Пизанелло. Портрет Лионелло д Эсте

Алина Алексеева-Маркезин
      Антонио Пизано, прозванный Пизанелло. Портрет Лионелло д’Эсте, 1441,Доска, темпера. 28 ; 19 см Академия Каррара.Бергамо.   

          В Италии XV века, с началом эпохи гуманизма, портрет становится одним из ведущих жанров живописи. Заказчиками обычно выступали представители аристократии и духовенства, оценившие возможности портрета как средства презентации и утверждения социального и политического статуса клиента. Портрет также становится средством информации и памятным документом.
      
     Пизанелло был придворным художником Феррары, и портрет принадлежит к числу примерно пяти его живописных работ, которые известны в мире.

 Практически от него очень мало что сохранилось: рисунки в Лувре, фрески в Вероне. Не сохранились его фрески ни в Палаццо Дожей, ни в Венеции, ни в Ватикане, ни в Неаполе, где он работал.

      Мы знаем из документов только о самих фактах его присутствия, что свидетельствует о том, что он был художником общеитальянской славы. Этот художник стоит еще на границе двух эпох – поздней готики, которая еще царила в северной Италии, и эпохи Ренессанса.

       К медальерному искусству Пизанелло (1395-1455) обратился уже будучи зрелым художником. Первая медаль его авторства датируется 1438 годом. Этот год считается годом рождения ренессансного медальерного искусства. Популярность его объясняется возросшим в то время интересом к античной культуре. Многие высокопоставленные особы коллекционировали древние медали и геммы.
 
         Это строгий профильный портрет, один из первых портретов в европейской живописи. Содержания, которое мы вкладываем в портрет сейчас, тогда не было, потому что, как и в медали, в данном случае профильный портрет – это увековечивание человека, как в античности были профильные рельефные изображения императоров, обычно взятые в круг.

      Маркиз Феррары Лионелло д’Эсте был вторым из трёх незаконнорождённых сыновей Никколо III д’Эсте, Лионелло получил гуманистическое образование под руководством Гуарино да Вероны, учился военному делу у кондотьера Браччо да Монтоне.

   Наследовал маркизат после смерти отца в декабре 1441 года. Прекрасный политик и дипломат, он сделал Феррару одним из культурных центров Европы, возродив Университет Феррары и заложив основы так называемой политики «великолепия» двора д'Эсте

           Портрет Лионелло д’Эсте, одно из самых известных произведений художника, датируется по сонету (1441) Улисса Алеотти , нотариуса из Падуи. В сонете возносится похвала победителю состязания на создание лучшего портрета Лионелло. В нём участвовали художники Пизанелло и Якопо Беллини, последний одержал верх.
 Сонет Алеотти — первое свидетельство об обстоятельствах создания портрета.
         
          Лионелло д’Эсте изображён погрудно в профиль на фоне диких роз. Есть предположение, что изображение розы — отсылка к прозвищу герцога, данному его учителем Гуарино да Верона — «цветок принцев». Гуманист Лодовико Карбоне так писал о нём:

    "Я никогда не мог смотреть без слёз на портрет Лионелло, который написал Антонио Пизано, так он сумел собрать в нём самые глубокие следы человеколюбия.»
 
  Гуманист Анджело Децембрио описывает в 1426 году Леонелло д'Эсте, маркиза Феррара - главного героя одного из самых культурных и утонченных итальянских дворов:
         
     "У него был мягкий способ говорить, безмятежный лоб, веселые глаза, и он всегда двигался с абсолютным самообладанием, какими бы красивыми они ни были".


    Светлые волосы Лионелло подстрижены так, что они подчёркивают форму головы. Причёска scutella известна также под названием «французская грива», была весьма популярна в ту эпоху. Здесь прослеживается влияние бургундского двора, законодателя европейской моды.

    В нижней части портрета изображён куст роз с раскрывающимися и уже раскрывшимися цветами. Работа единодушно атрибутируется всеми исследователями на основании стилистического анализа Антонио Пизано, известного как Пизанелло.

   Во время реставрации картины были открыты деликатные краски в жемчужной гамме, которыми прописано лицо модели, показывающие, насколько Пизанелло был блестящим колористом


     Лионелло одет в veste гранатового цвета, открывающий край белой рубашки, и верхнюю одежду sopravveste  из парчи с пуговицами в форме полусферы, вероятно, серебряными. Орнамент весте — пальметты, изгиб которых подчёркивает трёхмерность изображения, — один из типичных цветочных орнаментов одежды аристократии XV века.

 На спинке соправесте видны связанные шнуры, в которых некоторые исследователи усматривают метафору «любовного узла».

  Этот портрет был выполнен Пизанелло по случаю знаменитого изобразительного конкурса, в котором Якопо Беллини и Пизанелло соревновались в 1441 году.


    К тому времени, когда Якопо Беллини, прибыл в Феррару, Пизанелло работал там уже полгода. По контексту ясно, что картина Пизанелло была написана в первой половине 1441 года. Художник уехал из Феррары в Мантую в августе того же года, конкурс проходил в то время, когда Феррарой еще управлял Никколо III, умерший в декабре 1441 года
 Известен отзыв Лионелло д’Эсте о работах обоих художников:

    "Вы помните, как Пизанелло и Беллини, прекраснейшие живописцы нашего времени, недавно отличились разными способами в портретировании моего лица. Один из них добавил большую выразительность моим чертам, в то время как другой изобразил их более бледно, но не менее тонко."

      Победителем соревнования был признан Якопо Беллини, портрет, выполненный им, не сохранился.

      Эту работу недавно отреставрировали, синий фон стал более ясно читаемым, до этого он был практически черный, потому что был слой загрязненного лака.