Время прозрения. Часть 1. Отец

Элла Лякишева
                Начало на  http://proza.ru/2022/07/28/1228

                ОТЕЦ.

                Мы не можем вырвать ни одной страницы
                из книги нашей жизни, хотя легко можем
                бросить в огонь саму книгу.

                Жорж Санд

     Всё чаще вспоминаю самые горькие эпизоды детства. Запомнилось не всё – всплывают отдельные картинки.
     Не хочу вспоминать, но вновь и вновь слышу потоки обидных шипящих слов и оскорблений, сыпавшихся на  голову отца. Мама никогда не жалела его…

    А я жалела, но защитить не могла. И это отравляло мне жизнь.

     Жизнь могла бы для нас быть счастливой или хотя бы хорошей…  Но нет! И я, девчонка, - немой свидетель того, как мгновение за мгновением можно убивать всё лучшее в этой жизни.

    Утро. Сквозь живое зелёное кружево ветвей неяркое солнце освещает маленький дворик.

      Мы собираемся завтракать. Рядом со мной за столиком, накрытым клеёнкой,  отец, худощавый, сутулый, в полинявшей майке. Как всегда, с книгой в руках. Но книга закрыта, а голова отца опущена. Пальцы стискивают папиросу, почти ломая её. 
 
        Нависая над ним, возвышается мама, основательно полная, в старом халате, но с надменно грозным выражением на обрюзгшем лице.

-  Где ты шлялся весь день вчера, где?!! Свинья! Лишь бы умотать к друзьям! Или книжки читать! 

      Её обвиняюще пронзительный голос заглушал тихие оправдания. Да и оправдываться было бесполезно, даже опасно: любые слова вызывали новый взрыв грубости.

   И тяжёлая ноша недетских страданий сжимала моё детское сердце. 
            
   Удивительно стойко переносил отец эти оскорбления, лишь желваки ходили на скулах. Правда, мог, не повышал голоса, пробормотать: «Человеку в жизни должно повезти трижды: у кого родиться, у кого учиться, на ком жениться».

     Я впитывала слова, не материнские (упаси Боже!), но отцовские.

     Он любил афоризмы, и моя любовь к разным крылатым фразам пришла оттуда, из детства, от него.

    В крошечной пристройке отец соорудил топчан, с тощим матрацем и комковатой подушкой. Там было убежище от разгневанной жены. Прибил к стене неширокую доску для книг, и среди них был потрёпанный от переездов любимый сборник афоризмов. Я  не раз заглядывала на исчерканные страницы. Ну как можно было не согласиться, если читаешь: «Мудрый ищет погрешности в себе, немудрый – в других»…

    Жизнь слишком часто преподносила мне доказательства правоты старой китайской пословицы. Нет, отец никогда не был лентяем. Своими руками он построил этот дом.

    Да и всю мужскую работу, какая нужна была, выполнял. Работал проводником на железной дороге. А в свободное время - читал. Вот эту-то привычку и не терпела мама. Тут же начинались придирки...

    Если град обвинений не прекращался, отец мог добавить со вздохом: «Любящая жена сделает для мужа всё, но она никогда не перестанет его критиковать и воспитывать…»
       Эта фраза ещё больше накаляла атмосферу.

- Умничаешь! – кричала мать, швыряя тряпку. И в голосе назревали злые слёзы: – Ты всю жизнь мою испоганил, угробил! Ты…

     Спохватившись, я хитрила, отвлекая хозяйственными вопросами.

      Но при любом удобном случае она целенаправленно и с постоянным упорством продолжала вымещать на нём свои прежние обиды, пыталась подчинить, забывая, где служил её муж.

    А он много лет был начальником погранзаставы. Не раз смотрел в лицо смерти.  Очень дорожил фотографией, на которой рядом с ним - пограничник с собакой. Показывая мне, пояснял с гордостью:

- Это Никита Карацупа и его знаменитый Индус. Прославленный Следопыт! Он был моим другом.

      Отцу привычно было отдавать приказы, требуя беспрекословного подчинения. Тем непонятнее было для меня, почему так безропотно, но с удивительным внутренним достоинством он умел сдерживать себя. Не хотел унижаться до скандалов? Скорее всего, так…

       В последние годы вообще не отвечал ей, и молчание ещё больше её злило.

     Или уходил  в город и возвращался выпивши. Чтобы выслушать новый поток грубости и упрёков… Падал на топчан, закрывая голову подушкой…

   Какое уж тут уважение! Даже День пограничника в семье не отмечали, не поздравляли отца. А он, если не был в поездке, находил друзей в городе…
 
    Сердце болит от того, что здесь и моя вина тоже.

