тому же он должен был позаботиться о младших детях. Иван даже перед смертью думал об интересах государства. Он не мог допустить, чтобы Московское княжество раздробили после его ухода в мир иной, поэтому основную часть наследства получил его старший сын. Иван I Калита умер 31 марта 1340 года. Местом его захоронения стал Архангельский собор, который когда-то построили по его же приказу.

***
Очень разные и часто нелицеприятные мнения оставили о Калите историки.

Правление Ивана Калиты однозначно отмечено усилением Московского княжества, из которого через полтора века выросло независимое Русское государство. Об этом пишет русский историк Н.М. Карамзин в «Записках о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях»: «Сделалось чудо. Городок, едва известный до XIV века, возвысил голову и спас отечество». И всё началось с того, что на московский стол сел князь Иван Данилович Калита - «Собиратель земли Русской».

На фоне славных дел деда Александра Невского и внука Дмитрия Донского деяния Ивана Калиты кажутся весьма незначительными, а личность - невыразительной. По мнению некоторых историков, Иван Данилович - посредственность, стремящаяся с помощью татар и собственной бережливости лишь увеличить свои владения за счёт своих надменных и нерасчётливых соседей. Другие учёные указывают на результаты деятельности Ивана и его потомков - создание мощного Российского государства с центром в Москве. В их работах Калита превращается в талантливого политика, дипломата, экономиста и психолога, неустанно работавшего на перспективу, закладывая основы будущего могущества Москвы. Кто прав, сказать трудно. Многое зависит от точки зрения исследователя. Вот некоторые мнения известных историков:

Соловьёв С.М.: «С тех пор, говорит летописец, как московский князь Иоанн Данилович стал великим князем, наступила тишина великая по всей Русской земле и перестали татары воевать её. Таково было непосредственное следствие усиления одного княжества, Московского, на счёт всех других; в одном древнем памятнике деятельность Калиты обозначена тем, что он избавил русскую землю от воров (татей) - видно, что предки наши представляли себе Калиту установителем тишины, безопасности, внутреннего наряда, который до тех пор постоянно был нарушаем сперва родовыми усобицами княжескими, потом усобицами князей или, лучше сказать, отдельных княжеств для усиления себя на счёт других, что вело к единовластию.

Калита умел воспользоваться обстоятельствами, окончить борьбу с полным торжеством для своего княжества и дал современникам почувствовать первые добрые следствия этого торжества, дал им предвкусить выгоды единовластия, почему и перешёл в потомство с именем собирателя Русской земли»

Ключевский В.О.: «Очевидно, политические успехи московского князя освещались в народном представлении содействием и благословлением высшей церковной власти на Руси. Благодаря тому эти успехи, достигнутые не всегда чистыми средствами, стали прочным достоянием московского князя». Ключевский полагал, что все московские князья, начиная с Ивана Калиты, «усердно ухаживали за ханом и сделали его орудием своих замыслов».

Борисов Н.: «Между двух гигантов-бойцов - Александром Невским и Дмитрием Донским - мрачной тенью стоит Иван Калита.

Внук одного героя и дед другого, Иван стал воплощением хитрости, вероломства и других далеко не героических качеств. Этот миф о Калите родился около ста лет назад. Историк-разночинец Василий Ключевский, не любивший аристократию вообще и старых московских князей в частности, высказал ехидное предположение, что своё оригинальное прозвище князь Иван получил… за скупость. Между тем древние исторические источники (в частности, Волоколамский патерик) сообщают, что князь был прозван Калитой за то, что всегда носил на поясе кошель - «калиту», из которой в любую минуту готов был подать милостыню нищим…

…Как истинный основоположник, Иван был человеком идеи. Да и могло ли быть иначе? Ведь только вера в святость цели могла хотя бы отчасти успокоить его раненную совесть. И чем больше зла приходилось творить Ивану, тем более значительной и высокой была для него цель…

…И за свои грехи он дал ответ перед Богом. Но люди той эпохи, взвесив его добро и его зло на незримых весах своей памяти, дали ему имя ещё более точное, чем Калита. Как свидетельствуют источники, они называли его Иван Добрый…»

