Джованни Морони. Потрет сидящего старика с книгой

Алина Алексеева-Маркезин
          Джованни Баттиста Морони. Потрет сидящего старика с книгой, около 1576, холст, масло.Академия Каррара. Бергамо.

     Уже в XVI веке Морони удалось то, над чем его последователи будут биться еще ни одно столетие: психологизмом и глубоким драматизмом своих полотен художник надолго опередил время.

        Предлагаемый портрет происходит из собрания графа Джакомо Каррары. Предполагается, что на картине изображен альбинский нотариус Джован Баттиста Серадобати, состоявший в близкой дружбе с художником.             

         Большое внимание Морони уделяет точной передаче физического облика модели. Строгая простота изображения и смелость, с какой художник запечатлел все приметы  телесного увядания, говорят о моралистической сущности портрета. Это является отличительной чертой позднего творчества живописца, когда он отходит от аристократически-утонченной и интеллектуальной концепции портрета, которой придерживался в молодые и зрелые годы.
 
        «Луч света подчеркивает руки старика…Мягкие и ухоженные - это руки человека далекого от ремесленного труда. Золотое кольцо-печатка, единственное украшение, говорит о том, что перед нами политический деятель или дворянин...

    Из под рукава широкого черного плаща видна лисья опушка, таким же мехом утеплен воротник. Скорее всего это домашний халат. В левой руке пожилой человек держит карманного формата книжечку.

 Скорее всего это не религиозная книга, иначе на ее обложке был бы изображен крест. Современники Реформации, особенно итальянцы, не упускали возможности подчеркнуть свою религиозную благонадежность, буде таковая имелась.
   
    Вероятней всего наш политический деятель читает на досуге поэзию Данте или Петрарки, возможно антиков. В любом случае, эта книжка выглядит как предмет, с которым хозяин не расстается и всегда берет с собой. Лицо становится вторым композиционным центром картины.

 Перед нами смуглый пожилой мужчина с ясным взглядом широких глаз из под тяжелых век и развитых бровей. Это выдает в нем привычку хмуриться и сосредоточенно читать. Выдающийся мясистый нос выдает семитское происхождение своего хозяина. Нижняя часть лица прикрыта усами и благообразной седой бородой.
 
    Выражение лица такое, какое было бы у человека, которого внезапный посетитель оторвал от чтения…Неизвестный любитель чтения очень удобно устроился в деревянном кресле с разными подлокотниками кожаной обивкой спинки с красной бахромой. ...»(автор описания  affabricatus )
 
     Это картина необычайной психологической силы и одна из самых запоминающихся в зале музея академии Каррары. Кажется, что пожилой мужчина в удобном черном верхнем платье на меху только что закрыл книгу, которую читал.

 Все исследователи воспринимают вопросительный взгляд сидящего старика, как своеобразный укор за то, что его вынудили оторваться от чтения книги... Вы тоже с этим согласны?

      Живопись позднего периода творчества Морони во многом отражает вгляды святого Карла Борромейского, который постоянно возвращался к мысли о хрупкости и бренности человеческой природы. Творчество Морони предстает как одно из первых и самых значительных явлений католической культуры, и составляет одно из важных звеньев, ведущих к искусству Караваджо.