      Я любила отца! И чувствовала, что он меня тоже любит. Какие заботливые письма он писал мне в далёкое сибирское село! Как много добра и заботы видела я в его глазах, словах и поступках!

   Это он научил меня играть в шахматы. И мы иногда играли в  его маленькие дорожные шахматы на магнитиках.

    А ещё нас объединяла любовь к чтению. Мама читать не любила. И не читала.  И меня «гоняла», завидев книгу в руках:

- Забиваешь голову фантазиями! Лучше  на рынок иди!  Продашь яблок – купи сахару для варенья! Вон соседская Валька всё продала – с выгодой.

    Но я не любила и не умела торговать. Придумывала причину и убегала в библиотеку.

    Иногда по тенистой аллейке мы шли туда вместе с отцом. Под густыми кронами магнолий и криптомерий стояли скамейки. Возвращаясь, мы могли отдохнуть на одной из них, показывая свои книги.

     Отец обожал  исторические романы, книги о природе и о героях. До сих пор помню его любимых авторов: В. Арсеньев («Дерсу Узала»), Дмитрий Нагишкин  («Сердце Бонивура»), Константин Седых ("Даурия"), Сергей Диковский («Конец «Саго-мару» и «Патриоты» - о дальневосточных пограничниках). Ведь он нёс службу там, на Дальнем Востоке. А любимым героем был Сергей Лазо.

      Я тоже читала эти книги, потому и помню их до сих пор.

       Много знал он серьёзных вещей, но мог и рассмешить. Запомнилось:

- А вот скажи, какой может быть ответ на «спасибо» в разных странах?  - Конечно, кроме «пожалуйста», других вариантов я не знала. Отец улыбался:

- Русский скажет: «Спасибо в карман не положишь».
Украинец: «Спасибо, как сало,  ломтиками не нарежешь».
Еврей: «Спасибо в кассе не принимают».
Кавказец: «Спасибо на шампур не нанижешь».
Китаец: «Спасибо палочками не ухватишь».
 
      Как-то, когда я училась в старших классах и, хотя никто не принуждал, вечно корпела над учебниками или книгами, а сестрёнка пыхтела перед зеркалом, накручивая немыслимую причёску, отец заглянул в комнату, хмыкнул, хотел спросить о чём-то, но не стал. В его глазах я увидела… нет, не могу передать это чувство словами… словно в глубокий тёмный омут заглянула.
 
      В тот же вечер под раскидистой ленкоранской акацией (мы называли её японской) он, как обычно, курил на лавочке у калитки. Может, вспоминал что-то, может, просто задумался – но такая грустная обречённость была в его сутулой спине!
   
    Я возвращалась от подружки, села рядышком. И, словно невидимой волной соединив наши души, боль царапнула сердце. Я увидела щетину на запавших щеках, опущенные в бессилии руки…

      Не были приняты в нашей семье объятия и прочие нежности. Мне хотелось обнять отца, чтобы смягчился тоскливый взгляд, но не решилась, только погладила по плечу, ощутив под рубашкой худобу плеч.

     Отбросив папиросу, отец повернулся ко мне и сказал глуховато, но твёрдо, с тихой убеждённостью: «Не слушай никого… Учись, дочка, ты добьёшься всего, что хочешь,  – только учись! Я верю в тебя!»

        Слова, которые я запомнила на всю жизнь…
    
      Каким он был отцом? Военным! И этим всё сказано! В раннем детстве я почти не видела его, (ещё бы: он начальник заставы!), но чувствовала, что он где-то рядом, он защищает нас и всегда будет для меня примером.

       Мама была недосягаемой красавицей, далёкой, как звезда на небе. Холодным был взгляд её прозрачно-голубых глаз. Не помню, чтобы она обнимала меня или приласкала с нежностью. Сейчас понимаю, как не хватало мне её внимания и любви.
 
       Папа был другим. Я восхищалась его пограничной формой и выправкой. Встречая со службы, вертелась под ногами. Он, улыбаясь, надевал мне на голову свою зелёную фуражку, она сползала на девчоночий курносый нос. Все смеялись, и как-то соседка шутя пропела:

Как хорошо быть генералом!
Буду я точно генералом,
Если капрала, если капрала
Переживу!
 
     Ещё помню, как отец подбрасывал меня вверх и ловил сильными руками. В восторге я прижималась к колючей щеке, вдыхая крепкий запах папирос  «Беломорканал».

     Уже будучи студенткой, я несколько раз пробовала расспросить о его родных, о службе на границе, но он был скуп на слова, а может быть, как когда-то по долгу службы, привык держать язык за зубами…

                Продолжение на  http://proza.ru/2022/07/28/1305