Черепнин Л.В.: «Иван Калита действовал как властный князь-вотчинник, неуклонно стремившийся к расширению территории своего княжества и к подчинению своей власти других русских князей. В его деятельности отсутствуют мотивы национально-освободительной борьбы. Он не боролся против гнёта Золотой Орды, а откупался от хана исправной уплатой «выхода», доставляя Руси некоторую передышку от татарских набегов. Его политика грабежа денежных средств с населения русских земель была неуклонной и жестокой, сопровождавшейся крутыми мерами…

…Но, обеспечив себе если не покровительство, то, во всяком случае, признание ордынского хана, Калита использовал его для укрепления на Руси своей власти, которую в дальнейшем московские князья употребили против Орды. Жестоко расправляясь со своими противниками из числа других русских князей, не брезгуя для этого татарской помощью, Калита добился значительного усиления могущества Московского княжества, а это способствовало процессу государственной централизации»

Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф.: «В историографии отнюдь не одинаков взгляд на действия Ивана Даниловича. Не раз выдвигались обвинения в его адрес, что вот-де тверичи восстали, а он по злобе на тверских князей, в борьбе за великокняжеский стол навёл на Русь ордынскую рать. Раздаются сожаления, что Тверь не поддержали другие русские города. Сожаления, конечно, имеют право на существование. Но нельзя не принимать в расчёт, что Русь ещё не была готова к свержению ордынского ига, не имела на это сил, в то время как Орда при Узбек-хане переживала апогей своего могущества".

Казалось бы, такого человека-правителя историки должны были возвеличить за его государственные деяния. Но не тут-то было. Образ московского князя, оставившего в отечественном летописании столь глубокий след, исследователи и писатели обрисовывали не столь радужными красками. Причина кроется прежде всего в личности Ивана Калиты, по заветам которого потомки постепенно «собрали Русь». Карамзин определил могущество Москвы как «силу, воспитанную хитростью».

По Карамзину, московский князь Иван Данилович был прежде всего исключительно хитрым удельным владетелем. Хитростью он сумел снискать милость правителей Золотой Орды, убедил хана Узбека не посылать больше на Русь баскаков собирать дань, а поручить это русским князьям, а также убедил закрыть глаза на территориальные переделы в области великого княжения Владимирского, то есть на приращение к Москве чужих земель.

В старой России широкое хождение имел гимназический учебник истории Д.И. Иловайского, который, называя Калиту «собирателем Руси», в то же время даёт ему весьма не лестную характеристику: «Необыкновенно расчётливый и осторожный, он пользовался всеми средствами к достижению главной цели, то есть возвышению Москвы за счёт её соседей». Московский князь «часто ездил в Орду с дарами и раболепно кланялся хану; он получал от хана помощь в борьбе с соперниками, и таким образом самих татар сделал орудием для усиления Москвы… Присвоив себе право собирать дань с удельных князей и доставлять её в Орду, Калита искусно пользовался этим правом, чтобы увеличить свою собственную казну».

Список литературы
1. Басова М. В. Иоанн I Данилович. Православная энциклопедия. Дата обращения: 30 мая 2020.
2. Борисов Н. С. Иван Калита. — М.: Молодая гвардия, 2005. — 302 с. — (Жизнь замечательных людей). — 10 000 экз. — ISBN 5-235-02263-7.
3. Горский А. А. Русь и Орда. — М.: Наука, 2000. — 214 с. — ISBN 5-02-010202-4.
Долгоруков П. В. Российская родословная книга. — М.: Тип. Карла Вингебера, 1854. — Т. 1. — 350 с.
4. Иловайский Д. И. Сочинения в девяти томах. — М.: Московский фонд культуры, 1992. — Т. 2. — 191 с.
5. Карамзин Н. М. История государства Российского. — СПб.: Типография П. Греча, 1819. — Т. 4. — 260 с.
6. Ключевский В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. — М.: Правда, 1990. — 624 с. — ISBN 5-253-00034-8.
7. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. — П.: П. П. Сойкин, 1915. — Т. 1. — 656 с.
8. Кучкин В. А. Первый московский князь Даниил Александрович // Отечественная история. — 1995. — № 1. — С. 94—107.
9. Пчёлов Е. В. Рюриковичи. История династии. — М.: Олма-пресс, 2003. — 479 с. — ISBN 5-224-03160-5.: